Просмотр содержимого документа
«Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения»
Учитель высшей категории
МОШ № 59 г.Макеевки
Замурий И.В.
ТЕМА УРОКА: «РЕАКЦИИ ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ
ЭЛЕКТРОЛИТОВ. ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ»
Цели: 1) Обучающие – на основе теории электролитической диссоциации
углубить знания о химических реакциях ионного обмена,
выявить суть реакции в растворе, практически, выяснить, в каких
случаях реакции в растворе происходят до конца;
2) Развивающие – продолжить формирование познавательного интереса
к предмету, развивать логическое мышление, наблюдательность,
умение делать выводы;
3) Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе,
доброжелательность, деликатность по отношению друг к другу,
дисциплинированность;
4) Здоровьесберегающие – организовать творческую обстановку
в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональность и
психику учащихся.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Методы обучения: семинар, лабораторные опыты, тестовые задания.
Оборудование: пробирки, пробиркодержатель, реактивы для лабораторных опытов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Записываем тему урока, объясняю цели урока, говорю девиз урока.
Девиз урока: Чтобы познать, нужно научиться наблюдать.
II. Основные положения теории электролитической диссоциации. С точки зрения электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Поэтому прежде всего мы должны вспомнить сами основные положения теории электролитической диссоциации, диссоциацию электролитов.
У доски три человека:
Что такое:1) кислоты (HNO3, H2SO4)
2) основания (KOH, Ba(OH) 2)
3) соли (Na2SO4, KNO3)
с точки зрения электролитической диссоциации.
На месте работают по карточкам 6 человек.
Напишите диссоциацию следующих веществ: CaO, H3PO4, Mg(OH)2, Al2(SO)4, NaOH.
3 человека разгадывают кроссворд, 2 человека отвечают на вопросы: 1) Что такое электролиты? 2) Что такое степень диссоциации?
III. Закрепление знаний, умений и навыков.
И так в растворе реакция происходит между ионами. Но в каких случаях ионы связываются, и реакция происходит до конца. Давайте практически выясним это. У вас на столах стоят реактивы и лежит порядок проведения опытов. Сделайте первый опыт, опишите его и напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.
При этом помните! Что с кислотами и щелочами необходимо работать осторожно, а если кислота или щелочь попадает вам на кожу, что необходимо? Смыть большим количеством воды.
I ряд Cu SO4 и NaOH
II ряд BaCl2 и H2SO4
III ряд FeSO4 и KOH
И так реакция произошла, потому что в результате выпал осадок.
Проделайте второй опыт. Чтобы легче было вести наблюдения, соль находится в твердом состоянии, но при добавлении раствора кислоты происходит диссоциация солей, т.к. соли, выданные вам, растворимы.
I ряд K2CO3 и HCl
II ряд Na2CO3 и H2SO4
III ряд Na2CO3 и HCl
И так реакция произошла, потому что выделился газ.
Обратите внимание, что во всех случаях выделился углекислый газ и вода. Поэтому в данной реакции можно взять любой растворимый карбонат и любую кислоту.
Проделайте третий опыт между кислотами и щелочами. Как называется эта реакция? – реакция нейтрализации. Как необходимо проводить данную реакцию? – в присутствии индикатора.
I ряд NaOH и HCl
II ряд NaOH и H2SO4
III ряд KOH и HCl
Почему же произошла данная реакция? Образовалось малодиссоциирующее вещество - H2O.
Значит, чтобы произошла реакция нейтрализации, какие надо взять
вещества? ( кислоты и щелочи).
В каких же случаях реакции ионного обмена происходят до конца?
1) если выпадает осадок
2) выделяется газ
3) образуется малодиссоциирующее вещество - H2O.
Реакции ионного обмена имеют большое практическое значение. Так, для того, чтобы смягчить воду, необходимо из нее удалить ионы Cа2+ и Mg2+, которые обуславливают жесткость воды, это достигается добавлением соли Na2CO3, который содержит карбонат – ион, при этом образуется
Cа CO3↓
В сточных водах Макеевского металлургического завода, Ясиновского коксохимического завода находится сероводород содержащий ион S2-. Предложите способ очистки сточной воды от этого иона
Ответ: ZnCl2, CuCl2
Чтобы проверить, как вы усвоили материал, давайте поработаем с тестами.
И так, зная сущность химических реакций в растворе мы практически можем использовать свои знания с целью получения веществ и удаления ионов из растворов.
VI. Домашнее задание: изучить соответствующий параграф, выполнить
упражнения после параграфа.
V. Подведение итогов: Ребята! Проанализируйте свою работу. Кто выяснил, в каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца? Кто научился писать реакции ионного обмена в молекулярном виде? Ионном виде?
Какой таблицей необходимо пользоваться, чтобы правильно писать формулы веществ, ионы?
Приходим к выводу, что таблица растворимости, необходима для выполнения заданий.