II.Мотивация учащихся к деятельности | На доске написан эпиграф: «Каждый успех наших знаний ставит больше проблем, чем решает». (Cлайд 2) В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф. Прочтите его. Не правда ли, противоречивое высказывание? Как вы его понимаете? На столе коллекции горных пород и минералов, различные оксиды. На партах таблицы и дидактические карточки. На экране стихотворение: Из атомов создана наша природа И очень важна там роль кислорода С кремнием он образует песчинку, А с водородом воду и льдинку Газ углекислый –коль уголь горит Все называется это-оксид.(Слайд 3) Учитель организует работу в группах. | Личностные: действие, смыслообразование. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: настрой на сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Этап актуализации и пробного учебного действия. | Учитель. На предыдущих уроках вы научились определять степень окисления элементов по формуле и составлять формулы по степеням окисления. Вспомните эти действия, выполните карточки №1.2. 1.Определите степень окисления по формуле: Al 2O3, Ag 2O, FeO, N2O, SO2 2.Составьте формулы веществ по степеням окисления: CuO, SiO(IV), ZnO, SO(VI), PO(V). (Самопроверка на слайде, коррекция знаний).(Слайд 4,5) | Регулятивные: самоанализ, самоконтроль, самоорганизация. Познавательные: спосбность выстраивать аналогии, определять закономерности. Личностные: развитие качеств максимально развивающих ученика. Коммуникатив ные: умение выражать свои мысли |
IV. Определение темы урока и рассмотрение новой темы. | Учитель. Что вы заметили общего в формулах, с которыми работали? Ученики. Вещества состоят из двух элементов, один из которых кислород. Учитель. Верно. Эти вещества называются оксиды. Как вы можете сформулировать тему нашего урока. (Тема записывается на доске и в тетрадях) Учитель. К каким веществам относятся вещества, состоящие из двух элементов? Ученики. К сложным. Учитель. Давайте попробуем дать определение оксидам, найдите в учебнике и сравните определение и общую формулу оксидов. Перепишите в тетрадь и обратите внимание на степень окисления кислорода. Учитель. Называть оксиды можно по международной номенклатуре и тривиальной. Название оксида =оксид+название элемента( в р.п.) например: Cr 2O3-оксид хрома(III), в скобках указывается степень окисления элемента, который образует оксид. Тривиальные названия: N 2O - веселящий газ; SiO2 - кремнезем,CO2- углекислый газ,CO-угарный газ,Н 2О-вода. Дайте названия этим веществам по международной номенклатуре (фронтальная работа) На слайде. Классификация оксидов. Оксиды Металлов неметаллов Твердые твердые Na 2O CuO SiO2,Р2О5 жидкие SO3,Н2О газообразныеCO2, NO2, CO и т.д. обсуждаем классификацию с учащимися.(Слайд 6) Демонстрируем образцы оксидов. Учащимся предлагается работа по карточкам: №3 Из приведенных химических формул веществ: KNO3,Fe 2О3, CH4 CO,CO2, Na 2CO3; Cu 2О,N 2O-назовите оксиды, выписав их формулы, классифицируйте их. Проверка самостоятельной работы по слайду.(Слайд 7) Напишите формулы оксидов: натрия, кальция, хрома(III), углерода(IV),фосфора(V). Проверка самостоятельной работы по слайду.( Слайд 8) Какова степень окисления марганца в оксидах, формулы которых: Mn 2O3,MnO,MnO2, Mn 2O7,MnO3. Проверка самостоятельной работы по слайду.(Слайд 9) | Познавательные: знако-символические действия,сравнение,анализ,умения структуировать знания Коммуникатив ные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: прогнозирование, коррекция , контроль Личностные: развитие, саморазвитие, самосовершенствование |
V.Рефлексия. | Работа в группах. Игра «Крестики-нолики» SO2 CuO BaO N 2O SiO2 H 2O PbO2 V2O5 CO2 Определите степень окисления элементов и найдите выигрышный путь элементов с одинаковой степенью окисления. Проверка самостоятельной работы по слайду. (Слайд 10) Тест «Улыбка» 1.В каком варианте ответов формула оксида составлена неверно: А)РО3; Б)SO3; В)Al 2O3 2.Выберите запись, соответствующую степеням окисления азота и кислорода, в соединении формула которой NO2: А)-4,+2; Б)+4, -2; В)+2,-1. 3.Выберите формулу оксида марганца (IV): А)MnO; Б)Mn 2O7; В)MnO2. 4.Выберите формулу оксида металла: А)N 2O5; Б)ВаО; В)SO3. 5.Какое из приведенных ниже названий соответствует формуле СО2: А)оксид углерода(IV); Б)карбид кислорода; В)оксид углерода(II). Бланк ответов: 1 2 3 4 5 (Слайд 11) | Познавательная: умение структуировать знания. Коммуникатив ные: умение работать в группе,выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
VI. Информация о домашнем задании, оценивание работы учащихся на уроке. | Дом. Задание: п.24, сообщения о вредных и полезных оксидах. Работа учащихся оценивается на каждом этапе, в конце урока выставляется поурочный балл. Завершается работа тестом «Что я за птица», который оценивает деятельность ученика на уроке. На столе лежит таблица с критериями Критерии : 3бала 2 бала 1бал Активность:высо сред низ кая няя кая Материал усвоил усвоил усвоил урока: хорошо частично слабо объяснить могу могу с под затруд товарищу: сам сказкой няюсь. Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их сложить. Учитель поясняет как соотносятся набранные баллы с видом птицы. «3-5баллов»-вы воробей, собираете знания по зернышку, к сожалению – это уценка «3», «6-7баллов»-вы соловей, поведайте о своих знаниях другим, молодцы оценка «4», «8-9баллов»-вы орел, для вас открылись тайны знаний, умницы- оценка «5». Спасибо за урок! (Слайд12). | Познавательная: умение структуировать знания. Коммуникатив ные: умение работать в группе,выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |