kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Алюминий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект урока по химии в 9 классе по теме : «Алюминий и его свойства»

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая - ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия ; его нахождении в природе.

Развивающая - закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное обращение с лабораторным оборудованием и веществами, наблюдение за химической реакцией и формулировка вывода); написание уравнений химических реакций;

Воспитательная - совместная работа в малых группах по выполнению поставленной задачи, воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I.       Орг. момент.

II.      Актуализация знаний

На прошлом уроке вы работали по карточкам.

Содержание карточки:

Фамилия и Имя______________________________________

Задание №1

Саша прочитал текст учебника «Щелочные металлы» и сказал: «Калий и натрий широко распространены в природе, поэтому эти металлы не надо получать в промышленности.» Катя ответила: «Ты не прав, наоборот из-за того, что они химически активны, эти металлы получают только в промышленности.» Кто из них прав? Почему?

Так кто же прав? В данной ситуации правы оба, и Саша, и Катя.

Саша прав в том, что калий и натрий широко распространены в природе. Но из-за химической активности в природе калий и натрий встречаются только в виде соединений, поэтому чистые металлы получают только в промышленности. В этом права Катя.

Также вы составляли опорный конспект по теме: «Химические свойства ЩЗМ». Не многие справились, поэтому давайте рассмотрим, как должен выглядеть данный конспект:

(конспект записан на доске)

Металлы II гр А подгруппы

 

+ О2 =

+неМе=

+Н2О=

МеО

бинарные соединения(хлориды, сульфиды, нитриды)

гидроксиды(основания, кроме ВеО)

А сейчас мы завершим рассмотрение генетического ряда кальция.

Генетический ряд кальция

Ca–1 CaO–2Ca(OH)2 – CaCO3

1)2Ca+O2= 2CaO

2) CaO+H2O=Ca(OH)2

3)Ca+ 2H2O= Ca(OH)2+H2

4) Ca(OH)2 + CO2= CaCO3 + H2O

Внимание. Переходим к следующему заданию.

Делим класс на 4 группы. В каждой группе выбираем секретаря и оратора. Все члены каждой группы повторяют физические и химические свойства ЩМ и ЩЗМ. Далее составляют два вопроса по данной теме. Секретарь фиксирует вопросы группы. Ораторы задают вопросы другим группам. Остальные члены группы внимательно слушают ответы, и в случае неполного ответа дополняют оратора другой группы, подняв руку. Очередность определяется методом жеребьёвки. На выполнение задания 3-4 минуты. Задание считается выполненным, если группа задает 2 вопроса и дает полные ответы на 2 вопроса другой группы.

Предполагаемые вопросы:

1.Чем литий отличается от других ЩМ?

2. Каковы физические свойства щелочных металлов?

3. С чем реагируют щелочные металлы?

4.Какие природные соединения ЩМ вы знаете?

5.Назовите физические свойства ЩЗМ.

6.Какие соединения образуют ЩЗМ с неметаллами?

7.Почему ЩЗМ хранят под слоем керосина?

8.Какие оксиды образуют ЩЗМ?

III. Работа по теме урока

Введение в новую тему: «Алюминий и его свойства»

Современную жизнь невозможно представить без алюминия. Этот блестящий легкий металл, прекрасный проводник электричества, получил в последние десятилетия самое широкое применение в различных отраслях производства. Между тем известно, что в свободном виде алюминий не встречается в природе, и вплоть до XIX века наука даже не знала о его существовании. Только в последней четверти прошлого столетия была разрешена проблема промышленного производства металлического алюминия в свободном виде. Это стало одним из крупнейших завоеваний науки и техники этого периода, значение которого мы, может быть, еще не оценили до конца.

Строение атома алюминия

 Дайте характеристику химического элемента алюминия по его положению в ПСХЭ

! Алюминий – элемент главной подгруппы III группы и 3-го периода ПСХЭ

Д.И. Менделеева. Порядковый номер – 13. Это означает, что в состав атома алюминия входят 13 электронов и 13 протонов (заряд ядра +13). Относительная атомная масса алюминия – 27, следовательно, в состав ядра входят 14 протонов (27-13=14).

Как и положено элементу 3-го периода, атомы алюминия имеют три энергетических уровня. На последнем уровне атомы алюминия содержат три электрона. Следовательно, распределение электронов по уровням в атомах алюминия таково: 13Al 2e-, 8e-, 3e-.

 Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляют атомы алюминия?

 Подобно всем металлам, атомы алюминия проявляют восстановительные свойства.

 Какую степень окисления при этом будет проявлять алюминий?

 +3

Физические свойства алюминия

Алюминий А1 — белый легкий пластичный металл, один из лучших проводников электричества, р = 2,702 г/см3; /пл = 660 °С. По ковкости он уступает лишь золоту. А1 легко вытягивается в тончайшую проволоку, прокатывается в тонкие листы, которая используется для пищевых продуктов (алюминиевая фольга).

Он с легкостью отдает три валентных электрона, проявляя при этом постоянную с. о. +3. А1 — сильный восстановитель, легко окисляется, в ряду напряжений металлов следует за Mg.

Внимание. Сейчас вам раздаю карточки и выполняете задание на оценку

Содержание карточки:

Фамилия и Имя______________________________________

Задание №1

Прочитайте текст и запишите ответы на вопросы.

А1 — единственный очень активный металл, который широко используется в быту в чистом виде (не считая сплавов). Этот факт объясняется очень просто: А1 покрыт тонкой, но очень прочной пленкой своего оксида А12О3, какой нет у большинства других металлов. Забегая немного вперед, следует сказать, что А12О3 используется как абразивный материал в виде наждака и корундовых кругов. Другие металлы также покрыты оксидной пленкой, но она рыхлая, непрочная, поэтому эти металлы быстро корродируют, разрушаются и т. д.

Почему алюминий широко используется в быту? Приведите факты из текста.

_____________________________________________________

Химические свойства алюминия

Легко реагирует с простыми веществами:

1) с кислородом:

4Al + 3O2 = 2Al2O3

2) с галогенами:

2Al + 3Br2 = 2AlBr3

Al0 – 3е = Al+3 восстановитель, окисление

Br2 + 2е = 2Br-1 окислитель, восстановление

Со сложными веществами:

3) восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия)

8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe

Метод алюминотермии был открыт русским ученым Н.Н. Бекетовым в 60-х гг. XIX века. Реакция восстановления железа алюминием протекает относительно спокойно, с оксидами меди и свинца алюминий реагирует с сильным взрывом

4) с водой (после удаления защитной оксидной пленки): 

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

Самопроверка записи химических уравнений

5) со щелочами (с образованием тетрагидроксоалюминатов и других алюминатов)

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2  или

2(NaOH•H2O) + 2Al = 2NaAlO2 + 3H2

6) Легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах):

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2  или

2Al + 3H2SO4(разб) = Al2(SO4)3 + 3H2

Соединения алюминия

Какими свойствами будут обладать оксид и гидроксид алюминия?

 Амфотерными, т.е. в зависимости от условий, будут реагировать с кислотами и щелочами

Гидроксид алюминия

Оксид алюминия

Получение:

AlCl3 (изб) + 3NaOH = Al(OH)3↓ + 3NaCl

Применение:

Используется при очистке воды, так как обладает способностью поглощать (адсорбировать) различные вещества, в медицине, в качестве антацидного средства (для лечения кислотозависимых заболеваний желудочно-кишечного тракта посредством нейтрализации соляной кислоты, входящей в состав желудочного сока – «Альмагель»). Применяется в качестве антипирена (подавителя горения) в пластиках и других материалах

Получение:

2 Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O

Применение:

Сырьё в производстве алюминия, катализатор, адсорбент, огнеупорный и абразивный материал.

Закрепление полученных знаний

1) Тест «Какие утверждения верны?»

1. Алюминий встречается в природе только в виде соединений (+)

2. Силумин – сплав алюминия с серой (-)

3. Атомы алюминия проявляют восстановительные свойства (+)

4. Алюминий плохо проводит электричество (-)

5. Алюминий может реагировать как с кислотами, так и со щелочами (+)

6. В случае избытка алюминий может представлять серьёзную опасность для здоровья (+)

7. Мировое производство алюминия постоянно уменьшается (-)

Домашнее задание

§ 16, составить опорный конспект по теме: «Химические свойства алюминия»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Алюминий" »

Конспект урока по химии в 9 классе по теме : «Алюминий и его свойства»

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая - ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия ; его нахождении в природе.

Развивающая - закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное обращение с лабораторным оборудованием и веществами, наблюдение за химической реакцией и формулировка вывода); написание уравнений химических реакций;

Воспитательная - совместная работа в малых группах по выполнению поставленной задачи, воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.


Повторение домашнего задания



Объяснение учителя


































Работа у доски


































Запись темы урока





Рассказ учителя















































Самостоятельная работа


























Запись в тетрадь

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний

На прошлом уроке вы работали по карточкам.

Содержание карточки:

Фамилия и Имя______________________________________

Задание №1

Саша прочитал текст учебника «Щелочные металлы» и сказал: «Калий и натрий широко распространены в природе, поэтому эти металлы не надо получать в промышленности.» Катя ответила: «Ты не прав, наоборот из-за того, что они химически активны, эти металлы получают только в промышленности.» Кто из них прав? Почему?

Так кто же прав? В данной ситуации правы оба, и Саша, и Катя.

Саша прав в том, что калий и натрий широко распространены в природе. Но из-за химической активности в природе калий и натрий встречаются только в виде соединений, поэтому чистые металлы получают только в промышленности. В этом права Катя.

Также вы составляли опорный конспект по теме: «Химические свойства ЩЗМ». Не многие справились, поэтому давайте рассмотрим, как должен выглядеть данный конспект:

(конспект записан на доске)

Металлы II гр А подгруппы


+ О2 =


+неМе=


2О=

МеО


бинарные соединения(хлориды, сульфиды, нитриды)


гидроксиды(основания, кроме ВеО)

А сейчас мы завершим рассмотрение генетического ряда кальция.

Генетический ряд кальция

Ca–1 CaO–2Ca(OH)2 – CaCO3

1)2Ca+O2= 2CaO

2) CaO+H2O=Ca(OH)2

3)Ca+ 2H2O= Ca(OH)2+H2

4) Ca(OH)2 + CO2= CaCO3 + H2O

Внимание. Переходим к следующему заданию.

Делим класс на 4 группы. В каждой группе выбираем секретаря и оратора. Все члены каждой группы повторяют физические и химические свойства ЩМ и ЩЗМ. Далее составляют два вопроса по данной теме. Секретарь фиксирует вопросы группы. Ораторы задают вопросы другим группам. Остальные члены группы внимательно слушают ответы, и в случае неполного ответа дополняют оратора другой группы, подняв руку. Очередность определяется методом жеребьёвки. На выполнение задания 3-4 минуты. Задание считается выполненным, если группа задает 2 вопроса и дает полные ответы на 2 вопроса другой группы.


Предполагаемые вопросы:

1.Чем литий отличается от других ЩМ?

2. Каковы физические свойства щелочных металлов?

3. С чем реагируют щелочные металлы?

4.Какие природные соединения ЩМ вы знаете?

5.Назовите физические свойства ЩЗМ.

6.Какие соединения образуют ЩЗМ с неметаллами?

7.Почему ЩЗМ хранят под слоем керосина?

8.Какие оксиды образуют ЩЗМ?


III. Работа по теме урока

Введение в новую тему: «Алюминий и его свойства»

Современную жизнь невозможно представить без алюминия. Этот блестящий легкий металл, прекрасный проводник электричества, получил в последние десятилетия самое широкое применение в различных отраслях производства. Между тем известно, что в свободном виде алюминий не встречается в природе, и вплоть до XIX века наука даже не знала о его существовании. Только в последней четверти прошлого столетия была разрешена проблема промышленного производства металлического алюминия в свободном виде. Это стало одним из крупнейших завоеваний науки и техники этого периода, значение которого мы, может быть, еще не оценили до конца.

Строение атома алюминия

Дайте характеристику химического элемента алюминия по его положению в ПСХЭ

! Алюминий – элемент главной подгруппы III группы и 3-го периода ПСХЭ

Д.И. Менделеева. Порядковый номер – 13. Это означает, что в состав атома алюминия входят 13 электронов и 13 протонов (заряд ядра +13). Относительная атомная масса алюминия – 27, следовательно, в состав ядра входят 14 протонов (27-13=14).

Как и положено элементу 3-го периода, атомы алюминия имеют три энергетических уровня. На последнем уровне атомы алюминия содержат три электрона. Следовательно, распределение электронов по уровням в атомах алюминия таково: 13Al 2e-, 8e-, 3e-.

Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляют атомы алюминия?

Подобно всем металлам, атомы алюминия проявляют восстановительные свойства.

Какую степень окисления при этом будет проявлять алюминий?

+3

Физические свойства алюминия

Алюминий А1 — белый легкий пластичный металл, один из лучших проводников электричества, р = 2,702 г/см3; /пл = 660 °С. По ковкости он уступает лишь золоту. А1 легко вытягивается в тончайшую проволоку, прокатывается в тонкие листы, которая используется для пищевых продуктов (алюминиевая фольга).

Он с легкостью отдает три валентных электрона, проявляя при этом постоянную с. о. +3. А1 — сильный восстановитель, легко окисляется, в ряду напряжений металлов следует за Mg.

Внимание. Сейчас вам раздаю карточки и выполняете задание на оценку

Содержание карточки:

Фамилия и Имя______________________________________

Задание №1

Прочитайте текст и запишите ответы на вопросы.

А1 — единственный очень активный металл, который широко используется в быту в чистом виде (не считая сплавов). Этот факт объясняется очень просто: А1 покрыт тонкой, но очень прочной пленкой своего оксида А12О3, какой нет у большинства других металлов. Забегая немного вперед, следует сказать, что А12О3 используется как абразивный материал в виде наждака и корундовых кругов. Другие металлы также покрыты оксидной пленкой, но она рыхлая, непрочная, поэтому эти металлы быстро корродируют, разрушаются и т. д.

Почему алюминий широко используется в быту? Приведите факты из текста.

_____________________________________________________


Химические свойства алюминия

Легко реагирует с простыми веществами:

1) с кислородом:

4Al + 3O2 = 2Al2O3

2) с галогенами:

2Al + 3Br2 = 2AlBr3

Al0 – 3е = Al+3 восстановитель, окисление

Br2 + 2е = 2Br-1 окислитель, восстановление

Со сложными веществами:

3) восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия)

8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe

Метод алюминотермии был открыт русским ученым Н.Н. Бекетовым в 60-х гг. XIX века. Реакция восстановления железа алюминием протекает относительно спокойно, с оксидами меди и свинца алюминий реагирует с сильным взрывом

4) с водой (после удаления защитной оксидной пленки): 

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

Самопроверка записи химических уравнений

5) со щелочами (с образованием тетрагидроксоалюминатов и других алюминатов)

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2  или

2(NaOH•H2O) + 2Al = 2NaAlO2 + 3H2

6) Легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах):

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2  или

2Al + 3H2SO4(разб) = Al2(SO4)3 + 3H2


Соединения алюминия

Какими свойствами будут обладать оксид и гидроксид алюминия?

Амфотерными, т.е. в зависимости от условий, будут реагировать с кислотами и щелочами

Гидроксид алюминия

Оксид алюминия

Получение:

AlCl3 (изб) + 3NaOH = Al(OH)3↓ + 3NaCl

Применение:

Используется при очистке воды, так как обладает способностью поглощать (адсорбировать) различные вещества, в медицине, в качестве антацидного средства (для лечения кислотозависимых заболеваний желудочно-кишечного тракта посредством нейтрализации соляной кислоты, входящей в состав желудочного сока – «Альмагель»). Применяется в качестве антипирена (подавителя горения) в пластиках и других материалах

Получение:

2 Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O

Применение:

Сырьё в производстве алюминия, катализатор, адсорбент, огнеупорный и абразивный материал.

Закрепление полученных знаний

1) Тест «Какие утверждения верны?»

1. Алюминий встречается в природе только в виде соединений (+)

2. Силумин – сплав алюминия с серой (-)

3. Атомы алюминия проявляют восстановительные свойства (+)

4. Алюминий плохо проводит электричество (-)

5. Алюминий может реагировать как с кислотами, так и со щелочами (+)

6. В случае избытка алюминий может представлять серьёзную опасность для здоровья (+)

7. Мировое производство алюминия постоянно уменьшается (-)

Домашнее задание

§ 16, составить опорный конспект по теме: «Химические свойства алюминия»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Алюминий"

Автор: Вергизова Мария Геннадьевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока "Алюминий и его соединения""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt_uroka_aliuminii_i_iegho_soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "377031"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483975114"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока на тему "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-na-tiemu-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "119543"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413460191"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока химии "Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-khimii-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423845426"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект  урока на тему: Свойства черных и цветных металлов.  Металлы и сплавы."
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-na-tiemu-svoistva-chiernykh-i-tsvietnykh-mietallov-mietally-i-splavy"
    ["file_id"] => string(6) "279109"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453197281"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока химии по теме "Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "246435"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446380673"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства