Мақалада жеке жаратылыстану ғылыми пәндеріндегі (химия)ағылшын тілінде сабақ беруге көшу туралы айтылған. «Химия» және «ағылшын тілі» пәндерінің дидактикалық шарттары, пәнаралық біріктіру әдістемесі мен түрлері, сабақ жоспарларының үлгілері көрсетілген.
Аннотация
Статья посвящена переходу преподавания на английском языке отдельных естественнонаучных дисциплин (химия). Автором рассмотрены дидактические условия, формы и методы осуществления межпредметной интеграции учебных дисциплин «химия» и «английский язык», даны рекомендации по организации уроков.
Аbstract
The article is devoted to the transition to teaching in English of certain natural science disciplines (chemistry). The author considers didactic conditions, forms and methods of implementation of interdisciplinary integration of educational disciplines (chemistry) and English, recommendations on the organization of similar lessons are given.
Түйінді сөздер: білім беру, жаңа технологиялар, пəндік - тілдік интеграцияланған оқыту
(CLIL), шетел тілі, билингвальды оқыту.
Ключевые слова: образование, современные технологии, предметно-языковое
интегрированное обучение (CLIL), иностранный язык, билингвальное обучение.
Keywords: education, modern technologies, content and language integrated learning (CLIL), foreign
language, bilingualeducation.
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
Современное казахстанское общество сегодня характеризуется общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. Глава государства. Н. Назарбаев в своем послании от 10 января 2018 года указал, что с 2019 года будет начат переход к преподаванию на английском языке отдельных естественнонаучных дисциплин в 10-м и 11-м классах. В результате все наши выпускники будут владеть тремя языками на уровне, необходимом для жизни и работы в стране и в глобальном мире»[1].Вклад каждого предмета естественно- математического цикла (биология, химия, информатика, биология) в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехьязычного образования. При этом коммуникативный подход, являясь основой обучения языкам, рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности учащихся средствами каждого учебного предмета. Сюда входят обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм. При проектировании содержания урока химия, используется принцип спиральности, сквозные темы. Принцип спиральности позволит «копить» знания и умения учащихся постепенно – по темам и классам, переходя от простого к сложному.
Основная идея концепции модернизации образования предусматривает положение о том, что обучение должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Среди школьных предметов химия занимает свое особое место. Основы химии – общих знаний об элементах, веществах, процессах их преобразований и методов их познания, построенная на базе ведущих идей, теорий и достижений химической науки.
В соответствии с принципами дидактики формулируются общие цели обучения химии, выбираются методы и средства решения учебных задач. Важной особенностью обучение химии в современной школе является толкование ее как общекультурной ценности познания окружающего мира и самого себя. Современное обучение по своей идее предусматривает существенное усиление самостоятельной познавательной и учащихся с использованием активных методов обучения.
Поэтому современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, способствующих развитию творческих способностей учащихся.Современный новый стандарт ориентирован на поликультурное образование, как на систему, представляющий собой общее направление по достижению желаемого результата посредством межпредметной интеграции предметов.
Интеграция научных знаний, предъявляет новые требования к специалистам в будущем. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.
Языковые курсы способствуют созданию современного урока с использованием метода предметно-языкового интегрированного обучения и межпредметных связей, а также в формировании нового интерактивного способа мышления, характерного для современного учителя, при интеграции научных знаний в теоретическом исследований и практической деятельности, в использовании различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета.
Сегодня, педагогам закончившим языковые курсы, при использовании метода предметно-языкового обучения необходимо осуществить отбор материалов, то есть определить их цель, пересмотреть содержание изученного материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат. Учителя, преподающие предмет на английском языке и осуществляющие предметно-языковое обучение, должны на должном уровне владеть английским языком, причем особое внимание следует обращать на научность стиля речи на английском языке.
Прежде чем вводить методические приемы предметно-языкового обучения, учителям химии следует определить уровень языковой подготовки учащихся. А для этого для постановки языковых целей им необходимо посещать уроки английского языка в их классах и тесно сотрудничать с учителем предметником. Такое сотрудничество учителей будет способствовать созданию благоприятной образовательной среды в классе.
Деятельность учителя химии при подготовке к урокам включает следующие действия:
Наблюдение за учащимися на своих уроках во время предметно-языкового обучения с целью выявить затруднения, возникающие у учеников, и предотвратить их в дальнейшем.
Работа с методической литературой по предмету химия и английскому языку.
Отбор лексического минимума, необходимого для понимания изучаемого тематического материала по предмету. Выбор методических приемов для ввода новых тематических слов по предмету.
Выбор методов, методических приемов, форм и средств предметно-языкового обучения с учетом предметной и языковой подготовки учащихся, а также поставленных на уроке задач.
Подготовка дидактических карточек, а также наглядного материала (иллюстрации, компьютерные презентации, видеоматериал) на родном (казахском/русском) и английском языках.
Активное использование образовательной онлайн платформыBilimLend.
Разработка плана и конспекта урока, включающего выбранные методы, методические приемы, формы и средства предметно-языкового обучения.
Деятельность учителя химии в процессе предметно-языкового обучения на уроке включает в себя:
Раскрытие перед учениками алгоритма их деятельности при предметно-языковом интегрированном обучении.
Предоставление тематической информации на английском языке (устный рассказ, беседа, письменный текст, видеоматериал и т.д.).
Предоставление различных средств предметно-языкового обучения химии, для полноценной работы ученика: словари, дидактические карточки, сопоставительные схемы, карточки визуальной поддержки и т.д.
Оказание помощи учащимся в процессе работы с использованием метода CLIL.
Проверка результатов предметно-языковой работы учащихся.
Подведение итогов работы.
Таким образом, для организации процесса предметно-языкового обучения химии, учитель может использовать различные методы, методические приемы, средства и формы организации учебной деятельности, выбор которых зависит от целей и задач урока, содержания изучаемого тематического материала и уровня предметной и языковой подготовки учащихся на современном уроке.Ведь современный урок — это мастерская, где создаются возможности для сознательного усвоения знаний, для развития личности ученика, для формирования ее нравственных основ. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Сегодня учитель — это личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, а ученик наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей. Таким образом, современный урок обязательно способствует самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала и готовит ребенка к успешной жизни в нынешнем обществе.
Сегодня, методика изучения химии в условиях интеграции с английским языком обеспечивает повышение уровня сформированности двуязычной информационно-коммуникативной компетентности учащихся, что выражается в достаточно высоком уровне усвоения билингвально-интегративных знаний, в высоком уровне сформированности информационно-коммуникативных умений; опыте билингвальной коммуникации.Данная методика стимулирует учащихся к изучению химии при помощи коммуникативных возможностей английского языка, и, таким образом, способствует усилению интереса и мотивации школьников к изучению химии.Качественное владение английским языком выпускника современной школы, - это назревшая жизненная необходимость, поскольку интенсивные темпы и уровень развития науки и техники в мире требуют свободного владения английскимязыком для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков. Это способствует выработке коммуникативных навыков учащихся. Кроме того, обучение на трёх языках, и, как следствие, владение ими практически в совершенстве, будет способствовать приобщению учащихся к культуре и традициям разных народов. А это есть ни что иное, как формирование полиязычной личности.
«Список литературы
Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г«Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»
2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2 / Н.И. Запрудский. – Мн: Сэр- Вит, 2010. 252 с.