Технологическая карта урока
Предмет: Химия
Класс: 8 класс
Базовый учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.
Тема урока: Кислоты
Цель: усвоение знаний обучающихся о кислотах как классе неорганических соединений
Задачи:
1. Образовательные:
- обеспечить формирование представления об одном из важнейших классов неорганических соединений – кислотах;
- обеспечить знания обучающихся о составе и номенклатуре кислот;
- обеспечить умение обучающихся классифицировать кислоты по различным признакам;
- обеспечить умение обучающихся находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков.
2. Развивающие:
- Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
- Развивать познавательные умения.
- Развивать аналитическое мышление, логику.
- Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
- Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.
3. Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношения к знаниям;
- Воспитывать культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации
- Прививать интерес к химии.
Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; умеет: называть кислоты, определять принадлежность веществ к определенному классу соединений, находить степень окисления элементов в соединениях и заряд ионов кислотных остатков, соотносить формулы кислот и соответствующих им оксидов, составлять формулы гидроксидов (кислот) и распознавать опытным путем их растворы.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: комбинированный урок
Условия обеспечения учебной деятельности:
УМК: О.С. Габриелян
Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point
- электронное приложение к учебнику Габриеляна О.С. Химия. 8 класс;
- дидактический материал для обучающихся – таблица кислот и кислотных остатков; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде;
- карточки с контекстными заданиями для групповой работы;
- заготовки таблицы «Окраска индикаторов в кислой среде»;
- анкеты (для рефлексии).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
2
3
4
1
Самоопределение к деятельности. Организационный момент
Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места
2
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? (слайд 1)
Создает проблемную ситуацию путем предложения задания:
1 задание (слайд 2)
H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4
Распределить предложенные вещества по классам, дать определения известных классов
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Двое обучающихся загадывают загадки:
Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (оксид)
Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название,
Ведь эти вещества…(основания)
Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды,
основания; вещества третьей группы неизвестны.
Дают определения оксидов, оснований
3
Постановка учебной задачи
Создает условия для формулирования темы, цели и задач урока.
К какой группе веществ мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4? Изучали ли мы подобные вещества?
Для того чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать тему урока, учитель предлагает обучающимся выполнить контекстные задания в группах.
На основе прослушанной информации учитель предлагает сделать вывод, о каком веществе идет речь?
Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах?
Работа обучающихся в 3 группах – смысловое чтение материала:
1. В составе кока-колы присутствует данное вещество. Популярный напиток широко применяется для очистки канализации, заржавевших болтов.
2. Это вещество, выделяемое муравьями в момент опасности, служит сигналом для всех остальных особей этого вида и является средством защиты при нападении хищников.
3. С древнейших времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда вино скисало и превращалось в уксус. Впоследствии его научились использовать как лекарство, приправу к пище, растворитель красок.
Представитель от каждой группы зачитывает информацию обучающимся.
Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока, цель и задачи (слайд 3)
4
Построение проекта выхода из затруднения
Организуется работа по исследованию класса кислот.
2 задание
Определить состав кислот, воспользовавшись формулами из 1 задания
3 задание
Воспользовавшись текстом параграфа изучить названия и классификацию кислот по наличию кислорода в кислотном остатке, по основности и по растворимости в воде
Учитель объясняет алгоритм нахождения степени окислении элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков.
Учитель демонстрирует как кислоты действуют на различные индикаторы
Определяют состав вещества:
Н n(КО) m (слайд 4) Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь
Самостоятельное изучение нового материала в форме индивидуальной деятельности.
Работа с таблицей растворимости кислот, солей и оснований в воде
Обучающиеся прослушивают материал, делают записи в тетрадь.
Обучающиеся наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблицу «Окраска индикаторов в кислой среде»
5
Первичное закрепление
Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот.
Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида.
Работа обучающихся с таблицей кислот и кислотных остатков
1. Определение степени окисления элементов в формулах кислот;
2. Сопоставление формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида.
6
Самостоятельная работа
Учитель организует деятельность по применению новых знаний, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность.
На слайде (слайд 5) изображены формулы кислот - дайте названия. Следующее задание: распределить кислоты согласно их классификации (затем открывается слайд 6 с правильными ответами).
Индивидуальная работа обучающихся
1. Соотнесение формул и названий кислот;
2. Классификация кислот по основности, наличию кислорода в кислотном остатке, растворимости.
Обучающиеся осуществляют самопроверку заданий. Оценивают результаты своей работы.
7
Рефлексия деятельности
(итог урока)
Организует рефлексию в форме анкетирования (слайд 7):
1. На уроке я работал(а):
активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я:
доволен/ не доволен
3. Урок для меня показался:
коротким/ длинным
4. За урок я:
не устал(а)/ устал(а)
5. Мое настроение:
стало лучше/ стало хуже
6. Материал урока мне был:
понятен/ не понятен
полезен/ бесполезен
интересен/ скучен
7. Домашнее задание мне кажется:
легким/ трудным
Обучающимся предлагается заполнить анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока
8
Домашнее задание
Учитель формулирует задание, комментируя его по необходимости:
параграф 21, вопросы 1 – 2, составить кроссворд по теме «Кислоты».
Обучающиеся воспринимают информацию, фиксируют задание.