ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
урок-путешествие
Цели:
- повторить и закрепить знания о типах химических реакций и принципах их классификации, умения определять типы реакций, писать уравнения реакций, проводить по ним расчеты;
- продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную компетенции, логическое мышление, эрудицию.
Перед уроком класс делится на 4 команды по 6 человек. Выбирают капитана.
Ход урока
Учитель: Любой человек, не взирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить вместе со мной путешествие в Страну химических реакций.
Каждой команде выдается карта маршрута.
Этапы маршрута
Прохождение
маршрута
Количество
баллов
1. Собери рюкзак
2. Наскальные рисунки
3. Восхождение на гору
4. Река уравнений реакций
5. Привал
Химическая рыбалка Крестики-нолики
6. Водопад реакций
7. Дорога домой
8. Путевые заметки
I этап. Собери рюкзак
Учитель: Перед тем как отправится в путешествие мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодятся в нашем путешествии.
На столе учителя карточки в виде компаса, спичек и т. д. За каждый ответ на вопрос команда получает карточку-снаряжение.
- Какие бывают явления?
- Дайте определение физическим явлениям.
- Дайте определение химическим явлениям.
- Перечислите признаки химических реакций.
- По каким признакам классифицируют химические реакции?
- Дайте определение экзотермическим реакциям.
- Дайте определение эндотермическим реакциям.
- Дайте определение реакциям соединения.
- Дайте определение реакциям разложения.
- Дайте определение реакциям замещения.
- Дайте определение реакциям обмена.
- На основании какого закона мы расставляем коэффициенты в уравнениях химических реакций?
- Кто открыл этот закон?
Учитель подводит итоги I конкурса (за каждое определение дается 1 балл). У кого снаряжений-знаний больше?
II этап. Наскальные рисунки
Учитель: Сейчас мы подошли к гористой местности. Перед нами четыре горы и на каждой из них свой рисунок. Ваша задача разгадать эти надписи.
1. + = + Q
2. → + - Q
3. + → +
4. + → +
Ответы:
1.Реакция соединения, экзотермическая.
2.Реакция разложения, эндотермическая
3.Реакция замещения
4.Реакция обмена.
(По 1 баллу дается за каждую правильно расшифрованную схему).
III этап. Восхождение на гору
По два ученика от каждой команды выходят к доске. Им предстоит восхождение на гору.
На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки с помощью магнитов к доске под названием горы (4 балла).
Образец:
Реакции соединения
2Mg+O2→2MgO
C+O2→CO2
CaO+CO2→CaCO3
SO3+H2O→H2SO4
Остальные участники команды угадывают зашифрованное слово.
Уравнение реакции
Тип химических реакций
соеди-
нения
раз-
ложе-
ния
заме-
щения
обме-
на
1.
2Cu + O2= 2СuО
с
м
а
б
2.
2SO2 + O2=2SO3
т
г
з
о
3.
СаСО3 =СаО + СO2
в
е
п
р
4.
Fe + CuSO4 = Си + FeSO4
н
ц
к
х
5.
2KBr + С12 = Br2 + 2КС1
у
и
л
ф
6.
НNОз+KOH=KNO3+Н2O
ж
д
с
о
Ответ: стекло (1 балл).
IV этап. Река уравнений реакций
Учитель: А сейчас нам предстоит преодолеть реку уравнений химических реакций.
Каждая команда получает карточку с уравнениями реакций. Их задача - правильно расставить коэффициенты и определить тип химической реакции (6 уравнений, по одному на каждого члена команды). Необходимо не только самому правильно расставить коэффициенты, но и проверить правильность выполнения задания остальными членами команды.
Р + O2 →Р2O5
А1 + НС1 → А1С13 + Н2
А1 + С12→А1С13
Fe + С12 → FeCl3
H 2 + O 2 → H2O
Na + Н2O→NaOH + Н2
Команда получает по 1 баллу за каждое правильно решенное уравнение реакции.
Команды проводят взаимопроверку. Правильные ответы написаны на мультимедийной доске.
V этап. Привал
Учитель: Перед тем как идти дальше нам необходимо отдохнуть. Поэтому сейчас у нас будет привал. Двое учеников отправляются на химическую рыбалку.
Из плотного листа бумаги вырезают карточки. Одна половина карточек выполнена в форме головы рыбы и передней части ее туловища, а другая половина - в виде задней части туловища рыбы и хвоста. На карточках первого вида пишутся начала химических реакций, а на карточках второго вида - правая часть уравнения. Карточки крепятся на доске с помощью магнитов. «Рыболов» должен выловить «голову» и «хвост» рыбы и сразу же на доске из «пойманных» карточек - частей рыб составить уравнения реакций.
Победителем будет тот «рыболов», который поймал больше рыб-карточек и составил из них больше химических уравнений реакций, определив, к какому типу реакции они относятся. Задание на время.
Начало реакции Окончание реакции
Na + Н2О→ NaOH
Na2О + Н2О → FeCl2 + H2
SO3 + Н2О → FeCl3 + H2О
Fe2О3 + НС1 → H2SO3
Fe + HC1 → H2SO4
NaOH + H2
Учитель: А чтобы нам не было скучно, поиграем в «крестики-нолики»
Сu
А1
Mn
Fe
Zn
Mg
Ag
Hg
Pt
Выигрышный путь - металлы, вступающие в реакцию с кислотами
Au
Zn
Mg
Ni
Fe
Hg
A1
Mn
Pt
Выигрышный путь - металлы, вытесняющие медь из хлорида меди (II)
Na
SO2
SiО2
Zn
Na2O
CO2
CuO
Ag
n2o5
Выигрышный путь - вещества, взаимодействующие с водой
SO2
Na2O
FeO
CuO
CO2
P2O5
ZnO
SO3
n2o5
Выигрышный путь - вещества, которые при взаимодействии с водой образуют кислоты
Учитель подводит итоги конкурса.
VI этап. Водопад реакций
Учитель: Сообразительность - качество, нужное всегда и везде, в том числе и в путешествии. Вот и сейчас вам очень пригодится сообразительность.
Каждая команда получает инструкцию к заданию.
1.Расположите перед собой основное игровое поле. Внимательно изучите на нем незаконченные уравнения реакций.
2.Возьмите из конверта рабочие карточки.
3.Соотнесите формулу вещества на карточке и незаконченные уравнения химических реакций.
4.Положите рабочую карточку на клетку игрового поля в том месте, где формула вещества на карточке логически вписывается в уравнение химической реакции.
5.Закройте карточками все клетки игрового поля в заданной последовательности.
6.Прочтите слово-код на обратной стороне карточек.
7.Подготовьтесь к проверке учителя.
Основное игровое поле
СаО+.→
Са(ОН)2
.+НС1→ СиС12 +Н2О
Mg+.→
MgCl2
.+H2→ Cu+
Н2О
КОН+.→
К2СО3+ Н2О
Zn+.→
ZnCl2+ Н2
H2SО4+.→ FeSО4+ H2О
.+ Н2SО4→
FeSО4 + H2
Ва (ОН)2+. →BaSО4+ Н2О
Рабочие карточки
H2О
Cu(OH)2
Cl2
CuO
CO2
HC1
FeO
Fe
H2SO4
Оборотная сторона рабочих карточек
0
с
H
0
в
a
H
и
e
VII этап. Путь домой
Каждому учащемуся дается тест по повторенной теме (по количеству членов команды дается 6 вариантов тестов).
Вариант 1
1) Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:
а) эндотермическими;
б) термическими;
в) экзотермическими.
2) Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:
а) замещения;
б) соединения;
в) разложения.
3) Уравнение реакции обмена:
а) СаО + SiО2 →CaSiО3;
б) 2КСО3 = 2КС1 + 3О2;
в) FeS + 2HCl =FeCl2 + H2S.
4) Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой А1 + С12 →А1С13, равна:
а) 4;
б) 7;
в) 5.
5) Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:
а) Н2 + С12→2НС1;
б) Са + О2→ 2СаО;
в) Zn + НС1→ ZnCl2 + Н2.
VIII этап. Путевые заметки Учитель: Уважаемые туристы наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить мне это путешествие. И если оно вам понравилось, то подумайте о том, куда бы вы хотели отправиться в следующий раз. Дома в своих тетрадях вы сделаете путевые заметки. Для этого вам нужно повторить §§ 25-33 и сделать упражнение № 1 на с. 111
Выставляются оценки ученикам.