Урок – исследование «Карбоновые кислоты»
Урок изучения нового материала с мультимедийным сопровождением
Цель: формирование представлений о карбоновых кислотах, их классификации, строении, свойствах, способах получения и применения.
Основное содержание темы, термины и понятия:
- Содержание темы предполагает изучение классификации, строения, свойств, способов получения и применения карбоновых кислот.
- Карбоновые кислоты, сложные эфиры, реакция этерификации
Планируемый результат
Личностные умения
- Проявление эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме.
- Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.
- Вести наблюдение.
- Прогнозировать ситуацию.
Регулятивные умения:
- Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
- Соотносить учебные действия с известными правилами.
- Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
- Формулировать высказывание.
- Согласовывать позиции и находить общее решение.
- Адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения:
- Распознавать карбоновые кислоты, называть их по тривиальной и международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, подтверждающих их химические свойства и способы получения.
- Осуществлять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности.
Организация образовательного пространства
Ресурсы: мультимедийный проектор, маркерная доска, образцы органических кислот: уксусная, лимонная, муравьиная; лакмус, метилоранж, фенолфталеин, цинк, медь, оксид кальция, сульфат меди(11), карбонат натрия, гидроксид натрия. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/metodicheskaya-razrabotka-karbonovye-kislotyklassifikatsiya-i-nomenklaturakar
http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/multimediinaya-prezentatsiya-po-temekarbonovye-kislo
Межпредметные связи: биология, 8 класс, тема «Пищеварение»
Технология изучения темы
Самоопределение к деятельности
Цели
- Актуализировать имеющиеся знания по темам «Спирты», «Альдегиды».
- Мотивировать обучающихся к изучению темы
Ситуативное задание
Для осознанного восприятия новой темы необходимо вспомнить некоторые понятия из пройденных тем.
1.Какие вещества называют спиртами? Приведите общую формулу и примеры спиртов.
2.Какие вещества называют альдегидами? Приведите общую формулу и примеры альдегидов.
3.Что произойдет при окислении этих веществ?
4.К какому классу можно отнести образующиеся вещества?
Предметный результат
- Умение называть вещества изученных классов, составлять формулы важнейших представителей этих классов.
Коммуникативные результаты:
- Умение работать с информацией на опережение.
- Умение работать в паре.
Учебно – познавательная деятельность
Цели
Научить:
- Формулировать понятия: карбоновые кислоты, карбоксильная группа, реакция этерификации.
- Составлять формулы гомологов и изомеров карбоновых кислот. Называть кислоты по тривиальной и международной номенклатуре.
- Записывать уравнения реакций, характеризующих свойства и получение кислот.
- Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
- Объяснять значение карбоновых кислот в жизни человека.
Характеристика основных видов деятельности (на уровне УУД)
Исследовать физические и химические свойства карбоновых кислот.
- Моделировать их строение.
- Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
- Наблюдать и описывать химические реакции.
- Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств карбоновых кислот в гомологическом ряду.
- Различать виды изомерии, характерные для карбоновых кислот.
- Характеризовать способы получения, свойства и области применения карбоновых кислот.
- Объяснять зависимость свойств кислот от их состава и строения.
- Выполнять химический эксперимент по распознаванию кислот.
- Описывать генетическую связь между карбоновыми кислотами и представителями уже изученных классов органических соединений.
Учебные задания и методы работы с информацией
Обучающиеся с помощью учителя формулируют проблему урока- исследования: изучить органическое вещество, определив его молекулярную формулу, сделать предположения о его строении и свойствах. Подтвердить предположения в ходе исследования и сделать вывод о принадлежности вещества к определенному классу органических соединений.
Задание 1. Решение расчетной задачи на вывод молекулярной формулы исследуемого вещества. Определите молекулярную формулу вещества по следующим данным: относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 30. При сжигании 24 г этого вещества образуется 35,2 г диоксида углерода и 14,4 г воды.
Задание 2. Моделирование строения вещества.
Учитель предлагает учащимся записать возможные структурные формулы исследуемого вещества, его изомеров и назвать их.
Задание 3. Лабораторная работа (проводится по карте – инструкции).
Учитель предлагает учащимся в ходе экспериментальной деятельности, используя имеющиеся реактивы, изучить физические и химические свойства выданного им незнакомого органического вещества и сделать вывод о принадлежности его к определенному классу соединений.
Задание 4. Химические свойства изучаемого вещества.
Учитель предлагает обучающимся записать уравнения проделанных ими химических реакций, используя выведенную формулу кислоты.
Задание 5. Карбоновые кислоты находят широкое применение в технике и различных отраслях промышленности. Рассмотрите иллюстрацию «Применение карбоновых кислот» и подготовьте рассказ.
Задание 6. Прочитайте текст в учебнике и назовите способы получения карбоновых кислот. Составьте уравнения реакций, характеризующих возможные способы получения исследованной кислоты
Задание 7. Составьте схему генетической связи карбоновых кислот с уже изученными классами органических соединений.
.
Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Карбоновые кислоты»
Учащиеся выполняют тест по вариантам.
Регулятивный результат
- Умение выполнять задание в соответствии с целью.
Предметный результат
- Умение составлять формулы карбоновых кислот, давать им названия, определять продукты реакции
Задание 1. Решите задачу.
Определите молекулярную формулу вещества по следующим данным: относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 30. При сжигании 24 г этого вещества образуется 35,2 г диоксида углерода и 14,4 г воды
Задание 2. Моделирование строения вещества.
Запишите возможные структурные формулы исследуемого вещества, его изомеров и назовите их.
Задание 3. Лабораторная работа.
- Определите физические свойства выданного вам вещества: цвет и запах, соблюдая правила техники безопасности.
- В планшетку поместите индикаторы: метилоранж и лакмус. На каждый кусочек бумаги нанесите каплю раствора изучаемого вещества. Сравните изменение окраски индикаторов и сделайте вывод о возможных свойствах вещества.
- В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте каплю фенолфталеина и по каплям добавляйте изучаемый раствор до изменения окраски. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в сокращенном ионном виде.
Задание 4. Химические свойства изучаемого вещества.
Запишите уравнения проделанных химических реакций, используя выведенную формулу кислоты.
Задание 5. Карбоновые кислоты находят широкое применение в технике и различных отраслях промышленности. Рассмотрите иллюстрацию «Применение карбоновых кислот» (учебник стр. 88) и подготовьте рассказ.
Задание 6. Прочитайте текст в учебнике и назовите способы получения карбоновых кислот. Составьте уравнения реакций, характеризующих возможные способы получения исследованной кислоты.
Задание 7. Составьте схему генетической связи карбоновых кислот с уже изученными классами органических соединений.