Актуализация знаний. (5 мин) | Организация проверки выполнения домашнего задания: На прошлом уроке в качестве домашнего задания вы получили видео ролик с новой темой, который вы должны были посмотреть, и задания к видео ролику, которые вы должны были выполнить. -Все ли готовы к уроку? -На какую тему был ролик, который вы посмотрели? -Какова цель нашего урока? - Кто прочитал материал параграфа учебника? -У кого возникли затруднения при выполнении заданий и теста? Итак, план урока следующий: обсудим тему урока, ответим на вопросы друг друга и выполним практические задания. В конце урока подведем итоги. Просмотр видео роликов (№ 1) http://allhimikov.ru/video/neorganika/menu.html Анализ схемы, составление алгоритма проведения химического эксперимента. Поиск информации по теме в учебнике §21 и других информационных источниках, ответ на поставленные вопросы и задания. | Ученики задают вопросы, отвечают на вопросы друг друга. | | Фронтальная беседа | | |
| Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков? (Учитель задает всему классу вопрос) Какие классы веществ мы уже изучили? Выполнить задание: распределить предложенные формулы в таблицу по классам. (Учитель задает всему классу вопрос) Можно ли объединить оставшиеся формулы веществ в одну группу? | Изучали тему: “Классы неорганических веществ”. Познакомились с классом оксидов, оснований. Распределяют предложенные формулы в таблицу по классам: HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3. (заполнение таблица 1 в опорном конспекте) | Слушать задание, дополнять и уточнять ответы одноклассников Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания Осмысливать описанные понятия, понимать значимость приобретенных знаний и применять их в практической деятельности | Самооценивание. Проверка задания по слайду №5 | |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Задача: формирование познавательного мотива при создании учителем проблемы. (3 мин) | Обратите внимание! Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? Совершенно верно. Молодцы! Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – классом кислот. | Обучающиеся отвечают на вопросы. Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу. Записывают в опорном конспекте. Тема «Кислоты». | Слушать, осмысливать и обобщать знания Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Фронтальная беседа | |
Изучение нового материала Задачи: сформировать понятия о кислотах, кислотных остатках; организовать деятельность учащихся по изучению свойств кислот. (10 мин) | Ребята! А что вы хотите узнать о кислотах? (Учитель задает вопросы учащимся) Данная проблема решается с помощью диалога с учителем. (Учитель задает вопрос учащимся и стремится к тому, чтобы учащиеся сами сформулировали цели данного урока) Практически с кислотами мы сталкиваемся постоянно Учитель сообщает о том, что лимонная кислота встречается в лимонах, яблочная – в яблоках щавелевая – в листья щавеля. Уксусную кислоту мы употребляем в пищу. Дождевая вода является слабым раствором угольной кислоты. Но! Есть такие кислоты, которые не встречаются в природе и получены они искусственным путем. К ним относятся: серная, соляная, азотная, фосфорная, угольная кислоты и др. Ребята, а что общего вы нашли в строении данных кислот? (Учитель дополняет: а все оставшееся атомы или группы атомов – это кислотные остатки. Итак, даем определение. Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Общая формула кислот: НхКО, где Нх – атом водорода, а КО – кислотный остаток Закрепление полученных знаний. Найти формулы кислот. Чем данные кислоты отличаются друг от друга по составу? Совершенно верно! Состав кислот различен, и классифицировать их также можно по-разному. Задача: организовать деятельность учащихся по изучению классификации кислот. Классификация кислот: (по отдельным признакам) А) по нахождению в природе, происхождению Б) по наличию кислорода в кислотном остатке В) по основности кислотного остатка Г) по растворимости в воде Закрепление полученных знаний Какая кислота «лишняя»? Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие. Назовите кислоты. Ребята, как вы думаете, какими физическими свойствами можно охарактеризовать кислоты? Вспомним, что мы относим к физическим свойствам веществ? (вопросы на повторение) Какие кислоты на вкус? Придумайте к слову “кислота” прилагательное. Слова “кислота” и “кислый” имеют один корень, и действительно, кислоты имеют кислый вкус. К тому же, многие из вас пробовали лимонную кислоту на вкус. Помните о том, что эта кислота пищевая! Однако, не все кислоты можно пробовать на вкус, так как многие из них ядовиты. Как же можно распознать кислоты, не пробуя на вкус? Правильно, с помощью индикаторов. Какие вы знаете индикаторы? Растворы кислот имеют кислую реакцию. | Каждый учащийся ставит перед собой конкретные цели. Дают определение «Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка» (проверяют по слайду 9). Записывают в опорном конспекте. Заполняют вместе с учителем таблицу 2в опорном конспекте. (только колонка – название кислот, остальные данные будут заполнены на последующих уроках). | формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
| Фронтальная беседа | |
Практикум Задача: организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения». (10 мин.) | А сейчас подумайте и ответьте на такой вопрос: для чего у вас на столах химическое оборудование и реактивы? Сформулируйте цель данного этапа урока. Может быть вам поможет поговорка «Лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать». Итак, переходим к экспериментальному этапу урока. Но сначала сделаем небольшой перерыв - физкультминутка: Ребята, вспомните из курса биологии, какие есть способы снятия усталости мышц? Я буду называть формулы веществ, и если вы услышите формулы кислот, то делайте хлопок ладонями над головой. Спасибо, продолжим работу. Повторение ТБ при работе с кислотами. Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета. | Выполняют опыты по описанию в опорном конспекте: «Исследование окраски индикаторов в кислотных средах» и заносят результаты в таблицу 3 в опорном конспекте. Учащиеся выполняют опыты строго по инструкции, работают в парах, консультируются у учителя. | Умение работать в парах, формирование учебного сотрудничества Умение проводить химические опыты, соблюдать технику безопасности, наблюдать, делать выводы, обобщать | Фронтальная беседа | |
Этап закрепления пройденного материала. Задача: закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы по новому материалу (7 мин) | Итак, что мы узнали о кислотах. Рассмотрены ли вопросы намеченные по теме «Кислоты» (Состав, классификация, свойства. Как работать?) Задание 2 на рабочем листе. Пользуясь таблицей растворимости, приведите примеры растворимых и нерастворимых кислот Итак, мы познакомились еще с одним с классом неорганических соединений – кислоты. | Ответы учащихся от каждого варианта, дополнения, исправления, комментарии учащихся и учителя повторение основных разделов темы -определение кислот; классификация; правила ТБ. Индивидуальное выполнение заданий и взаимопроверка. | Умение определять уровень усвоения знаний, выявлять недочеты и пробелы в знаниях, умениях, навыках | Фронтальная беседа, устный опрос, письменная самостоятельная работа. | |
Рефлексия (3 мин.) | Создаёт условия для заключительной рефлексии: -Сегодня на уроке я научилась(ся)… -Сегодня на уроке я узнал(а)… -Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах … -Неожиданностью для меня явилось то, что…. -Сегодня на уроке я понял(а), что.. -Особенно интересным было | Рефлексируют, анализируют, какие умения и навыки отработали и закрепили. | Формирование умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения. | | |