«Единственный способ улучшить результаты обучения состоит в том, чтобы улучшить преподавание» (из статьи М. Барбер и М. Муршед «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах»)
"Презентация среднесрочного планирования серии последовательных уроков химии в 9 классе" подготовлена учителем химии Диденко Мариной Михайловной (третий базовый уровень).
В работе раскрывается содержание четырех уроков химии по темам:
- Карбоновые кислоты
- Сложные эфиры и жиры
- Мыла и синтетические моющие средства
- Углеводы.
Планирование составлено с учетом семи модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан (Третий (базовый) уровень):
- Новые подходы в преподавании и обучении
- Обучение критическому мышлению
- Оценивание для обучения и оценивание обучения
- Использование ИКТ в преподавании и обучении
- Обучение талантливых и одаренных учеников
- Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников
- Управление и лидерство в обучении.
В данной работе учитель указал основные цели обучения, формы работы, результаты обучения, методику оценивания и способы вовлечения всех учащихся по каждому из серии последовательных уроков.
Первый урок: «Карбоновые кислоты».
Цели обучения: Учащиеся должны иметь общее представление о номенклатуре, физических и химических свойствах, применении карбоновых кислот.
Формы работы: Совместное целеполагание. Работа в парах при изучении нового материала («партнеры для сотрудничества») с заполнением технологических карт, работа с текстом «Не всё что кислое - уксус», выполнение заданий (по жеребьевке): составление кластера «Классификация карбоновых кислот», «Применение карбоновых кислот», «Способы получения карбоновых кислот». Ролевая игра-конкурс «Лучший звукооператор». Физминутка с химическим содержанием. Домашнее задание на выбор.
Результаты обучения: учащиеся МОГУТ дать определение и классификацию; использовать общую формулу; описывать физические и химические свойства; роль; применение карбоновых кислот; МОГУТ сравнивать строение и свойства неорганических и карбоновых кислот.
Оценивание, включая оценивание для обучения: Критериальное оценивание с использованием пунктов разработанного совместно с детьми «Кодекса плодотворной работы». Самооценка. Взаимооценка. Рефлексия. Поощрение «Пчелки».
Вовлечение всех учащихся в процесс обучения: Психолого-эмоциональный настрой при помощи стихов. Ассоциации. Совместное целеполагание. Работа в парах по желанию детей. Учет индивидуальных способностей. Жеребьевка вытягиваним билетов. Физминутка с химическим содержанием. Домашнее задание по выбору учеников: вопросы для расширения интеллекта, домашняя химическая лаборатория, домашняя аптечка, сообщение.
Основные ресурсы: Интерактивная доска, ноутбуки, презентация, флипчарт, видеоопыты. Диск «Электронные уроки и тесты. Химия в школе. Производные углеводородов». Диск «Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ». Дидактический материал. Иллюстрации. Опорные схемы и таблицы. Постеры. Коллекции.
Второй урок: «Сложные эфиры и жиры»
Цели обучения: учащиеся должны иметь представление о физических и химических свойствах, применении сложных эфиров и жиров.
Формы работы: Повторение в игровой форме «Ромашка», тестирование на ноутбуках. Презентация творческих домашних заданий. Изучение нового материала («Мозговой штурм»). Самостоятельная работа в парах – составление моделей молекул, алгоэвристическая программа, кластер по классификации жиров. «Ярмарка». «Виртуальная лаборатория». Тестирование на ноутбуках. Домашнее задание в форме эссе.
Результаты обучения: Учащиеся МОГУТ определять способ номенклатуры, классификацию, описывать нахождение в природе и применение сложных эфиров и жиров; УМЕЮТ объяснять механизм реакции этерификации.
Оценивание, включая оценивание для обучения: Критериальное оценивание. Самооценка. Взаимооценка. Рефлексия. Поддержка ответами учителя
Вовлечение всех учащихся в процесс обучения: Психолого-эмоциональный настрой (смайлики). Совместное целеполагание. Учащимся нужно отгадать тему урока по словам А.С. Пушкина. Музыкальная физминутка. Поддержка ответами учителя. Творческое домашнее задание
Основные ресурсы: Интерактивная доска, ноутбуки, презентация, флипчарт, видеоопыты. ЭОР Единой коллекции Цифровых образовательных ресурсов. Дидактический материал. Иллюстрации. Опорные схемы и таблицы. Постеры. Коллекции.
Третий урок «Мыла и синтетические моющие средства»
Цели обучения: Учащиеся должны иметь представление о строении, свойствах и применении мыла и синтетических моющих средств.
Формы работы: Проверка знаний по билетам из «Волшебного сундучка». Интерактивная беседа при изучении нового материала. Исследовательская работа в парах (Определение сходства и различие сортов мыла. Исследование среды растворов мыла. Исследование моющей способности мыла. Сравнение свойств мыла и СМС. Исследование среды раствора СМС). Сообщение учащегося "Использование синтетических моющих средств". Составление и обмен тестами, анализ составленных партнерами тестов. Домашнее задание: Закончить тесты. Поиск ошибок в тексте параграфа. Дополнительное задание: Кроссворд «Да здравствует мыло душистое!».
Результаты обучения: учащиеся МОГУТ дать определение, описывать отличительные особенности мыла и синтетических моющих средств; УМЕЮТ выявлять зависимость моющей способности и областей применения от строения вещества
Оценивание, включая оценивание для обучения: Критериальное оценивание. Самооценка. Взаимооценка. Рефлексия. Техника «Микрофон»
Вовлечение всех учащихся в процесс обучения: Психолого-эмоциональный настрой (стихи, мультфильм). Угадать тему урока. Совместное целеполагание. Взаимообучение (Составление и обмен тестами). Физминутка для глаз. Творческое домашнее задание.
Основные ресурсы: Интерактивная доска, ноутбуки, презентация, флипчарт, видеоопыты. Диск «Мастер-класс учителя химии: уроки с использованием ИКТ». Дидактический материал. Иллюстрации. Опорные схемы и таблицы. Постеры. Коллекции.
Четвертый урок «Углеводы»
Цели обучения: учащиеся должны иметь представление о строении, классификации, физических и химических свойствах, роли и применении углеводов.
Формы работы: Введение в тему (Сказка про глюкозу). Привлечение консультантов из 11 класса. Групповая работа по подготовке постеров. Презентация работ классу, обсуждение. Обобщение изученного материала методом «Мозаика». Домашнее задание: сравнительная таблица
Результаты обучения: учащиеся МОГУТ дать определение, использовать общую формулу; описывать физические и химические свойства; биологическую роль; применение углеводов.В результате анализа и обсуждения в группах готовится постер. Учащиеся УМЕЮТ: отразить свои знания в чёткой, логической последовательности на постере и презентовать одноклассникам.
Оценивание, включая оценивание для обучения: Критериальное оценивание. Самооценка. Взаимооценка. Рефлексия. Тайм-менеджмент. Техника «Две звезды, одно пожелание». Победителям в трех номинация вручены грамоты.
Вовлечение всех учащихся в процесс обучения: Психолого-эмоциональный настрой. Совместное целеполагание. Привлечение консультантов из 11 класса. Взаимообучение. Деление на группы стикерами с формулами углеводов. Для достижения успеха необходимо грамотно организовать работу, сплотиться, наметить стратегию решения проблемы, распределить роли. При подготовке постеров дети проявляют свои творческие способности. Физминутка.
Основные ресурсы: Интерактивная доска, ноутбуки, презентация, флипчарт, видеоопыты. Дидактический материал. Иллюстрации. Опорные схемы и таблицы. Постеры. Коллекции.
В завершение рассмотрена стратегия дальнейшей деятельности по внедрению модулей Программы в преподавание и обучение.