kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Соединения алюминия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельностный подход к изучению данной темы позволяет учащимся в результате свой исследовательской деятельности вывести знания об амфотерности свойств гидроксида и оксида алюминия. Работая по опорной таблице, учащиеся составляют уравнение реакции взаимодействия амфотерных соединений алюминия со щелочами как в расплаве, так и в растворе, избегая ошибок. Совершенствуют умения составления не только молекулярных, но и ионных уравнений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Соединения алюминия »

Тема урока: «Соединения алюминия»

Цель урока: Исследовать свойства оксида и гидроксида алюминия,

повторить и закрепить понятия амфотерности на примере названных соединений.

Формировать системное мышления, развивать практические умения работы с веществами.

Совершенствовать навыки составления уравнений реакций ионного обмена.

Оборудование: Опорная таблица: «Амфотерные оксиды и гидроксиды».

Вещества: хлорид алюминия, гидроксид натрия,

серная кислота, оксид алюминия. Штатив с 4 пробирками.

План урока


I Оргмомент

II Проверка домашнего задания:


Работа у доски:

Задача: Рассчитайте объем водорода, полученного при взаимодействии

2,7 мг алюминия с серной кислотой, если объемная доля выхода

водорода составляет 70 % .

Дано:

m (Al) = 2,7 мг M= ; =; Vm =

(Al­­­­­2 (SO4­­­­)3 = 0,7 2Al + 3H2SO4 Al2(SO4)3 + 3H2

Vпр (Н2) =?

1). Найти (Al):

(Al)= ==0,1 моль

2). Найти и Vт (H2):

=; (H2) = = = 0,15 ммоль

Vт (H2) = Vт = 22,4 0,15 = 3,36 мл


3). Найти V пр(H2):

Vпр(H2) = Vт = 0,7 3,36 = 2,35 мл




1



Задание 2. Осуществите превращение, первую реакцию разберите как окислительно – восстановительную, третью как реакцию ионного обмена:

+H2O


Al +O2 Al2O3 +HCl AlCl3 +NaOH Al(OH)3

+NaOH +H2SO4


NaAlO2 Al2(SO4)3


1) 4Al­­­0 + 3O20 2Al2+3O3­-2 (оксид алюминия)

2 Al­­­0 - 6е 2 Al­­­+3 2 окисления; Al­­­0 – восстановитель

3O20 + 12е 6 O-2 12 1 восстановления; O20 – окислитель


2) Al2O3 + 6HCl 2AlCl3 + 3H­2O

хлорид алюминия

  1. AlCl3 + 3NaOH Al(OH)3 + 3NaCl

гидроксид хлорид

алюминия натрия

Al3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH - Al(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-

Al3+ + 3OH - Al(OH)3


4) 2Al + 6 H­2 t 2 Al (OH)3 + 3H2

5) 2Al + 3H2SO4 Al2(SO4) 3 + 3H2

сульфат

алюминия

6) 2Al + 2 NaOH + 3H­2O 2NaAlO2 + 3H2

метаалюминат

натрия

Фронтальный опрос.

1) Какие окислительно – восстановительные свойства проявляют металлы?

2) Расположите элементы в порядке возрастания их восстановительных свойств:

А) Sr, Mg, Ba, Ca.

Б) Al, Na, Si, Mg.

В) Ga, Cs, Sr, P.


3) Определите характер оксида и гидроксида натрия. Сделайте вывод о характере оксидов и гидроксидов I группы главной подгруппы?

4) Определите характер оксида и гидроксида бария?

Каков характер оксидов и гидроксидов элементов II группы главной

подгруппы?

5) Предположите характер оксида и гидроксида алюминия?



2


III Изучение нового материала


1. Свойства гидроксида алюминия


Исследование:

Предложите способ получение гидроксида алюминия в лаборатории. (после обсуждения предложенных версий, выбирается приемлемый для данной лаборатории и выполняется экспериментально)

Опыт 1 Взаимодействие хлорида алюминия с гидроксидом натрия.

AlCl3 + 3NaOH Al(OH)3 + 3NaCl

Белый, студенистый

Al3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH - Al(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-

Al3+ + 3OH - Al(OH)3

Реакция качественная на ионы Al3+


Исследуйте характер полученного гидроксида

Опыт 2 Взаимодействие гидроксида алюминия с кислотами.

Al(OH)3 + 3H2SO4 Al2 (SO4)3 + 6 H­2O

основание

учащиеся самостоятельно записывают полное и краткое ионные уравнения.

Опыт 3 Взаимодействие гидроксида алюминия с основаниями.

Работая по опорной таблице учащиеся под руководством учителя, систематизируют знания об условиях проведения реакций между амфотерным гидроксидом и щелочью:

В расплаве → средняя соль + вода;

В растворе → комплексная соль.

составляют уравнения реакций взаимодействие гидроксида алюминия с основаниями (щёлочью) в растворе и расплаве.

Al(OH)3 + 3NaOH Na3[(OH)6]

кислота р-р гекса-гидроксо-

-алюминат натрия

Какая соль образуется если реакция идет в расплаве? (средняя соль) Al(OH)3 + NaOH NaAlO­2 + 2H2O

кислота расплав метаалюминат

натрия

Каким образом ведет себя гидроксид алюминия в реакциях с кислотами и основаниями?

Учащиеся анализируют уравнения соответствующих реакций и делают вывод.

Вывод: В реакциях с кислотами гидроксид алюминия ведет себя

как основание, а в реакциях с основаниями как кислота.




3

Под формулой гидроксида алюминия в уравнениях реакций добавляют соответствующие записи (основание, кислота)

Со всеми основаниями реагируют амфотерные гидроксиды?

Какие основания являются щелочами?

(Основания щелочных и щелочноземельных металлов)

Какие металлы относятся к щелочным? Щелочноземельным?

2.Свойства оксида алюминия

Какие свойства проявляет оксид алюминия при взаимодействии с кислотой и щёлочью?

Оксид алюминия- амфотерный, поэтому ему соответствует и кислота, и основание:

Al(OH)3 основание

Al2O3

H3AlO3 кислота


H2O HAlO2


В реакциях с кислотами он ведёт себя как основной, с основаниями как кислотный оксид, проявляя двойственные свойства.

  1. Al2O3 + 6HCl 2AlCl3+3H2O

основной

Al2O3 + 6H+ + 6Cl- 2Al3++ 6Cl- + 3H2O

Al2O3 + 6H+ 2Al3+ + 3H2O


  1. Al2O3 + 2NaOH 2NaAlO2 + H2O

кислотный расплав

Al2O3 + 2Na+ +2OH­- 2Na+ + 2AlO2- + H2O

Al2O3 + 2OH­- 2AlO2 -+ H2O

  1. Al2O3 + 6 NaOH + 3H2O 2Na3[Al(OH)6]

Кислотный р-р



IV Закрепление:

Из предложенных рядов исключите формулу вещества, которая не образует с остальную однородную группу. Объясните, свой выбор.

Na K Mg Cs

CaO Na2O Al2O3

Ba(OH)2 Al(OH)3 Zn(OH)2

H2SO4 Mg(OH)2 HCl


V Задание на дом: §16, упр. 6, задача №7.

Презентация «Применение соединений алюминия»

4

Опорная таблица «Амфотерные оксиды и гидроксиды»

Степень окисления элемента

Формула амфотерного гидроксида в форме

Формула кислотного остатка в соли

Пример соли

основания

кислоты

средней

комплекс

ной

средней

комплексной

+ 2

Э(OH)2

H2ЭO2

ЭO22-

Э(OH)42-

Na2ZnO2

Na2[Zn(OH)4]

+3

Э(OH)3

H3ЭO3

H2O = HЭO2

ЭO2-

Э(OH)63- *

NaAlO2

Na3[Al(OH)6]


* У алюминия в зависимости от концентрации щелочи возможно образование двух комплексных солей - с координационным числом 4 или 6 Na[Al(OH)4] и Na3[Al(OH)6].


Литература: Дерябина Н. Е. «Общая химия». ЧастьII.Москва, 2001г.
















5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Соединения алюминия

Автор: Шубина Нина Павловна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "конспект урока по химии "Соединения алюминия" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-khimii-soiedinieniia-aliuminiia"
    ["file_id"] => string(6) "234258"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443380408"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Алюминий. Важнейшие природные соединения алюминия и их месторождения в Казахстане."
    ["seo_title"] => string(80) "aliuminii_vazhnieishiie_prirodnyie_soiedinieniia_aliuminiia_i_ikh_miestorozhdien"
    ["file_id"] => string(6) "364379"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480525649"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок химии по теме " Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-khimii-po-tiemie-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "214183"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432227760"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Конспект урока "Алюминий" "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-aliuminii"
    ["file_id"] => string(6) "243083"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445617744"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "конспект урока на тему алюминий "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-na-tiemu-aliuminii-1"
    ["file_id"] => string(6) "195380"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427901825"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства