kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии"Получение и свойства кислот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 8-м классе по теме: "Кислоты. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации." Цели урока: • Образовательная: Познакомить учащихся с одним из важнейших классов неорганических соединений, изучить классификацию и номенклатуру кислот. • Развивающая: Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы. • Воспитательная: Продолжить формирование умения высказывать свои взгляды, суждения, развития химической речи; формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока: комбинированный урок. Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации), создание проблемной ситуации, практическая работа. Предполагаемые результаты обучения: • знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами, химические свойства кислот. • уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности, составлять химические уравнения реакций. Оборудование: • компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point; • набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, прибор для нагревания, индикаторы (лакмус, универсальная индикаторная бумага), растворы кислот HCl, H2SO4, основания NaOH, оксиды – CuO, соли CaCO3, Ba(NO3)2,таблетки аскорбиновой кислоты, яблоко, лимон. • рабочий лист, содержащий задания и описания опыта. • Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Организационный момент. (1-2 мин.) II. Актуализация знаний. Раздел «Воспоминаний» (10 мин.) слайд 4-9 Мы знакомимся с основными классами неорганических соединений. Вспомним, с какими классами веществ вы уже знакомы? Загадка: Если в паре элементов Кислород вторым стоит, Ты же знаешь, эта пара Называется … (оксид). Вопросы: Что такое оксиды? Чем они отличаются от других классов веществ? Загадка: Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем, Вещества знакомы всем. Не надо придумывать им название Ведь эти вещества… (основания). Дают определение оксидам. Вопросы: Что такое основания? Как отличить основание от других классов? Дают определение основаниям. Объясняют что такое индикаторы. Если видишь с водорода Вдруг, да формула начнется, То таких с десяток формул Выучить тебе придется! Вот эта видишь с кислородом, Бескислородная вон та, Но у них одна природа, Все с названьем…. (кислота)! Что такое кислоты? Где кислоты встречаются в природе? Как получают кислоты? Задание: Распределите формулы по классам в таблицу Работают по заданию в рабочем листе; распределяют предложенные формулы в таблицу по классам: HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3. Таблица 1. ОКСИДЫ ОСНОВАНИЯ КИСЛОТЫ III. Изучение нового материала. Тема урока «Кислоты» Записывают в рабочем листе. 1) Классификация кислот (5мин.) (работа со слайдом №11). Вопросы: Чем отличаются приведённые пары кислот? На какие группы можно разделить кислоты? (слайды №12,№13, 14,15) Задание: Чем отличаются приведённые пары кислот? По примерам кислот называют признаки классификации. Ответ: а) По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие (заполнение схемы 1 в рабочем листе). б) По количеству водорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные (заполнение схемы1 и 2 в рабочем листе). Вопрос: Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта? Яблочная, лимонная, уксусная, молочная и др. в) По происхождению: органические и неорганические. 2) Физические свойства кислот. (3 мин.) а) Физические Задание: определить вкус аскорбиновой кислоты, рассмотреть агрегатное состояние вещества, внешний вид серной и соляной кислот и растворимость кислот в воде. - вкус - агрегатное состояние - растворимость в воде Опытное определение вкуса аскорбиновой кислоты, яблочной кислоты и лимонной кислоты (В химической лаборатории запрещено вещества пробовать на вкус). Выводы: большинство кислот кислые на вкус жидкости (исключение H2SiO3) хорошо растворимые в воде (исключение H2SiO3) 3) Химические свойства кислот б) Правила ТБ при работе с едкими веществами. (1 мин.) Слайд 20 в) Химические свойства кислот (форма работы: парная). (15 мин.) Опыт1. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах. Опыт 2. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Опыт 3. Взаимодействие кислот с металлами. Опыт 4. Взаимодействие кислот с солями. Опыт 5 Взаимодействие кислот с оксидами Выполнение опыта по описанию в рабочем листе. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах и занесение результатов в таблицу 2. (проверка по слайду 21). Работа в рабочих листах: Задание 2. Составление уравнений реакций. 4) Применение кислот. (1 мин.) Медицина: аскорбиновая, фолиевая, линолевая, ацетилсалициловая (слайд 24). IV. Закрепление знаний. Рассмотрены ли вопросы намеченные по теме «Кислоты» (Состав, классификация, свойства. Повторение основных разделов темы: определение кислот; классификация; физические и химические свойства; правила ТБ. Задание 3 на рабочем листе. (2 мин.) Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка. IV. Итог урока, рефлексия. (1 мин.) Закончите предложение «Урок был ...» Характеризуют урок, образуя разные формы от слова «кислый». V. Домашнее задание (1 мин.)

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по химии"Получение и свойства кислот" »


Урок химии в 8-м классе по теме: "Кислоты. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации."

Цели урока:

  • Образовательная: Познакомить учащихся с одним из важнейших классов неорганических соединений, изучить классификацию и номенклатуру кислот.

  • Развивающая: Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, делать выводы.

  • Воспитательная: Продолжить формирование умения высказывать свои взгляды, суждения, развития химической речи; формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации), создание проблемной ситуации, практическая работа.

Предполагаемые результаты обучения:

  • знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами, химические свойства кислот.

  • уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности, составлять химические уравнения реакций.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point;

  • набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, прибор для нагревания, индикаторы (лакмус, универсальная индикаторная бумага), растворы кислот HCl, H2SO4, основания NaOH, оксиды – CuO, соли CaCO3, Ba(NO3)2,таблетки аскорбиновой кислоты, яблоко, лимон.

  • рабочий лист, содержащий задания и описания опыта.

  • Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. (1-2 мин.)

II. Актуализация знаний.

Раздел «Воспоминаний» (10 мин.) слайд 4-9

Мы знакомимся с основными классами неорганических соединений. Вспомним, с какими классами веществ вы уже знакомы?
Загадка:
Если в паре элементов
Кислород вторым стоит,
Ты же знаешь, эта пара
Называется … (оксид).

 

Вопросы:
Что такое оксиды? Чем они отличаются от других классов веществ?
Загадка:
Если формулы начало
Представляется с металла,
ОН – красуется затем,
Вещества знакомы всем.
Не надо придумывать им название
Ведь эти вещества… (основания).

Дают определение оксидам.

Вопросы:
Что такое основания? Как отличить основание от других классов?

Дают определение основаниям. Объясняют что такое индикаторы.

Если видишь с водорода
Вдруг, да формула начнется,
То таких с десяток формул
Выучить тебе придется!
Вот эта видишь с кислородом,
Бескислородная вон та,
Но у них одна природа,
Все с названьем…. (кислота)!

Что такое кислоты? Где кислоты встречаются в природе? Как получают кислоты?


Задание:
Распределите формулы по классам в таблицу

Работают по заданию в рабочем листе; распределяют предложенные формулы в таблицу по классам:
HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3.
Таблица 1.

 ОКСИДЫ

 ОСНОВАНИЯ

КИСЛОТЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 



III. Изучение нового материала.

Тема урока «Кислоты»

Записывают в рабочем листе.

1) Классификация кислот (5мин.) (работа со слайдом №11).
Вопросы:
Чем отличаются приведённые пары кислот? На какие группы можно разделить кислоты? (слайды №12,№13, 14,15)

Задание:
Чем отличаются приведённые пары кислот?
По примерам кислот называют признаки классификации.

Ответ:
а) По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие (заполнение схемы 1 в рабочем листе).
б) По количеству водорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные (заполнение схемы1 и 2 в рабочем листе).

Вопрос:
Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта?

Яблочная, лимонная, уксусная, молочная и др.
в) По происхождению: органические и неорганические.

2) Физические свойства кислот. (3 мин.)
а) Физические
Задание:
определить вкус аскорбиновой кислоты, рассмотреть агрегатное состояние вещества, внешний вид серной и соляной кислот и растворимость кислот в воде.
- вкус
- агрегатное состояние
- растворимость в воде

Опытное определение вкуса аскорбиновой кислоты, яблочной кислоты и лимонной кислоты (В химической лаборатории запрещено вещества пробовать на вкус).

Выводы:
большинство кислот кислые на вкус
жидкости (исключение H2SiO3)
хорошо растворимые в воде (исключение H2SiO3)

3) Химические свойства кислот


б) Правила ТБ при работе с едкими веществами. (1 мин.)

Слайд 20

в) Химические свойства кислот (форма работы: парная). (15 мин.)
Опыт1. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах.

Опыт 2. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации.

Опыт 3. Взаимодействие кислот с металлами.

Опыт 4. Взаимодействие кислот с солями.

Опыт 5 Взаимодействие кислот с оксидами


Выполнение опыта по описанию в рабочем листе. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах и занесение результатов в таблицу 2. (проверка по слайду 21).


Работа в рабочих листах: Задание 2. Составление уравнений реакций.

4) Применение кислот. (1 мин.)

Медицина: аскорбиновая, фолиевая, линолевая, ацетилсалициловая (слайд 24).

IV. Закрепление знаний.

Рассмотрены ли вопросы намеченные по теме «Кислоты» (Состав,
классификация,
свойства.

Повторение основных разделов темы: определение кислот; классификация; физические и химические свойства; правила ТБ.

Задание 3 на рабочем листе. (2 мин.)

Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка.

IV. Итог урока, рефлексия. (1 мин.)

Закончите предложение
«Урок был ...»

Характеризуют урок, образуя разные формы от слова «кислый».

V. Домашнее задание (1 мин.)












































Рабочий лист

Дата ______________

Ф. И. ________________

Урок по теме: «Кислоты. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»

Задание №1.

Распределите предложенные формулы по классам:

HCl, HNO3, H2SO4, Cа(OH)2, K2O, Nа2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3.


Таблица 1.

ОКСИДЫ

ОСНОВАНИЯ

КИСЛОТЫ











Классификация кислот.


Схема 1. Схема 2.

Кислоты Кислоты


__________ ____________ _____________ ____________


________________

Опыт. Химические свойства кислот.

Налейте в 2 пробирки 1-2мл соляной кислоты HCl и добавьте в пробирку №1 несколько капель индикатора, а в пробирку №2 универсальную индикаторную бумагу.

Запишите свои наблюдения в таблицу 3.


Таблица 2. Изменение окраски индикатора.


лакмус

Универсальная индикаторная бумага

Кислотная среда




Задание №2 Химические свойства кислот.

Составить уравнения химических реакций взаимодействия кислот в молекулярном и ионном виде:

    1. С основаниями (Реакция нейтрализации)



__________________________________________________________________________


    1. С металлами: ______________________________________________________

    2. С солями более слабых кислот:


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. С оксидами:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Задание №3 «Третий лишний»

Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие. Назовите кислоты.

а) H2S б)H2SO4 в)HNO3

HNO3 H3PO4 HF

H3PO4 H2CO3 HBr



Урок был _________________________


Домашнее задание: Заполнить таблицу №3.

Таблица 3. Номенклатура кислот и солей


Формула

кислоты

Название кислоты

Кислотный

остаток

Пример

соли

Название соли

1

HCl






2

HBr






3

H2S






4

H2SO4






5

H2SO3






6

HNO3






7

H2CO3






8

H2SiO3






9

H3PO4







Итоговая оценка: ________________________













































Рабочий лист

Дата ______________ Вариант 2.

Ф. И. ________________

Урок по теме: «Кислоты»


Задание №1.

Распределите предложенные формулы по классам:

HBr, H2CO3, Fe(OH)3, MgO, SO3, KOH, H2SO3, Cu(OH)2, WO3


Таблица 1.

ОКСИДЫ

ОСНОВАНИЯ

КИСЛОТЫ











Классификация кислот.


Схема 1. Схема 2.

Кислоты Кислоты


__________ ____________ _____________ ____________


________________

Опыт. Химические свойства кислот.

Налейте в 4 пробирки 1-2мл соляной кислоты HCl и добавьте в пробирки №1 - №3 несколько капель индикаторов, а в пробирку №4 универсальную индикаторную бумагу.

Запишите свои наблюдения в таблицу 3.


Таблица 2. Изменение окраски индикатора.


лакмус

Метиловый оранжевый

фенолфталеин

Универсальная индикаторная бумага

Кислотная среда






Задание №2 Химические свойства кислот.

Составить уравнения химических реакций взаимодействия кислот:

    1. С металлами Zn+H2SO4 =

    2. С основными оксидами MgO+H2SO4 =

    3. С основаниями Fe(OH)2+H2SO4 =

    4. С солями Ba(NO3)2+H2SO4 =




Задание №3 «Третий лишний»

Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие. Назовите кислоты.

а) H2S O4 б)H2SiO3 в)HNO3

HJ H3PO4 H2SO4

H3PO4 H2SO3 HBr

Урок был _________________________


Домашнее задание: Заполнить таблицу №3.



Фамилия, имя________________

Таблица 3. Номенклатура кислот и солей


Формула

кислоты

Название кислоты

Кислотный

остаток

Пример

соли

Название соли

1

HF






2

HCl






3

HBr






4

HI






5

H2S






6

H2SO4






7

H2SO3






8

HNO3






9

HNO2






10

H2CO3






11

H2SiO3






12

H3PO4


































«КИСЛОТЫ»
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по химии"Получение и свойства кислот"

Автор: Калашникова Ирина Алексеевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168567

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства