сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условиях протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реакции обмена между растворами электролитов»
Запорожская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 69
Запорожского городского совета Запорожской области
Урок химии
«Реакции обмена между растворами электролитов, условия их протекания»
9 класс
Учитель химии высшей категории
Бякова Ирина Владимировна
ООШ № 69 г.Запорожье
Цель:
Образовательная: сформировать представление о сущности реакций ионного обмена, выяснить условия протекания реакций ионного обмена до конца, сформировать умение составлять полные и сокращенные ионные уравнения, применять полученные знания на практике, совершенствовать умения и навыки по выполнению химического эксперимента.
Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, объяснять ход эксперимента.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, умение высказывать собственное мнение, работать в парах
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, практический, исследовательский
Реактивы: штатив с пробирками, растворы веществ: на лотках учеников: BaCl2, Н2SO4, Na2CO3, HCl, HNO3, KOH, фенолфталеин,
на столе учителя: NaOH, K2SO4, CuSO4, NaOH, NaCI, HNO3, AgNO3, NaI реально BaCl2,K2CrO4
Девиз:
Электролитическая диссоциация
оказалась применимой и полезной
во всех областях современной науки
С. Аррениус
«Исследовать – значит видеть то, что видели все,
и думать так, как и не думал никто»
Сент-Дьерди
Ход урока
І. Организационный этап
Создание позитивного настроения. Вступительное слово учителя. Здравствуйте!!!! Известный психолог Дейл Карнеги описывает много разных эмоций. «Она ничего не стоит, но много дает. Длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она - лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей . Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности. Ее нельзя купить, нельзя выпросить, она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали». Вы догадались, о чем речь? Подарите ее мне. !!! Да, это улыбка. Если вы хотите, чтобы жизнь вам улыбалась, подарите ей свое хорошее настроение.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Работа с классом
Учитель. Давайте вспомним основные понятия, изученные на прошлом уроке. Для этого разгадаем кроссворд. !!! Кроссворд
1. Назовите кислоту, которая распадается на ионы
H2S HCl H2SiO3 H2CO3 (хлоридная)
!!! 2. Вещество, при диссоциации которого образуются катионы металла (соль)
!!! 3. Вещество, раствор которого проводит электрический ток (электролит)
!!! 4. Положительно заряженный ион (катион)
!!! 5. Вещество, при диссоциации которого образуются анионы кислотного
остатка (кислота)
!!! 6. Процесс распада электролита на ионы (диссоциация)
!!! 7. Отрицательно заряженный ион (анион) !! Ключевое слово ХОРТИЦА
!!! Сообщение ученика «Остров Хортица»
Остров Хортица - крупнейший остров на Днепре. Расположен практически в центре Запорожья. Его длина - 12 км, ширина 2,5 км. Хортица — необычайно красивый, живописный остров. На нем обитает свыше 30 видов зверей, 120 видов птиц.
Хортица– легендарный остров, колыбель казачества. «Казацкая миска» - удивительное творение природы. Это углубление в скале диаметром 1,5 м и глубиной около 1 м. По легенде, в ней казаки варили галушки.
Название Хортица произошло от имени Хорса - бога солнечного света. Солнечное настроение и имя Хорса отражено во многих словах: хороший, похорошеть, прихорашиваться. !!! Учитель. Желаю вам солнечного настроения! Принимайте лучик солнечного счастья в подарок!
ІІІ. Изучение нового материала
!!! Учитель . Большинство химических реакций протекает в растворах. Электролиты в растворе распадаются на ионы и между ними могут протекать химические реакции.
Как определить будет ли вещество распадаться на ионы? (По таблице растворимости)
Запишем тему урока: «Реакции обмена между растворами электролитов, условия их протекания»
!!! Реакции ионного обмена – это реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов
!!! Выдвижение гипотезы При каких условиях реакции ионного обмена протекают?
!!! Гипотеза
Реакции ионного обмена
Необратимые(протекают до конца)
Обратимые (не протекают до конца)
1.Образуется осадок ↓
Продукты реакции хорошо растворимы в воде и не уходят из сферы реакции
2.Выделяется газ ↑
3.Образуется малодиссоциирующее вещество вода (Н2О)
Проверим гипотезу на практике !!! Демонстрация 4 Реакции обмена между растворами электролитов
К раствору NaOH приливаю раствор K2SO4. !!! Изменений не происходит.
!!! Сокращаем одинаковые ионы. !!! Сокращенного ионного уравнения нет.
Вывод. Признаков реакции нет. Реакция обратима, т.к. нет ионов которые могут связаться между собой.
!!! Обратимые реакции – реакции, идущие во взаимно противоположных направлениях !!! 1. Нет осадка 2. Не выделяется газ 3. Не образуется вода
!!! Для реакций ионного обмена составляютуравнения
молекулярное
полное ионное
сокращенное ионное
Сокращенное ионное уравнениеотражает сущность реакции ионного обмена. Сущность реакции сводится к взаимодействию ионов.
!!! Вернемся к нашей гипотезе. При каких условиях реакции ионного обмена протекают?
!!! Сначала вспомним правила безопасности при выполнении эксперимента.
Правила безопасности
1. Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус 2. При выполнении опыта пользуйтесь небольшими количествами веществ 3. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами и щелочами 4. Если кислота или щелочь попала на руки или одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
Химический эксперимент
Проверим гипотезу на практике. !!! Каждой группе, а их три, предстоит проверить гипотезу на практике и выяснить условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца. Вам надо выполнить один лабораторный опыт. Каждый из вас пройдет путь ученого экспериментатора.
Класс делится на три группы. Каждая группа получает инструкции.
Отчет оформите в виде таблицы (Приложение 2)
Исходные вещества
Наблюдение
Вывод
Уравнения реакций
Н2SO4 и
BaCl2
Na2CO3 и
HCl
KOH и фенолфталеин
+ HNO3
Группа 1
Лабораторный опыт 2 Реакции обмена в растворах электролитов с выпадением осадка
К раствору Н2SO4 прилить несколько капель BaCl2. Что наблюдаете?
Запишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Сделайте вывод.
Группа 2
Лабораторный опыт 3 Реакции обмена в растворах электролитов с выделением газа
К раствору Na2CO3 прилить несколько капель HCl. Что наблюдаете?
Запишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Сделайте вывод.
Группа 3
Лабораторный опыт 4 Реакции обмена в растворах электролитов с образованием воды
К раствору KOH прилить 2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилить несколько капель HNO3 до обесцвечивания раствора.
Запишите молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнение. Сделайте вывод.
Один ученик от группы выходит к доске и записывает уравнения реакций ионного обмена.
Если выделится газ - это раз. И получится вода - это два. А еще - нерастворимый осаждается продукт. «Есть осадок», - говорим мы. Это третий важный пункт.
Химик « правила обмена » не забудет никогда: В результате - непременно будет газ или вода, Выпадет осадок – вот тогда порядок!
ІV. Практическое применение знаний
«Экологическая задача»
!!! Учитель: В сточных водах реки Днепр обнаружены ионы тяжелых металлов, они губительно действуют на живые организмы. Как же решить эту проблему?
Существуют разные способы очистки воды. Один из них химический.
Предложите реактивы, с помощью которых можно очистить сточные воды от ионов а) Zn2+ б) Pb2+ в) Ва2+ г) Fe3+ Напишите формулы возможных веществ
а)ZnCO3 б)PbS в)BaSO4 г)FePO4
!!! Эксперимент Задание для групп «Предскажи реакцию»
В растворах содержатся ионы. Произойдет ли реакция ионного обмена? Почему? Каждая группа получает задание. 1 минута на размышление.
Группа 1 В растворе содержатся ионы:Cu2+ Na+ SO42- OH- !!! Произойдет. Выпадает осадок
!!! Группа 2 В растворе содержатся ионы:Na+ H+NO3- CI-Не произойдет. Изменений нет
!!! Группа 3 В растворе содержатся ионы: Ag+ Na+ NO3- I- !!! Произойдет. Выпадает осадок
Учитель: С помощью химического эксперимента вам надо подтвердить свои гипотезы. Экспериментируйте, открывайте новое!
Один ученик от группы выходит к доске и проделывает реакции. Записывает уравнения реакций.
Группа 1
CuSO4 + 2 NaОН = Na2SO4 + Cu(OH)2синийосадок
Группа 2
NaCI + HNO3 = НCI + NaNO3 изменений нет
Группа 3
AgNO3 + NaI = NaNO3 + AgI желтый осадок
Какой из символов Украины напоминают вам полученные цвета?
!!! Флаг Украины 23 августа ежегодно отмечается День Государственного флага Украины.
V. Закрепление знаний
!!! Сообщение ученика «Применение реакций ионного обмена»
Реакции ионного обмена играют важную роль в жизни человека. И поэтому эпиграфом к уроку взяты слова основоположника теории электролитической диссоциации С. Аррениуса: «Электролитическая диссоциация оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки».
Реакции ионного обмена протекают ежеминутно, ежесекундно в наших организмах и от их протекания зависит здоровье человека.
В сельском хозяйстве (процессы, происходящие в почве – это ионнообменные взаимодействия веществ)
В пищевой отрасли (используют разрыхлители)
В полиграфическом производстве
Для очистки воздуха
Для очистки воды
Экспресс – контроль “Тестирование” ( Приложение 3)
3. Наибольшее число анионов образуется при диссоциации а) FeCl3 б) Ca(NO3)2 в) Na2СO3 г) Na2S 4. Какая реакция идет до конца а) СaCl2 + Na2CO3 б) Ba(OH)2 + LiCl Почему а) образуется вода б) выделяется газ в) выпадает осадок 5. К образованию осадка приведет нахождение в растворе ионов а) K+ и Cl- б) H+ и NO3- в) Аl3++ и OH- г) Ва2+ и ОН-
3. Наибольшее число катионов образуется при диссоциации
а) AlCl3 б) H2S в) Na3РO4 г) Mg(NO3)2
4. Какая реакция идет до конца
а) H2SO4 + KOН б) К2SO4 + НCl
Почему
а) образуется вода б) выделяется газ в) выпадает осадок
5. К образованию осадка приведет нахождение в растворе ионов а) Ba2+ и Cl- б) Na+ и SO42- в) Аl3++ и Cl- г) Zn2+ и ОН-
VІ. Рефлексия
Закончи предложение.
На уроке я работал активно / пассивно Своей работой я доволен / не доволен Урок мне показался легким / трудным Мое настроение стало лучше / стало хуже Материал урока был интересен / скучен
3. Наибольшее число анионов образуется при диссоциации а) FeCl3 б) Ca(NO3)2 в) Na2СO3 г) Na2S 4. Какая реакция идет до конца а) СaCl2 + Na2CO3 б) Ba(OH)2 + LiCl Почему а) образуется вода б) выделяется газ в) выпадает осадок 5. К образованию осадка приведет нахождение в растворе ионов а) K+ и Cl- б) H+ и NO3- в) Аl3++ и OH- г) Ва2+ и ОН-