Предметно-языковое интегрированное обучение – технология CLIL на уроках физики
Предметно-языковое интегрированное обучение – технология CLIL на уроках физики
Современная языковая ситуация в Казахстане позволяет говорить о триединстве языков как о существенном факторе укрепления общественного согласия. Многообразие культур и языков, их равное сосуществование являются безусловным достоянием нашей страны, а проводимая языковая политика как обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов, так и предоставляет свободный выбор языка для общения, получения образования, реализации творческих потребностей. Позитивность развития трехъязычия для казахстанского сообщества возможна при условии единой политической, идеологической, культурной платформы. И эта платформа уже задана Президентом в разъяснении сути проекта «Триединствоязыков» — изучение казахского языка как государственного, русского — как языка межнационального общения и английского — как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Создание равных условий для изучения трех обозначенных языков не означает равной сферы их функционирования, равной функциональной нагрузки и, наконец, их равного статуса. При этом акцент сделан на педагогической составляющей данного культурного проекта, которая в полной мере может быть обозначена как полиязычное образование. Вместе с тем активизация полемики вокруг языковой ситуации в Казахстане в последние несколько лет связана с полиязычием, что позволяет говорить о новых гранях языкового образования.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своих обращениях к народу неоднократно уверенно заявлял, что наша страна должна войти в число 30-ти самых конкурентно способных стран мира. Залогом успешного воплощения в жизнь этого утверждения является, прежде всего, личность человека, формирование которой начинается в школе.
Поликультурная многогранная личность – это открытый для общения человек. А открытость для общения предполагает возможность свободной коммуникации с людьми разных национальностей и языков, следовательно, поликультура немыслима без полиязычия, основы которого также должны закладываться в школе.
В этой связи видится необходимым и отвечающим требованиям времени, разумным и абсолютно логичным переход к преподаванию предметов (как отдельных, так и целых циклов) на английском языке – языке международного общения.
Рационален такой подход, прежде всего, видимо, для предметов естественного цикла (математики, физики, биологии, химии), поскольку в них используется знаковая система (математика, физика, химия) и огромное количество не имеющих специального перевода терминов на латинском языке (биология). Последнее даёт возможность учителю освоить язык в короткие сроки и на должном уровне подготовиться к столь непростому, ответственному, но необходимому в современных условиях делу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предметно-языковое интегрированное обучение – технология CLIL на уроках физики»
Предметно-языковое интегрированное обучение –
технология CLIL на уроках физики
учитель физики КГУ «СОШ-лицей №7»
Жайсанбаева Асель Маратовна
«Не обучив детей английскому языку сейчас, в будущем мы не сможем осуществлять полноценную подготовку кадров. Это – требование времени», − отметил глава государства Нурсултан Назарбаев.
Цель языковой политики в Казахстане — интеграция Республики в мировое сообщество и как следствие подъем науки, экономики и социально-культурной составляющей страны.
Почему необходимо изучать английский? Потому что на нем общается весь прогрессивный мир. Это язык науки и технологий. На нем ведется большая часть исследований в экономике и бизнесе. Владение английским языком открывает перед человеком большие перспективы.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неоднократно подчёркивал Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику». Для казахстанцев идея триединства языков особенно важна, поскольку сформулирована была Главой государства как ответ на вызов времени, как решение насущной жизненной потребности общества, активно интегрирующегося в глобальный мир. Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через овладение доминирующими языками. Благодаря инициативе Президента наше государство приступило к реализации концепции полиязычия в образовании, потому что именно полиязычие послужит укреплению конкурентоспособности Казахстана.
Современная языковая ситуация в Казахстане позволяет говорить о триединстве языков как о существенном факторе укрепления общественного согласия. Многообразие культур и языков, их равное сосуществование являются безусловным достоянием нашей страны, а проводимая языковая политика как обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов, так и предоставляет свободный выбор языка для общения, получения образования, реализации творческих потребностей. Позитивность развития трехъязычия для казахстанского сообщества возможна при условии единой политической, идеологической, культурной платформы. И эта платформа уже задана Президентом в разъяснении сути проекта «Триединствоязыков» — изучение казахского языка как государственного, русского — как языка межнационального общения и английского — как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Создание равных условий для изучения трех обозначенных языков не означает равной сферы их функционирования, равной функциональной нагрузки и, наконец, их равного статуса. При этом акцент сделан на педагогической составляющей данного культурного проекта, которая в полной мере может быть обозначена как полиязычное образование. Вместе с тем активизация полемики вокруг языковой ситуации в Казахстане в последние несколько лет связана с полиязычием, что позволяет говорить о новых гранях языкового образования.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своих обращениях к народу неоднократно уверенно заявлял, что наша страна должна войти в число 30-ти самых конкурентно способных стран мира. Залогом успешного воплощения в жизнь этого утверждения является, прежде всего, личность человека, формирование которой начинается в школе.
Поликультурная многогранная личность – это открытый для общения человек. А открытость для общения предполагает возможность свободной коммуникации с людьми разных национальностей и языков, следовательно, поликультура немыслима без полиязычия, основы которого также должны закладываться в школе.
В этой связи видится необходимым и отвечающим требованиям времени, разумным и абсолютно логичным переход к преподаванию предметов (как отдельных, так и целых циклов) на английском языке – языке международного общения.
Рационален такой подход, прежде всего, видимо, для предметов естественного цикла (математики, физики, биологии, химии), поскольку в них используется знаковая система (математика, физика, химия) и огромное количество не имеющих специального перевода терминов на латинском языке (биология). Последнее даёт возможность учителю освоить язык в короткие сроки и на должном уровне подготовиться к столь непростому, ответственному, но необходимому в современных условиях делу.
Мне бы хотелось рассказать, как можно использовать технологию CLIL на уроках физики. Я прошла курсы обучения английскому языку, обучение применения технологии CLIL в учебном процессе.
При планировании урока необходимо формулировать как предметные, так и языковые цели, соблюдая при этом критерии SMART целей. Цели должны быть конкретные, измеримы, достижимы, актуальны, ограниченные по времени.
На уроках должны присутствовать все виды речевой деятельности, хотя одним из ключевых приемов данной технологии является работа с текстом. Тексты должны содержать предтекстовые и послетекстовые задания.
Например, в 11 классе по теме «Распространение радиоволн» находим аналогичный текст на английском языке в интернет ресурсах. Проверяем читабильность и доступность для восприятия с помощью онлайн инструментов. Ключевые слова выделяем в тексте.
Применяем стратегии чтения.
Просмотровое чтение.
Для чего используются ультракороткие волны?
Детальное чтение.
True or False ( правда или ложь)
Короткие волны не распространяются на большие расстояния.
На способность ионосферы радиоволны влияет время суток и время года.
Работу с текстом возможно использовать позже. На начальном этапе изучения предмета на английском языке можно использовать следующие задания.
1.Текст с пробелами.
Задание. Вставь пропущенные слова.
Substance, Body, Matter, substance (2), body (2).
_________ - это то, что существует во вселенной.
_________- это любой объект , любое живое существо.
_________- это то, из чего состоит тело.
Вода это-____________ а капля воды- это ___________.
Гвоздь это- _________, а железо – это ______________.
Правильно заполненный текст.
Matter - это то, что существует во вселенной.
Body - это любой объект, любое живое существо.
Substance - это то, из чего состоит тело.
Вода - это substance, а капля воды - это body .
Гвоздь - это body, а железо – это substance.
2. Заполните таблицу.
Используя ранее изученные физические слова заполни таблицу:
Использовать на уроке реальные предметы или картинки.
Можно задать вопросы, что они могут сказать об этих предметах.
Тhermometer. Stopwatch
Measuring balance Ruler
4. Практическое задание на развитие письменной и устной речи
А) Используя линейку, измерьте длину стола. Запишите результат и скажите по-английски. Например:
«Длина стола равна 1 метр».
The length of the table is 1 meter.
B) Используйте весы , чтобы определить массу тела. Запишите результат и скажите по-английски, используя образец. Ответ:
(Физическая масса тела равна 150 грамм-The physical mass of the body is 150 grams)
C) Используйте термометр для определения температуры воздуха в классе. Запишите результат и скажите по-английски.
( Температура воздуха равна 18 градусов Цельсия.-The air temperature is 18 degrees Celsius.).
5. Now, please, I want you to answer some questions.
Who was the first man to fly into space?-U.A.GAGARIN
Who was the first woman to fly into space?-V.A.TERESHKOVA
Who was the first astronaut to walk on the Moon?-AMUNDSEN
Who was the first man to leave a spaceship for a space walk? –ALEKSEY LEONOV.
How many planets are there in the Solar System?-9
Дописать названия планет по-русски.
Mercury
Uranus
Jupiter
Venus
Neptune
Earth
Saturn
Mars
Pluto
7. Complete the text with the right word. Answer the question. In March 2004 a new planet was_____1_____ 10 billion kilometers from the Earth and was named Sedna. It was found by the Hubble _____2_____. Some people say Sedna is not really a planet. Anyway, the news _____3____ very exciting because the planet _____4____ beyond the planetary Solar System. Space now has become _______5______! Such countries as Russia, the USA and Japan are planning to send more money on it. Do you think space exploration so important?
1. a) invented
b)discovered
c)opened
2. a)microscope
b) periscope
c)telescope
3. a) is
b) are
c) will be
4. a) found
b) finds
c)was found
5. a) large
b) larger
c) the largest
Предлагаю задания обучающимся, которые направлены:
на пополнение словарного запаса слов на английском языке;
на развитие умений выражать мысли, передавать информацию последовательно в устной форме на английском языке;
на формирование умений слушать речь учителя и учащихся, аудио и видеозаписи;
на понимание прочитанного текста на английском языке по изучаемой теме;
на передачу информации в письменной форме (по необходимости).
Будущее принадлежит молодежи. И каждая страна, которая думает о своем будущем, в первую очередь развивает образование. Тем более в наш стремительный век научно-технических достижений. Поэтому наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, умело и эффективно использовать новейшие знания и технологии в повседневной жизни. И Глава государства неустанно призывает создавать для этого все возможности, обеспечить самые благоприятные условия.
Лидер нации, учитывая реалии современного мира, поставил новую более сложную задачу трехязычья. К сыгравшему свою позитивную роль русскому языку добавляется английский, который поможет раздвинуть рамки современных знаний, успешно овладевать новыми технологиями, раздвигать границы бизнеса.
«Будущее казахстанцев – за свободным владением казахского, русского и английского языками», – отметил Глава государства в Послании «Новые возможности в условиях Четвертой промышленной революции».
При использовании метода предметно- языкового обучения учителю необходимо осуществить отбор материалов, то есть определить их цель, пересмотреть содержание изученного материала по физике, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат. Учителя, преподающие предмет на английском языке и осуществляющие предметно- языковое обучение, должны на должном уровне владеть иностранным языком, причем особое внимание следует обращать на научность стиля речи на иностранном языке.
Прежде чем вводить методические приемы предметно - языкового обучения, учителям предметникам следует определить уровень языковой подготовки учащихся. А для этого для постановки языковых целей им необходимо будет посещать уроки английского языка в их классах и непременно обратиться за помощью и побеседовать с учителем английского языка. Только после этого можно установить степень включения иностранного языка в обучение физики. Такое сотрудничество учителей будет способствовать созданию благоприятной образовательной среды в классе.
Необходимо отметить что, при преподавании физики с использованием подхода (CLIL) необходимо определение уровня языковой подготовленности учащихся. Согласно «Общеевропейской рамке владения языками» (CEFR — Common European Framework of References for Languages) необходимо, чтобы учащиеся владели вторым и третьим языками на уровне не ниже Базового пользователя (Basicuser)(А1/А2). Это означает, что учащиеся должны понимать на слух речь учителя и своих одноклассников в ситуациях повседневного общения; уметь представлять себя и других; задавать вопросы и отвечать на них; понимать короткие простые тексты, находя в них конкретную, легко предсказуемую информацию; писать простые короткие записки и сообщения.
На уроке физики(CLIL) должны, по возможности, присутствовать все виды речевой деятельности, хотя особенности подхода (CLIL) таковы, что чтение занимает большую часть учебного времени. Тем не менее, учитель может спланировать урок так, что часть материала может быть представлено в виде аудиотекста, а, используя поисковые методы обучения, возможно, прийти к пониманию материала через диалог и беседу. Аудирование можно сочетать с письмом (заполнение таблиц, построение схем, восстановление пропусков). При подборе учебного материала, необходимо подбирать разнообразные по стилю аутентичные тексты, которые отвечают возрастным особенностям и уровню языковой подготовленности учащихся. Можно также использовать аудио и видео материалы. Тексты воспринимаются лучше, если они разбиты на небольшие части и сопровождаются иллюстрациями, схемами, картами и т. д. Можно пользоваться электронными учебниками по физике на английском языке.
Большое количество людей, как родителей, так и учащихся задают себе вопрос: Зачем это нужно?
Можно же просто учить английский отдельно, а физику — отдельно. Но вот оказалось, что такие комбинированные уроки существенно повышают у детей и подростков мотивацию к изучению языка. Детям часто бывает трудно понять необходимость изучения английского. Они, конечно, знают, что он пригодится им когда-нибудь в будущем, но это такая смутно-отдаленная перспектива, что она не всегда достаточно мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас.
А вот на уроке, где применяются технологии CLIL, язык выступает уже не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английскогоможно узнавать новую интересную информацию по физике. Изучение языка сразу становится более осмысленным, ведь он используется для решения конкретных задач здесь и сейчас.
Особенно хорошо то, что для уроков по методике CLIL можно использовать аутентичные материалы такие как электронные учебники.
Или дома не имея интернета, особенно в сельских школах, можно с помощью электронного учебника самостоятельно изучить материал урока по физике, а так же просмотреть видео или презентацию и проверить уровень знаний при решении тестовых заданий.
Внедрение языка я начинаю постепенно с терминологии. Как правило, на доске в начале урока мы знакомимся с терминами, которые записываем в словари и используем в течение урока. На последующем уроке эти термины повторяются. Но в течение недели изучение большого количества слов не рекомендую, так как ребята начинают путаться, не правильно произносить и т. д. в результате не запоминаются слова.
Для наиболее интересного и продуктивного изучения тем, для расширения кругозора подбираю видео материалы связанные с темой урока. При просмотре которых закрепляются как навыки чтения, перевода, так и произношения английского языка.
В сферах образования очень распространенные тесты, ведь учитель может одновременно опросить множество учеников, узнать их мнение и т. п. Тесты, как и большинство созданных человеком вещей, помогают сэкономить время, найти быстрое решение проблемы и быстро и точно оценить знания ученика по предмету.
В тестовых материалах рекомендую вставлять терминологию на английском языке. А также использовать тонкие вопросы, что помогает учащимся на начальном уровне изучения предмета на английском языке.
Благодаря всему этому ученики видят, что английский язык это не просто очередной предмет школьной программы. Знание языка дает возможность найти разнообразную информацию практически на любую тему по физике и даже заниматься самообразованием. Изучение английского приобретает смысл, которого не было бы, если бы ученики просто выполняли упражнения из учебника.
Развитие современных педагогических технологий, целенаправленная реализация средств информатизации в системе образования потребовали проведения исследований в области проектирования и разработки компьютерной поддержки преподавания учебных дисциплин; определения места средств информации в каждой учебной дисциплине и активных методов обучения. Современная гуманистическая концепция образования ставит перед всеми учебными дисциплинами следующие три основные цели: — Раскрыть основы науки; — Систематизировать и обобщить знания, умения и навыки; — Способствовать выявлению и развитию способностей обучающихся через реализацию первых двух установок.
Для выполнения обозначенных целей современное образование нуждается нуждается в разработке новой методологии, основанной на интегрированных процессах, в которых обьектом иссследования становятся все звенья образовательной системы и их взаимодействие с обществом и человеком. Одними из таких форм в преподаваний являются методики STEM и CLIL, где иностранный язык выступает в качестве инструмента для изучения других предметов. В данном случае язык становиться не объектом обучения, а его средством. Язык интегрирован в общеобразовательную программу, и знание языка становится средством изучения содержания предмета. Тем самым у учащихся повышается мотивация использования языка в контексте, когда они заинтересованы в теме. Изучение языка становится более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач.