kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока по химии «Спирты: получение, свойства и применение».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по химии

   

 «Спирты: получение, свойства и применение».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по химии «Спирты: получение, свойства и применение».»

Вабель Н.Е. учитель химии,

Учитель высшей категории

МБОУ лицея №14

г. Ставрополя


План-конспект урока по химии

10 класс

«Спирты: получение, свойства и применение».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока. Углубить, обобщить, систематизировать учебный материал по теме "Спирты: одноатомные и многоатомные". Выявить пробелы в знаниях учащихся и наметить пути устранения недостатков.

Образовательные задачи. Закрепить знания учащихся о составе, строении, свой­ствах спиртов в зависимости от особенностей их строения. Расширить поня­тие о функциональной группе спиртов, о водородной связи, физических и химических свойствах соединений этих классов. Отработать умения и навыки обраще­ния с лабораторным оборудованием и реактивами и методику распознавания ве­ществ на основании их химических свойств.

Познавательные задачи. Совершенствовать умение учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами, делать выводы и обобщения. Развивать логическое и творческое мышление.

Воспитательные задачи. Особое внимание уделить проблеме физиологического действия спиртов, вредного воздействия метанола, этанола на организм человека., помочь формированию правильного отношения к собственному здоровью и понятию «здоровый образ жизни».
А также воспитывать са­мостоятельность, коммуникативность, креативность, познавательную активность. Вос­питывать отношение к себе как к части окружающего мира.

Наглядные пособия, оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, лабораторное оборудование (спиртовка, спички, химические стаканы, пробирки, фильтровальная бумага).

Реактивы: 2М раствор гидроксида натрия NaOH, медная проволока, 10% раствор сульфата меди (II) СuSО4, растворы глицерина, этанола.


План урока

    1. Организационный момент. Постановка задачи. (2-3 мин).

    2. Фронтальная беседа: определение класса соединений, классификация ве­ществ по числу функциональных групп и характеру углеводородного радикала, номен­клатура органических веществ. (2-3 мин)

    3. Сходство и различие одноатомных и многоатомных предельных спиртов. Сравнение кислотных свойств спиртов . (3-4 мин)

    4. Осуществление цепочек превращений. (6-8 мин)

    5. Практическая работа: распознавание органических веществ на основе каче­ственных реакций. (5-7 мин)

    6. Самоконтроль знаний: тестовая работа. (5 мин)

    7. Применение спиртов. Их воздействие на орга­низм человека. (6 мин)

    8. Заключительная часть. Подведение итогов. (5-6мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Оговаривается тема, цель урока.

(слайд №1,2,3)

Домашнее задание: а) в пределах своей квартиры (можно заглянуть в семейный автомобиль) найти продукты химического производства, содержащие спирты любых известных вам классов и производные спиртов; б) дома вам предстоит решить задачу: как из этилена получить этилацетат? (несколько возможных версий приветствуется).

  1. Мотивационно-ориентационная часть. Актуализация знаний учащихся. С этой целью проводится фронтальная беседа, выполняются подготовительные упражне­ния. Это обеспечивает правильный пере­нос знаний, помогает преодолеть инерцию. Происходит активация познава­тельной деятельности и одновременно корректировка знаний. При этом отслежи­вается полнота усвоения знаний, а также умение выделять общее и частное. (Исполь­зуется репродуктивный метод)

РАЗМИНКА. Задание 1. Сам себе тренажер…

Учитель: - Задание 1. Кто больше за 1 минуту даст верных ответов. Каждый правильный ответ 1 балл.

1. Химический элемент, образующий «скелет» любого органического вещества……(углерод) (слайд №4)

2. Группа атомов, определяющая характерные свойства веществ…..(функциональная группа) (слайд №5)

3. Функциональная группа в составе спиртов называется…..(гидроксильной группой) (слайд №6)

4. Процесс отщепления воды от молекулы спирта называется………. ……(дегидратация) (слайд №7)

5. Взрывчатое вещество, способное облегчить спазмы сердечных сосудов…………. (нитроглицерин) (слайд №8)

6. Древесный спирт по системе ЮПАК называют.. (метанол) (слайд №9)

3. Учитель: - Задание 2. (слайд №10)

На экране представлены формулы веществ. Определить класс, дать название веществу. Найти среди представ­ленных веществ изомеры и гомологи.

СН3-СН2-ОН ; СН3-СН2-СН2-ОН ; CH3-CH-CH2

OH OH

Учитель:

- Что общего у представленных веществ?

- Имеются ли у веществ одинаковые химиче­ские свойства?

- Какие группы атомов обу­славливают сходство веществ?

Вывод: различия и сходства в свойствах веществ обусловлены строением. Очередной пример, демонстрирующий один из трех законов диалектики: перехода количества в качество. (Влияние массы радикала на растворимость, температуры кипения, плавления и т.д.; влияние числа –ОН групп на силу кислотного характера и химическую активность спиртов)

4. Операционно-исполнительская часть. Учащиеся приходят к пониманию того, что теоретические знания служат основой для решения на уроках учебных проблем, которые возникают всегда, когда надо раз­решить противоречия между новыми фак­тами и прежними теоретическими пред­ставлениями.

Этап способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность, помогает прогнозировать взаимосвязи между составом, строением и свойствами веществ.

Задание 3. Сам себе технолог. (слайд №11)

А) Осуществить цепь превращений:

этилен → этанол → углекислый газ

Б) Сам себе главный технолог. (слайд №12)

Предложить направление последовательных превращений, в результате которых из этана можно получить этилат натрия.

Практическая работа в парах. Этап содержит большой воспитательный потенциал, содействует творческому подходу к поставленной задаче, формирует умение работать в коллективе, планировать и про­гнозировать свои действия, соблюдать элементарные правила техники безопасности. Учащиеся развивают и совершенствуют практические навыки обращения с лабораторным оборудованием и химическими веществами.

Задание 4. Сам себе эксперт. (слайд №13)

Учитель: - Сегодня на уроке мы работаем на эмпирическом уровне познания, подтверждая теоретические знания, логически обоснованными практическими опытами. Еще раз, убедившись на практике в известной истине: ТЕОРИЯ БЕЗ ПРАКТИКИ – МЕРТВА. Очень яркие и наглядные признаки при распознавании растворов глицерина и этанола. Записать уравнения соответствующих реакций, указать признаки данных превращений. Провести практически качественные реакции.

  1. Рефлексивно-оценочная часть. Формируется сознательное, ответствен­ное отношение к учению. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность и мобилизовать знания и умения для выполнения задания, при этом происходит выработка критериев правильной оценки.

Формируется умение поводить поиск, обработку, систематизацию материала.

Учитель: - Вы многое сегодня узнали, во многом убедились, отработали: получение , свойства, проведение качественных реакций на спирты.

Задание 5. Для проведения этапа контроля подго­товлены два варианта тестовых заданий. Работа выполняется индивидуально. Время выполнения 5 ми­нут. Через 5 минут поменялись с соседом по парте заданием и выполненной работой. ( №14)

Проверили. Сверили ответы с теми, которые указаны в ключе на экране. Оценили работу по пятибальной шкале. Работы сдаются учителю.

Учитель: - Существует 2 уровня познания: теоретический и практический. Мы реализовали это сегодня, выстраивая логические цепочки, как рационалисты после серьезной теоретической подготовки.

7. Используется проблемный метод, что способствует формированию познаватель­ного интереса, учит высказывать и обосно­вывать свое мнение, приводит к понима­нию причинно-следственных связей между составом, строением и свойствами вещества.

Учитель: - Современный мир, современное развитие науки настолько всеобъемлюще, настолько взаимозависимо, что иногда трудно различить четкую границу между одной и другой наукой. (биофизика, физ.химия, хим.технология, биохимия и десятки других областей…). Гений земли русской М.В. Ломоносов говорил: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие», но даже мозг великого самородка не мог предположить – насколько.

Работая над изучением данной темы дома, вы наверняка обратили внимание на информацию о применении различных спиртов человеком в про­мышленности, медицине, быту, и о том, какие последствия этот может вызывать.

Одноатомные спирты. Метанол ……………… (слайд №15-17)

Этанол………………... (слайд №18-20)

Многоатомные спирты. Этиленгликоль ……….(слайд №21)

Нитроглицерин……….(слайд №22)

Глицерин……..……….(слайд №23)

Наши вредные привычки. Одна из них жевательная резинка. (Опыт…).

(слайд №24)

8. Заключительная часть.

Учитель: - наш урок подходит к концу. (Под руководством учителя учащиеся обсуж­дают вопрос: выполнены ли поставленные в начале урока цели). Давайте, ребята, не забывать, что десятки областей науки, производства и техники связаны с химией. Это наше настоящее и, несомненно, будущее. Вред или польза, да или нет, быть или не быть. На этой чаше весов не только будущее планеты, но и будущее каждого из вас в отдельности. По древней традиции на чашах весов белые и черные камни:

1? - Применять ли мед. препараты на основе спиртов и их производных?

25 - Да, если придерживаться рецептурных норм и советов мудрого врача.

26 - Нет, если занимаешься самолечением, превышая дозы, и тебя могут ожидать нежелательные побочные эффекты.

2? - Производить, применять взрывчатые вещества или нет?

27 - Нет, если целью является убийство, разрушение, террор, за которыми горе людей.

28- Да, если это предшествует строительству (иногда надо что-то сначала снести, чтобы потом построить...), необходимо при добыче полезных ископаемых, вскрытие рек от льда и все это в мирных целях.

3? - Пить или не пить? Вот в чем вопрос. Как по поводу этанола?

29 - Нет, если не знать меры, и тогда гарантированы ужасные болезни и рождение детей с уродствами. И на горизонте машет ручкой алкоголизм.

30 - Если не «да», тогда может быть? Если …Если, взрослея, воспитывать культуру потребления таких напитков.

4? - Так нужны ли человечеству спирты различных классов и их производные?

! - Да,, т.к. масса подобных веществ несет пользу и необходимы в промышленности.

! - Нет, если их применение ведет к деградации личности или разрушению цивилизации.

Спорить об этом можно бесконечно. Польза – да, вред – несомненно.

В чем, каждый решает для себя сам.

31 - Бесспорно одно – думайте, ребята, думайте. Не самое плохое занятие. Думайте!!!

До свидания.


Задание 7. РЕШИ ЗАДАЧУ (резерв).

ЗАДАЧА может быть любого содержания. На данном уроке используются типы задач на выведение формулы спирта.

Выведите молекулярную формулу спирта, который обладает характерным сивушным запахом, вызывающий сильный кашель, если массовая доля углерода в нем составляет 64,9%, водорода – 13,5%,кислорода – 21,6%. Молекулярная масса спирта равна74 г/моль.

Верный ответ – бутанол (С4Н9ОН). Этот спирт, как и большинство спиртов, используется для производства растворителей красок и лаков, является мономером для производства пластмасс.















Тест «Спирты»

ВАРИАНТ 1

  1. С помощью свежеосажденного гидроксида меди (II) можно распознать (различить):

А) метанол

Б) глицерин

В) этанол

    1. Спирты в качестве топлива используют по причине:


А) жидкого агрегатного состояния


Б) низкой температуры кипения

В) большого количества выделяемой энергии


3. Сходство в строении предельных одноатомных и многоатомных спиртов в том, что они имеют:

А) Кратную связь


Б) Разное число гидроксильных групп – ОН

В) Содержат карбонильную группу

4. У этанола кислотные свойства выражены, чем у глицерина:

А) слабее

Б) сильнее

В) в одинаковой степени

Г) ни глицерин, ни этанол не проявляют кислотных свойств

5. Укажите основной продукт А, полученный в результате цепочки

превращений:


+CI2 + KOH ( водный р-р) +[O]

CH3-CH3 хлорэтанэтилен → A




Тест «Спирты»


ВАРИАНТ 2


    1. По реакции с оксидом меди (II) можно распознать (различить):

А) глицерин

Б) фенол

В) этанол


2. Этанол получают в результате реакции:

А) гидрирования пропена


Б) брожения глюкозы

В) горения метана


  1. Различие в строении предельных и непредельных одноатомных спиртов в том, что они имеют:

А) Разное число гидроксильных групп


Б) Разные углеводородные радикалы


В) Разные функциональные группы

  1. У глицерина кислотные свойства выражены, чем у этанола:

А) слабее

Б) сильнее

В) в одинаковой степени

Г) ни глицерин, ни этанол не проявляют кислотных свойств

  1. Укажите основной продукт А, полученный в результате цепочки превра­щений:

- H2 + H2O +Na

CH3-CH3   этилен   этиловый спирт → A




Ответы к тесту

по теме «Спирты»


задания

варианта


1


2

1

Б


В

2

В


Б

3

Б


Б

4

А


Б

5

Этандиол-1,2 (этиленгликоль)


Этилат натрия


Число правильных ответов соответствует полученной оценке.


Фамилия Имя



1



2



3



4



5



Сумма баллов




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
План-конспект урока по химии «Спирты: получение, свойства и применение».

Автор: Абдулгамидова Айшат Абдурахмановна

Дата: 10.11.2019

Номер свидетельства: 526373


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства