Методическая разработка урока химии с использованием информационно - коммуникационных технологий в 10классе по теме «Химические свойства спиртов»
Методическая разработка урока химии с использованием информационно - коммуникационных технологий в 10классе по теме «Химические свойства спиртов»
Методическая разработка урока химии в 10 классе "Химические свойства спиртов" предназначена для изучения темы на базовом уровне по УМК О.С. Габриеляна. В ходе урока на этапе актуализации знаний учащиеся повторяют строение, изомерию, номенклатуру, физические свойства спиртов, используя фронтальные задания, предлагаемые учителем. На этапе изучения нового материала учащиеся работают в парах с учебником по схеме "Химические свойства предельных одноатомных спиртов". При просмотре видеофрагмента "Действие глицерина на гидроксид меди (II)" ученики делают вывод о появлении новых химических свойств у многоатомных спиртов. Для закрепления качественных реакций на спирты учащимся предлагается провести исследовательскую групповую работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии с использованием информационно - коммуникационных технологий в 10классе по теме «Химические свойства спиртов» »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Клетская средняя общеобразовательная школа»
Клетского муниципального района Волгоградской области
Конспект урока химии
с использованием информационно - коммуникационных технологий (ИКТ)
в 10классе по теме
«Химические свойства спиртов»
Составил:
учитель химии
Еманов Владимир Васильевич
Тема урока:«Химические свойства спиртов»
Цель урока: Изучить химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, их действие на организм.
Задачи:
1) обучающие:
- повторить особенностистроения молекулы одноатомных и многоатомных спиртов;
- изучить химические свойства одноатомных и многоатомных спиртов;
- раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере одноатомных и многоатомных спиртов;
- продолжить формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
- продолжить формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением;
развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать;
- развивать самостоятельность учащихся, используя для этого проблемные ситуации, устранение опеки при оказании помощи;
- развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации;
- способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентаций;
3) воспитывающие:
- содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных и межпредметных связей;
- продолжить формирование научного мировоззрения;
- обеспечить нравственно-этическое воспитание (антиалкогольное воспитание);
- содействовать физическому воспитанию, через напоминание об осанке учащихся во время работы, соблюдения ТБ.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок- презентация
Методы обучения: словесный, работа с учебником и справочником, наглядный, практический.
Место мультимедийной презентации в уроке: иллюстрация изучаемого материала, иллюстрация заданий материалов ЕГЭ по теме. Презентация составлена так, что ученик, пропустивший данный урок, или ученик, которому необходима дополнительная проработка материала, могут воспользоваться ею самостоятельно, работая в компьютерном классе или дома при наличии ПК. Данная презентация может быть использована учащимися 10-11 классов для обобщенного повторения и подготовке к ЕГЭ.
Оборудования и реактивы:
компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором; учебник О.С. Габриеляна Химия 10, химический справочник; на столах учащихсяштатив с пробирками, в которых бесцветные растворы: 1- фенол, 2- этанол, 3- глицерин, чистые пробирки, р-р сульфата меди(II), р-р гидроксида натрия.
Презентация учителя «Химические свойства спиртов», презентация ученика «Влияние алкоголя на организм человека».
Краткое содержание урока:
I этап: Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.
III этап: Актуализация знаний.
IV этап: Изучение нового материала.
V этап: Обобщение пройденного материала.
VI этап: Подведение итогов.
VII этап: Домашнее задание.
VIII этап: Рефлексия.
Ход урока:
I этап: Организационный момент. Урок начинается с проверки у учеников учебников, тетрадей, дневников ( визуально). Снятие эмоциональной нагрузки: живое слово учителя с призывом к сотрудничеству и просьбой протянуть руку «помощи».
II этап: Целеполагание. Мотивация к деятельности.
С помощью учащихся формулируются цели и задачи урока. Слайд 2
Мотивация: Из своего жизненного опыта вы знаете что человек использует спирты в быту, в медицине. Вы знаете как спирты влияют на организм человека, попадая внутрь. Из СМИ вы слышите что алкоголизм стал нашей национальной бедой.
Проблемный вопрос: Употребляя алкоголь человек на следующее утро страдает «похмельем». В чем заключается химическая сущность этого явления?
III этап: Актуализация знаний.
Учитель сообщает учащимся, что оценка сегодня будет выставляться по накопительной системе в конце урока. За каждое правильное решение ученик себе должен поставить балл (самоконтроль).
Что общего в строении молекул одноатомных и многоатомных спиртов?
Проверка:
-OH функциональная группа,
По схеме объясните механизм образования водородной связи
Какие физические свойства спиртов обуславливает водородная связь?
IV этап: Изучение нового материала.
Мы уже знаем, что свойства веществ определяются их составом и строением. Молекулы спиртов включают в себя углеводородный радикал и гидроксильную группу. Следовательно, химические свойства спиртов определяются взаимным влиянием этих групп атомов друг на друга.
Слайд 6
Химические свойства предельных одноатомных спиртов.
(Парная работа с учебником по схеме).
СХЕМА
(В соответствии со СХЕМОЙ в ходе фронтальной беседы анализируем химические свойства одноатомных спиртов, учащиеся записывают уравнения реакций на доске)
Кислотные свойства
Вопрос: Почему спирты могут проявлять кислотные свойства? Чем они обусловлены?
Обусловленные наличием водорода в гидроксильной группе – слабые кислотные свойства (не действуют на индикаторы)
а) взаимодействие со щелочными и щелочноземельными металлами (образование алкоголятов). Демонстрация опыта: сравните кислотные свойства воды и спирта.
R-OH +Na → R-ONa + H2↑
С2Н5-OH +Na → С2Н5-ONa + H2↑
этилат натрия
б) реакции этерификации
СН3-СН2- СООН + НОСН3→СН3-СН2СООСН3
метиловый эфир уксусной кислоты
Основные свойства (реакции замещения)
t, H2SO4 конц
СН3-ОН+ НBr → СН3-Br + H2O
метанол бромовоород бромметан вода
III. Окисление
Горение
Спирты относятся к группе ЛВЖ. Такие вещества могут воспламеняться не только от огня, но и при контакте с сильными окислителями.
Демонстрация опыта: воспламенение спирта с помощью окислительной смеси.
С2Н5ОН + 3О2=2СО2+3Н2О
2. Окислительное дегидрирование
Cu
СН3-СН2-ОН→СН3СОН + Н2
Присутствие окислителей (нагретый оксид меди (II), растворы дихромата калия и перманганата калия) облегчает протекание реакции, отщепляющийся водород при этом превращается в воду.
Должно ли вызвать появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов?
(Ответ на него учащиеся получают при просмотре видеоролика – действия глицерина на гидроксид меди(II)).
Слайд 8
Записываем уравнение реакции глицерина с гидроксидом меди.
Качественные реакции используют для распознавания веществ.
Слайд 9
Задание уч-ся:
Изучите схему на слайде, отметьте общие свойства и найти отличительное свойство многоатомных спиртов.
Вывод:
По аналогии с одноатомными спиртами называются реакции горения, замещения водорода гидроксогруппы на щелочной металл, обмен всей гидроксогруппы на галоген и др. Делаем вывод об общности свойств глицерина с одноатомными спиртами, обусловленных функциональной группой - ОН.
Отмечается, что многоатомные спирты в отличие от одноатомных спиртов реагируют с нерастворимым основанием и легче окисляются. Взаимодействие глицерина с основанием говорит о том, что многоатомные спирты обладают слабыми кислотными свойствами.
Слайд 10.
Исследовательская работа
(Групповая работа по инструктивным карточкам. Приложение № 1)
В качестве закрепления решите экспериментальную задачу.
Каждой группе выданы две пронумерованные пробирки с бесцветными растворами.
Задание для 1 группы:
Определите глицерин среди выданных
растворов;
Напишите уравнение реакции.
Задание для 2 группы:
Определите этанол среди выданных
растворов;
Напишите уравнение реакции.
При выполнении лабораторных и практических работ по химии не нарушаем правила ТБ.
Физиологическое действие спиртов на организм человека.
Какое же действие оказывает этиловый спирт на организм человека?
Учащимся предлагается просмотреть и послушать сообщение-презентацию одного из учеников (презентация ученика включается по гиперссылке)
V этап: Обобщение пройденного материала.
Слайд 11
Выводы делаются совместно с учащимися, как повторение основополагающих моментов урока.
VI этап: Подведение итогов.
Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи?
VII этап: Домашнее задание. Слайд 12
(дифференцированно)
Учитель предлагает:
Выучить § 9, с. 74 упр. № 13.
Приготовить сообщение-презентацию «Применение одноатомных и многоатомных спиртов».
VIII этап: Рефлексия.
Оценивается эмоциональное состояние.
- На сколько активно работал каждый из вас?
Учащиеся выражают своё эмоциональное отношение к уроку и оценивают свою активность по пятибалльной системе (на столах имеются карточки).
Приложение №1
Инструктивная карта
к химическому эксперименту «Распознавание спиртов».
Цель эксперимента: идентифицировать спирты с помощью качественных реакций.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, этанол, глицерин, вода, гидроксид натрия, сульфат меди (II), медная проволока.
Ход работы:
Задание № 1:
Определите глицерин среди выданных растворов;
Для этого нужно:
Взять пробы выданных веществ.
В две пробирки налейте 1 мл гидроксида натрия, а затем по каплям добавьте сульфат меди(II) до образования осадка.
В одну пробирку с образовавшимся осадком прилить пробу одного вещества, во вторую – другого.
Наблюдения
Выводы
Задание № 2:
Определите этанол среди выданных растворов;
.Для этого нужно:
Взять пробы выданных веществ.
Накалите на пламени спиртовки скрученную в спираль медную проволоку и внесите в одну из пробирок. Наблюдения.
Накалите ещё раз медную проволоку и внесите в другую пробирку. Наблюдения.