Цельи задачи Изучить реакции, протекающие между электролитами;
1) образовательные: научить составлять ионные полные и сокращенные уравнения, если одно из веществ выпадает в осадок;
2) развивающие: продолжить формирование умений проводить исследовательский эксперимент, формулировать гипотезу, наблюдать, анализировать, делать вывод; пользоваться таблицей растворимости;
3) воспитывающие: воспитывать толерантность и эмпатию.
Тип урока урок-исследование
Методы и частично-поисковый, исследовательский, беседа, виртуальный и
методические реальный лабораторный эксперимент, работа по алгоритму,
приемы упражнения, работа в парах.
Оборудование ИД (интерактивная доска), [CD «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 9 класс, урок 6; CD «Виртуальная лаборатория, 9 класс], набор реактивов на столах учащихся, памятки, алгоритмы.
Этапы
урока
1. Контроль и проверка знаний. Актуализация знаний.
1. У доски 3 учащихся выполняют задание: напишите уравнения диссоциации любых пяти: а) кислот; б) оснований; в) солей. 2. Один учащийся выполняет эксперимент (после инструктажа по ТБ): в 3-х пробирках под номерами 1,2,3 выданы: вода, раствор кислоты и щелочи. Определить, в какой пробирке какое вещество.
С классом беседа: Какие вещества называются электролитами? Почему электролиты в растворе проводят электрический ток? Как называются заряженные частицы, из которых образован электролит? Как называются +заряженные частицы? –заряженные? Что показывает степень диссоциации? Какие электролиты являются сильными? Степень диссоциации равна 35 %, о чем это говорит? По каким признакам мы судим, что произошла химическая реакция? (На правом крыле доски запись: выпадение и растворение осадка, выделение газа, выделение тепла и света, изменение окраски).
Проверяем работу у доски. Каждому учащемуся дополнительные вопросы: дайте определение с точки зрения ТЭД: кислоте, основанию, соли; что находится в растворе вещества ( одного из выполняемого задания).
Обсуждаем результат экспериментального задания. Учащемуся вопрос: что бы тебе хотелось сделать с теми растворами, с которыми ты работал? (Ответ всегда одинаков: слить растворы). Для чего? (Чтобы посмотреть, что произойдет). Определился проблемный вопрос: что же произойдет, если слить растворы двух электролитов?
Изучение нового материала.
Отвечая на проблемный вопрос вопрос, нам предстоит: научиться определять: произойдет реакция или нет, т.е. пройдет ли она до конца; записывать уравнения в трех видах: молекулярном, полном и сокращенном ионном; пользоваться алгоритмом, памяткой и таблицей растворимости; научиться выдвигать гипотезу и методом исследования или подтверждать ее, или опровергать.
Итак, мы исследователи, не забываем соблюдать правила по ТБ (подробно), бережно расходовать реактивы, аккуратно работать. Быть внимательными при проведении виртуального эксперимента.
Попробуем сформулировать гипотезу, для этого вернемся к проблемному вопросу, кто его помнит? Всякая гипотеза начинается со слов «если»: На доске уже есть текст, начинающийся со слова «если». Формулируем гипотезу – начинают учащиеся, продолжает учитель:
если слить растворы двух электролитов и между ними произойдет химическая реакция, то это будет взаимодействие определенных ионов. Записываем гипотезу в тетрадь. Как все исследователи составим план работы над гипотезой (составляем вместе с учащимися): провести эксперимент, записать уравнение реакции, если она протекает ( учитель дополняет: в молекулярном виде, затем, пользуясь памяткой и алгоритмом – в полном и сокращенном ионном виде) и, опираясь на гипотезу - формулируем вывод. Сначала весь путь пройду я с вашей помощью и в режиме виртуального эксперимента, а вы внимательно слушаете, наблюдаете, запоминаете и повторяете пройденный совместно путь – самостоятельно.
[CD, урок 6 ИД. с. 8]. Обсуждаем все, что наблюдаем на анимационном ролике (звук отключен!) . (Учащиеся комментируют: Взяли два раствора: хлорида бария и сульфата натрия . Что находится в растворе хлорида бария (ионы бария, ионы хлора и молекулы воды, Сульфата натрия? (ионы натрия, сульфат-ионы и молекулы воды,. Что происходит при сливании растворов? (ионы бария встречаются с сульфат-ионами, образуется осадок, Что мы видим? Реакция протекает, т.к. выпал осадок.
Следуя алгоритму и памятке, необходимо записать уравнение в молекулярном виде. С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества Записать уравнение диссоциации каждого вещества, помня, что осадок (нерастворимое вещество) на ионы не диссоциирует и его формулу просто переписываем. Найдем и сократим одинаковые ионы в левой и правой части уравнения. Получили сокращенное ионное уравнение. Что мы видим? Реакция произошла, в ней участвуют не все ионы, а только ионы бария и сульфат-ионы, т.е. определенные ионы, т.к. именно они принимают участие в образовании осадка. Вернемся к гипотезе, сформулируем и запишем вывод. В тетрадь записываем: реакция протекает до конца, т.к. выпал осадок. В реакции принимают участие только ионы, образующие осадок, которые покидают сферу реакции. Подтвердили ли мы гипотезу? Гипотеза научно и экспериментально проверена и подтверждена. Однако следует учитывать фактор случайности, чтобы этого избежать, необходимо множество реакций.
2.Закрепление. Посмотрим виртуальный опыт «Взаимодействие сульфата меди и
гидроксида натрия». [CD «Виртуальная лаборатория, 9 класс.]. Работаем в паре! Помня о правилах ТБ, повторите эксперимент в реальном режиме. Оформите результат эксперимента, используя алгоритм и памятку.
Подводим итог. Сообщаю, что на следующем уроке работа над гипотезой будет продолжена.
Рефлексия. Опрос учащихся. Что вы знали до начала урока? Что узнали нового? Что умели? Чему научились? Что было интересного? Что не понравилось?
3.Д/з
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Свойства электролитов -свойства ионов""»
Тема. Свойства электролитов – свойства ионов.
Цельи задачи Изучить реакции, протекающие между электролитами;
1) образовательные: научить составлять ионные полные и сокращенные уравнения, если одно из веществ выпадает в осадок;
2) развивающие: продолжить формирование умений проводить исследовательский эксперимент, формулировать гипотезу, наблюдать, анализировать, делать вывод; пользоваться таблицей растворимости;
3) воспитывающие: воспитывать толерантность и эмпатию.
Тип урока урок-исследование
Методы и частично-поисковый, исследовательский, беседа, виртуальный и
методические реальный лабораторный эксперимент, работа по алгоритму,
приемы упражнения, работа в парах.
Оборудование ИД (интерактивная доска), [CD «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 9 класс, урок 6; CD «Виртуальная лаборатория, 9 класс], набор реактивов на столах учащихся, памятки, алгоритмы.
Этапы
урока
1. Контроль и проверка знаний. Актуализация знаний.
1. У доски 3 учащихся выполняют задание: напишите уравнения диссоциации любых пяти: а) кислот; б) оснований; в) солей. 2. Один учащийся выполняет эксперимент (после инструктажа по ТБ): в 3-х пробирках под номерами 1,2,3 выданы: вода, раствор кислоты и щелочи. Определить, в какой пробирке какое вещество.
С классом беседа: Какие вещества называются электролитами? Почему электролиты в растворе проводят электрический ток? Как называются заряженные частицы, из которых образован электролит? Как называются +заряженные частицы? –заряженные? Что показывает степень диссоциации? Какие электролиты являются сильными? Степень диссоциации равна 35 %, о чем это говорит? По каким признакам мы судим, что произошла химическая реакция? (На правом крыле доски запись: выпадение и растворение осадка, выделение газа, выделение тепла и света, изменение окраски).
Проверяем работу у доски. Каждому учащемуся дополнительные вопросы: дайте определение с точки зрения ТЭД: кислоте, основанию, соли; что находится в растворе вещества ( одного из выполняемого задания).
Обсуждаем результат экспериментального задания. Учащемуся вопрос: что бы тебе хотелось сделать с теми растворами, с которыми ты работал? (Ответ всегда одинаков: слить растворы). Для чего? (Чтобы посмотреть, что произойдет). Определился проблемный вопрос: что же произойдет, если слить растворы двух электролитов?
Изучение нового материала.
Отвечая на проблемный вопрос вопрос, нам предстоит: научиться определять: произойдет реакция или нет, т.е. пройдет ли она до конца; записывать уравнения в трех видах: молекулярном, полном и сокращенном ионном; пользоваться алгоритмом, памяткой и таблицей растворимости; научиться выдвигать гипотезу и методом исследования или подтверждать ее, или опровергать.
Итак, мы исследователи, не забываем соблюдать правила по ТБ (подробно), бережно расходовать реактивы, аккуратно работать. Быть внимательными при проведении виртуального эксперимента.
Попробуем сформулировать гипотезу, для этого вернемся к проблемному вопросу, кто его помнит? Всякая гипотеза начинается со слов «если»: На доске уже есть текст, начинающийся со слова «если». Формулируем гипотезу – начинают учащиеся , продолжает учитель:
если слить растворы двух электролитов и между ними произойдет химическая реакция, то это будет взаимодействие определенных ионов. Записываем гипотезу в тетрадь. Как все исследователи составим план работы над гипотезой (составляем вместе с учащимися): провести эксперимент, записать уравнение реакции, если она протекает ( учитель дополняет: в молекулярном виде, затем, пользуясь памяткой и алгоритмом – в полном и сокращенном ионном виде) и, опираясь на гипотезу - формулируем вывод. Сначала весь путь пройду я с вашей помощью и в режиме виртуального эксперимента, а вы внимательно слушаете, наблюдаете, запоминаете и повторяете пройденный совместно путь – самостоятельно.
[CD, урок 6 ИД. с. 8]. Обсуждаем все, что наблюдаем на анимационном ролике (звук отключен!) . (Учащиеся комментируют: Взяли два раствора: хлорида бария и сульфата натрия . Что находится в растворе хлорида бария (ионы бария, ионы хлора и молекулы воды, Сульфата натрия? (ионы натрия, сульфат-ионы и молекулы воды, . Что происходит при сливании растворов? (ионы бария встречаются с сульфат-ионами, образуется осадок, Что мы видим? Реакция протекает, т.к. выпал осадок.
Следуя алгоритму и памятке, необходимо записать уравнение в молекулярном виде . С помощью таблицы растворимости определить растворимость каждого вещества Записать уравнение диссоциации каждого вещества, помня, что осадок (нерастворимое вещество) на ионы не диссоциирует и его формулу просто переписываем . Найдем и сократим одинаковые ионы в левой и правой части уравнения.. Получили сокращенное ионное уравнение . Что мы видим? Реакция произошла, в ней участвуют не все ионы, а только ионы бария и сульфат-ионы, т.е. определенные ионы, т.к. именно они принимают участие в образовании осадка. Вернемся к гипотезе, сформулируем и запишем вывод. В тетрадь записываем: реакция протекает до конца, т.к. выпал осадок. В реакции принимают участие только ионы, образующие осадок, которые покидают сферу реакции. Подтвердили ли мы гипотезу? Гипотеза научно и экспериментально проверена и подтверждена. Однако следует учитывать фактор случайности, чтобы этого избежать, необходимо множество реакций.
Закрепление. Посмотрим виртуальный опыт «Взаимодействие сульфата меди и
гидроксида натрия». [CD «Виртуальная лаборатория, 9 класс.]. Работаем в паре! Помня о правилах ТБ, повторите эксперимент в реальном режиме. Оформите результат эксперимента, используя алгоритм и памятку.
Подводим итог. Сообщаю, что на следующем уроке работа над гипотезой будет продолжена.
Рефлексия. Опрос учащихся. Что вы знали до начала урока? Что узнали нового? Что умели? Чему научились? Что было интересного? Что не понравилось?