kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Количество вещества – моль. Молярная масса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль»; сформировать представление о молярной массе вещества; научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Технологии: элементы технологии сотрудничества и проблемного обучения.

Методы: беседа, рассказ, поисковая деятельность,

Основные понятия. Количество вещества, моль, число Авогадро, постоянная Авогадро, молярная масса.

Планируемые результаты обучения. Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества.

Оборудование: периодическая таблица Д.И. Менделеева, карточки с формулами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Количество вещества – моль. Молярная масса »

Учитель химии и биологии Надеждинская основная школа Карабалыкского района. Нуркин Амангельды Ансаганович.

Урок химии. 8 класс.

Тема: Количество вещества – моль. Молярная масса.

Цель урока. Познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль»; сформировать представление о молярной массе вещества; научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Технологии: элементы технологии сотрудничества и проблемного обучения.

Методы: беседа, рассказ, поисковая деятельность,

Основные понятия. Количество вещества, моль, число Авогадро, постоянная Авогадро, молярная масса.

Планируемые результаты обучения. Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества.

Оборудование: периодическая таблица Д.И. Менделеева, карточки с формулами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы урока и цели.

Восьмиклассник Арман зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 5 молей поваренной соли. Что ответила Арману продавец?

На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы.

А какой термин для вас новый?

- Моль.

Расскажу сегодня, что ли, о зловредной роли моли.

Моль съедает шерсть и мех – просто паника у всех…

Ну а в химии – изволь! Есть другое слово «моль».

И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этим понятием.

Тема нашего урока «Количество вещества. Молярная масса».

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока:

- познакомиться с понятием «количество вещества», «моль»;

- получить представление о молярной массе вещества;

- научиться вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества.

3. Изучение нового материала.

Все подлежит измерению. И вы уже знакомы с единицами измерения массы или объема. Например, при покупке сахара мы определяем его ___(вес) при помощи весов, пользуясь единицами измерения-________(килограммами, граммами).

При покупке разливного масла мы определяем его _____(объем) при помощи мерной посуды, пользуясь единицами измерения______ (литр, миллилитр)

Также мы можем определить, сколько штук (частиц) в 1 килограмме?

Химия наука о веществах. Вещества состоят из атомов или молекул. В каких единицах можно измерить, вещества? Ведь атомы и молекулы невозможно подсчитать и взвесить.И тогда для измерения вещества была выбрана особая единица, в которой соединились две величины – число молекул и масса вещества.

Такая единица называется количество вещества или моль. Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова относительная масса вещества:

1 моль H2 весит 2 г (Mr(H2) = 2)

1моль O2 весит 32 г (Mr(O2) = 32)

1моль H2O весит 18 г (Mr(H2O) = 18)

А сколько реальных частиц – молекул содержится в 1 моле любого вещества?

Установлено, что 1 моль любого вещества всегда содержит одинаковое число молекул. Это число равно 6 • 1023 . Например,

1 моль воды = 6 . 1023 молекул Н2О,

1 моль железа = 6 . 1023 атомов Fe,

1 моль хлора = 6 . 1023 молекул Cl2,

1 моль ионов хлора Cl- = 6 . 1023 ионов Cl-.

В честь итальянского ученого Амедео Авогадро это число назвали постоянной Авогадро обозначается NA = 6 ∙1023

МОЛЬ - это КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, в котором содержится 6 • 1023 структурных единиц данного вещества – молекул или атомов.

Количества вещества обозначается буквой – n , измеряется в молях

Чтобы узнать число молекул (N) можно воспользоваться формулой:

N = n ∙ NA

зная число молекул можно найти количество вещества:

n = N/NA

А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 моль вещества?

Нужно взять столько граммов этого вещества, какова его относительная молекулярная масса.

Масса 1 моль вещества называется Молярной массой. Обозначается буквой – М. находится по формуле:

М = m/n.

Предположите, в каких единицах будет измеряться молярная масса?

измеряется в (г/моль)

Молярная масса по значению совпадает с относительной атомной или молекулярной массой, но различаются единицами измерения (М – г/моль; Mr, Аr – безразмерные величины).

М (г/моль) = Mr

В таблице для иллюстрации приведены молярные массы М для нескольких веществ разного строения.






Таблица. Молярные массы различных веществ.

Вещество

Молекулярная или атомная масса

Mr, (Аr)

Молярная масса М

Число Авогадро NА

Вода Н2О

18

18 г/моль

6,02∙1023 молекул

Оксид кальция СаО

56

56 г/моль

6,02∙1023 молекул

Углерод 12С

12

12 г/моль

6,02∙1023 атомов

Медь Cu

64

64 г/моль

6,02∙1023 атомов

Атом хлора Сl

35,5

35,5 г/моль

6,02∙1023 атомов

Молекула хлора Cl2

71

71 г/моль

6,02∙1023 молекул

Молярные массы веществ отличаются друг от друга, но количество вещества остается одинаковым – 1 моль.

Количество молей вещества n находят из отношения массы m этого вещества (г) к его молярной массе М (г/моль).

n = m/M

Следовательно, массу можно найти по формуле:

m = n ∙ M

Установим взаимосвязь основных величин: m = n ∙ M, n = m/M, М = m/n, n = N/NA, N = n ∙ NA, где NA 6,02∙1023моль-1

4. Закрепление материала

Мы определили, как связаны между собой количество и масса вещества. Теперь решим задачи с использованием рассмотренных выше понятий.

Задача № 1. Определите массу кислорода количеством вещества 6 моль.

m = n ∙ M;

Задача № 2. Какое количество вещества будут содержать 128 г кислорода?

n = m/M

Задача № 3. Вычислите количество вещества и число молекул, содержащихся в углекислом газе массой 88 г.

N = m/M ∙ NA

Задача 4. Найдите массу 48 . 1023 молекул озона О3.

Попробуем ответить на вопрос, заданный вначале урока:

продавец ответит что магазинах продукты отпускаются в граммах или килограммах а ты как ученик восьмого класса, изучающий химию переведи моль в граммы или килограммы. И тогда Арман посчитал и сказал, что ему нужно купить ( масса (ΝaCl)= 58,5 (г/моль)∙5 (моль)=292,5 грамм.) 292,5 грамма соли.

5. Домашнее задание.

§18. 4,5,6 ,7 задание по заполнению таблицы.

Давайте попробуем применить полученные знания на сегодняшнем уроке: кто быстрее? Приступаем к выполнению задание 1,2,3


Формула

Относительная молекулярная масса (Mr)

Количество вещества (n, моль))

Молярная масса (М, г/моль)

Масса (m, грамм)

Количество частиц (N)

1

H2O

18

1

18

18

6∙1023

2

CO2

44

2




3

NaCl


3,74




4

CH4




2,83


5

H2





12∙1023

6

NH3


5




7

O2



32









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Количество вещества – моль. Молярная масса

Автор: Нуркин Амангельды Ансаганович

Дата: 06.06.2015

Номер свидетельства: 218043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Количество вещества" "
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-8-klassie-po-tiemie-kolichiestvo-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "232162"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442762497"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока по теме :"Количество вещества.Молярная масса" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kolichiestvo-vieshchiestva-moliarnaia-massa"
    ["file_id"] => string(6) "167425"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423075239"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по химии. Количество вещества. Моль"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-khimii-kolichiestvo-vieshchiestva-mol"
    ["file_id"] => string(6) "317878"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460458644"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Моль. Молярная масса"
    ["seo_title"] => string(20) "mol_moliarnaia_massa"
    ["file_id"] => string(6) "569789"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1610394836"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Количества вещества. Молярная масса. "
    ["seo_title"] => string(43) "kolichiestva-vieshchiestva-moliarnaia-massa"
    ["file_id"] => string(6) "242992"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445598615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства