kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока химии с использованием информационно - коммуникационных технологий в 10классе по теме «Химические свойства спиртов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока химии в 10 классе "Химические свойства спиртов" предназначена для изучения темы на базовом уровне по УМК О.С. Габриеляна. В ходе урока на этапе актуализации знаний учащиеся повторяют строение, изомерию, номенклатуру, физические свойства спиртов, используя фронтальные задания, предлагаемые учителем. На этапе изучения нового материала учащиеся работают в парах с учебником по схеме "Химические свойства предельных одноатомных спиртов". При просмотре видеофрагмента "Действие глицерина на гидроксид меди (II)" ученики делают вывод о появлении новых химических свойств у многоатомных спиртов. Для закрепления качественных реакций на спирты учащимся предлагается провести исследовательскую групповую работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии с использованием информационно - коммуникационных технологий в 10классе по теме «Химические свойства спиртов» »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Клетская средняя общеобразовательная школа»

Клетского муниципального района Волгоградской области







Конспект урока химии

с использованием информационно - коммуникационных технологий (ИКТ)

в 10классе по теме


«Химические свойства спиртов»


















Составил:

учитель химии

Еманов Владимир Васильевич

Тема урока: «Химические свойства спиртов»

Цель урока: Изучить химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, их действие на организм.

Задачи:

1) обучающие:

- повторить особенности строения молекулы одноатомных и многоатомных спиртов;

- изучить химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов;

- раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере одноатомных и многоатомных спиртов;

- продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;

- продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;

- продолжить формировать навыки самоконтроля.
2) развивающие:

-

развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать;

- развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации, устранение опеки при оказании помощи;

- развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации;

- способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций;

3) воспитывающие:

- содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и межпредметных связей;

- продолжить формирование научного мировоззрения;

- обеспечить нравственно-этическое воспитание (антиалкогольное воспитание);

- содействовать физическому воспитанию, через напоминание об осанке учащихся во время работы, соблюдения ТБ.


Тип урока: изучение нового материала.


Форма урока: урок- презентация


Методы обучения: словесный, работа с учебником и справочником, наглядный, практический.


Место мультимедийной презентации в уроке: иллюстрация изучаемого материала, иллюстрация заданий материалов ЕГЭ по теме. Презентация составлена так, что ученик, пропустивший данный урок, или ученик, которому необходима дополнительная проработка материала, могут воспользоваться ею самостоятельно, работая в компьютерном классе или дома при наличии ПК. Данная презентация может быть использована учащимися 10-11 классов для обобщенного повторения и подготовке к ЕГЭ.



Оборудования и реактивы:

компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором; учебник О.С. Габриеляна Химия 10, химический справочник; на столах учащихся штатив с пробирками, в которых бесцветные растворы: 1- фенол, 2- этанол, 3- глицерин, чистые пробирки, р-р сульфата меди(II), р-р гидроксида натрия.

Презентация учителя «Химические свойства спиртов», презентация ученика «Влияние алкоголя на организм человека».



Краткое содержание урока:

I этап: Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.

III этап: Актуализация знаний.

IV этап: Изучение нового материала.

V этап: Обобщение пройденного материала.

VI этап: Подведение итогов.

VII этап: Домашнее задание.

VIII этап: Рефлексия.

Ход урока:


I этап: Организационный момент. Урок начинается с проверки у учеников учебников, тетрадей, дневников ( визуально). Снятие эмоциональной нагрузки: живое слово учителя с призывом к сотрудничеству и просьбой протянуть руку «помощи».


II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.

С помощью учащихся формулируются цели и задачи урока. Слайд 2


Мотивация: Из своего жизненного опыта вы знаете что человек использует спирты в быту, в медицине. Вы знаете как спирты влияют на организм человека, попадая внутрь. Из СМИ вы слышите что алкоголизм стал нашей национальной бедой.

Проблемный вопрос: Употребляя алкоголь человек на следующее утро страдает «похмельем». В чем заключается химическая сущность этого явления?


III этап: Актуализация знаний.

Учитель сообщает учащимся, что оценка сегодня будет выставляться по накопительной системе в конце урока. За каждое правильное решение ученик себе должен поставить балл (самоконтроль).

Слайд 3

1.Из названных веществ:

этандиол, бутанон, этанол, пропаналь, пропантриол, 3-метилбутанол-1

выберите: девочки – многоатомные спирты, мальчики – одноатомные и составьте их структурные формулы.


Слайд 4


Проверка: одноатомные спирты: этанол CH3-CH2-OH;

3-метилбутанол -1 CH3-CH-CH2-CH2-OH

CH3

многоатомные спирты: этандиол CH2 – CH2, пропантриол CH2 –CH –CH2

OH OH OH OH OH


Слайд 5


2.Подумай! (устно, фронтально)

Что общего в строении молекул одноатомных и многоатомных спиртов?


Проверка:

-OH функциональная группа,


По схеме объясните механизм образования водородной связи


Какие физические свойства спиртов обуславливает водородная связь?



IV этап: Изучение нового материала.


Мы уже знаем, что свойства веществ определяются их составом и строением. Молекулы спиртов включают в себя углеводородный радикал и гидроксильную группу. Следовательно, химические свойства спиртов определяются взаимным влиянием этих групп атомов друг на друга.

Слайд 6

  1. Химические свойства предельных одноатомных спиртов.

(Парная работа с учебником по схеме).

СХЕМА


(В соответствии со СХЕМОЙ в ходе фронтальной беседы анализируем химические свойства одноатомных спиртов, учащиеся записывают уравнения реакций на доске)








  1. Кислотные свойства

Вопрос: Почему спирты могут проявлять кислотные свойства? Чем они обусловлены?

Обусловленные наличием водорода в гидроксильной группе – слабые кислотные свойства (не действуют на индикаторы)

а) взаимодействие со щелочными и щелочноземельными металлами (образование алкоголятов). Демонстрация опыта: сравните кислотные свойства воды и спирта.

R-OH +Na → R-ONa + H2

С2Н5-OH +Na → С2Н5-ONa + H2

этилат натрия

б) реакции этерификации

СН3-СН2- СООН + НОСН3→СН3-СН2СООСН3

метиловый эфир уксусной кислоты

  1. Основные свойства (реакции замещения)


t, H2SO4 конц

СН3-ОН + НBr → СН3-Br + H2O

метанол бромовоород бромметан вода


III. Окисление


  1. Горение

Спирты относятся к группе ЛВЖ. Такие вещества могут воспламеняться не только от огня, но и при контакте с сильными окислителями.

Демонстрация опыта: воспламенение спирта с помощью окислительной смеси.

С2Н5ОН + 3О2=2СО2+3Н2О

2. Окислительное дегидрирование

Cu

СН3-СН2-ОН→СН3СОН + Н2

Присутствие окислителей (нагретый оксид меди (II), растворы дихромата калия и перманганата калия) облегчает протекание реакции, отщепляющийся водород при этом превращается в воду.


СН3-СН2-ОН + CuO → CH3COH + Cu + H2O (качественная р-ция)

KMnO4

СН3-СН2-ОН СН3СОН + Н2O

IV. Дегидратация

1. Внутримолекулярная

С2Н 5ОН → С2Н4 + Н2О

2.Межмолекулярная

С2Н5ОН + НОС2Н5→С2Н5-О-С2Н5

диэтиловый эфир


  1. Химические свойства многоатомных спиртов.

Задание уч-ся:

Зная строение многоатомных спиртов, предположите их химические свойства. (Выслушиваются предположения учащихся)

Слайд 7

Вопрос учащимся:

Должно ли вызвать появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов?

(Ответ на него учащиеся получают при просмотре видеоролика – действия глицерина на гидроксид меди(II)).

Слайд 8

Записываем уравнение реакции глицерина с гидроксидом меди.


Качественные реакции используют для распознавания веществ.

Слайд 9

Задание уч-ся:

Изучите схему на слайде, отметьте общие свойства и найти отличительное свойство многоатомных спиртов.

Вывод:

По аналогии с одноатомными спиртами называются реакции горения, замещения водорода гидроксогруппы на щелочной металл, обмен всей гидроксогруппы на галоген и др. Делаем вывод об общности свойств глицерина с одноатомными спиртами, обусловленных функциональной группой - ОН.


Отмечается, что многоатомные спирты в отличие от одноатомных спиртов реагируют с нерастворимым основанием и легче окисляются. Взаимодействие глицерина с основанием говорит о том, что многоатомные спирты обладают слабыми кислотными свойствами.


Слайд 10.

  1. Исследовательская работа

(Групповая работа по инструктивным карточкам. Приложение № 1)

В качестве закрепления решите экспериментальную задачу.

Каждой группе выданы две пронумерованные пробирки с бесцветными растворами.

Задание для 1 группы:

  • Определите глицерин среди выданных

растворов;

  • Напишите уравнение реакции.


Задание для 2 группы:

  • Определите этанол среди выданных

растворов;

  • Напишите уравнение реакции.


При выполнении лабораторных и практических работ по химии не нарушаем правила ТБ.


  1. Физиологическое действие спиртов на организм человека.

Какое же действие оказывает этиловый спирт на организм человека?

Учащимся предлагается просмотреть и послушать сообщение-презентацию одного из учеников (презентация ученика включается по гиперссылке)


V этап: Обобщение пройденного материала.

Слайд 11

Выводы делаются совместно с учащимися, как повторение основополагающих моментов урока.


VI этап: Подведение итогов.

Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи?

VII этап: Домашнее задание. Слайд 12

(дифференцированно)

Учитель предлагает:

  1. Выучить § 9, с. 74 упр. № 13.

  2. Приготовить сообщение-презентацию «Применение одноатомных и многоатомных спиртов».

VIII этап: Рефлексия.

Оценивается эмоциональное состояние.

- На сколько активно работал каждый из вас?



Учащиеся выражают своё эмоциональное отношение к уроку и оценивают свою активность по пятибалльной системе (на столах имеются карточки).

Приложение №1


Инструктивная карта

к химическому эксперименту «Распознавание спиртов».


Цель эксперимента: идентифицировать спирты с помощью качественных реакций.


Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, этанол, глицерин, вода, гидроксид натрия, сульфат меди (II), медная проволока.


Ход работы:

Задание № 1:

  • Определите глицерин среди выданных растворов;

Для этого нужно:

  1. Взять пробы выданных веществ.

  2. В две пробирки налейте 1 мл гидроксида натрия, а затем по каплям добавьте сульфат меди(II) до образования осадка.

  3. В одну пробирку с образовавшимся осадком прилить пробу одного вещества, во вторую – другого.

  • Наблюдения

  • Выводы


Задание № 2:

  • Определите этанол среди выданных растворов;

.Для этого нужно:

  1. Взять пробы выданных веществ.

  2. Накалите на пламени спиртовки скрученную в спираль медную проволоку и внесите в одну из пробирок. Наблюдения.

  3. Накалите ещё раз медную проволоку и внесите в другую пробирку. Наблюдения.

  • Выводы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Еманов Владимир Васильевич

Дата: 01.06.2015

Номер свидетельства: 216786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства