kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на основе теории электролитической диссоциации углубит знания о химических реакциях ионного обмена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения»

Учитель высшей категории

МОШ № 59 г.Макеевки

Замурий И.В.

ТЕМА УРОКА: «РЕАКЦИИ ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ

ЭЛЕКТРОЛИТОВ. ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ»


Цели: 1) Обучающие – на основе теории электролитической диссоциации

углубить знания о химических реакциях ионного обмена,

выявить суть реакции в растворе, практически, выяснить, в каких

случаях реакции в растворе происходят до конца;

2) Развивающие – продолжить формирование познавательного интереса

к предмету, развивать логическое мышление, наблюдательность,

умение делать выводы;

3) Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе,

доброжелательность, деликатность по отношению друг к другу,

дисциплинированность;

4) Здоровьесберегающие – организовать творческую обстановку

в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональность и

психику учащихся.


Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.


Методы обучения: семинар, лабораторные опыты, тестовые задания.


Оборудование: пробирки, пробиркодержатель, реактивы для лабораторных опытов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Записываем тему урока, объясняю цели урока, говорю девиз урока.

Девиз урока: Чтобы познать, нужно научиться наблюдать.

II. Основные положения теории электролитической диссоциации. С точки зрения электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Поэтому прежде всего мы должны вспомнить сами основные положения теории электролитической диссоциации, диссоциацию электролитов.

У доски три человека:

Что такое:1) кислоты (HNO3, H2SO4)

2) основания (KOH, Ba(OH) 2)

3) соли (Na2SO4, KNO3)

с точки зрения электролитической диссоциации.

На месте работают по карточкам 6 человек.

Напишите диссоциацию следующих веществ: CaO, H3PO4, Mg(OH)2, Al2(SO)4, NaOH.

3 человека разгадывают кроссворд, 2 человека отвечают на вопросы: 1) Что такое электролиты? 2) Что такое степень диссоциации?


III. Закрепление знаний, умений и навыков.

И так в растворе реакция происходит между ионами. Но в каких случаях ионы связываются, и реакция происходит до конца. Давайте практически выясним это. У вас на столах стоят реактивы и лежит порядок проведения опытов. Сделайте первый опыт, опишите его и напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.

При этом помните! Что с кислотами и щелочами необходимо работать осторожно, а если кислота или щелочь попадает вам на кожу, что необходимо? Смыть большим количеством воды.

I ряд Cu SO4 и NaOH

II ряд BaCl2 и H2SO4

III ряд FeSO4 и KOH

И так реакция произошла, потому что в результате выпал осадок.

Проделайте второй опыт. Чтобы легче было вести наблюдения, соль находится в твердом состоянии, но при добавлении раствора кислоты происходит диссоциация солей, т.к. соли, выданные вам, растворимы.

I ряд K2CO3 и HCl

II ряд Na2CO3 и H2SO4

III ряд Na2CO3 и HCl

И так реакция произошла, потому что выделился газ.

Обратите внимание, что во всех случаях выделился углекислый газ и вода. Поэтому в данной реакции можно взять любой растворимый карбонат и любую кислоту.


Проделайте третий опыт между кислотами и щелочами. Как называется эта реакция? – реакция нейтрализации. Как необходимо проводить данную реакцию? – в присутствии индикатора.

I ряд NaOH и HCl

II ряд NaOH и H2SO4

III ряд KOH и HCl

Почему же произошла данная реакция? Образовалось малодиссоциирующее вещество - H2O.

Значит, чтобы произошла реакция нейтрализации, какие надо взять

вещества? ( кислоты и щелочи).

В каких же случаях реакции ионного обмена происходят до конца?

1) если выпадает осадок

2) выделяется газ

3) образуется малодиссоциирующее вещество - H2O.

Реакции ионного обмена имеют большое практическое значение. Так, для того, чтобы смягчить воду, необходимо из нее удалить ионы Cа2+ и Mg2+, которые обуславливают жесткость воды, это достигается добавлением соли Na2CO3, который содержит карбонат – ион, при этом образуется

Cа CO3

В сточных водах Макеевского металлургического завода, Ясиновского коксохимического завода находится сероводород содержащий ион S2-. Предложите способ очистки сточной воды от этого иона

Ответ: ZnCl2, CuCl2

Чтобы проверить, как вы усвоили материал, давайте поработаем с тестами.

И так, зная сущность химических реакций в растворе мы практически можем использовать свои знания с целью получения веществ и удаления ионов из растворов.

VI. Домашнее задание: изучить соответствующий параграф, выполнить

упражнения после параграфа.

V. Подведение итогов: Ребята! Проанализируйте свою работу. Кто выяснил, в каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца? Кто научился писать реакции ионного обмена в молекулярном виде? Ионном виде?

Какой таблицей необходимо пользоваться, чтобы правильно писать формулы веществ, ионы?

Приходим к выводу, что таблица растворимости, необходима для выполнения заданий.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения

Автор: Замурий Ирина Владимировна

Дата: 19.08.2016

Номер свидетельства: 339955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Реакции обмена между растворами электролитов"
    ["seo_title"] => string(50) "rieaktsii_obmiena_miezhdu_rastvorami_eliektrolitov"
    ["file_id"] => string(6) "374966"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483398334"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему "Составление ионных уравнений реакции" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sostavlieniie-ionnykh-uravnienii-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "141346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418108343"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-обобщение на тему Реакции ионного обмена"
    ["seo_title"] => string(55) "urok-obobshchieniie-na-tiemu-rieaktsii-ionnogho-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "252378"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447359968"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Обязательные результаты обучения по теме: Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реаекции "
    ["seo_title"] => string(147) "obiazatiel-nyie-riezul-taty-obuchieniia-po-tiemie-rastvorieniie-rastvory-rieaktsii-ionnogho-obmiena-i-okislitiel-no-vosstanovitiel-nyie-rieaiektsii"
    ["file_id"] => string(6) "241145"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445185825"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Контрольный срез по химии в 8-9 классах "
    ["seo_title"] => string(42) "kontrol-nyi-sriez-po-khimii-v-8-9-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "177961"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1424756733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1700 руб.
2620 руб.
1540 руб.
2370 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1700 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства