kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на основе теории электролитической диссоциации углубит знания о химических реакциях ионного обмена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения»

Учитель высшей категории

МОШ № 59 г.Макеевки

Замурий И.В.

ТЕМА УРОКА: «РЕАКЦИИ ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ

ЭЛЕКТРОЛИТОВ. ИОННЫЕ УРАВНЕНИЯ»


Цели: 1) Обучающие – на основе теории электролитической диссоциации

углубить знания о химических реакциях ионного обмена,

выявить суть реакции в растворе, практически, выяснить, в каких

случаях реакции в растворе происходят до конца;

2) Развивающие – продолжить формирование познавательного интереса

к предмету, развивать логическое мышление, наблюдательность,

умение делать выводы;

3) Воспитательные – воспитывать умение работать в коллективе,

доброжелательность, деликатность по отношению друг к другу,

дисциплинированность;

4) Здоровьесберегающие – организовать творческую обстановку

в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональность и

психику учащихся.


Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.


Методы обучения: семинар, лабораторные опыты, тестовые задания.


Оборудование: пробирки, пробиркодержатель, реактивы для лабораторных опытов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Записываем тему урока, объясняю цели урока, говорю девиз урока.

Девиз урока: Чтобы познать, нужно научиться наблюдать.

II. Основные положения теории электролитической диссоциации. С точки зрения электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Поэтому прежде всего мы должны вспомнить сами основные положения теории электролитической диссоциации, диссоциацию электролитов.

У доски три человека:

Что такое:1) кислоты (HNO3, H2SO4)

2) основания (KOH, Ba(OH) 2)

3) соли (Na2SO4, KNO3)

с точки зрения электролитической диссоциации.

На месте работают по карточкам 6 человек.

Напишите диссоциацию следующих веществ: CaO, H3PO4, Mg(OH)2, Al2(SO)4, NaOH.

3 человека разгадывают кроссворд, 2 человека отвечают на вопросы: 1) Что такое электролиты? 2) Что такое степень диссоциации?


III. Закрепление знаний, умений и навыков.

И так в растворе реакция происходит между ионами. Но в каких случаях ионы связываются, и реакция происходит до конца. Давайте практически выясним это. У вас на столах стоят реактивы и лежит порядок проведения опытов. Сделайте первый опыт, опишите его и напишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.

При этом помните! Что с кислотами и щелочами необходимо работать осторожно, а если кислота или щелочь попадает вам на кожу, что необходимо? Смыть большим количеством воды.

I ряд Cu SO4 и NaOH

II ряд BaCl2 и H2SO4

III ряд FeSO4 и KOH

И так реакция произошла, потому что в результате выпал осадок.

Проделайте второй опыт. Чтобы легче было вести наблюдения, соль находится в твердом состоянии, но при добавлении раствора кислоты происходит диссоциация солей, т.к. соли, выданные вам, растворимы.

I ряд K2CO3 и HCl

II ряд Na2CO3 и H2SO4

III ряд Na2CO3 и HCl

И так реакция произошла, потому что выделился газ.

Обратите внимание, что во всех случаях выделился углекислый газ и вода. Поэтому в данной реакции можно взять любой растворимый карбонат и любую кислоту.


Проделайте третий опыт между кислотами и щелочами. Как называется эта реакция? – реакция нейтрализации. Как необходимо проводить данную реакцию? – в присутствии индикатора.

I ряд NaOH и HCl

II ряд NaOH и H2SO4

III ряд KOH и HCl

Почему же произошла данная реакция? Образовалось малодиссоциирующее вещество - H2O.

Значит, чтобы произошла реакция нейтрализации, какие надо взять

вещества? ( кислоты и щелочи).

В каких же случаях реакции ионного обмена происходят до конца?

1) если выпадает осадок

2) выделяется газ

3) образуется малодиссоциирующее вещество - H2O.

Реакции ионного обмена имеют большое практическое значение. Так, для того, чтобы смягчить воду, необходимо из нее удалить ионы Cа2+ и Mg2+, которые обуславливают жесткость воды, это достигается добавлением соли Na2CO3, который содержит карбонат – ион, при этом образуется

Cа CO3

В сточных водах Макеевского металлургического завода, Ясиновского коксохимического завода находится сероводород содержащий ион S2-. Предложите способ очистки сточной воды от этого иона

Ответ: ZnCl2, CuCl2

Чтобы проверить, как вы усвоили материал, давайте поработаем с тестами.

И так, зная сущность химических реакций в растворе мы практически можем использовать свои знания с целью получения веществ и удаления ионов из растворов.

VI. Домашнее задание: изучить соответствующий параграф, выполнить

упражнения после параграфа.

V. Подведение итогов: Ребята! Проанализируйте свою работу. Кто выяснил, в каких случаях реакции ионного обмена протекают до конца? Кто научился писать реакции ионного обмена в молекулярном виде? Ионном виде?

Какой таблицей необходимо пользоваться, чтобы правильно писать формулы веществ, ионы?

Приходим к выводу, что таблица растворимости, необходима для выполнения заданий.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Реакции обмена между растворами электролитов. Ионные уравнения

Автор: Замурий Ирина Владимировна

Дата: 19.08.2016

Номер свидетельства: 339955

Похожие файлы

object(ArrayObject)#908 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Реакции обмена между растворами электролитов"
    ["seo_title"] => string(50) "rieaktsii_obmiena_miezhdu_rastvorami_eliektrolitov"
    ["file_id"] => string(6) "374966"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483398334"
  }
}
object(ArrayObject)#941 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему "Составление ионных уравнений реакции" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sostavlieniie-ionnykh-uravnienii-rieaktsii"
    ["file_id"] => string(6) "141346"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418108343"
  }
}
object(ArrayObject)#908 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок-обобщение на тему Реакции ионного обмена"
    ["seo_title"] => string(55) "urok-obobshchieniie-na-tiemu-rieaktsii-ionnogho-obmiena"
    ["file_id"] => string(6) "252378"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447359968"
  }
}
object(ArrayObject)#941 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Обязательные результаты обучения по теме: Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реаекции "
    ["seo_title"] => string(147) "obiazatiel-nyie-riezul-taty-obuchieniia-po-tiemie-rastvorieniie-rastvory-rieaktsii-ionnogho-obmiena-i-okislitiel-no-vosstanovitiel-nyie-rieaiektsii"
    ["file_id"] => string(6) "241145"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445185825"
  }
}
object(ArrayObject)#908 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Контрольный срез по химии в 8-9 классах "
    ["seo_title"] => string(42) "kontrol-nyi-sriez-po-khimii-v-8-9-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "177961"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1424756733"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства