Цель урока. Познакомить учащихся с понятием «количество вещества», «моль»; сформировать представление о молярной массе вещества; научить вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества. Тип урока: урок изучения новой темы. Технологии: элементы технологии сотрудничества и проблемного обучения. Методы: беседа, рассказ, поисковая деятельность, Основные понятия. Количество вещества, моль, число Авогадро, постоянная Авогадро, молярная масса. Планируемые результаты обучения. Знать число Авогадро, определения количества вещества и моля. Уметь определять число структурных единиц по данному количеству вещества и наоборот. Знать о равенстве числовых значений молярной и относительной молекулярной масс. Уметь вычислять массу данного количества вещества. Оборудование: периодическая таблица Д.И. Менделеева, карточки с формулами. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Постановка проблемы урока и цели. Восьмиклассник Арман зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему 5 молей поваренной соли. Что ответила Арману продавец? На этот вопрос вы ответите после изучения новой темы. А какой термин для вас новый? - Моль. Расскажу сегодня, что ли, о зловредной роли моли. Моль съедает шерсть и мех – просто паника у всех… Ну а в химии – изволь! Есть другое слово «моль». И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этим понятием. Тема нашего урока «Количество вещества. Молярная масса». Давайте вместе сформулируем цель нашего урока: - познакомиться с понятием «количество вещества», «моль»; - получить представление о молярной массе вещества; - научиться вычислять количество вещества по известной массе вещества и массу вещества по известному количеству вещества. 3. Изучение нового материала. Все подлежит измерению. И вы уже знакомы с единицами измерения массы или объема. Например, при покупке сахара мы определяем его ___(вес) при помощи весов, пользуясь единицами измерения-________(килограммами, граммами). При покупке разливного масла мы определяем его _____(объем) при помощи мерной посуды, пользуясь единицами измерения______ (литр, миллилитр) Также мы можем определить, сколько штук (частиц) в 1 килограмме? Химия наука о веществах. Вещества состоят из атомов или молекул. В каких единицах можно измерить, вещества? Ведь атомы и молекулы невозможно подсчитать и взвесить.И тогда для измерения вещества была выбрана особая единица, в которой соединились две величины – число молекул и масса вещества. Такая единица называется количество вещества или моль. Чтобы отмерить 1 моль вещества, нужно взять столько граммов его, какова относительная масса вещества: 1 моль H2 весит 2 г (Mr(H2) = 2) 1моль O2 весит 32 г (Mr(O2) = 32) 1моль H2O весит 18 г (Mr(H2O) = 18) А сколько реальных частиц – молекул содержится в 1 моле любого вещества? Установлено, что 1 моль любого вещества всегда содержит одинаковое число молекул. Это число равно 6 • 1023 . Например, 1 моль воды = 6 . 1023 молекул Н2О, 1 моль железа = 6 . 1023 атомов Fe, 1 моль хлора = 6 . 1023 молекул Cl2, 1 моль ионов хлора Cl- = 6 . 1023 ионов Cl-. В честь итальянского ученого Амедео Авогадро это число назвали постоянной Авогадро обозначается NA = 6 ∙1023 МОЛЬ - это КОЛИЧЕСТВО ВЕЩЕСТВА, в котором содержится 6 • 1023 структурных единиц данного вещества – молекул или атомов. Количества вещества обозначается буквой – n , измеряется в молях Чтобы узнать число молекул (N) можно воспользоваться формулой: N = n ∙ NA зная число молекул можно найти количество вещества: n = N/NA А что нужно сделать, чтобы отмерить 1 моль вещества? Нужно взять столько граммов этого вещества, какова его относительная молекулярная масса. Масса 1 моль вещества называется Молярной массой. Обозначается буквой – М. находится по формуле: М = m/n. Предположите, в каких единицах будет измеряться молярная масса? измеряется в (г/моль) Молярная масса по значению совпадает с относительной атомной или молекулярной массой, но различаются единицами измерения (М – г/моль; Mr, Аr – безразмерные величины). М (г/моль) = Mr В таблице для иллюстрации приведены молярные массы М для нескольких веществ разного строения. Таблица. Молярные массы различных веществ. Вещество | Молекулярная или атомная масса Mr, (Аr) | Молярная масса М | Число Авогадро NА | Вода Н2О | 18 | 18 г/моль | 6,02∙1023 молекул | Оксид кальция СаО | 56 | 56 г/моль | 6,02∙1023 молекул | Углерод 12С | 12 | 12 г/моль | 6,02∙1023 атомов | Медь Cu | 64 | 64 г/моль | 6,02∙1023 атомов | Атом хлора Сl | 35,5 | 35,5 г/моль | 6,02∙1023 атомов | Молекула хлора Cl2 | 71 | 71 г/моль | 6,02∙1023 молекул | Молярные массы веществ отличаются друг от друга, но количество вещества остается одинаковым – 1 моль. Количество молей вещества n находят из отношения массы m этого вещества (г) к его молярной массе М (г/моль). n = m/M Следовательно, массу можно найти по формуле: m = n ∙ M Установим взаимосвязь основных величин: m = n ∙ M, n = m/M, М = m/n, n = N/NA, N = n ∙ NA, где NA 6,02∙1023моль-1 4. Закрепление материала Мы определили, как связаны между собой количество и масса вещества. Теперь решим задачи с использованием рассмотренных выше понятий. Задача № 1. Определите массу кислорода количеством вещества 6 моль. m = n ∙ M; Задача № 2. Какое количество вещества будут содержать 128 г кислорода? n = m/M Задача № 3. Вычислите количество вещества и число молекул, содержащихся в углекислом газе массой 88 г. N = m/M ∙ NA Задача 4. Найдите массу 48 . 1023 молекул озона О3. Попробуем ответить на вопрос, заданный вначале урока: продавец ответит что магазинах продукты отпускаются в граммах или килограммах а ты как ученик восьмого класса, изучающий химию переведи моль в граммы или килограммы. И тогда Арман посчитал и сказал, что ему нужно купить ( масса (ΝaCl)= 58,5 (г/моль)∙5 (моль)=292,5 грамм.) 292,5 грамма соли. 5. Домашнее задание. §18. 4,5,6 ,7 задание по заполнению таблицы. Давайте попробуем применить полученные знания на сегодняшнем уроке: кто быстрее? Приступаем к выполнению задание 1,2,3 № | Формула | Относительная молекулярная масса (Mr) | Количество вещества (n, моль)) | Молярная масса (М, г/моль) | Масса (m, грамм) | Количество частиц (N) | 1 | H2O | 18 | 1 | 18 | 18 | 6∙1023 | 2 | CO2 | 44 | 2 | | | | 3 | NaCl | | 3,74 | | | | 4 | CH4 | | | | 2,83 | | 5 | H2 | | | | | 12∙1023 | 6 | NH3 | | 5 | | | | 7 | O2 | | | 32 | | | |