а) изучить состав, строение и гомологический ряд кислот
б) познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами
в) рассмотреть нахождение в природе, применение карбоновых кислот, их биологическую роль
2.Развивающие задачи:
А) совершенствовать умение учащихся прогнозировать свойства вещества на основе его строения
Б) продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы при изучении новой темы.
3.Воспитательные задачи:
А) продолжить формирование картины мира через химическую природу веществ
Б) расширить представление учащихся о влиянии фенолсодержащих промышленных отходов и строительных материалов на окружающую среду и здоровье человека
В) рассмотреть биологическую роль фенола и его соединений на организм человека (положительную и отрицательную)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный .
Методы урока: репродуктивный, объснительно-иллюстративный.
Принципы:
Единство образовательной, развивающей и воспитывающей целей.
Самостоятельность, сознательность, активность.
Наглядность
Доступность и посильность
Прочность усвоения учащимися знаний.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование
План урока
№ п/п
Этап урока
Действия преподавателя
Действия студента
1.
Организационный момент
Отмечает отсутствующих, определяет готовность группы к уроку.
Староста отвечает на вопросы преподавателя.
2.
Опрос домашнего задания
Проводит опрос
а)1 уч-ся у доски
б) устный опрос группы
в) обобщает изученный материал
1. отвечают у доски
2. устные ответы
3.
Постановка учебной задачи
Показывает на слайдах формулы, среди которых есть и неизвестные, спрашивает- что их объединяет.
1.Называют вещества по формулам.
2Находят незнакомые формулы, выявляют, что у них общее.
4.
Изучение нового материала
Знакомит с общей формулой карбоновых кислот; с гомологическим рядом и изомерией.
Знакомит с физическими и химическими свойствами кислот.
Записывают определение, общую формулу, пишут изомеры для пентановой кислоты, записывают 3 представителя кислот. Записывают физические свойства. Смотрят видео и пишут реакции, характерные для кислот.
5.
Закрепление темы
1.Подводит итоги изучения химических свойств
Проводит тестовый опрос.
Отвечают на вопросы преподавателя, закрепляют полученные знания
6.
Продолжение изучения новой темы
Предлагает изучить самостоятельно применение карбоновых кислот.
Просит представить дополнительный материал по кислотам( опережающее задание).
По учебникам записывают о применении кислот.
Учащийся, получивший задание-показывает по слайдам и рассказывает о некоторых кислотах и их свойствах; остальные внимательно слушают, делают небольшие записи.
7.
Закрепление нового материала
Проводит блиц-опрос по теме. Подводит итоги
Отвечают на блиц-опрос.
8.
Завершение урока
Дает домашнее задание, выставляет оценки, проводит рефлексию
Записывают домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6.При взаимодействии альдегидов с водородом в присутствии катализатора при нагревании образуются:
а) углеводороды; б) спирты;
в) карбоновые кислоты; г) арены.
Проверь себя
1-В
2-Г
3-Г
4-В
5-Г
6-Б
Цели урока:
Рассмотреть строение молекул карбоновых
кислот.
Познакомить обучающихся с классификацией и номенклатурой карбоновых кислот.
Изучить физико-химические свойства карбоновых кислот, биологическую роль и распространённость в природе.
Девиз урока:
«Исследовательский путь – путь познания свойств веществ».
Назвать вещество…
a) CH 3 -CH 2 -OH
(этанол)
б) CH 3 -CH 2 - CH 2 - COH
(бутаналь)
в) CH 3 -CHOH-CH 2 OH
(пропандиол-1, 2)
г) HCOOH
Назвать вещество…
е) CH 3 -O-CH 3
диметиловый эфир
ё) CH3-COOH
ж) CH 3 -COH
этаналь
з) CH3-CH2-COOH
Найди общее…
HCOOH CH 3 -COOH
CH 3 -CH 2 -COOH
Карбоновые кислоты-
органические соединения, содержащие одну или
несколько карбоксильных групп- СООН
связанных с углеводородным радикалом или R-СООН
Общая формула одноосновных кислот предельного ряда
СnH2n+1COOН
где n может быть равно нулю.
Карл Вильгельм Шееле
Благодаря работам
выдающегося шведского
химика Карла
Вильгельма Шееле к
концу XVIII века
стало известно около
десяти различных
органических кислот он
выделил и описал
лимонную, молочную,
щавелевую и другие кислоты
Классификация карбоновых кислот
По числу карбоксильных
групп
По типу углеводородного
радикала
предельные
одноосновные
непредельные
двухосновные
ароматические
многоосновные
Изомерия
изомерия углеродного скелета
Формулы и названия некоторых карбоновых кислот
Формула
Тривиальное название
НСООН
Международное название
Муравьиная
СН3СООН
Метановая
Уксусная
СН3СН2СООН
этановая
Пропионовая
СН3(СН2)2СООН
СН3(СН2)3СООН
Масляная
пропановая
?
Валериановая
СН3(СН2)4СООН
?
Капроновая
?
Физические свойства
С1– С3– легкоподвижные жидкости с острым запахом, хорошо растворимы в воде.
С4– С10– масляные жидкости, с неприятным запахом прогорклого масла, плохо растворимы в воде.
С11и т.д. – твердые вещества, без запаха, нерастворимы в воде.
Все кислоты растворимы в спирте и эфире.
Химические свойства
1. Кислоты взаимодействуют с активными металлами, выделяя водород:
2СН3СOOH + Mg →(СН3СOO)2Mg +H2 ↓.
уксусная (ацетат магния)
кислота
2.Реакции с основными оксидами:
2СН3СOOH + MgO→(СН3СOO)2Mg+H2O.
этановая к-та ацетат Mg
3. Реакции c основаниями:
СН3-СOOH +КOH →СН3-СOОК + H2O.
этановая кислотаацетат калия
4 . Реакции с солями более слабых кислот
2СН3СOOH + Na2СO3→ 2СН3СOONa +H2О + СО2.
уксусная к-та ацетат Na
Реакция этерификации
CH 3 -COOH+OH-C 2 H 5 ↔CH 3 -CO-O-C 2 H 5 +H 2 O
Подведем итоги…
1. Какие металлы способны вытеснять водород из растворов карбоновых
кислот?
2. Будут ли взаимодействовать карбоновые кислоты с кислотными
оксидами?
3. Будут ли взаимодействовать карбоновые кислоты с солями
серной(азотной, соляной) кислот?
Тест
1.Формула карбоновых кислот:
а)СnH2n+1COOH; б) СnH2nCOH;
в) СnH2n+1OH; г) СnH2n+2CH.
2.Назовите международное название муравьиной кислоты:
а) этановая ; б) метановая;
в) бутановая; г) пентановая
3 Установите соответствие формулы и названия кислоты:
А) Муравьиная кислота; 1) СН3СООН
Б) Уксусная кислота; 2) НСООН
В) Пентановая кислота; 3) СН3–СН2-СООН
Г)Пропановая кислота;4) СН3–СН2- СН2- СН2-СООН
5)СН3–СН2- СН2-СООН
2 1 4 3
4) Дать название:
а)СН3–СН- СН2-СООН б) СН3– СН - СН -СООН
СН3Н3С СН3
А-
Б-
В-
Г-
Применение
Стр. 114 рис 30.
Дополнительный материал
Блиц опрос
1. Какую кислоту используют для консервирования и маринования?
Ответ. Уксусную кислоту.
2. Какую кислоту используют для приготовления компотов и напитков?
Ответ. Яблочную кислоту.
3. Какую кислоту содержат молочнокислые продукты?
Ответ. Молочную кислоту.
4. Об образовании какой кислоты свидетельствуют прогорклый вкус и специфический запах масла?
Ответ. Масляной кислоты.
5. Какая кислота необходима для повышения набухаемости белков при приготовлении слоеного теста?
Ответ. Лимонная кислота.
6. Что за кислота ежедневно образуется в организме человека в количестве 400 г? Она может содержаться в моче, поте, коже.
Ответ. Уксусная кислота.
7. Почему болят икры ног после продолжительного бега?
Ответ. В мышцах образуется молочная кислота.
8. Какая кислота содержится в янтаре?
Ответ. Янтарная кислота.
9. Какие кислоты содержатся в табачном дыме?
Ответ. Муравьиная и уксусная кислоты.
Домашнее задание
Параграф 27-28
Написать и назвать изомеры гептановой кислоты ( С7Н15СООН)
Найти дополнительный материал по непредельным карбоновым кислотам и их применение.
Рефлексия
1. Узнал(а) много нового.
2. Мне это пригодится в жизни.
3. Было над чем подумать.
4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ.
Характеристика некоторых карбоновых кислот и их применение
Доп. Материал( готовят учащиеся)
Муравьиная кислота –
НСООН. Жидкость с резким запахом. Содержится в
хвое, крапиве, едких выделениях муравьев и пчел.
Применяется для получения
лекарственных средств,
пестицидов и растворителей .
(эта́новая кислота) — вещество с формулой CH 3 COOH.
Водные растворы уксусной кислоты широко используются в пищевой промышленности (пищевая добавка E260) и бытовой кулинарии, а также в консервировании.Применяют для получения лекарственных и душистых веществ. Она используется в книгопечатании и крашении.
(консервант E280) — бесцветная едкая жидкость с резким запахом.
Химическая формула
С 2 Н 5 -СООН.
В природе пропионовая кислота
найдена в нефти, образуется
при брожении углеводов
Пропионовая кислота и ее производные применяют в производстве гербицидов, лекарственных средств, душистых веществ, пластмасс, растворителей и ПАВ
Ма́сляная кислота́ (бута́новая кислота́) С 3 Н 7 СООН — бесцветная жидкость с запахом прогорклого масла
Масляная кислота и её эфиры содержатся в коровьем масле и нефти. Эфиры масляной кислоты применяют как душистые вещества, пластификаторы, эмульгаторы.
Валериа́новая кислота́ (пента́новая бесцветная жидкость с неприятным запахом.
При попадании на кожу или слизистые оболочки может вызвать ожоги.
Может быть опасна водной фауне и флоре.
Капроновая (гексановая кислота)-
бесцветная маслянистая жидкость с
неприятным запахом. В природе эфиры
капроновой кислоты находятся в
различных животных жирах.
содержится в квашеной капусте, соленых огурцах, образуется при созревании сыра. Закисание этих продуктов вызывает жизнедеятельность молочнокислых бактерий, попадающих из воздуха. Молочную кислоту применяют в текстильном производстве и кожевенной промышленности. Молочная кислота – консервант, т. е. ее добавка предохраняет продукты от порчи.
содержится в квашеной капусте, соленых огурцах, образуется при созревании сыра. Закисание этих продуктов вызывает жизнедеятельность молочнокислых бактерий, попадающих из воздуха. Молочную кислоту применяют в текстильном производстве и кожевенной промышленности. Молочная кислота – консервант, т. е. ее добавка предохраняет продукты от порчи.
Стеариновая кислота
главная составная часть
многих жиров и масел, из
которых её выделяют
гидролизом.
Соли стеариновой кислоты
-составная часть мыл.
Насыщенная карбоновая кислота, в виде сложных эфиров входит в состав почти всех природных жиров. Соли пальмитиновой кислоты являются мылами.
Смесь пальмитиновой
кислоты и стеариновой
кислоты составляет
основу стеарина .
Называется так потому, что была выделена из так называемого винного камня. Помимо винограда виннокаменная кислота содержится во многих фруктах. Также используется при изготовлении лимонадов, печенья, и при окрашивании тканей.