Необходимость использования компьютерной презентации на данном уроке продиктована следующими причинами:
Возможность показа дополнительного иллюстративного материала.
Средство для обеспечения наглядности и уплотнения материала.
Организация самопроверки без затрат времени урока.
Более эффективная работа учащихся на уроке, что способствует формированию более прочных знаний по теме и предмету.
Организация разных видов деятельности учащихся.
Позволяет экономично расходовать время урока.
Слайд | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный момент |
| Проверяется готовность к уроку | Готовятся к уроку |
Мотивационный этап |
| Ребята, на протяжении нескольких последних уроков мы с вами познакомились с различными веществами и узнали об их практическом использовании. Сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика. Повторение опорных понятий. Вопросы: какую тему мы изучаем? какие классы веществ мы изучили? какие вещества называются оксидами? какие вещества называются основаниями? | Ответы: соединения химических элементов оксиды, основания состоят из двух элементов, один из которых кислород состоят из атомов металлов и гидроксид - ионов |
2 | Из данного перечня веществ выпишите отдельно формулы оксидов и оснований. (слайд 2) Вопрос: - почему некоторые из формул вы не назвали? (слайд 3) Это вещества принадлежат к другому классу - классу кислот. | Выполняют индивидуально с последующей взаимопроверкой и проверкой с доски Ответ: - их нельзя отнести ни к классу оксидов, ни к классу оснований |
Операционный этап |
3 | Тема нашего урока - "Кислоты". Вопрос: какие цели вы поставили бы перед собой при изучении данного вопроса, что нам необходимо узнать? Цели урока, после ответов учащихся появляются на доске. | Ответ: Учащиеся формулирую цели урока |
4 | Кислота, когда здорова, Угостить друзей готова Тем, что ей дала природа: Катионом водорода! (Слайд 4) | Записывают определение кислот в тетрадь |
5 | Познакомьтесь с номенклатурой кислот (слайд 5,6) | Записывают формулы и названия кислот в тетрадь |
6 | Обсудите в парах признаки, по которым можно разделить кислоты по группам, исходя из представленных формул веществ. Основные признаки классификации: - по числу атомов водорода (основности) - по наличию кислорода.(слайд 7,8) | Работают в парах. Высказывают мнения о различных вариантах деления кислот на группы. Подводят итог о возможных видах классификации кислот. Записывают признаки классификации в тетрадь. |
7 | Зная степень окисления элемента - неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить какой оксид ей соответствует.(слайд 9) | Знакомятся с методикой определения и записывают себе в тетрадь. |
| Вопрос: - почему эти вещества называют кислотами? А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить. По правилам техники безопасности в лаборатории вещества пробовать на вкус нельзя, но сегодня я нарушу это правило, так как эти вещества всем известны. Учащимся предлагаются кусочки яблока, аскорбинка, кефир в стаканчиках. Вопросы: - как можно распознать кислоты, не пробуя их? - что такое индикаторы? - какие индикаторы вы знаете? (слайд 10) | Ответ: - они кислые на вкус. Учащиеся дегустируют предложенные вещества и делают вывод о вкусе кислот: яблочной, аскорбиновой, молочной. Ответы: - с помощью индикатора - вещества, изменяющие свою окраску в разных средах. - лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный. |
8-9 | Что нужно помнить при работе с кислотами? (слайд 11) | Повторяют правила техники безопасности. |
10 | Лабораторный опыт 1. Предлагаю исследовать действие индикаторов на растворы кислот. Вопрос: - какой можно сделать вывод? | Работают в парах. Учащиеся 1 -го ряда исследуют действие индикаторов на раствор соляной кислоты, 2 -й ряд исследует раствор серной кислоты, 3 -й ряд - раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования записывают в таблицу. Ответ: - независимо от вида кислоты индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. Осуществляют самопроверку. |
11 | Индикаторами могут быть и многие растения. Молодые цветки медуницы - розовые, а старые синие. Вопрос: -почему? | Ответ: - у молодых растений среда клеточного сока слабокислая, а у старых - слабощелочная. |
12 | С кислотами мы встречаемся ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ, например, углекислый газ, оксиды серы и азота. Ежегодно с дождями на землю выпадает около 100 млн. т азотной, серной, сернистой и угольной кислот.(слайд 12) | Слушают рассказ учителя и смотрят схему образования кислотных дождей. |
13 | Вопрос: - какой вред наносит выпадение кислотных дождей? (слайд 13) | Слушают рассказ учителя. Высказывают свое мнение о вреде кислотных дождей Рассматривают слайд |
14-15 | Вопрос: - какую пользу приносят кислоты? (слайд 14) | Участвуют в рассмотрении материала и отвечают на вопрос. |
Оценочный этап |
16 | Проблемный вопрос. Лабораторный опыт 2. Определить кислоту и щелочь среди трех выданных растворов веществ | Работают в парах. Опытным путем определяют, в какой пробирке находится щелочь и кислота. Записывают свои наблюдения. Осуществляют самопроверку. |
Аналитический этап |
17 | Предлагаю сделать выводы по уроку. Комментирую домашнее задание. (слайд 18) | Делают выводы. Записывают домашнее задание |
В.Г. Денисова “Химия. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна”, Волгоград 2009.
Т.А. Боровских “Обучение химии в 8 кл. Методическое пособие.”, Москва 2007.
C.В. Дендебер, О.В. Ключникова “Современные технологии в преподавании химии”, Москва 2007.
Н.С. Павлова “Контрольные и самостоятельные работы по химии,8 кл.” Москва , 2009.
Н.П. Троегубова “Контрольно-измерительные материалы,8 кл.”, Москва 2010.
Е.И. Воронине Методическое пособие с электронным приложением “Повторение и контроль знаний,8 кл.”, Москва 2011.
Морозов В.Е., Бузинова О.П. Методическое пособие с электронным приложением “Мастер-класс учителя химии”, Москва 2010.