kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии в 8 классе по теме "Растворение. Растворимость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 8 классе по теме "Растворение. Растворимость". Первый урок в теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок химии в 8 классе по теме "Растворение. Растворимость"»

Открытый урок, 8 класс.

Учитель химии и биологии МБОУ ОСОШ №3

Колодько В.Н.

Тема «Растворение. Растворимость».

                                                    Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята. Давайте поприветствуем наших гостей.

Учитель: Какое время года на улице? И сегодня солнце нам что делает? (Улыбается.) Давайте и мы, улыбнемся друг другу. Подарите друг другу улыбку. Улыбка связана с нашим сегодняшним уроком. А каким образом, узнаем немного позже.

 I. Организационный момент.

                            С чего начинается химия?

                           С оксидов, кислот, щелочей.

                           С пробирок, спиртовок и колбочек,

                           Стоящих на парте твоей.

                            А может она начинается

                           С простых и понятных веществ,

                           Их в жизни так много встречается

                           И нам их ребята не счесть.

 II. Химическая разминка (проверка ранее изученного).

Учитель: А вы сейчас постараетесь посчитать количество атомов в уравнении. У каждого на столе находится навигатор (маршрутный лист) по сегодняшнему уроку. Задание 1. Даны схемы. Ваша задача – уравнять реакции.

Слайд 1: Cu+O2=CuO                                                 

                   Na2SO4+BaCI2=BaSO4+NaCI

                   HCI+Zn=ZnCI2+H2                                  

                   CaCO3=CaO+CO2

     2. Назовите типы реакций. (соединения, обмена, замещения, разложения)

     3. Какие по составу вещества представлены? (простые, сложные)

     4. Назовите простые вещества. (медь, кислород, цинк, водород)

5. Назовите сложные вещества. К каким классам они относятся? (оксиды, соли, кислота)

6. Оксиды. (дать названия).

  1. Соли (дать названия).

  2. Кислоты(дать названия).

  3. Вещества какого класса отсутствуют в реакциях? (основания)

Учитель: Как настроение после проверки изученного? У кого хорошее настроение помашите мне правой рукой. Кто готов к продолжению урока на все сто процентов, хлопните в ладоши. Отлично.

III. Изучение нового материала.

Ученик:

Как-то утром я проспал.
в школу быстро собирался: 
Чал холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?
Виновата – растворимость.


Учитель: Тема нашего урока связана с двумя процессами, о которых сказано в стихотворении. Что же это за процессы? (растворение, растворимость).


Учитель: Правильно. Откроем тетради и запишем тему урока «Растворение. Растворимость».


Учитель: Прежде чем приступить к выполнению задания 2, давайте поработаем с таблицей Менделеева (положение натрия). Итак, натрий очень активный металл. Поэтому при проведении демонстрационного опыта, я сама буду работать с натрием. Почему? После проведения опыта вы ответите на этот вопрос. Итак, задание 2 по навигатору (маршрутный лист). Ознакомтесь.


Учитель: Демонстрационный опыт. Работа в группе (ряд).

В стаканчик с водой добавить кусочек натрия.

1. Что произошло с натрием? (Записать уравнение реакции взамодействия натрия с водой в тетради. Определить тип реакции.)

2. Какие признаки реакции вы наблюдали?

  1. Добавить несколько капель раствора индикатора. (Наблюдение изменения окраски раствора - Объяснить изменение окраски индикатора.)

Учитель: Вещество какого класса мы получили? (основание)

Учитель: По таблице растворимости давайте определим какое оно? (растворимое основание – щелочь, едкое вещество).

Учитель: В данной реакции металл натрий растворился в воде. По способности растворять вода не имеет себе равных. Вся таблица Менделеева имеется в воде океанов. А знаете ли вы, что в 1 м куб. морской воды растворено до 0,01 мг золота!

Общее кол-во золота в морях и океанах огромно. Если бы его удалось извлечь, то на каждого жителя нашей планеты пришлось бы более 1 тонны золота.


Учитель: В древности говорили «Тела не реагируют, если они не растворены». И в настоящее время 99% всех химических реакций химики проводят в растворах. Часто понятие “раствор” мы связываем, прежде всего, с водой, с водными растворами. Так как именно вода является самым распространённым и универсальным “растворителем” на Земле.


Учитель: Есть и другие растворы.


Учитель (показывает на лотке): лекарственные настойки, органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Но есть и твёрдые растворы – сплавы, золотые украшения; газообразные растворы – воздух.

Учитель: (предлагаю составить схему, рисую на доске).





(Примеры мы назвали. Каждый дома дополнит схему примерами.)


Учитель: Так что же такое раствор?

Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. В химии процессы растворения рассматриваются с позиций трёх теорий:

  1. Физической

  2. Химической

  3. Физико-химической

Учитель: Давайте представим себя в роли сторонников этих теорий. Задание 3 по навигатору (маршрутный лист). Заполнить таблицу. (таблицу дома вклеите в тетрадь). Работа с текстом учебника, стр. _____. Через 5 минут вы должны объяснить основную идею своей теории и назвать имена учёных, сторонников этой теории (обсуждение сопровождается показом слайдов со схемой и фото учёных).????

Поставьте + рядом с теорией, котрую вы будете характеризовать.

1 ряд-сторонники физической теории,

2 ряд-химической теории,

3 ряд-физико-химической теории.

(Учитель:  

1) Сторонники физической теории растворов, которую развивали Вант-Гофф, Аррениус и Оствальд, считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т е. проникновения растворенного вещества в промежутке между молекулами воды.

2) Д.И. Менделеев, В.И. Каблуков и сторонники химической теории растворов доказывали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. Поэтому правильнее определять раствор как однородную систему, состоящую из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

3) В настоящее время принята теория, которая объединяет обе точки зрения,- физико-химическая теория растворов. Её предсказал Д.И. Менделеев в своём учебнике «Основы химии».

Учитель:  Все справились с заданием. Молодцы.

Учитель: Давайте проведём исследование. А Всегда ли при смешивании веществ с водой получится раствор? Работа по навигатору(Приложение 1, 2). Задание 4.

Учитель. (Напомнить правила техники безопасности при работе с химическими веществами и стеклянной посудой).

Бихромат калия K2Cr2O4 (оранжевый )
Мел CaCO3(белый) седиментация!
Сульфат кобальта (||) CoSO4(розовый)

Сульфат никеля (||) NiSO4(зелёный)
Хромат калия K2CrO4(жёлтый)
Песок (коричневый)

Учитель: Где вы получили раствор? А где не получили? Почему? (Отвечают учащиеся). Растворы могут быть только бесцветными ? (Ответ дают ученики).

Ответы: мел не дает раствор. Это вещество не растворяется в воде. И вы приготовили не раствор, а суспензию. Частицы начинают медленно оседать и это явление называется седиментацией. Остальные вещества растворились в воде и получили растворы солей, это окрашенные красивые растворы бихромата калия, сульфат кобальта (||), сульфата никеля (||), хромата калия. Растворы могут быть не только бесцветными, но и окрашенными.

Учитель: Итак, какую теорию мы сейчас экспериментально доказали? (физическую).

Учитель: Продолжим исследование. Работа по навигатору (Приложение 1, 2). Задание 5.

Растворение щёлочи в воде. В стакане находится гидроксид натрия. Что это за вещество? Щёлочь. Напомним свойства щелочей. Едкие и мылкие, агрессивные вещества.

Исследуем её растворимость. Прилить в стакан воды. Ускорить процесс растворения. Что для этого нужно сделать. Перемешивание. Поставить стакан на ладонь. Что вы ощущаете?

(Учащиеся отвечают): стакан нагревается

Учитель: значит, при растворении происходит выделение тепла. А это признак какого явления?

(Учащиеся отвечают). Химического.

Образуются непрочные соединения-гидраты– соединения, образованные взаимодействием вещества с водой.

Кристаллогидраты – соли, в состав которых входит вода.

Учитель: А какие еще признаки химических реакций вы знаете?

!!!(можно еще взять поглощение теплоты

В пробирку с нитратом натрия добавляем 5 мл воды. Что наблюдаем? (Ответ: пробирка стала холоднее, протекает эндотермическая реакция, значит растворение химический процесс).





Учитель: Вывод: О химическом взаимодействии говорят такие признаки, как выделение или поглощение тепла, изменение цвета.

Учитель: Классификация растворов по содержанию растворённого вещества. ( слайды)

 -Как вы считаете, от каких факторов  зависит растворимость веществ в воде? (от температуры, от природы растворителя, от природы растворённого вещества)

 В учебнике есть таблица растворимости некоторых веществ, в зависимости от температуры. Как правило, растворимость твёрдых веществ в воде увеличивается с повышением температуры. В  учебнике  найдите таблицу растворимости. Если растворять в воде хлорид калия, то при комнатной температуре может раствориться только 35г соли в 100 г воды; сколько бы мы не перемешивали раствор, соли в нём больше не растворится – раствор будет насыщен этой солью при данной температуре.

Насыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

Если же при этой температуре в 100г воды растворить хлорида калия меньше, чем 35г, то раствор будет ненасыщенным.

Ненасыщенным называется такой раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.(слайды)

При охлаждении насыщенного раствора возникает избыток растворённого вещества, если оно не выпадает в осадок, то образуется пересыщенный раствор.

Пересыщенным раствором называется такой раствор, в котором при данной температуре находится в растворённом состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях.

     При работе с различными веществами важно  знать  их растворимость в воде. Если при комнатной температуре в 100г воды растворяется больше 1г вещества, то вещество считается хорошо растворимым. Если меньше 1г – малорастворимым. Растворимость которых меньше 0,01г – практически нерастворимы. Но нерастворимых веществ не существует. Даже у самого плохо растворимого вещества есть какая-то минимальная растворимость (пример золота и серебра).





V.  Закрепление изученного.

  Выполнение с взаимопроверкой. Тест:

1. Растворимость веществ не зависит от:

А) природы растворителя Б) температуры В) давления Г)природы вещества

2. К нерастворимому основанию относится:

А) NaOH Б) Mg(OH)2 В) KOH Г) Ba(OH)2

3. Вещество больше не растворяется при данной температуре – это раствор:

А) насыщенный Б) ненасыщенный В) пересыщенный

Г) недосыщенный

4. Основоположник химической теории растворения:

А) Вант-Гофф Б) Оствальд В) Аррениус Г) Менделеев

5. Соединение, образованное взаимодействием вещества с водой – это:

А) гидрат Б) кристаллогидрат В) аллотропия Г) изотоп

Ответы: 1. В 2. Б 3. А 4. Г 5. А



Домашнее задание: П.34, вопросы 1-4, задача. Творческое задание по желанию - составить презентацию по теме: «Растворы», сочинить сказку о воде.


5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание: §34, упр. 1, 3, 5, 6

Просмотр презентации «Послание воды »


1. Что вы считаете главным на уроке?

2. Что было трудным?



- Спасибо за работу. Урок окончен.


 









  






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок химии в 8 классе по теме "Растворение. Растворимость"

Автор: Колодько Валентина Николаевна

Дата: 17.09.2018

Номер свидетельства: 478051

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Растворимость веществ в воде "
    ["seo_title"] => string(33) "rastvorimost-vieshchiestv-v-vodie"
    ["file_id"] => string(6) "134127"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416670924"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Разработка  урока по химии  с использованием ЭОР. Тема урока «Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-po-khimii-s-ispol-zovaniiem-eor-tiema-uroka-rastvorieniie-kak-fiziko-khimichieskii-protsiess-rastvorimost-tipy-rastvorov"
    ["file_id"] => string(6) "212383"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431846101"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Рабочая программа по химии 8класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-po-khimii-8klass"
    ["file_id"] => string(6) "184897"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426104877"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Технологическая карта урока по теме: "Оксиды""
    ["seo_title"] => string(45) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_oksidy"
    ["file_id"] => string(6) "646502"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1709108154"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока "Свойства электролитов -свойства ионов"""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt_uroka_svoistva_eliektrolitov_svoistva_ionov"
    ["file_id"] => string(6) "373274"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482682856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства