kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок химии 9 класс презентация "Ионные уравнения реакции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок химии в 9 классе продолжение изучения раздела Электролитическая диссоциация. данная презентация раскрывает понятия об обратимой и необратимой реакциях, имеется порядок составления реакций ионного обмена, приведены наглядные примеры молекулярного, полного и сокращенного уравнений реакции. содержится тестовый контроль для закрепления изученного материала, в завершении презентации имеются правильные ответы на тестовые задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок химии 9 класс презентация "Ионные уравнения реакции" »

“ Единственный путь ведущий к знаниям - это деятельность”.

“ Единственный путь ведущий к знаниям - это деятельность”.

Тема: Ионные уравнения реакции

Тема: Ионные уравнения реакции

Реакции ионного обмена –это реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов Реакции ионного обмена  Необратимые (протекают до конца)  Обратимые (не протекают до конца)  1.Образуется осадок ↓ Продукты реакции хорошо растворимы в воде и не уходят из сферы реакции 2.Выделяется газ ↑ 3.Образуется малодиссоциирующее вещество, например вода (Н 2 О)

Реакции ионного обмена –это реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов

Реакции ионного обмена

Необратимые

(протекают до конца)

Обратимые

(не протекают до конца)

1.Образуется осадок

Продукты реакции хорошо растворимы в воде и не уходят из сферы реакции

2.Выделяется газ

3.Образуется малодиссоциирующее вещество, например вода (Н 2 О)

«Составление ионных уравнений реакций»  Программа деятельности Пример 1.А) Записать молекулярное уравнение реакции (смотри опорный конспект). Б) Определить растворимость каждого вещества(смотри таблицу растворимости) 2 KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O 2.А) Составить полное ионное уравнение реакции (смотри памятку). Б) Найти одинаковые ионы и сократить их в правой и левой части 2 K + +2OH - + 2 H + +SO 4 2- = = 2K + + SO 4 2- + 2H 2 O 3. Составить сокращенное ионное уравнение реакции  H + + OH -  = H 2 O Проверка: Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части

«Составление ионных уравнений реакций»

Программа деятельности

Пример

1.А) Записать молекулярное уравнение реакции (смотри опорный конспект).

Б) Определить растворимость каждого вещества(смотри таблицу растворимости)

2 KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

2.А) Составить полное ионное уравнение реакции (смотри памятку).

Б) Найти одинаковые ионы и сократить их в правой и левой части

2 K + +2OH - + 2 H + +SO 4 2- = = 2K + + SO 4 2- + 2H 2 O

3. Составить сокращенное ионное уравнение реакции

H + + OH - = H 2 O

Проверка: Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части

Рассмотрим уравнение данной химической реакции:   2 KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

Рассмотрим уравнение данной химической реакции: 2 KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

В растворе ионы  2 KOH = 2K + + 2OH -  H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2-  K 2 SO 4 = 2K + + SO 4 2-

В растворе ионы

2 KOH = 2K + + 2OH -

H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2-

K 2 SO 4 = 2K + + SO 4 2-

Поэтому реакция записывается в ионном виде 2 K + +2OH - + 2 H + +SO 4 2- = = 2K + + SO 4 2- + 2H 2 O  а сущность  H + + OH -  = H 2 O

Поэтому реакция записывается в ионном виде

2 K + +2OH - + 2 H + +SO 4 2- = = 2K + + SO 4 2- + 2H 2 O

а сущность

H + + OH - = H 2 O

Реакция нейтрализации между H 2 SO 4  и Ba(OH) 2  это другая реакция, так как в результате образуется нерастворимая соль BaSO 4

Реакция нейтрализации между H 2 SO 4 и Ba(OH) 2 это другая реакция, так как в результате образуется нерастворимая соль BaSO 4

Молекулярное уравнение  H 2 SO 4 + Ba(OH) 2 =     = BaSO 4 ↓ + 2H 2 O Ионный вид 2H + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2OH - = =BaSO 4 ↓ + H 2 O

Молекулярное уравнение

H 2 SO 4 + Ba(OH) 2 = = BaSO 4 ↓ + 2H 2 O

Ионный вид

2H + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2OH - = =BaSO 4 ↓ + H 2 O

Задание № 1 Проделаем реакцию между карбонатом калия и соляной кислотой.

Задание № 1

Проделаем реакцию между карбонатом калия и соляной кислотой.

Запишем уравнение реакции. Проверим.

Запишем уравнение реакции.

Проверим.

Молекулярное уравнение K 2 CO 3 + 2 HCl = 2KCl + H 2 O + CO 2 ↑ Полный ионный вид 2 K + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl - =    = 2K + + 2Cl - + H 2 O + CO 2 ↑ Краткий ионный вид CO 3 2- + 2H + = H 2 O + CO 2 ↑

Молекулярное уравнение

K 2 CO 3 + 2 HCl = 2KCl + H 2 O + CO 2 ↑

Полный ионный вид

2 K + + CO 3 2- + 2H + + 2Cl - = = 2K + + 2Cl - + H 2 O + CO 2 ↑

Краткий ионный вид

CO 3 2- + 2H + = H 2 O + CO 2 ↑

Правила составления ионных уравнений реакции

Правила составления ионных уравнений реакции

  • Сильные электролиты записывают в виде образующих их ионов ( с учетом индексов и коэффициентов).
Формулы слабых электролитов ( в т.ч. H 2 O ), нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярной форме
  • Формулы слабых электролитов ( в т.ч. H 2 O ), нерастворимых и газообразных веществ записываются в молекулярной форме
Если вещество выпадает в осадок, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз ( ↓ ); а если в ходе реакции выделяется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх ( ↑ ).
  • Если вещество выпадает в осадок, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вниз ( ↓ ); а если в ходе реакции выделяется газообразное вещество, то рядом с его формулой ставят стрелку, направленную вверх ( ↑ ).
Задание № 2   Проделаем реакцию между сульфатом меди(2) и гидроксидом натрия.

Задание № 2 Проделаем реакцию между сульфатом меди(2) и гидроксидом натрия.

Запишем уравнение реакции. Проверим.

Запишем уравнение реакции.

Проверим.

Молекулярное уравнение: CuSO 4 + 2NaOH =   = Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 Полное ионное уравнение: Cu 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH - =     = Cu(OH) 2 ↓ + 2Na + + SO 4 2- Сокращенное ионное уравнение: Cu 2+ + 2OH - = Cu(OH) 2 ↓

Молекулярное уравнение:

CuSO 4 + 2NaOH = = Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4

Полное ионное уравнение:

Cu 2+ + SO 4 2- + 2Na + + 2OH - = = Cu(OH) 2 ↓ + 2Na + + SO 4 2-

Сокращенное ионное уравнение:

Cu 2+ + 2OH - = Cu(OH) 2 ↓

Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически осуществимы (протекают до конца) только в тех случаях, когда в результате реакции

Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически осуществимы (протекают до конца) только в тех случаях, когда в результате реакции

  • образуется осадок
  • Выделяется газ
  • Образуется малодиссоциирующее вещество - вода
Тестовый контроль № 1 Дополните.  Частицы заряженные положительно называются ________________________________ Частицы заряженные отрицательно называются _____________________________

Тестовый контроль

№ 1 Дополните.

Частицы заряженные положительно называются ________________________________

Частицы заряженные отрицательно называются _____________________________

№ 2 Продукты реакции нейтрализации 1. Соль и вода 2. Соль и основание 3. Соль и кислота

№ 2 Продукты реакции нейтрализации

1. Соль и вода

2. Соль и основание

3. Соль и кислота

№ 3 Реакция ионного обмена, идущая до конца 1. MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2  → 2. MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 →

№ 3 Реакция ионного обмена, идущая до конца

1. MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2 →

2. MgCl 2 + Ba(NO 3 ) 2 →

№ 4 Внимательно рассмотрите перечисленные в задании схемы электролитической диссоциации. На какие три равные группы их можно разделить? Назовите каждую группу: а) Ca(OH) 2 →    → Ca 2+ + 2OH - б) Ca(NO 3 ) 2 →   → Ca 2+ + 2NO 3 - в)  HNO 3 → H + + NO 3 - г) HCl → H + + Cl - д) KOH → K + + OH - е) Al 2 (SO 4 ) 3 → → 2Al 3+ + 3SO 4 2-

№ 4 Внимательно рассмотрите перечисленные в задании схемы электролитической диссоциации. На какие три равные группы их можно разделить? Назовите каждую группу:

а) Ca(OH) 2 → → Ca 2+ + 2OH -

б) Ca(NO 3 ) 2 → → Ca 2+ + 2NO 3 -

в) HNO 3 → H + + NO 3 -

г) HCl → H + + Cl -

д) KOH → K + + OH -

е) Al 2 (SO 4 ) 3 → → 2Al 3+ + 3SO 4 2-

№ 5 Внимательно рассмотрите перечисленные в задании схемы электролитической диссоциации. На какие две равные группы их можно разделить? Назовите каждую группу: а) NaOH → Na + + OH - б) Ba(NO 3 ) 2  → Ba 2+ + 2NO 3 - в) Ba(OH) 2  → Ba 2+ + 2OH - г) NaCl → Na + + Cl - д) BaCl 2  → Ba 2+ + 2Cl - е) Na 2 CO 3  → 2Na + + CO 3 2-

№ 5 Внимательно рассмотрите перечисленные в задании схемы электролитической диссоциации. На какие две равные группы их можно разделить? Назовите каждую группу:

а) NaOH → Na + + OH -

б) Ba(NO 3 ) 2 → Ba 2+ + 2NO 3 -

в) Ba(OH) 2 → Ba 2+ + 2OH -

г) NaCl → Na + + Cl -

д) BaCl 2 → Ba 2+ + 2Cl -

е) Na 2 CO 3 → 2Na + + CO 3 2-

Ответы № 1  Частицы заряженные положительно называются  Катионы Частицы заряженные отрицательно называются Анионы № 2   1. Соль и вода

Ответы

№ 1

Частицы заряженные положительно называются

Катионы

Частицы заряженные отрицательно называются

Анионы

№ 2

1. Соль и вода

№ 3 1. MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2  → № 4 1-я группа (схемы электролитической диссоциации щелочей ) : а)  Ca(OH) 2 →Ca 2+ +2OH -  д) KOH →K + +OH - 2-я группа (схемы электролитической диссоциации кислот ) : г)  HCl → H + + Cl -  в)  HNO 3 → H + + NO 3 - 3-я группа (схемы электролитической диссоциации солей ) : б)  Ca(NO 3 ) 2 → Ca 2+ + 2NO 3 -  е)  Al 2 (SO 4 ) 3 →  → 2Al 3+ + 3SO 4 2-

№ 3

1. MgSO 4 + Ba(NO 3 ) 2 →

№ 4

1-я группа (схемы электролитической диссоциации щелочей ) :

а) Ca(OH) 2 →Ca 2+ +2OH - д) KOH →K + +OH -

2-я группа (схемы электролитической диссоциации кислот ) :

г) HCl → H + + Cl - в) HNO 3 → H + + NO 3 -

3-я группа (схемы электролитической диссоциации солей ) :

б) Ca(NO 3 ) 2 → Ca 2+ + 2NO 3 - е) Al 2 (SO 4 ) 3 → → 2Al 3+ + 3SO 4 2-

№ 5 1-я группа (схемы электролитической диссоциации соединений натрия ) : а) NaOH → Na + + OH -  г) NaCl → Na + + Cl - е) Na 2 CO 3  → 2Na + + CO 3 2- 2-я группа (схемы электролитической диссоциации соединений бария ) : б) Ba(NO 3 ) 2  → Ba 2+ + 2NO 3 - в) Ba(OH) 2  → Ba 2+ + 2OH - д) BaCl 2  → Ba 2+ + 2Cl -

№ 5

1-я группа (схемы электролитической диссоциации соединений натрия ) :

а) NaOH → Na + + OH - г) NaCl → Na + + Cl -

е) Na 2 CO 3 → 2Na + + CO 3 2-

2-я группа (схемы электролитической диссоциации соединений бария ) :

б) Ba(NO 3 ) 2 → Ba 2+ + 2NO 3 -

в) Ba(OH) 2 → Ba 2+ + 2OH -

д) BaCl 2 → Ba 2+ + 2Cl -

Домашнее задание § 8 упр 1 (С) стр 46

Домашнее задание

§ 8

упр 1 (С) стр 46


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
урок химии 9 класс презентация "Ионные уравнения реакции"

Автор: Жусупова Людмила Александровна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок химии по теме "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций" "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-khimii-po-tiemie-sostavlieniie-uravnienii-okislitiel-no-vosstanovitiel-nykh-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "125931"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415097119"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока химии на тему "Электролитическая диссоциация", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "razrabotka-uroka-khimii-na-tiemu-eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107600"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403344710"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "презентация к уроку химии "Соли" "
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-soli"
    ["file_id"] => string(6) "101622"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402424098"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "урок химии в 9 классе по теме: "Металлы в природе. Общие способы получения металлов." "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-khimii-v-9-klassie-po-tiemie-mietally-v-prirodie-obshchiie-sposoby-poluchieniia-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "212392"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431848201"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей. "
    ["seo_title"] => string(62) "eliektrolitichieskaia-dissotsiatsiia-kislot-osnovanii-i-soliei"
    ["file_id"] => string(6) "194745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427808833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства