Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8 классе по теме "Растворение. Растворимость"»
Открытый урок, 8 класс.
Учитель химии и биологии МБОУ ОСОШ №3
Колодько В.Н.
Тема «Растворение. Растворимость».
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем наших гостей.
Учитель: Какое время года на улице? И сегодня солнце нам что делает? (Улыбается.) Давайте и мы, улыбнемся друг другу. Подарите друг другу улыбку. Улыбка связана с нашим сегодняшним уроком. А каким образом, узнаем немного позже.
I. Организационный момент.
С чего начинается химия?
С оксидов, кислот, щелочей.
С пробирок, спиртовок и колбочек,
Стоящих на парте твоей.
А может она начинается
С простых и понятных веществ,
Их в жизни так много встречается
И нам их ребята не счесть.
II. Химическая разминка (проверка ранее изученного).
Учитель: А вы сейчас постараетесь посчитать количество атомов в уравнении. У каждого на столе находится навигатор (маршрутный лист) по сегодняшнему уроку. Задание 1. Даны схемы. Ваша задача – уравнять реакции.
5. Назовите сложные вещества. К каким классам они относятся? (оксиды, соли, кислота)
6. Оксиды. (дать названия).
Соли (дать названия).
Кислоты(дать названия).
Вещества какого класса отсутствуют в реакциях? (основания)
Учитель: Как настроение после проверки изученного? У кого хорошее настроение помашите мне правой рукой. Кто готов к продолжению урока на все сто процентов, хлопните в ладоши. Отлично.
III. Изучение нового материала.
Ученик:
Как-то утром я проспал. в школу быстро собирался: Чал холодный наливал, Сахар всыпал, помешал, Но не сладким он остался. Я ещё досыпал ложку, Стал послаще он немножко. Чай допил я до остатка, А в остатке стало сладко Сахар ждал меня на дне! Стал прикидывать в уме – Отчего судьбы немилость? Виновата – растворимость.
Учитель: Тема нашего урока связана с двумя процессами, о которых сказано в стихотворении. Что же это за процессы? (растворение, растворимость).
Учитель: Правильно. Откроем тетради и запишем тему урока «Растворение. Растворимость».
Учитель: Прежде чем приступить к выполнению задания 2, давайте поработаем с таблицей Менделеева (положение натрия). Итак, натрий очень активный металл. Поэтому при проведении демонстрационного опыта, я сама буду работать с натрием. Почему? После проведения опыта вы ответите на этот вопрос. Итак, задание 2 по навигатору (маршрутный лист). Ознакомтесь.
Учитель: Демонстрационный опыт. Работа в группе (ряд).
В стаканчик с водой добавить кусочек натрия.
1. Что произошло с натрием? (Записать уравнение реакции взамодействия натрия с водой в тетради. Определить тип реакции.)
2. Какие признаки реакции вы наблюдали?
Добавить несколько капель раствора индикатора. (Наблюдение изменения окраски раствора - Объяснить изменение окраски индикатора.)
Учитель: Вещество какого класса мы получили? (основание)
Учитель: В данной реакции металл натрий растворился в воде. По способности растворять вода не имеет себе равных. Вся таблица Менделеева имеется в воде океанов. А знаете ли вы, что в 1 м куб. морской воды растворено до 0,01 мг золота!
Общее кол-во золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота.
Учитель: В древности говорили «Тела не реагируют, если они не растворены». И в настоящее время 99% всех химических реакций химики проводят в растворах. Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Так как именно водаявляется самым распространённым и универсальным “растворителем” на Земле.
Учитель: Есть и другие растворы.
Учитель (показывает на лотке): лекарственные настойки, органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения; газообразные растворы – воздух.
Учитель: (предлагаю составить схему, рисую на доске).
(Примеры мы назвали. Каждый дома дополнит схему примерами.)
Учитель: Так что же такое раствор?
Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. В химии процессы растворения рассматриваются с позиций трёх теорий:
Физической
Химической
Физико-химической
Учитель: Давайте представим себя в роли сторонников этих теорий. Задание 3 по навигатору (маршрутный лист). Заполнить таблицу. (таблицу дома вклеите в тетрадь). Работа с текстом учебника, стр. _____. Через 5 минут вы должны объяснить основную идею своей теории и назвать имена учёных, сторонников этой теории (обсуждение сопровождается показом слайдов со схемой и фото учёных).????
Поставьте + рядом с теорией, котрую вы будете характеризовать.
1 ряд-сторонники физической теории,
2 ряд-химической теории,
3 ряд-физико-химической теории.
(Учитель:
1) Сторонники физической теории растворов, которую развивали Вант-Гофф, Аррениус и Оствальд, считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т е. проникновения растворенного вещества в промежутке между молекулами воды.
2) Д.И. Менделеев, В.И. Каблуков и сторонники химической теории растворов доказывали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. Поэтому правильнее определять раствор как однородную систему, состоящую из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.
3) В настоящее время принята теория, которая объединяет обе точки зрения,- физико-химическая теория растворов. Её предсказал Д.И. Менделеев в своём учебнике «Основы химии».
Учитель: Все справились с заданием. Молодцы.
Учитель: Давайте проведём исследование.АВсегда ли при смешивании веществ с водой получится раствор? Работа по навигатору(Приложение 1, 2). Задание 4.
Учитель.(Напомнить правила техники безопасности при работе с химическими веществами и стеклянной посудой).
Учитель: Где вы получили раствор? А где не получили? Почему? (Отвечают учащиеся). Растворы могут быть только бесцветными ? (Ответ дают ученики).
Ответы:мел не дает раствор. Это вещество не растворяется в воде.И вы приготовили не раствор, а суспензию. Частицы начинают медленно оседать и это явление называется седиментацией. Остальные вещества растворились в воде и получили растворы солей, это окрашенные красивые растворы бихромата калия, сульфат кобальта (||), сульфата никеля (||), хромата калия.Растворы могут быть не только бесцветными, но и окрашенными.
Учитель: Итак, какую теорию мы сейчас экспериментально доказали? (физическую).
Учитель: Продолжимисследование. Работа по навигатору (Приложение 1, 2). Задание 5.
Растворение щёлочи в воде. В стакане находится гидроксид натрия. Что это за вещество? Щёлочь. Напомним свойства щелочей. Едкие и мылкие, агрессивные вещества.
Исследуем её растворимость. Прилить в стакан воды. Ускорить процесс растворения. Что для этого нужно сделать. Перемешивание. Поставить стакан на ладонь. Что вы ощущаете?
(Учащиеся отвечают): стакан нагревается
Учитель: значит, при растворении происходит выделение тепла. А это признак какого явления?
(Учащиеся отвечают). Химического.
Образуются непрочные соединения-гидраты– соединения, образованные взаимодействием вещества с водой.
Кристаллогидраты – соли, в состав которых входит вода.
Учитель: А какие еще признаки химических реакций вы знаете?
!!!(можно еще взять поглощение теплоты
В пробирку с нитратом натрия добавляем 5 мл воды. Что наблюдаем? (Ответ: пробирка стала холоднее, протекает эндотермическая реакция, значит растворение химический процесс).
Учитель:Вывод:О химическом взаимодействии говорят такие признаки, как выделение или поглощение тепла, изменение цвета.
-Как вы считаете, от каких факторов зависит растворимость веществ в воде? (от температуры, от природы растворителя, от природы растворённого вещества)
В учебнике есть таблица растворимости некоторых веществ, в зависимости от температуры. Как правило, растворимость твёрдых веществ в воде увеличивается с повышением температуры. В учебнике найдите таблицу растворимости. Если растворять в воде хлорид калия, то при комнатной температуре может раствориться только 35г соли в 100 г воды; сколько бы мы не перемешивали раствор, соли в нём больше не растворится – раствор будет насыщен этой солью при данной температуре.
Насыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.
Если же при этой температуре в 100г воды растворить хлорида калия меньше, чем 35г, то раствор будет ненасыщенным.
Ненасыщенным называется такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.(слайды)
При охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворённого вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.
Пересыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворённом состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.
При работе с различными веществами важно знать их растворимость в воде. Если при комнатной температуре в 100г воды растворяется больше 1г вещества, то вещество считается хорошо растворимым. Если меньше 1г – малорастворимым. Растворимость которых меньше 0,01г – практически нерастворимы. Но нерастворимых веществ не существует. Даже у самого плохо растворимого вещества есть какая-то минимальная растворимость (пример золота и серебра).
V. Закрепление изученного.
Выполнение с взаимопроверкой. Тест:
1. Растворимость веществ не зависит от:
А) природы растворителя Б) температуры В) давления Г)природы вещества
2. К нерастворимому основанию относится:
А) NaOH Б) Mg(OH)2 В) KOH Г) Ba(OH)2
3. Вещество больше не растворяется при данной температуре – это раствор:
А) насыщенный Б) ненасыщенный В) пересыщенный
Г) недосыщенный
4. Основоположник химической теории растворения:
А) Вант-Гофф Б) Оствальд В) Аррениус Г) Менделеев
5. Соединение, образованное взаимодействием вещества с водой – это: