kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие: "Типы химических реакций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

урок-путешествие

Цели:

  • повторить и закрепить знания о типах химических реакций и принципах их классификации, умения определять типы реакций, писать уравнения реакций, проводить по ним расчеты;
  • продолжить     развивать         научно-познавательную и коммуникативную компетенции, логическое мышление, эруди­цию.

Перед уроком класс делится на 4 команды по 6 человек. Выби­рают капитана.

Ход урока

Учитель: Любой человек, не взирая на возраст, любит путеше­ствовать. Вот и вас я приглашаю совершить вместе со мной путеше­ствие в Страну химических реакций.

Каждой команде выдается карта маршрута.

Этапы маршрута

Прохождение

маршрута

Количество

баллов

1. Собери рюкзак

2. Наскальные рисунки

3. Восхождение на гору

4. Река уравнений реакций

5. Привал

Химическая рыбалка Крестики-нолики

6. Водопад реакций

7. Дорога домой

8. Путевые заметки

I этап. Собери рюкзак

Учитель: Перед тем как отправится в путешествие мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодят­ся в нашем путешествии.

На столе учителя карточки в виде компаса, спичек и т. д. За каждый ответ на вопрос команда получает карточку-снаряжение.

  • Какие бывают явления?
  • Дайте определение физическим явлениям.
  • Дайте определение химическим явлениям.
  • Перечислите признаки химических реакций.
  • По каким признакам классифицируют химические реакции?
  • Дайте определение экзотермическим реакциям.
  • Дайте определение эндотермическим реакциям.
  • Дайте определение реакциям соединения.
  • Дайте определение реакциям разложения.
  • Дайте определение реакциям замещения.
  • Дайте определение реакциям обмена.
  • На основании какого закона мы расставляем коэффициенты в уравнениях химических реакций?
  • Кто открыл этот закон?

Учитель подводит итоги I конкурса (за каждое определение да­ется 1 балл). У кого снаряжений-знаний больше?

II этап. Наскальные рисунки

Учитель: Сейчас мы подошли к гористой местности. Перед на­ми четыре горы и на каждой из них свой рисунок. Ваша задача раз­гадать эти надписи.

1.           +           =                 + Q

2.                   →          +     - Q

3.                +           →                   +           

4.                    +                     →                    + 

Ответы:

1.Реакция соединения, экзотермическая.

2.Реакция разложения, эндотермическая

3.Реакция замещения

4.Реакция обмена.

(По 1 баллу дается за каждую правильно расшифрованную схему).

III этап. Восхождение на гору

По два ученика от каждой команды выходят к доске. Им пред­стоит восхождение на гору.

На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями хими­ческих реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать сре­ди всех карточек только те, на которых написаны уравнения хими­ческих реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки с помощью магнитов к доске под названием горы (4 балла).

Образец:

Реакции соединения

2Mg+O2→2MgO

C+O2→CO2

CaO+CO2→CaCO3

SO3+H2O→H2SO4

Остальные участники команды угадывают зашифрованное слово.

Уравнение реакции

Тип химических реакций

соеди-

нения

раз­-

ложе-­

ния

заме­-

щения

обме­-

на

1.

2Cu + O2= 2СuО

с

м

а

б

2.

2SO2 + O2=2SO3

т

г

з

о

3.

СаСО3 =СаО + СO2

в

е

п

р

4.

Fe + CuSO4 = Си + FeSO4

н

ц

к

х

5.

2KBr + С12 = Br2 + 2КС1

у

и

л

ф

6.

НNОз+KOH=KNO3+Н2O

ж

д

с

о

Ответ: стекло (1 балл).

IV этап. Река уравнений реакций

Учитель: А сейчас нам предстоит преодолеть реку уравнений химических реакций.

Каждая команда получает карточку с уравнениями реакций. Их задача - правильно расставить коэффициенты и определить тип хи­мической реакции (6 уравнений, по одному на каждого члена ко­манды). Необходимо не только самому правильно расставить коэф­фициенты, но и проверить правильность выполнения задания ос­тальными членами команды.

  Р + O2 →Р2O5

  А1 + НС1 → А1С13 + Н2

  А1 + С12→А1С13

  Fe + С12 → FeCl3

 H 2 + O 2   → H2O

Na + Н2O→NaOH + Н2

Команда получает по 1 баллу за каждое правильно решенное уравнение реакции.

Команды проводят взаимопроверку. Правильные ответы напи­саны на мультимедийной доске.

V этап. Привал

Учитель: Перед тем как идти дальше нам необходимо отдох­нуть. Поэтому сейчас у нас будет привал. Двое учеников отправля­ются на химическую рыбалку.

Из плотного листа бумаги вырезают карточки. Одна половина карточек выполнена в форме головы рыбы и передней части ее туловища, а другая половина - в виде задней части туловища ры­бы и хвоста. На карточках первого вида пишутся начала химиче­ских реакций, а на карточках второго вида - правая часть урав­нения. Карточки крепятся на доске с помощью магнитов. «Рыбо­лов» должен выловить «голову» и «хвост» рыбы и сразу же на доске из «пойманных» карточек - частей рыб составить уравне­ния реакций.

Победителем будет тот «рыболов», который поймал больше рыб-карточек и составил из них больше химических уравнений ре­акций, определив, к какому типу реакции они относятся. Задание на время.

Начало реакции                                               Окончание реакции

 Na + Н2О→                                                            NaOH

 Na2О + Н2О →                                                       FeCl2 + H2

 SO3 + Н2О →                                                          FeCl3 + H2О

 Fe2О3 + НС1 →                                                      H2SO3

 Fe + HC1 →                                                            H2SO4

                                                                              NaOH + H2

Учитель: А чтобы нам не было скучно, поиграем в «крестики-нолики»

Сu

А1

Mn

Fe

Zn

Mg

Ag

Hg

Pt

Выигрышный путь - ме­таллы, вступающие в ре­акцию с кислотами

Au

Zn

Mg

Ni

Fe

Hg

A1

Mn

Pt

Выигрышный путь - ме­таллы, вытесняющие медь из хлорида меди (II)

Na

SO2

SiО2

Zn

Na2O

CO2

CuO

Ag

n2o5

Выигрышный путь - веще­ства, взаимодействующие с водой

SO2

Na2O

FeO

CuO

CO2

P2O5

ZnO

SO3

n2o5

Выигрышный путь - веще­ства, которые при взаимо­действии с водой образуют кислоты

Учитель подводит итоги конкурса.

VI этап. Водопад реакций

Учитель: Сообразительность - качество, нужное всегда и везде, в том числе и в путешествии. Вот и сейчас вам очень пригодится сообразительность.

Каждая команда получает инструкцию к заданию.

1.Расположите перед собой основное игровое поле. Внима­тельно изучите на нем незаконченные уравнения реакций.

2.Возьмите из конверта рабочие карточки.

3.Соотнесите формулу вещества на карточке и незаконченные уравнения химических реакций.

4.Положите рабочую карточку на клетку игрового поля в том месте, где формула вещества на карточке логически вписывается в уравнение химической реакции.

5.Закройте карточками все клетки игрового поля в заданной последовательности.

6.Прочтите слово-код на обратной стороне карточек.

7.Подготовьтесь к проверке учителя.

Основное игровое поле

СаО+.→

Са(ОН)2

.+НС1→ СиС12 +Н2О

Mg+.→

MgCl2

.+H2→ Cu+

Н2О

КОН+.→

К2СО3+ Н2О

Zn+.→

ZnCl2+ Н2

H2SО4+.→ FeSО4+ H2О

.+ Н2SО4→

FeSО4 + H2

Ва (ОН)2+. →BaSО4+ Н2О

Рабочие карточки

H2О

Cu(OH)2

Cl2

CuO

CO2

HC1

FeO

Fe

H2SO4

Оборотная сторона рабочих карточек

0

с

H

0

в

a

H

и

e

VII этап. Путь домой

Каждому учащемуся дается тест по повторенной теме (по количеству членов команды дается 6 вариантов тестов).

Вариант 1

1)     Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:

а)  эндотермическими;

б) термическими;

в) экзотермическими.

2)      Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

а)  замещения;

б) соединения;

в) разложения.

3)      Уравнение реакции обмена:

а)  СаО + SiО2 →CaSiО3;

б) 2КСО3 = 2КС1 + 3О2;

в) FeS + 2HCl =FeCl2 + H2S.

4)      Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема кото­рой А1 + С12 →А1С13, равна:

       а) 4;

б) 7;

в) 5.

5)      Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:

а)  Н2 + С12→2НС1;

б) Са + О2→ 2СаО;

в) Zn + НС1→ ZnCl2 + Н2.

 

VIII этап. Путевые заметки Учитель: Уважаемые туристы наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить мне это путешествие. И если оно вам понравилось, то подумайте о том, куда бы вы хотели отправиться в следующий раз. Дома в своих тетрадях вы сделаете путевые заметки. Для этого вам нужно повторить §§ 25-33 и сделать упражнение № 1 на с. 111

 Выставляются оценки ученикам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие: "Типы химических реакций"»

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

урок-путешествие

Цели:

  • повторить и закрепить знания о типах химических реакций и принципах их классификации, умения определять типы реакций, писать уравнения реакций, проводить по ним расчеты;

  • продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную компетенции, логическое мышление, эруди­цию.

Перед уроком класс делится на 4 команды по 6 человек. Выби­рают капитана.

Ход урока

Учитель: Любой человек, не взирая на возраст, любит путеше­ствовать. Вот и вас я приглашаю совершить вместе со мной путеше­ствие в Страну химических реакций.

Каждой команде выдается карта маршрута.

Этапы маршрута

Прохождение

маршрута

Количество

баллов

1. Собери рюкзак



2. Наскальные рисунки



3. Восхождение на гору



4. Река уравнений реакций



5. Привал

Химическая рыбалка Крестики-нолики



6. Водопад реакций



7. Дорога домой



8. Путевые заметки




I этап. Собери рюкзак

Учитель: Перед тем как отправится в путешествие мы должны собрать рюкзак. В него мы положим знания, которые нам пригодят­ся в нашем путешествии.

На столе учителя карточки в виде компаса, спичек и т. д. За каждый ответ на вопрос команда получает карточку-снаряжение.

  • Какие бывают явления?

  • Дайте определение физическим явлениям.

  • Дайте определение химическим явлениям.

  • Перечислите признаки химических реакций.

  • По каким признакам классифицируют химические реакции?

  • Дайте определение экзотермическим реакциям.

  • Дайте определение эндотермическим реакциям.

  • Дайте определение реакциям соединения.

  • Дайте определение реакциям разложения.

  • Дайте определение реакциям замещения.

  • Дайте определение реакциям обмена.

  • На основании какого закона мы расставляем коэффициенты в уравнениях химических реакций?

  • Кто открыл этот закон?

Учитель подводит итоги I конкурса (за каждое определение да­ется 1 балл). У кого снаряжений-знаний больше?

II этап. Наскальные рисунки

Учитель: Сейчас мы подошли к гористой местности. Перед на­ми четыре горы и на каждой из них свой рисунок. Ваша задача раз­гадать эти надписи.


1. + = + Q


2. → + - Q

3. + → +


4. + → +


Ответы:

1.Реакция соединения, экзотермическая.

2.Реакция разложения, эндотермическая

3.Реакция замещения

4.Реакция обмена.

(По 1 баллу дается за каждую правильно расшифрованную схему).

III этап. Восхождение на гору

По два ученика от каждой команды выходят к доске. Им пред­стоит восхождение на гору.

На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями хими­ческих реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать сре­ди всех карточек только те, на которых написаны уравнения хими­ческих реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки с помощью магнитов к доске под названием горы (4 балла).

Образец:

Реакции соединения


2Mg+O2→2MgO

C+O2→CO2

CaO+CO2→CaCO3

SO3+H2O→H2SO4


Остальные участники команды угадывают зашифрованное слово.


Уравнение реакции

Тип химических реакций

соеди-

нения

раз­-

ложе-­

ния

заме­-

щения

обме­-

на

1.

2Cu + O2= 2СuО

с

м

а

б

2.

2SO2 + O2=2SO3

т

г

з

о

3.

СаСО3 =СаО + СO2

в

е

п

р

4.

Fe + CuSO4 = Си + FeSO4

н

ц

к

х

5.

2KBr + С12 = Br2 + 2КС1

у

и

л

ф

6.

НNОз+KOH=KNO32O

ж

д

с

о

Ответ: стекло (1 балл).


IV этап. Река уравнений реакций

Учитель: А сейчас нам предстоит преодолеть реку уравнений химических реакций.

Каждая команда получает карточку с уравнениями реакций. Их задача - правильно расставить коэффициенты и определить тип хи­мической реакции (6 уравнений, по одному на каждого члена ко­манды). Необходимо не только самому правильно расставить коэф­фициенты, но и проверить правильность выполнения задания ос­тальными членами команды.

Р + O2 →Р2O5

А1 + НС1 → А1С13 + Н2

А1 + С12→А1С13

Fe + С12 → FeCl3

H 2 + O 2 → H2O

Na + Н2O→NaOH + Н2

Команда получает по 1 баллу за каждое правильно решенное уравнение реакции.

Команды проводят взаимопроверку. Правильные ответы напи­саны на мультимедийной доске.


V этап. Привал

Учитель: Перед тем как идти дальше нам необходимо отдох­нуть. Поэтому сейчас у нас будет привал. Двое учеников отправля­ются на химическую рыбалку.

Из плотного листа бумаги вырезают карточки. Одна половина карточек выполнена в форме головы рыбы и передней части ее туловища, а другая половина - в виде задней части туловища ры­бы и хвоста. На карточках первого вида пишутся начала химиче­ских реакций, а на карточках второго вида - правая часть урав­нения. Карточки крепятся на доске с помощью магнитов. «Рыбо­лов» должен выловить «голову» и «хвост» рыбы и сразу же на доске из «пойманных» карточек - частей рыб составить уравне­ния реакций.

Победителем будет тот «рыболов», который поймал больше рыб-карточек и составил из них больше химических уравнений ре­акций, определив, к какому типу реакции они относятся. Задание на время.


Начало реакции Окончание реакции

Na + Н2О→ NaOH

Na2О + Н2О → FeCl2 + H2

SO3 + Н2О → FeCl3 + H2О

Fe2О3 + НС1 → H2SO3

Fe + HC1 → H2SO4

NaOH + H2


Учитель: А чтобы нам не было скучно, поиграем в «крестики-нолики»



Сu

А1

Mn

Fe

Zn

Mg

Ag

Hg

Pt

Выигрышный путь - ме­таллы, вступающие в ре­акцию с кислотами



Au

Zn

Mg

Ni

Fe

Hg

A1

Mn

Pt

Выигрышный путь - ме­таллы, вытесняющие медь из хлорида меди (II)



Na

SO2

SiО2

Zn

Na2O

CO2

CuO

Ag

n2o5

Выигрышный путь - веще­ства, взаимодействующие с водой



SO2

Na2O

FeO

CuO

CO2

P2O5

ZnO

SO3

n2o5

Выигрышный путь - веще­ства, которые при взаимо­действии с водой образуют кислоты



Учитель подводит итоги конкурса.


VI этап. Водопад реакций

Учитель: Сообразительность - качество, нужное всегда и везде, в том числе и в путешествии. Вот и сейчас вам очень пригодится сообразительность.

Каждая команда получает инструкцию к заданию.

1.Расположите перед собой основное игровое поле. Внима­тельно изучите на нем незаконченные уравнения реакций.

2.Возьмите из конверта рабочие карточки.

3.Соотнесите формулу вещества на карточке и незаконченные уравнения химических реакций.

4.Положите рабочую карточку на клетку игрового поля в том месте, где формула вещества на карточке логически вписывается в уравнение химической реакции.

5.Закройте карточками все клетки игрового поля в заданной последовательности.

6.Прочтите слово-код на обратной стороне карточек.

7.Подготовьтесь к проверке учителя.

Основное игровое поле

СаО+...→

Са(ОН)2

...+НС1→ СиС122О

Mg+...→

MgCl2

...+H2→ Cu+

Н2О

КОН+...→

К2СО3+ Н2О

Zn+...→

ZnCl2+ Н2

H24+...→ FeSО4+ H2О

...+ Н24

FeSО4 + H2


Ва (ОН)2+... →BaSО4+ Н2О



Рабочие карточки

H2О

Cu(OH)2

Cl2

CuO

CO2

HC1

FeO

Fe


H2SO4




Оборотная сторона рабочих карточек

0

с

H

0

в

a

H

и


e





VII этап. Путь домой

Каждому учащемуся дается тест по повторенной теме (по количеству членов команды дается 6 вариантов тестов).

Вариант 1

  1. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:

а) эндотермическими;

б) термическими;

в) экзотермическими.

  1. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:

а) замещения;

б) соединения;

в) разложения.

  1. Уравнение реакции обмена:

а) СаО + SiО2 →CaSiО3;

б) 2КСО3 = 2КС1 + 3О2;

в) FeS + 2HCl =FeCl2 + H2S.

  1. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема кото­рой А1 + С12 →А1С13, равна:

а) 4;

б) 7;

в) 5.

  1. Схема химической реакции, в которой правильно расставлены коэффициенты:

а) Н2 + С12→2НС1;

б) Са + О2→ 2СаО;

в) Zn + НС1→ ZnCl2 + Н2.


VIII этап. Путевые заметки Учитель: Уважаемые туристы наше путешествие подошло к концу. Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить мне это путешествие. И если оно вам понравилось, то подумайте о том, куда бы вы хотели отправиться в следующий раз. Дома в своих тетрадях вы сделаете путевые заметки. Для этого вам нужно повторить §§ 25-33 и сделать упражнение № 1 на с. 111

Выставляются оценки ученикам.

























ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёёё



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-путешествие: "Типы химических реакций"

Автор: Исаченко Галина Викторовна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281681


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства