kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уравнения реакций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Образовательная: 1) Научить составлять ионные уравнения.

2) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена.

3)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных реакций на основе полученных знаний.

Развивающая: Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных уравнений.

Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уравнения реакций»











Преподаватель: Печеркина Т.С.






Тема:

Ионные уравнения реакций





Цель урока:

Образовательная: 1) Научить составлять ионные уравнения.

2) Продолжать учиться составлять уравнения химических реакций обмена.

3)Формировать системный подход и способность предсказывать результат обменных реакций на основе полученных знаний.

Развивающая: Развивать внимательность и аккуратность при составлении ионных уравнений.

Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения, системного подхода на примере составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде.


























Слайды 2-5










Слайд 6


Слайд 7



Слайд 8



























    1. Организационный момент.


    1. Фронтальный опрос.


Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ионной связью.


Вопр. Перечислите основные процессы при диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.


Вопр. Дайте определение кислотам в свете ТЭД.


Вопр. Дайте определение основаниям в свете ТЭД


Вопр. Дайте определение солям в свете ТЭД.


Рассмотреть несколько тестовых заданий.

1.Лампочка прибора для определения электропроводности загорится, если электроды поместить в:

  1. Раствор серной кислоты

  2. Раствор сахара

  3. Спирт

2.Как называется отрицательный полюс источника тока:

А) Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод

3. К какому полюсу источника тока двигаются отрицательно заряженные ионы:

А) Анион; Б) Катион; В) Катод; Г) Анод

4. Установите соответствие:

A) Анионы

Б) Катионы


1. NO3-

2. Zn2+

3. H2




    1. Ионные реакции (новая тема).


На каждую парту раздается маршрутный лист с правилами составления ионных уравнений, по которым работаем весь урок (см. приложение):


Демонстрация раствора сульфида натрия. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: Na2SO4 = 2Na+ + SO42-


Демонстрация раствора хлорида бария. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl-


Демонстрация реакции получения сульфата бария учитель составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:

Молекулярное уравнение:

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4


Полное ионное уравнение:

2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = 2Na+ + BaSO4↓+ 2Cl-


Сокращенное ионное уравнение: SO42- + Ba2+ = BaSO4

Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария и сульфат-ионы.


Определение:


Реакции между ионами называются ионными реакциями.


Основные правила составления ионных уравнений:


  1. Формулы веществ малодиссоциирующих (нерастворимых и газообразных веществ, слабых электролитов) записывают в молекулярном виде.

  2. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз ↓, выделение газа отмечают стрелкой вверх ↑.

  3. Сумма зарядов в левой части ионного уравнения равна сумме зарядов в правой части ионного уравнения.


Вопр. Перечислите условия протекания реакций обмена до конца.

(образование осадка, образование малодиссоциирующего вещества(вода), выделение газа)

Демонстрация реакции нейтрализации. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Na+ + OH- + H+ + Cl- = Na+ + Cl- + H2O

OH- + H+ = H2O


Наблюдаем обесцвечивания малиновой окраски раствора гидроксида натрия + фенолфталеин. Изменение окраски индикатора это признак протекания химической реакции взаимодействию ионов H+ и OH-,в результате которого образуется малодиссоциирующее вещество - вода.

Определение:


Реакцию взаимодействия сильной кислоты и щелочи называют реакцией нейтрализации.


Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого основания.

Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат натрия

Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2

Реакцию получения нерастворимого основания составьте самостоятельно.

Добавим в полученный осадок соляную кислоту.

Наблюдаем растворение осадка.

На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl- = Cu2+ + 2Cl- + H2O

Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2


CO32- + 2H+ = H2O + CO2

Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.

2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).


  1. Закрепление.

Для отработки навыков составления уравнений в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде - мини самостоятельная работа, представленная в маршрутном листе (до конца урока 10 мин.).


  1. Задание на дом: § 37 упр. 1,2

  2. Итоги урока. (Оценки по результатам самостоятельной работы, с учётом активной работы на уроке)



ЛИТЕРАТУРА


  • 1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА 2006.


  • 2. Габриелян О.С. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ДРОФА. 2005.


  • 3. Горковенко М.Ю. Химия 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Уравнения реакций

Автор: Печеркина Татьяна Сергеевна

Дата: 03.08.2017

Номер свидетельства: 424814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему "Составление ионных уравнений реакции" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sostavlieniie-ionnykh-uravnienii-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "141346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418108343"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Ионные уравнения реакций "
    ["seo_title"] => string(29) "ionnyie-uravnieniia-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "189642"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426998778"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок химии 9 класс презентация "Ионные уравнения реакции" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-khimii-9-klass-priezientatsiia-ionnyie-uravnieniia-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "238409"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444563717"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Подготовка к ЕГЭ: составление уравнений реакций методом электронного баланса. "
    ["seo_title"] => string(85) "podghotovka-k-iege-sostavlieniie-uravnienii-rieaktsii-mietodom-eliektronnogho-balansa"
    ["file_id"] => string(6) "108284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403637722"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок-путешествие: "Типы химических реакций""
    ["seo_title"] => string(46) "urokputieshiestviietipykhimichieskikhrieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "281681"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453567249"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства