Находить сходство и различие между объектами, обобщать
Проявление эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме.
Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные умения
Познавательные умения: полученную информацию.
Вести наблюдение.
Прогнозировать ситуацию.
Регулятивные умения:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Соотносить учебные действия с известными правилами.
Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
Формулировать высказывание.
Согласовывать позиции и находить общее решение.
Адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения:
Распознавать карбоновые кислоты, называть их по тривиальной и международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, подтверждающих их химические свойства и способы получения.
Осуществлять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проявление эмоционально – ценностного отношения к учебной проблеме.
Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию.
Вести наблюдение.
Прогнозировать ситуацию.
Регулятивные умения:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Соотносить учебные действия с известными правилами.
Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные умения:
Формулировать высказывание.
Согласовывать позиции и находить общее решение.
Адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения:
Распознавать карбоновые кислоты, называть их по тривиальной и международной номенклатуре, составлять уравнения реакций, подтверждающих их химические свойства и способы получения.
Осуществлять химический эксперимент в соответствии с правилами техники безопасности.
Технология изучения темы
1.Самоопределение к деятельности
Цели:
Актуализировать имеющиеся знания по темам «Спирты», «Альдегиды».
Мотивировать обучающихся к изучению темы.
Ситуативное задание:
Для осознанного восприятия новой темы необходимо вспомнить некоторые понятия из предыдущих тем.
Какие вещества называют спиртами?
Приведите общую формулу и примеры спиртов.
Какие вещества называют альдегидами?
Приведите общую формулу и примеры альдегидов.
Что произойдет при окислении этих веществ?
К какому классу можно отнести образующиеся вещества?
Планируемые результаты
1.Регулятивный результат
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
2.Коммуникативный результат
Умение выполнять учебные задания в паре.
3. Предметный результат
Умение давать определение основным понятиям темы, составлять уравнения реакций,
характеризующих химические свойства, способы получения карбоновых кислот.
Составлять формулы гомологов и изомеров карбоновых кислот. Называть кислоты по тривиальной и международной номенклатуре.
Записывать уравнения реакций, характеризующих свойства и получение кислот.
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Объяснять значение карбоновых кислот в жизни человека.
Планируемые результаты:
Личностный результат
Проявление интереса к поставленной проблеме.
Предметный результат
Умение называть вещества изученных классов, составлять формулы важнейших представителей этих классов.
Коммуникативные результаты
Умение работать с информацией на опережение.
Умение работать в паре.
Характеристика основных видов деятельности (на уровне УУД):
Исследовать физические и химические свойства карбоновых кислот.
Моделировать их строение.
Различать виды изомерии, характерные для карбоновых кислот.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Объяснять зависимость свойств кислот от их состава и строения.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменения свойств карбоновых кислот в гомологическом ряду.
Характеризовать способы получения, свойства и области применения карбоновых кислот.
Выполнять химический эксперимент по распознаванию кислот.
Описывать генетическую связь между карбоновыми кислотами и представителями уже изученных классов органических соединений.
3. Учебные задания и методы работы с информацией
Создание проблемной ситуации:
Обучающиеся с помощью учителя формулируют проблему урока- исследования: изучить незнакомое органическое вещество, определив его молекулярную формулу, сделать предположения о его строении и свойствах. Подтвердить предположения в ходе исследования и сделать вывод о принадлежности вещества к определенному классу органических соединений.
Задание 1.Решение расчетной задачи на вывод молекулярной формулы исследуемого вещества.
Определите молекулярную формулу вещества по следующим данным: относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 30. При сжигании 24 г этого вещества образуется 35,2 г диоксида углерода и 14,4 г воды.
Задание 2.Моделирование строения вещества.
Учитель предлагает учащимся записать возможные структурные формулы исследуемого вещества, его изомеров и назвать их.
Задание 3.Лабораторная работа (проводится по карте – инструкции).
Учитель предлагает учащимся в ходе экспериментальной деятельности, используя имеющиеся реактивы, изучить физические и химические свойства выданного им незнакомого органического вещества и сделать вывод о принадлежности его к определенному классу соединений.
Задание 4. Химические свойства изучаемого вещества.
Учитель предлагает обучающимся записать уравнения проделанных ими химических реакций, используя выведенную формулу кислоты.
Задание 5.Карбоновые кислоты находят широкое применение в технике и различных отраслях промышленности . Рассмотрите иллюстрацию «Применение карбоновых кислот» и подготовьте рассказ.
Задание 6.Получение кислот. Прочитайте текст в учебнике и назовите способы получения карбоновых кислот. Составьте уравнения реакций, характеризующих возможные способы получения исследованной кислоты.
Задание 7. Составьте схему генетической связи карбоновых кислот с уже изученными классами органических соединений.
Планируемые результаты
1.Регулятивный результат
Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
2. Коммуникативный результат
Умение выполнять учебные задания в паре.
3. Предметный результат
Умение давать определение основным понятиям темы, составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства, способы получения карбоновых кислот.
Задание 6. Прочитайте текст в учебнике и назовите способы получения карбоновых кислот. Составьте уравнения реакций, характеризующих возможные способы получения исследованной кислоты.
Задание 7. Составьте схему генетической связи карбоновых кислот с уже изученными классами органических соединений.
Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы «Карбоновые кислоты»
Стимулировать интерес к выполнению заданий частично – поискового и эвристического характера.
Научить школьников ориентироваться в различных вариантах выполнения задания.
Планировать действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.
Варианты заданий
Задание 1 .(репродуктивный уровень). Запишите уравнения реакций между следующими веществами:
Уксусная кислота и магний
Муравьиная кислота и оксид алюминия
Пропионовая кислота и гидроксид калия
Задание 2. (частично – поисковый уровень). Ответьте на вопросы.
Как отличить муравьиную кислоту от других карбоновых кислот. Составьте уравнение соответствующей реакции.
Какие кислоты отвечают общей формуле С 5 H 10 O 2 ? Составьте формулы и названия этих кислот.
Задание 3. (эвристический уровень).
Эта кислота широко распространена в природе – содержится в выделениях животных (моче, желчи, испражнениях), в растениях (в зеленых листьях). Образуется при брожении, гниении, скисании вина, пива, содержится в кислом молоке и сыре. Температура плавления кислоты + 16,5°C, кристаллы ее прозрачны как лед, поэтому ее называют ледяной кислотой. Впервые получена в конце XVIII века русским ученым Т. Е. Ловицем . Из нее приготовляют эссенцию, используемую в пищевой промышленности для консервирования овощей, грибов.
Планируемые результаты
Личностный результат
Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.
Познавательный результат
Умение использовать методы наблюдений и прогнозирования для выполнения задания.
Регулятивный результат
Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативный результат
Умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.
Рефлексивная деятельностьЦели:
Научить школьников:
Соотносить полученный результат с поставленной целью.
Оценивать результат своей деятельности.
Оценивать результат учебной деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание 1(самоанализ). Составьте краткое сообщение на тему «Карбоновые кислоты».
Задание 2 (самооценка). Закончите предложения.
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)
…………………………………………………………………
Я не доволен(льна) тем, что сегодня…………………………
Результаты деятельности заполняются учителем после освоения темы учащимися.
Литература
Булакова Н.А., Квашнин Е.Г. Интерактивное оборудование и Интернет – ресурсы в школе. Химия 10. – М.: Просвещение – регион, 2011.
Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия. Задачи и упражнения. - М.: Просвещение, 2006.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2011.
Карта – инструкция к уроку.
Вам выдано для исследования органическое вещество, необходимо определить его состав, изучить физические и химические свойства и, на основании проделанной исследовательской работы, сделать вывод о принадлежности выданного вещества к определенному классу органических соединений.
1 часть
Задание 1. Решите задачу.
Определите молекулярную формулу вещества по следующим данным: относительная плотность паров органического соединения по водороду равна 30. При сжигании 24 г этого вещества образуется 35,2 г диоксида углерода и 14,4 г воды.
Задание 2. Моделирование строения вещества.
Запишите возможные структурные формулы исследуемого вещества, его изомеров и назовите их.
Задание 3. Лабораторная работа.
Определите физические свойства выданного вам вещества: цвет и запах, соблюдая правила техники безопасности.
В планшетку поместите индикаторы: метилоранж и лакмус. На каждый кусочек бумаги нанесите каплю раствора изучаемого вещества. Сравните изменение окраски индикаторов и сделайте вывод о возможных свойствах вещества.
В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте каплю фенолфталеина и по каплям добавляйте изучаемый раствор до изменения окраски. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в сокращенном ионном виде.
К растворам вещества в разных пробирках добавьте: а) кусочек мела или мрамора; б) магний; в) медь г) оксид кальция. Что наблюдаете? Сравните результаты испытаний. и сделайте вывод о принадлежности его к определенному классу соединений.
Задание 4 . Химические свойства изучаемого вещества.
Запишите уравнения проделанных химических реакций, используя выведенную формулу кислоты.
Задание 5 . Карбоновые кислоты находят широкое применение в технике и различных отраслях промышленности. Рассмотрите иллюстрацию «Применение карбоновых кислот» (учебник стр. 88) и подготовьте рассказ.
2 часть
Выполните любое из предложенных заданий.
Задание 1 (репродуктивный уровень).
Запишите уравнения реакций между следующими веществами:
Уксусная кислота и магний
Муравьиная кислота и оксид алюминия
Пропионовая кислота и гидроксид калия
Задание 3. (эвристический уровень).
Эта кислота широко распространена в природе – содержится в выделениях животных (моче, желчи, испражнениях), в растениях (в зеленых листьях). Образуется при брожении, гниении, скисании вина, пива, содержится в кислом молоке и сыре. Температура плавления кислоты + 16,5°C, кристаллы ее прозрачны как лед, поэтому ее называют ледяной кислотой. Впервые получена в конце XVIII века русским ученым Т. Е. Ловицем Из нее приготовляют эссенцию, используемую в пищевой промышленности для консервирования овощей, грибов, рыбы. Назовите кислоту.
Задание 2. (частично – поисковый уровень).
Ответьте на вопросы:
Как отличить муравьиную кислоту от других карбоновых кислот. Составьте уравнение соответствующей реакции.
Какие кислоты отвечают общей формуле С 5 H 10 O 2 ? Составьте формулы и названия этих кислот.
«Мысленный эксперимент». Вам выданы пробирки со спиртом, альдегидом, фенолом и кислотой. Определите, в какой из пробирок находится то или иное вещество, используя необходимые реагенты.