Конспект урока по химии в 9 классе по теме : «Алюминий и его свойства»
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая - ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия ; его нахождении в природе.
Развивающая - закрепление навыков работы в химическом кабинете (безопасное обращение с лабораторным оборудованием и веществами, наблюдение за химической реакцией и формулировка вывода); написание уравнений химических реакций;
Воспитательная - совместная работа в малых группах по выполнению поставленной задачи, воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Актуализация знаний
На прошлом уроке вы работали по карточкам.
Содержание карточки:
Фамилия и Имя______________________________________
Задание №1
Саша прочитал текст учебника «Щелочные металлы» и сказал: «Калий и натрий широко распространены в природе, поэтому эти металлы не надо получать в промышленности.» Катя ответила: «Ты не прав, наоборот из-за того, что они химически активны, эти металлы получают только в промышленности.» Кто из них прав? Почему?
Так кто же прав? В данной ситуации правы оба, и Саша, и Катя.
Саша прав в том, что калий и натрий широко распространены в природе. Но из-за химической активности в природе калий и натрий встречаются только в виде соединений, поэтому чистые металлы получают только в промышленности. В этом права Катя.
Также вы составляли опорный конспект по теме: «Химические свойства ЩЗМ». Не многие справились, поэтому давайте рассмотрим, как должен выглядеть данный конспект:
(конспект записан на доске)
Металлы II гр А подгруппы
+ О2 =
+неМе=
+Н2О=
МеО
бинарные соединения(хлориды, сульфиды, нитриды)
гидроксиды(основания, кроме ВеО)
А сейчас мы завершим рассмотрение генетического ряда кальция.
Генетический ряд кальция
Ca–1 CaO–2Ca(OH)2 – CaCO3
1)2Ca+O2= 2CaO
2) CaO+H2O=Ca(OH)2
3)Ca+ 2H2O= Ca(OH)2+H2
4) Ca(OH)2 + CO2= CaCO3 + H2O
Внимание. Переходим к следующему заданию.
Делим класс на 4 группы. В каждой группе выбираем секретаря и оратора. Все члены каждой группы повторяют физические и химические свойства ЩМ и ЩЗМ. Далее составляют два вопроса по данной теме. Секретарь фиксирует вопросы группы. Ораторы задают вопросы другим группам. Остальные члены группы внимательно слушают ответы, и в случае неполного ответа дополняют оратора другой группы, подняв руку. Очередность определяется методом жеребьёвки. На выполнение задания 3-4 минуты. Задание считается выполненным, если группа задает 2 вопроса и дает полные ответы на 2 вопроса другой группы.
Предполагаемые вопросы:
1.Чем литий отличается от других ЩМ?
2. Каковы физические свойства щелочных металлов?
3. С чем реагируют щелочные металлы?
4.Какие природные соединения ЩМ вы знаете?
5.Назовите физические свойства ЩЗМ.
6.Какие соединения образуют ЩЗМ с неметаллами?
7.Почему ЩЗМ хранят под слоем керосина?
8.Какие оксиды образуют ЩЗМ?
III. Работа по теме урока
Введение в новую тему: «Алюминий и его свойства»
Современную жизнь невозможно представить без алюминия. Этот блестящий легкий металл, прекрасный проводник электричества, получил в последние десятилетия самое широкое применение в различных отраслях производства. Между тем известно, что в свободном виде алюминий не встречается в природе, и вплоть до XIX века наука даже не знала о его существовании. Только в последней четверти прошлого столетия была разрешена проблема промышленного производства металлического алюминия в свободном виде. Это стало одним из крупнейших завоеваний науки и техники этого периода, значение которого мы, может быть, еще не оценили до конца.
Строение атома алюминия
Дайте характеристику химического элемента алюминия по его положению в ПСХЭ
! Алюминий – элемент главной подгруппы III группы и 3-го периода ПСХЭ
Д.И. Менделеева. Порядковый номер – 13. Это означает, что в состав атома алюминия входят 13 электронов и 13 протонов (заряд ядра +13). Относительная атомная масса алюминия – 27, следовательно, в состав ядра входят 14 протонов (27-13=14).
Как и положено элементу 3-го периода, атомы алюминия имеют три энергетических уровня. На последнем уровне атомы алюминия содержат три электрона. Следовательно, распределение электронов по уровням в атомах алюминия таково: 13Al 2e-, 8e-, 3e-.
Какие свойства (окислительные или восстановительные) проявляют атомы алюминия?
Подобно всем металлам, атомы алюминия проявляют восстановительные свойства.
Какую степень окисления при этом будет проявлять алюминий?
+3
Физические свойства алюминия
Алюминий А1 — белый легкий пластичный металл, один из лучших проводников электричества, р = 2,702 г/см3; /пл = 660 °С. По ковкости он уступает лишь золоту. А1 легко вытягивается в тончайшую проволоку, прокатывается в тонкие листы, которая используется для пищевых продуктов (алюминиевая фольга).
Он с легкостью отдает три валентных электрона, проявляя при этом постоянную с. о. +3. А1 — сильный восстановитель, легко окисляется, в ряду напряжений металлов следует за Mg.
Внимание. Сейчас вам раздаю карточки и выполняете задание на оценку
Содержание карточки:
Фамилия и Имя______________________________________
Задание №1
Прочитайте текст и запишите ответы на вопросы.
А1 — единственный очень активный металл, который широко используется в быту в чистом виде (не считая сплавов). Этот факт объясняется очень просто: А1 покрыт тонкой, но очень прочной пленкой своего оксида А12О3, какой нет у большинства других металлов. Забегая немного вперед, следует сказать, что А12О3 используется как абразивный материал в виде наждака и корундовых кругов. Другие металлы также покрыты оксидной пленкой, но она рыхлая, непрочная, поэтому эти металлы быстро корродируют, разрушаются и т. д.
Почему алюминий широко используется в быту? Приведите факты из текста.
_____________________________________________________
Химические свойства алюминия
Легко реагирует с простыми веществами:
1) с кислородом:
4Al + 3O2 = 2Al2O3
2) с галогенами:
2Al + 3Br2 = 2AlBr3
Al0 – 3е = Al+3 восстановитель, окисление
Br2 + 2е = 2Br-1 окислитель, восстановление
Со сложными веществами:
3) восстанавливает металлы из их оксидов (алюминотермия)
8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe
Метод алюминотермии был открыт русским ученым Н.Н. Бекетовым в 60-х гг. XIX века. Реакция восстановления железа алюминием протекает относительно спокойно, с оксидами меди и свинца алюминий реагирует с сильным взрывом
4) с водой (после удаления защитной оксидной пленки):
2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2
Самопроверка записи химических уравнений
5) со щелочами (с образованием тетрагидроксоалюминатов и других алюминатов)
2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2 или
2(NaOH•H2O) + 2Al = 2NaAlO2 + 3H2
6) Легко растворяется в соляной и разбавленной серной кислотах):
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2 или
2Al + 3H2SO4(разб) = Al2(SO4)3 + 3H2
Соединения алюминия
Какими свойствами будут обладать оксид и гидроксид алюминия?
Амфотерными, т.е. в зависимости от условий, будут реагировать с кислотами и щелочами
Гидроксид алюминия
Оксид алюминия
Получение:
AlCl3 (изб) + 3NaOH = Al(OH)3↓ + 3NaCl
Применение:
Используется при очистке воды, так как обладает способностью поглощать (адсорбировать) различные вещества, в медицине, в качестве антацидного средства (для лечения кислотозависимых заболеваний желудочно-кишечного тракта посредством нейтрализации соляной кислоты, входящей в состав желудочного сока – «Альмагель»). Применяется в качестве антипирена (подавителя горения) в пластиках и других материалах
Получение:
2 Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O
Применение:
Сырьё в производстве алюминия, катализатор, адсорбент, огнеупорный и абразивный материал.
Закрепление полученных знаний
1) Тест «Какие утверждения верны?»
1. Алюминий встречается в природе только в виде соединений (+)
2. Силумин – сплав алюминия с серой (-)
3. Атомы алюминия проявляют восстановительные свойства (+)
4. Алюминий плохо проводит электричество (-)
5. Алюминий может реагировать как с кислотами, так и со щелочами (+)
6. В случае избытка алюминий может представлять серьёзную опасность для здоровья (+)
7. Мировое производство алюминия постоянно уменьшается (-)
Домашнее задание
§ 16, составить опорный конспект по теме: «Химические свойства алюминия»