Тема урока «Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот»
Тема урока «Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот»
рассмотреть химические свойства карбоновых кислот, показать сходство и различия неорганических и органических кислот, изучить особые свойства муравьиной кислоты; рассмотреть способы получения и области применения карбоновых кислот.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот»»
Тема урока «Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот»
Цели: рассмотреть химические свойства карбоновых кислот, показать сходство и различия неорганических и органических кислот, изучить особые свойства муравьиной кислоты; рассмотреть способы получения и области применения карбоновых кислот.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать химические свойства карбоновых кислот, особые свойства муравьиной кислоты. Уметь записывать уравнения реакций, подтверждающих свойства карбоновых кислот, объяснять зависимость свойств карбоновых кислот от строения функциональной группы.
Метапредметные. Осуществлять сравнение и классификацию, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент и наблюдения, делать выводы; получать информацию из различных источников;
Личностные. Формировать научное мировоззрение на основе представлений об общности свойств неорганических и органических кислот. Развивать коммуникативную компетентность. Формирование навыков грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и быту.
Основные виды деятельности учащихся.
Наблюдать и проводить демонстрационные опыты. Записывать уравнения реакций, иллюстрирующих свойства неорганических и органических кислот. Работать с книгой.
Ресурсы (основные):Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана Химия 10 класс. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2014. -224 с
Дополнительные: сеть Интернет.
Оборудование учителя: компьютер, видеоопыты, онлайн-тесты.
Оборудование учащихся: ПСХЭ, таблица растворимости, таблица «Генетическая связь важнейших классов неорганических веществ».
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний
Экспресс-опрос
1). Состав карбоновых кислот отражает общая формула
а) RCOOR
б) RCOH
в) ROH
г) RCOOH
2.Выбери формулу карбоновой кислоты:
а) CH3CHO
б) C4H6
в) C8H17OH
г) C17H33COOH
3. Функциональная группа карбоновых кислот состоит из...
а) карбонильной и аминогруппы
б) гидроксильной и аминогруппы
в) карбонильной и гидроксильной группы
г) карбонильной и нитрогруппы
4.Назовите карбоновую кислоту С3Н7СООН
а) капроновая
б) уксусная
в) пропионовая
г) масляная
5. Назовите соединение СН3 –СН(СН3)- СН2 -СН2 -СООН
1) 2-метилпентеновая кислота
2) 4-метилбутановая кислота
3) 2-метилпентановая кислота
4) 4-метилпентановая кислота
6. Напишите структурную формулу вещества состава C5H10O2. Изобразите возможные изомеры этого вещества и дайте им названия по международной номенклатуре.
7.Каковы физические свойства карбоновых кислот?
8.Какая из кислот лучше растворима в воде: бутановая или гептановая? Почему?
9.Карбоновая и карболовая кислота- это одно и то же вещество? В чем разница?
10. Почему уксусная кислота существует в виде димеров? Составьте схему образования димера.
11. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
Запишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства неорганических кислот, на примере соляной кислоты.
Слайд1.
По слайду 1 организуется повторение свойств неорганических кислот. Заполняется раздел таблицы для неорганических кислот.
Свойства кислот
Неорганические кислоты
Органические кислоты
1.Диссоциация
2.Взаимодействие с металлами
3.Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами
4. Взаимодействие с гидроксидами
5.Взаимодействае с солями
6.Реакция этерификации
Учащиеся вспоминают свойства кислот. При необходимости учитель помогает при ответе.
Одно из важнейших свойств кислот-диссоциация. Чем полнее диссоциирует кислота, тем более сильным электролитом она является.
- Какие продукты получаются при диссоциации кислот?
-Как изменяется окраска индикатора в кислой среде?
Предельные одноосновные карбоновые кислоты – слабые кислоты, в водных растворах содержится мало свободных ионов водорода,но его количество достаточно для кислого вкуса раствора.( Вкус уксуса).
-Какая кислота самая сильная в ряду предельных одноосновных кислот? (Ответы учащихся)
Изучение свойств органических кислот осуществляется экспериментально. Учитель выполняет демонстрационные опыты с уксусной кислотой. Учащиеся заполняют раздел таблицы для органических кислот, составляют уравнения химических реакций. На примере уксусной кислоты учащиеся доказывают, что химические свойства неорганических кислот характерны и для органических кислот.
Учитель по ходу урока задает вопросы.
1.Какие металлы способны вытеснять водород из растворов карбоновых кислот?
2. Будут ли карбоновые кислоты взаимодействовать с кислотными оксидами?
3.Будут ли карбоновые кислоты взаимодействовать с солями серной (азотной, соляной) кислот?
4. Будут ли карбоновые кислоты взаимодействовать с солями угольной кислоты? (Уксусная кислота будет взаимодействовать с карбонатами, при этом будет выделяться углекислый газ.) Учащиеся формулируют вывод, что уксусная кислота сильнее угольной).
Учитель демонстрирует взаимодействие уксусной кислоты со спиртом (этанолом) и разъясняет механизм этого взаимодействия.
Затем учитель рассматривает специфические свойства, обусловленные наличием в их молекулах радикалов, составляет уравнения с участием углеводородных радикалов.
Особенности муравьиной кислоты.
Обратить внимание. Следует выделить в молекуле муравьиной кислоты альдегидную группу и объяснить учащимся, как это влияет химические свойства кислоты. Подобно альдегидам, муравьиная кислота окисляется аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди(I). и объясняет, что она является самой сильной из одноосновных карбоновых кислот. Разлагается при нагревании:
HCOOH t,H2SO4→ CO↑ + H2O
Способы получения карбоновых кислот и их применение учащиеся рассматривают самостоятельно по учебнику.
IV.Этап первичной проверки понимания изученного материала
Составить уравнения химических реаций для пропановой кислоты.
V.Этап информирования о домашнем задании
Домашнее задание. § 26, упр. 5,7,9 (с. 130-131)
Подготовить сообщение «Муравьиная кислота в народной медицине».
VI.Этап подведения итогов урока
ВИДЕО:
Растворимостьв воде различных карбоновых кислот
ВИДЕО:
Карбоновыекислоты - слабые электролиты
ВИДЕО:
Взаимодействиеуксусной кислоты с металлами
ВИДЕО:
Взаимодействиеуксусной кислоты с оксидом меди (II)
ВИДЕО:
Взаимодействиеуксусной кислоты с раствором щелочи
ВИДЕО:
Взаимодействиеуксусной кислоты с карбонатом натрия