Урок изучения нового материала с использованием проектной работы, составление опорного конспекта.
Тема урока: «Спирты»
Цели урока:
1. Обучающие: добиться усвоения понятия «спирты»; сформировать знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии на организм, физических и химических свойствах, способах получения, областях применения.
2. Развивающие: формировать умение делать выводы, сравнивать, работать с источниками информации (учебник, таблица, схема), высказывать суждения по изучаемым вопросам, представлять результат работы.
3.Воспитательные: формировать умение находить пути решения проблемных ситуаций, обосновывать свое решение адекватно поставленной проблеме.
Тип урока: комбинированный с использованием технологии проектного обучения.
Методы: проблемный, проектный.
ФОУД: фронтальная, групповая, парная.
Материалы и оборудование: инструктивные карты, дистиллированная вода, этиловый спирт, глицерин, гидроксид натрия, сульфат меди (II), спиртовка, зажим.
План урока:
Понятие «спирты», их состав, строение, номенклатура.
Физические и химические свойства спиртов.
Способы получения и применение.
Физиологическое действие спиртов на организм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок химии, спирты »
Тема урока: «Спирты»
Цели урока:
1. Обучающие: добиться усвоения понятия «спирты»; сформировать знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии на организм, физических и химических свойствах, способах получения, областях применения.
2. Развивающие: формировать умение делать выводы, сравнивать, работать с источниками информации (учебник, таблица, схема), высказывать суждения по изучаемым вопросам, представлять результат работы.
3.Воспитательные: формировать умение находить пути решения проблемных ситуаций, обосновывать свое решение адекватно поставленной проблеме.
Тип урока: комбинированный с использованием технологии проектного обучения.
Методы: проблемный, проектный.
ФОУД: фронтальная, групповая, парная.
Материалы и оборудование: инструктивные карты, дистиллированная вода, этиловый спирт, глицерин, гидроксид натрия, сульфат меди (II), спиртовка, зажим.
План урока:
Понятие «спирты», их состав, строение, номенклатура.
Физические и химические свойства спиртов.
Способы получения и применение.
Физиологическое действие спиртов на организм.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
Что такое углеводороды?
Ответ учащихся:
Углеводороды - органические соединения, состоящие из углерода и водорода.
Какие классы углеводородов вы изучили?
Ответ:
Предельные (насыщенные) и непредельные (ненасыщенные) углеводороды.
Чем они отличаются друг от друга?
Ответ:
Насыщенные углеводороды содержат все одинарные (С-С) связи между атомами углерода. Ненасыщенные одну двойную (С=С) или тройную (С≡С) связь между двумя атомами углерода.
Какие вещества называются гомологами?
Ответ:
Гомологи - вещества, сходные по строению и химическим свойствам, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп СН2.
Какие вещества называются изомерами?
Ответ:
Изомеры – вещества, имеющие одинаковый состав, но разное пространственное строение.
Что такое функциональная группа?
Ответ:
Функциональная группа- атом или группа атомов, от которых зависят свойства вещества.
III. Изучение нового материала.
На сегодняшнем уроке мы с вами должны познакомиться и выяснить отличительные особенности, а также некоторые химические свойства одного из важнейших классов органических веществ – спиртов.
Если заменить атом водорода в углеродной цепи на какую-либо функциональную группу, получаются производные углеводородов.
Задание: Напишите структурную формулу метана, этана и один атом водорода замените на -ОН группу. Напишите структурную формулу этана, пропана и замените около каждого атома углерода один атом водорода на
-ОН группу.
Вопросы:
Какие вещества получились? (СН3 – ОН, СН3 – СН2 – ОН, СН2ОН-СН2ОН, СН2ОН-СНОН-СН2ОН)
Как назвать класс получившихся веществ? (спирты)
Как можно отличить спирты от других классов органических веществ? (по ОН- группе)
Какое определение спиртов вы можете предложить?
Вместе с учащимися формулируется определение спиртов:
Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксогрупп (ОН).
Вопрос: Чем отличаются полученные формулы спиртов друг от друга?
Ответ учащихся:
Количеством ОН- групп.
Спирты подразделяются на несколько групп в зависимости от количества гидроксильных групп в молекуле.
Классификация спиртов по числу гидроксильных групп:
одноатомные (одна группа - ОН),
многоатомные (две и более групп - ОН)
Вопрос: Какова же общая формула спиртов?
R-OH - общая формула одноатомных спиртов.
R-(OH)n- общая формула многоатомных спиртов.
Далее на доске вместе с учащимися составляется схема, отражающая классификацию спиртов, систематическую и тривиальную номенклатуру:
Спирты
Одноатомные Многоатомные
( одна ОН группа) (две и более ОН групп)
R-OH R-(OH)n
СН3 – ОН (метанол, древесный спирт) СН2ОН-СН2ОН (этандиол-1,2, этиленгликоль)
СН3 – СН2 – ОН (этанол, винный спирт) СН2ОН-СНОН-СН2ОН (пропантриол-1,2,3,
глицерин)
Схему ученики заносят в рабочую тетрадь.
Для дальнейшего изучения спиртов учащиеся делятся на проектные группы, раздаются инструктивные карты. В группе определяют аналитиков, теоретиков, докладчиков. Результатом работы будет опорный конспект. На работу отводится 20 минут. Конспект должен быть кратким и компактным. Каждый член группы переносит его в тетрадь
Затем учитель проходит, оценивает опорные конспекты. Организуется выступление проектной группы с лучшей презентацией. Учитель побуждает учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов, задает вопросы, поправляет или сам дает ответы в случае затруднения, дает пояснения.
Примерный вариант конспекта.
Получение.
Брожением сахаристых веществ:
С6Н12О6→дрожжи 2 С2Н5ОН + СО2↑
Гидратацией алкенов:
Н2С═СН2 + Н-ОН→Н, t СН3-СН2ОН
↑
Физические ← Спирты → Химические
↓
свойства. свойства.
Среди спиртов нет газов, 1) Горят в кислороде и на воздухе:
это бесцветные жидкости, 2С2Н5ОН + 6О2→ 4СО2↑ + 6Н2О
хорошо растворимы в воде. 2)Взаимодействие с Си(ОН)
С увеличением молекулярной (качественная реакция на
массы плотность увеличивается, многоатомные спирты):
Одноатомные спирты используют в качестве растворителей, для производства пластмасс, уксусной кислоты, лаков, медикаментов,
Душистых веществ и алкогольных напитков.
Многоатомные для получения антифризов, средств смягчения кожи, медикаментов, нитроглицерина - взрывчатого вещества.
Этиловый спирт входит в состав алкогольных напитков. Каково физиологическое действие спиртов на организм?
Презентация двух учащихся, которые проявляют интерес к медицине и биологии.
В заключении делается краткое обобщение по плану урока.
Рефлексия. IV. Закрепление.
Тестирование с взаимопроверкой. Тест выводится на экран. (5 минут).
V. Итоговый.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
§ 55, № 1,2 или задача №1(стр.173)подготовиться к тесту
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Тест « Спирты» 9 класс
Функциональная группа спиртов:
–ОН
–СОН
–СООН
4)–С=О
О
Какое органическое соединение является гомологом этанола?
СН4 2)СН3ОН
3)С6Н5ОН 4)С2Н4(ОН)2
В результате горения этанола в кислороде образуется
С и Н2О 2)СО и Н2О
3)СО2 и Н2О 4)С2Н2 и Н2О
4.Общая формула предельных одноатомных спиртов:
1) R-О- R 2) R-СООН
3) R-СООR 4) R-ОН
5. Количество коэффициентов в уравнении реакции горения метанола равно:
1) 4 2) 5
3) 6 4) 7
6. Глицерин имеет --- гидроксильные группы.
7. Образование ярко-синего комплексного соединения с гидроксидом меди (II) является качественной реакцией на
1) алканы
2) многоатомные спирты
3) циклоалканы
4) бензин
8. Получить предельный одноатомный спирт можно
1) окислением алкена
2) гидратацией алкена
3) восстановлением алкена
4) полимеризацией этилена
Взаимопроверка в парах
Обменяйтесь листами с работами, проверьте правильность выполнения заданий.
1.1)
2.2)
3.3)
4.4)
5.3)
6. 3)
7.2)
8.2)
Оцените работу.
«5»- 8 правильных ответов
«4»-6-7 правильных ответов
«3»-4-5 ответов
«2»- меньше четырех правильных ответов.
Опорный конспект
Получение
↑
Физические ← Спирты → Химические
свойства ↓ свойства
Применение
Конспект должен быть кратким и компактным. Каждый член группы переносит его в тетрадь.
Литература:
Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки по химии. 9 класс», М.: «Вако» 2008.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 9 класс», М.: «Просвещение» 2008.
Химия. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: «Дрофа» 2007.
Штремплер Г. И «Школьный словарь химических понятий и терминов», М.: «Дрофа», 2007.
Иванов В.Г., Гева О.Н. «Химия в формулах. Справочные материалы», М.: «Дрофа», 2007.
Группа Предельные одноатомные спирты
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
теоретикам
Изучите стр.170,163,173 в.5 учебника и напишите уравнения реакций получения этанола из: а) этилена, б) глюкозы. Укажите условия протекания реакций.
Охарактеризуйте свойства метанола. Особо - действие на организм.
Обобщите информацию о применении предельных одноатомных спиртов на основе их свойств.
Действие этанола на организм человека.
Подготовьте краткое сообщение на 5 минут.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
аналитикам
Спирты: физические и химические свойства. 1. Ознакомьтесь с образцом этанола. Охарактеризуйте его физические свойства: а) запах, б) агрегатное состояние.
2. Проверьте растворимость этанола в воде. В пробирку -несколько капель спирта, добавить 2мл воды. Сделайте вывод о растворимости спирта в воде.
3.На фильтровальную бумагу капните 1 каплю воды и 1каплю этилового спирта. Что быстрее испарится? Сделайте вывод на основе этого опыта.
4. Возьмите этанол и подожгите его. Цвет пламени? Сделайте вывод о продуктах реакции. Составьте уравнение реакции, проставьте коэффициенты.
5. На основании выполненной работы, обобщите свойства спиртов.
При выполнении экспериментов соблюдаем Правила техники безопасности!
Группа Многоатомные спирты
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
теоретикам
Изучите стр.171,163 учебника и напишите уравнения реакций получения этиленгликоля из этилена. Укажите условия протекания реакции.
Охарактеризуйте свойства этиленгликоля. Особо - действие на организм.
Обобщите информацию о применении многоатомных спиртов-глицерина и этиленгликоля на основе их свойств.
. Подготовьте краткое сообщение на 5 минут
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА
аналитикам
1.Налейте в пробирку несколько миллилитров глицерина и добавьте к нему свежеприготовленный Си(ОН)2.. Что вы наблюдаете? Запишите упрощенное уравнение реакции:
Глицерин + Си(ОН)2= цвет полученного раствора
2.Сделайте вывод о том, какие именно спирты дают качественную реакцию с гидроксидом меди (II).
При выполнении экспериментов соблюдаем Правила техники безопасности!