Технологическая карта урока
Предмет: Химия
Класс: 9
Тип урока: Комбинированный
Тема
«Получение металлов»
Цель
Изучить способы получения металлов
Задачи
Образовательные: формирование представления о получении металлов.
Развивающие: формирование умений сравнивать, развитие познавательного интереса к предмету, умения работы с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: формирование культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.
УУД
Личностные:
1.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
2. Самоконтроль и самооценка.
Регулятивные:
1. Прогнозирование результата и оценивание уровня
2. Достижение результата.
Познавательная:
1. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Определение понятий.
3. Умение выделять существенные характеристики объектов
4. Умение анализировать.
5. Умение структурировать знания.
Коммуникативные:
1. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме
2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
3. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать получение металлов; уметь распознавать различные способы получения металлов и называть их.
Личностные:
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения.
Метапредметные:
Умение планировать и регулировать свою деятельность, определять понятия, строить логические рассуждения и делать выводы.
Основные понятия
Руды, металлургия черная и цветная, пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия, микробиологический метод
Межпредметные связи
Биология
Ресурсы:
Габриелян, О.С. Химия. 9 класс. Базовый уровень / О.С. Габриелян. – М. : Изд-во, М.: Дрофа, 2014. – 319 с., презентация.
Форма урока
Фронтальная, индивидуальная.
Технология
Технология обучения в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный момент
Время: 3 минуты
Приветствуют учителя. Занимают свои места за партами. Записывают тему урока.
Приветствует учащихся.
Проговаривает вслух тему урока: «Получение металлов» (тема заранее записана на доске)
Актуализация знаний
Время: 10 минут.
Выполняют задания на листочках.
Раздает листочки с заданиями.
Проверка домашнего задания (примерные ответы приведены в приложении 1).
Коммуникативные:
Умение формировать и излагать свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Умение анализировать и ориентироваться в своей системе знаний.
Первичное усвоение новых знаний
Время:15 минут.
Работают с учебником (О. С. Габриелян).
Записывают в тетрадь определения: «Руды»; «Металлургия», «Пирометаллургия», «Гидрометаллургия»,«Электрометаллургия».
Организует работу учащихся. Проговаривает определения. Наблюдает за деятельностью обучающихся.
Предлагает записать материал с доски. (см. Приложение 2)
Записывают материал с доски. (примерный материал приведен в приложении 2).
Знать получение металлов, распознавать получение
среди других веществ.
Познавательные:
Умение структуировать новые знания, работать с текстом.
Коммуникативные:
1. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Первичная проверка понимания
Время: 5 минут.
Вспоминают:
Основные способы получения металлов.
Фронтальная беседа по теме «Получение металлов».
Фронтальная беседа:
1. Что такое руды?
2. Виды руд.
3. Что такое металлургия?
4. Виды металлургии.
(примерный материал приведен в приложении 3).
Знать получение металлов, распознавать получение
среди других веществ.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
Познавательная:
Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний.
Умение структурировать знания. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний 1. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний
Личностные:
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Самоконтроль и самооценка.
Закрепление нового материала
Время: 10 минут
Выполняют задания на листочках письменно (см. Приложение 4)
Раздает листочки с заданиями (см. Приложение 4).
Задание на закрепление:
Примерный материал приведен в приложении 4.
Знать получение металлов, распознавать получение
среди других веществ.
Познавательная:
Умение анализировать.
Коммуникативные:
1. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
Личностные:
Умение управлять своей познавательной деятельностью.
Самоконтроль и самооценка.
Регулятивные:
Прогнозирование результата и оценивание уровня.
Достижение результата.
Информация о домашнем задании Время: 2-3 минуты
Открывают дневники, записывают домашнее задание.
Поясняет выполнение задания.
§12
Рефлексия
Время: 5 минут
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Закрепление пройденного материала.
Коммуникативные:
Умение формировать и излагать свои мысли, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
Познавательные:
Умение выделять существенные характеристики объектов
Умение анализировать.
Умение структурировать знания.
Приложение 1
Сплавы. Коррозия металлов.
Задание № 1. Прочитайте предложения, ответьте на вопросы «да» или «нет». Укажите причину и следствие.
1. Вещества как оксиды углерода и серы, кислород способны окислять металлы, следовательно, это вызывает коррозию металлов.
Причина: ____________________________ Следствие:________________________
2. Методом борьбы с коррозией является добавление серной кислоты, где, следовательно, происходит уменьшение агрессивности среды.
Причина: ____________________________ Следствие:________________________
3. Химически чистое железо почти не корродирует, а техническое – содержит различные примеси, т. е ржавеет, следовательно, одной из причин возникновения коррозии является наличие примесей в металле.
Причина: ____________________________ Следствие:_________________________
4. При сплавлении образуется раствор одного металла в другом, следовательно, это неоднородные сплавы.
Причина: ____________________________ Следствие:_________________________
5. Сплав на основе железа, который содержит менее 2 % углерода является сталь, следовательно, его относят к черным металлам.
Причина: ____________________________ Следствие:___________________________
Приложение 2
Рудами называют содержащие минералы природные образования, в которых металлы находятся в количествах, пригодных в технологическом и экономическом отношении для получения металлов в промышленности.
По химическому составу минерала, входящего в руду, различают оксидные, сульфидные и др. руды
Металлургия – это наука о методах и процессах производства металлов из руд и других металлосодержащих продуктов, о получении сплавов и обработке металлов.
Пирометаллургия – методы переработки руд, основанные на химических реакциях, происходящих при высоких температурах.
Гидрометаллургия – методы получения металлов, основанные на химических реакциях, происходящих в растворе.
Электрометаллургия – методы получения металлов, основанные на электролизе, т. е выделении металлов из растворов или расплавов их соединений с помощью постоянного электрического тока.
Приложение 3
Фронтальная беседа:
1. Что такое руды?
Ответ: рудами называют содержащие минералы природные образования, в которых металлы находятся в количествах, пригодных в технологическом и экономическом отношении для получения металлов в промышленности.
2. Виды руд.
Ответ: оксидные, сульфидные
3. Что такое металлургия?
Ответ: металлургия – это наука о методах и процессах производства металлов из руд и других металлосодержащих продуктов, о получении сплавов и обработке металлов.
4. Виды металлургии.
Ответ:
Пирометаллургия – методы переработки руд, основанные на химических реакциях, происходящих при высоких температурах.
Гидрометаллургия – методы получения металлов, основанные на химических реакциях, происходящих в растворе.
Электрометаллургия – методы получения металлов, основанные на электролизе, т. е выделении металлов из растворов или расплавов их соединений с помощью постоянного электрического тока.
Приложение 4
Составьте реакции, характеризующие один из способов получения металлов, из имеющихся символов:
C
Cu
FeSO4
2
Fe
→
+
Cl2
CuSO4
Na
NaCl
CO
Способ получения металлов
Характерная реакция
Пирометаллургия
Гидрометаллургия
Электрометаллургия