Урок разработан для закрепеления темы химические свойства спиртов. При этом используются лабораторные опыты, которые проводят сами учащиеся. Так же при оставшемся времени решаются задачи на разные темы 10 класса. При оценивании работы учащихся на уроке используется бальная система, которая переводится в оценки по пятибальной системе. В начале урока учащимся сообщаеся о максимальных баллах, которые они могут получить за урок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по химии для 10 класса по теме: "Спирты" »
Урок по теме: Спирты.
Учитель химии
Архипова Н.В.
II квалификационная
категория
МБОУ « Таштыпская
общеобразовательная
средняя школа №2»
Абакан 2014 год
Введение.
Основополагающая задача обучения в общеобразовательной школе – развитие творческого мышления учащихся, их умственных способностей. Для этого необходимо использовать активные методы обучения, рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи, движении и развитии.
Среди новых методов обучения все большое значение приобретает использование технологии личностно – ориентированного обучения. Она позволяет активизировать процесс усвоения новых знаний, формировать и развивать необходимые умения.
Тип урока: обобщение ранее изученного материала.
Форма урока: урок – игра с использованием электронного учебника. Урок рассчитан на два часа.
Тема: Свойства спиртов.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Спирты», расширение их кругозора, развитие практических умений учащихся.
Задачи:
обобщить знание учащихся о химических и физических свойствах спиртов;
доказать лабораторным путем свойства спиртов;
формировать у школьников готовность вести здоровый образ жизни;
развить у учащихся умения самостоятельной работы с научно-популярной и справочной литературой;
использовать взаимоконтроль и самоконтроль.
Подготовка к уроку.
Учащиеся должны приготовить сообщения по темам:
Физиологическое действие алкоголя на организм человека;
Оборудование: для игры потребуется 3 листа цветной бумаги желтой, зеленой, красной, которые развешиваются на доске. Если у учителя имеются песочные часы, равные 10 минутам, то это было бы наилучшим вариантом для наблюдения за временем. Должны быть готовы названия туров:
Номенклатура спиртов.
Физические свойства, получение.
Химические свойства.
Применение спиртов.
Практическая работа.
Решение задач.
Класс делится на 4 команды. Объединить школьные парты в виде круглых столов, чтобы разместить четыре команды. На кафедре должны
находиться химические реактивы, необходимые для проведения практической работы. Представители команд выбирают цвета (уровень сложности) зеленый – базовый; желтый – средней сложности; красный – повышенной сложности. По всем турам предлагаются задания в виде тестов по три варианта разного уровня сложности каждый (количество каждого варианта не менее 4-х). На доске находятся критерии оценок: 25-23б.-5, 22-18б.-4, 17-12б.-3.После каждого проведенного тура, учащиеся сдают один экземпляр ответов учителю, второй оставляют у себя. Проверяют ответы, используя теорию электронного учебника. Затем сдают проверенные ответы учителю. После данного урока учитель может, сравнив первоначальный вариант ответов с последующим, определить степень усвоения данного материала. Желательно, чтобы команды учащихся были сформированы по одинаковым умственным способностям. Используется электронный учебник: Демонстрационное поурочное планирование «Органическая химия», Изд. «Учитель» (базовый уровень); Органическая химия
г. Йошкар-Ола, Республиканский мультимедиа центр.
Ход урока.
Организационный момент – 1 мин.
Учитель: «Тема нашего урока «Свойства спиртов», цель урока – обобщить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, развить практические умения и навыки, расширить знания о влиянии алкоголя на организм человека».
Распределение учащихся по командам и объяснение условий игры.
Учитель объясняет критерии оценок, каждый правильно выполненный тест оценивается в 5 баллов. В конце урока учащиеся могут получить наивысший балл - 25. Если учащиеся выбирают только зеленую дорожку, то оценка за урок будет удовлетворительной, так как эти задания являются базового уровня. Для оставшихся дорожек критерии оценок расположены на доске.
I тур - Номенклатура спиртов.
Учащиеся выбирают уровень сложности, в соответствии с этим учитель раздает тесты. На выполнение заданий отводится не более 5-7 минут. Ответы на тесты пишутся в двух копиях, при этом одна сдается учителю, а другая остается у учащихся для самостоятельной проверки при помощи теории из электронного учебника. По истечению времени учитель включает электронный учебник, главу «Спирты», подраздел – классификация и номенклатура спиртов. Учащиеся проверяют и имеют возможность исправить свои ошибки, после чего работу сдают учителю.
II тур - Физические свойства и получение.
10 минут, проводится по аналогии I тура.
III тур – Химические свойства.
10 минут, проводится по аналогии I тура.
IV тур – Применение.
Выступление учащихся с сообщениями. Просмотр электронного учебника по этой теме.
V тур – Практическая работа.
Учитель: « Готовим тетради для практических работ, оформляем работу №3».
Учитель включает электронный учебник с демонстрацией химических опытов, учащиеся смотрят и каждый самостоятельно проводит реакции.
Выбирая вещества, необходимые для проведения реакций.
Инструкция для проведения опытов:
1.Как при помощи химических реакций различить бутанол -1 и бутанол- 2?
2. При помощи, какой реакции можно различить этиловый спирт и глицерин?
3. В разных пробирках находятся метиловый, этиловый и трет- бутиловый спирты. Как различить их с помощью одного химического реагента?
4.Опыт « Несгораемый платок».
Реактивы и оборудование: носовой платок из хлопчатобумажной ткани, спиртовка, тигельные щипцы, длинная лучинка, этиловый спирт, вода.
Смочите в воде носовой платок, затем слегка отожмите его и хорошенько пропитайте спиртом. Возьмите платок за один из углов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, поднесите к ткани длинную горящую лучинку. Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым. Приведите объяснение.
В три пробирки налейте по 2 мл воды и в каждую добавьте по 0,5 мл спирта: этанола, глицерина, этиленгликоля. Пробирки хорошо встряхните. На синюю и красную лакмусовые бумажки нанесите по капле каждого из полученных растворов. В пробирки с растворами добавьте по 1 капле раствора фенолфталеина. Отметьте наблюдения. Приведите объяснения.
6.* Опыт «Окисление этилового спирта хромовой смесью».
7.* Опыт «Окисление этилового спирта оксидом меди (II).
Реактивы и оборудование: этанол, медная проволока, пробирки, пинцет, спиртовка.
Поместите в сухую пробирку 2 капли этилового спирта. Нагрейте спираль из медной проволоки и опустите ее в пробирку с этиловым спиртом. Отметьте наблюдения. Приведите объяснение. Напишите уравнение реакции.
8. * Опыт «Огоньки в жидкости».
Реактивы и оборудование: этиловый спирт, серная кислота (конц.), перманганат калия, пробирка, пипетка, штатив с лапкой.
Закрепите сухую пробирку в штативе. Пипеткой аккуратно, не смачивая стенок, внесите в нее по 1 мл серной кислоты (конц.) и этилового спирта так, чтобы получилось два слоя. После этого насыпьте туда 0,3 г перманганата калия. Отметьте наблюдения. Приведите объяснения. Напишите уравнение реакции.
9. Получение глицерата меди.
В пробирку налейте около 1 мл 10 %-го раствора сульфата меди (II) и добавьте немного 10%-го раствора гидроксида натрия до образования голубого осадка гидроксида меди (II).
К полученному осадку добавьте по каплям глицерин. Взболтайте смесь. Отметьте превращение голубого осадка в раствор темно-синего цвета.
1.Какая реакция лежит в основе получения гидроксида меди (II)? Напишите уравнение этой реакции.
2. Почему при добавлении глицерина к осадку гидроксида меди (II) осадок растворяется? С чем связано интенсивное окрашивание раствора? Напишите уравнение взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II).
3. Будут ли этиловый и изоамиловый спирты реагировать с гидроксидом меди (II)?
Учитель: «Оформляем практическую работу и делаем вывод по проведенным опытам».
VI тур – Решение задач.
Задача 1.Вещество известно человеку с глубокой древности. Его название в переводе с арабского значит «одурманивающий». Широко применяется в различных отраслях народного хозяйства, обладает дезинфицирующими свойствами. О каком веществе идет речь, если при сгорании 3,45 г его образовались оксид углерода (IV) массой 6,6 г и вода массой 4,05 г? Плотность паров этого вещества по воздуху равна 1,59.
Задача 2. Вещество можно получить из любого углеродосодержащего сырья: угля, природного газа, древесины. Первоначально его получили термическим разложением древесины без доступа воздуха. Сильный яд. О каком веществе идет речь, если при сгорании 1,28 г его образовались оксид углерода (IV) массой 1,76 г и вода массой 1,44 г? Плотность паров вещества по водороду равна 16.
Задача 3. Из одинаковых порций предельного одноатомного спирта при межмолекулярной дегидратации образуется простой эфир массой 7,4 г, а при внутримолекулярной дегидратации – 4,48 л алкена (н.у.). Какова молекулярная формула спирта?
Задача 4. Какой одноатомный спирт был взят, если при взаимодействии 16 мл этого спирта ( плотность 0,8 г/мл) с натрием выделился водород в количестве, достаточном для гидрирования 4,48 л этилена (н.у.)?
Задача 5. Предельно допустимая концентрация (ПДК) фенола в местах водоиспользования составляет 0,001 мг/л. Рассчитайте, во сколько раз концентрация фенола в водоеме будет превышать предельно допустимую, если в водоем вместимостью 10 м3 со сточными водами коксохимического предприятия было сброшено 47 кг фенола.
Задача 6. Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров фенола в воздухе составляет 0,3 мг/м 3. Рассчитайте, превысит ли концентрация фенола предельно допустимую в кабинете вместимостью 242 м3 при условии, если весь фенол, затраченный на приготовление 100 г 0,05 %-ного раствора, попадает в воздух.
Задача 7. Органическое вещество А – бесцветная жидкость с характерным запахом. Оно легко взаимодействует с натрием. Один из продуктов такой реакции – газообразное, без цвета и запаха простое вещество Б. При действии на нагретый оксид меди (II) вещества А образуется бесцветное, с резким запахом газообразное сложное вещество В. Водный раствор вещества В применяется в медицине. В зависимости от условий вещества В можно превратить либо в органическую кислоту, либо, при взаимодействии его с веществом Б, в вещество А. Что представляет собой вещество А? Напишите уравнение всех реакций.
Подведение итогов урок. В ходе урока мы обобщили и закрепили знания, полученные о строении спиртов, химических свойств, обусловленных строением спиртов, лабораторным способом доказали эти свойства.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Прошу, уберите рабочее место.
Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.
Поставьте на место свои реактивы,
Пробирки же все уберите в штативы.
Сгоревшие спички и мусор – в ведро.
И чтоб кабинет после вас – на все 100.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеясь привычно,
Что будут они «хорошо» и «отлично».
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!
Литература.
1.Габриелян О.С. Настольная книга учителя «Химия», ООО «Дрофа», 2004
2.Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях,10 кл., «Дрофа», 2003.
3.Габриелян О.С. Химия 10 кл. профильный уровень, «Дрофа», 2005
4. Журнал «Химия в школе» №5, 2001; №8-9 2003; №6 20004.
5.Приложение к газете «Первое сентября», Химия,№31,37,38.