kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии в 8 классе по теме "Растворение. Растворимость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 8 классе по теме "Растворение. Растворимость". Первый урок в теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8 классе по теме "Растворение. Растворимость"»

Открытый урок, 8 класс.

Учитель химии и биологии МБОУ ОСОШ №3

Колодько В.Н.

Тема «Растворение. Растворимость».

                                                    Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем наших гостей.

Учитель: Какое время года на улице? И сегодня солнце нам что делает? (Улыбается.) Давайте и мы, улыбнемся друг другу. Подарите друг другу улыбку. Улыбка связана с нашим сегодняшним уроком. А каким образом, узнаем немного позже.

 I. Организационный момент.

                            С чего начинается химия?

                           С оксидов, кислот, щелочей.

                           С пробирок, спиртовок и колбочек,

                           Стоящих на парте твоей.

                            А может она начинается

                           С простых и понятных веществ,

                           Их в жизни так много встречается

                           И нам их ребята не счесть.

 II. Химическая разминка (проверка ранее изученного).

Учитель: А вы сейчас постараетесь посчитать количество атомов в уравнении. У каждого на столе находится навигатор (маршрутный лист) по сегодняшнему уроку. Задание 1. Даны схемы. Ваша задача – уравнять реакции.

Слайд 1: Cu+O2=CuO                                                 

                   Na2SO4+BaCI2=BaSO4+NaCI

                   HCI+Zn=ZnCI2+H2                                  

                   CaCO3=CaO+CO2

     2. Назовите типы реакций. (соединения, обмена, замещения, разложения)

     3. Какие по составу вещества представлены? (простые, сложные)

     4. Назовите простые вещества. (медь, кислород, цинк, водород)

5. Назовите сложные вещества. К каким классам они относятся? (оксиды, соли, кислота)

6. Оксиды. (дать названия).

  1. Соли (дать названия).

  2. Кислоты(дать названия).

  3. Вещества какого класса отсутствуют в реакциях? (основания)

Учитель: Как настроение после проверки изученного? У кого хорошее настроение помашите мне правой рукой. Кто готов к продолжению урока на все сто процентов, хлопните в ладоши. Отлично.

III. Изучение нового материала.

Ученик:

Как-то утром я проспал.
в школу быстро собирался: 
Чал холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?
Виновата – растворимость.


Учитель: Тема нашего урока связана с двумя процессами, о которых сказано в стихотворении. Что же это за процессы? (растворение, растворимость).


Учитель: Правильно. Откроем тетради и запишем тему урока «Растворение. Растворимость».


Учитель: Прежде чем приступить к выполнению задания 2, давайте поработаем с таблицей Менделеева (положение натрия). Итак, натрий очень активный металл. Поэтому при проведении демонстрационного опыта, я сама буду работать с натрием. Почему? После проведения опыта вы ответите на этот вопрос. Итак, задание 2 по навигатору (маршрутный лист). Ознакомтесь.


Учитель: Демонстрационный опыт. Работа в группе (ряд).

В стаканчик с водой добавить кусочек натрия.

1. Что произошло с натрием? (Записать уравнение реакции взамодействия натрия с водой в тетради. Определить тип реакции.)

2. Какие признаки реакции вы наблюдали?

  1. Добавить несколько капель раствора индикатора. (Наблюдение изменения окраски раствора - Объяснить изменение окраски индикатора.)

Учитель: Вещество какого класса мы получили? (основание)

Учитель: По таблице растворимости давайте определим какое оно? (растворимое основание – щелочь, едкое вещество).

Учитель: В данной реакции металл натрий растворился в воде. По способности растворять вода не имеет себе равных. Вся таблица Менделеева имеется в воде океанов. А знаете ли вы, что в 1 м куб. морской воды растворено до 0,01 мг золота!

Общее кол-во золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота.


Учитель: В древности говорили «Тела не реагируют, если они не растворены». И в настоящее время 99% всех химических реакций химики проводят в растворах. Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Так как именно вода является самым распространённым и универсальным “растворителем” на Земле.


Учитель: Есть и другие растворы.


Учитель (показывает на лотке): лекарственные настойки, органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения; газообразные растворы – воздух.

Учитель: (предлагаю составить схему, рисую на доске).





(Примеры мы назвали. Каждый дома дополнит схему примерами.)


Учитель: Так что же такое раствор?

Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. В химии процессы растворения рассматриваются с позиций трёх теорий:

  1. Физической

  2. Химической

  3. Физико-химической

Учитель: Давайте представим себя в роли сторонников этих теорий. Задание 3 по навигатору (маршрутный лист). Заполнить таблицу. (таблицу дома вклеите в тетрадь). Работа с текстом учебника, стр. _____. Через 5 минут вы должны объяснить основную идею своей теории и назвать имена учёных, сторонников этой теории (обсуждение сопровождается показом слайдов со схемой и фото учёных).????

Поставьте + рядом с теорией, котрую вы будете характеризовать.

1 ряд-сторонники физической теории,

2 ряд-химической теории,

3 ряд-физико-химической теории.

(Учитель:  

1) Сторонники физической теории растворов, которую развивали Вант-Гофф, Аррениус и Оствальд, считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т е. проникновения растворенного вещества в промежутке между молекулами воды.

2) Д.И. Менделеев, В.И. Каблуков и сторонники химической теории растворов доказывали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. Поэтому правильнее определять раствор как однородную систему, состоящую из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

3) В настоящее время принята теория, которая объединяет обе точки зрения,- физико-химическая теория растворов. Её предсказал Д.И. Менделеев в своём учебнике «Основы химии».

Учитель:  Все справились с заданием. Молодцы.

Учитель: Давайте проведём исследование. А Всегда ли при смешивании веществ с водой получится раствор? Работа по навигатору(Приложение 1, 2). Задание 4.

Учитель. (Напомнить правила техники безопасности при работе с химическими веществами и стеклянной посудой).

Бихромат калия K2Cr2O4 (оранжевый )
Мел CaCO3(белый) седиментация!
Сульфат кобальта (||) CoSO4(розовый)

Сульфат никеля (||) NiSO4(зелёный)
Хромат калия K2CrO4(жёлтый)
Песок (коричневый)

Учитель: Где вы получили раствор? А где не получили? Почему? (Отвечают учащиеся). Растворы могут быть только бесцветными ? (Ответ дают ученики).

Ответы: мел не дает раствор. Это вещество не растворяется в воде. И вы приготовили не раствор, а суспензию. Частицы начинают медленно оседать и это явление называется седиментацией. Остальные вещества растворились в воде и получили растворы солей, это окрашенные красивые растворы бихромата калия, сульфат кобальта (||), сульфата никеля (||), хромата калия. Растворы могут быть не только бесцветными, но и окрашенными.

Учитель: Итак, какую теорию мы сейчас экспериментально доказали? (физическую).

Учитель: Продолжим исследование. Работа по навигатору (Приложение 1, 2). Задание 5.

Растворение щёлочи в воде. В стакане находится гидроксид натрия. Что это за вещество? Щёлочь. Напомним свойства щелочей. Едкие и мылкие, агрессивные вещества.

Исследуем её растворимость. Прилить в стакан воды. Ускорить процесс растворения. Что для этого нужно сделать. Перемешивание. Поставить стакан на ладонь. Что вы ощущаете?

(Учащиеся отвечают): стакан нагревается

Учитель: значит, при растворении происходит выделение тепла. А это признак какого явления?

(Учащиеся отвечают). Химического.

Образуются непрочные соединения-гидраты– соединения, образованные взаимодействием вещества с водой.

Кристаллогидраты – соли, в состав которых входит вода.

Учитель: А какие еще признаки химических реакций вы знаете?

!!!(можно еще взять поглощение теплоты

В пробирку с нитратом натрия добавляем 5 мл воды. Что наблюдаем? (Ответ: пробирка стала холоднее, протекает эндотермическая реакция, значит растворение химический процесс).





Учитель: Вывод: О химическом взаимодействии говорят такие признаки, как выделение или поглощение тепла, изменение цвета.

Учитель: Классификация растворов по содержанию растворённого вещества. ( слайды)

 -Как вы считаете, от каких факторов  зависит растворимость веществ в воде? (от температуры, от природы растворителя, от природы растворённого вещества)

 В учебнике есть таблица растворимости некоторых веществ, в зависимости от температуры. Как правило, растворимость твёрдых веществ в воде увеличивается с повышением температуры. В  учебнике  найдите таблицу растворимости. Если растворять в воде хлорид калия, то при комнатной температуре может раствориться только 35г соли в 100 г воды; сколько бы мы не перемешивали раствор, соли в нём больше не растворится – раствор будет насыщен этой солью при данной температуре.

Насыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Если же при этой температуре в 100г воды растворить хлорида калия меньше, чем 35г, то раствор будет ненасыщенным.

Ненасыщенным называется такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.(слайды)

При охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворённого вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.

Пересыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворённом состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.

     При работе с различными веществами важно  знать  их растворимость в воде. Если при комнатной температуре в 100г воды растворяется больше 1г вещества, то вещество считается хорошо растворимым. Если меньше 1г – малорастворимым. Растворимость которых меньше 0,01г – практически нерастворимы. Но нерастворимых веществ не существует. Даже у самого плохо растворимого вещества есть какая-то минимальная растворимость (пример золота и серебра).





V.  Закрепление изученного.

  Выполнение с взаимопроверкой. Тест:

1. Растворимость веществ не зависит от:

А) природы растворителя Б) температуры В) давления Г)природы вещества

2. К нерастворимому основанию относится:

А) NaOH Б) Mg(OH)2 В) KOH Г) Ba(OH)2

3. Вещество больше не растворяется при данной температуре – это раствор:

А) насыщенный Б) ненасыщенный В) пересыщенный

Г) недосыщенный

4. Основоположник химической теории растворения:

А) Вант-Гофф Б) Оствальд В) Аррениус Г) Менделеев

5. Соединение, образованное взаимодействием вещества с водой – это:

А) гидрат Б) кристаллогидрат В) аллотропия Г) изотоп

Ответы: 1. В 2. Б 3. А 4. Г 5. А



Домашнее задание: П.34, вопросы 1-4, задача. Творческое задание по желанию - составить презентацию по теме: «Растворы», сочинить сказку о воде.


5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание: §34, упр. 1, 3, 5, 6

Просмотр презентации «Послание воды »


1. Что вы считаете главным на уроке?

2. Что было трудным?



- Спасибо за работу. Урок окончен.


 









  






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок химии в 8 классе по теме "Растворение. Растворимость"

Автор: Колодько Валентина Николаевна

Дата: 17.09.2018

Номер свидетельства: 478051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Растворимость веществ в воде "
    ["seo_title"] => string(33) "rastvorimost-vieshchiestv-v-vodie"
    ["file_id"] => string(6) "134127"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416670924"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Разработка  урока по химии  с использованием ЭОР. Тема урока «Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-po-khimii-s-ispol-zovaniiem-eor-tiema-uroka-rastvorieniie-kak-fiziko-khimichieskii-protsiess-rastvorimost-tipy-rastvorov"
    ["file_id"] => string(6) "212383"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431846101"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Рабочая программа по химии 8класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-po-khimii-8klass"
    ["file_id"] => string(6) "184897"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426104877"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Технологическая карта урока по теме: "Оксиды""
    ["seo_title"] => string(45) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_oksidy"
    ["file_id"] => string(6) "646502"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1709108154"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока "Свойства электролитов -свойства ионов"""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_svoistva_eliektrolitov_svoistva_ionov"
    ["file_id"] => string(6) "373274"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482682856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1480 руб.
2110 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1830 руб.
2620 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства