Тема урока: Карбоновые кислоты.
Цель:
Образовательные: познакомить с классификацией карбоновых кислот; ознакомить с особенностями строения, физическими и химическими свойствами предельных одноосновных карбоновых кислот; закрепить понятие о гомологическом ряде, гомологах, о водородной связи; изучить биологическую роль и распространённость в природе.
Воспитательные: воспитывать чувства ответственности, содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
Развивающие: развивать умение наблюдать за происходящими изменениями с веществами; умение работать с учебным материалом.
Дидактическое обеспечение: ПК, проектор, справочники, листы с изображением контура человека, карбоновые кислоты: муравьиная, уксусная (уксусная эссенция, столовый уксус), масляная, пальмитиновая и стеариновая, спиртовка, пробирки, держатель,
цинк (гранулы), магний, оксид меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, уксусная кислота, универсальная индикаторная бумага.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Приветствие. Создание коллаборативной среды.
2.Актуализация. Вызов.
Групповая работа ( формирование групп по представителям спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин).
Кластер.
Характеристика спирта, влияние спиртов на организм человека.
Представление и защита работы. Критериальное оценивание.
Прием ТКРМ «Корзина идей».
На столе стоит химический стакан с бесцветной жидкостью, универсальная индикаторная бумага. Определите, к какому классу соединений относиться данное вещество? Как вы узнали? Знакомо ли оно вам? Каким образом вы определили, что это за вещество?
Комментарии ответов учащихся.
Вопрос: Как вы считаете, какие вещества мы сегодня будем с вами изучать? ( Ответ: Я считаю, что мы будем изучать органические кислоты.)
И это правильный ответ.
Тема урока: Карбоновые кислоты.
А в чем будет состоять цель урока для более полного знакомства с карбоновыми кислотами?
Постановка цели урока вместе с учениками.
Цель: продолжить формирование знаний о кислородсодержащих соединениях - карбоновых кислотах, их строении, номенклатуре, физических и химических свойствах, применении.
3.Формирование новых понятий и способов действия. Осмысление.
Инструктаж по ТБ при работе с кислотами ( в стихотворной форме, 8 класс).
При работе с веществами
Не берите их руками,
И не пробуйте на вкус:
Реактивы - не арбуз.
Много говорить не буду,
Но хочу предостеречь:
При работе с кислотою
Нужно глазоньки беречь.
Если попадет на кожу,
Ты быстрей смывай водой!
Эти правила простые
Должен знать из вас любой.
Групповая работа. Изучение нового материала по теме: "Карбоновые кислоты" с использованием приема "Мудрые совы".
1 группа. Строение, гомология, изомерия и номенклатура карбоновых кислот.
2 группа. Физические и химические свойства карбоновых кислот.
3 группа. Получение и применение карбоновых кислот.
4 группа. Отдельные представители карбоновых кислот.
Самостоятельная работа с учебником и СМИ.
Представление презентаций.
Демонстрация опытов лаборантом.
Критериальное оценивание.
4.Формирование умений и навыков.
Дифференцированная индивидуальная работа..
Уровень"А" (на «3»)
Решение уравнений к цепочке превращений:
СН3СООН→СН3СООNa
CH3COOH→CH3COOC2H5
Уровень"В"(на «4»)
Решение уравнений к цепочке превращений:
С2Н5ОН→СН3СОН→СН3СООН→СН3СООС2Н5
Уровень"С"(на «5»)
Решение уравнений к цепочке превращений:
С2Н5ОН→Х→Y→СН3СООС2Н5
Определите вещества Х и Y
Ответы с решениями выводятся на интерактивную доску.
Взаимопроверка и взаимооценивание.
5.Домашнее задание.
Подготовить презентации по группам (задание на опережение).
Темы: "Сложные эфиры", "Жиры", "Мыла", "СМС".
6.Итоги урока.
Подводятся итоги работы учащихся (групповая и индивидуальная). Выставление отметок.
7.Рефлексия.
Рефлексивный экран и комментарии учащихся с использованием незаконченных предложений.