Общие сведения о растворах. Химические реакции, их классификация
Общие сведения о растворах. Химические реакции, их классификация
Растворы. Концентрация растворов.
Концентрация — величина, характеризующая количественный состав раствора.
Согласно правилам ИЮПАК, концентрацией растворённого вещества (не раствора) называют отношение количества растворённого вещества или его массы к объёму раствора (моль/л, г/л), то есть это отношение неоднородных величин.Те величины, которые являются отношением однотипных величин (отношение массы растворённого вещества к массе раствора, отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора), правильно называть долями. Однако на практике для обоих видов выражения состава применяют термин концентрация и говорят о концентрации растворов. Существует много способов выражения концентрации растворов.
Раствор состоит из растворителя и растворенного вещества.
Массовая доля — отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в долях единицы или в процентах.
,
где:
m1 — масса растворённого вещества, г ;
m — общая масса раствора, г .
Объёмная доля — отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора. Объёмная доля измеряется в долях единицы или в процентах.
,
где:
V1 — объём растворённого вещества, л;
V — общий объём раствора, л.
Молярная концентрация — количество растворённого вещества (число молей) в единице объёма раствора. Молярная концентрация в системе СИ измеряется в моль/м³, однако на практике её гораздо чаще выражают в моль/л или ммоль/л. Также распространено выражение в «молярности». Возможно другое обозначение молярной концентрации , которое принято обозначать М. Так, раствор с концентрацией 0,5 моль/л называют 0,5-молярным. Примечание: единица «моль» не склоняется по падежам. После цифры пишут «моль», подобно тому, как после цифры пишут «см», «кг» и т. д.
,ν — количество растворённого вещества, моль;
V — общий объём раствора, л.
Закрепление: Решение задач по сборнику задач №
Электролитическая диссоциация
Электролитической диссоциацией называют процесс распада молекул на ионы под действием растворителя. Вещества, молекулы которых подвергаются диссоциации, называются электролитами. К ним относятся кислоты, гидроксиды, соли. Причиной диссоциации является взаимодействие между растворенным веществом и растворителем, в результате которого в растворе образуются гидратированные ионы:
КА + (n+m)H2O ↔ [K(H2O)n]+ + [A(H2O)m]¯
Электролиты называют сильными, если α > 0,3 (> 30%). К ним относятся многие кислоты (H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI, HClO4,HMnO4, H2Cr2O7, H2Cr2O4 и др.), гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов, почти все растворимые соли.
Электролиты называют слабыми, если α < 0,03 (α < 3%). К ним относятся многие кислоты (HNO2, HF, H2CO3, H2SiO3, H3BO3 и др.), вода, водный раствор аммиака NH3* H2O, гидроксиды металлов и др. Иногда в отдельную группу выделяют электролиты средней силы: H3PO4, H2SO3, H2C2O4. Их значения степени диссоциации (α) находятся в интервале от 0,03 до 0,3.
ЭЛЕКТРОЛИТЫ
НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ
Растворимые соли
Органические вещества
Щелочи
Простые вещества
Кислоты
Нерастворимые оксиды
нерастворимые соли, кислоты, основания
Закрепление: Решение задач по сборнику задач №
3. Классификация химических реакции:
а) по количеству вступающих и получающихся веществ;
Разложения – химическая реакция, в которой из одного сложного вещества получается два или несколько простых или сложных веществ.
Соединения – химическая реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество.
Замещения – протекающая между простым и сложным веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.
Обмена – химическая реакция протекающая между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются составными частями. Примеры привести.
б) по изменению степени окисления: окислительно – восстановительные и протекающие без изменения степени окисления.
Окислительно – восстановительным реакциями называются реакция при котором у атомов меняется степень окисления.
Процесс отдачи электронов называют окислением, процесс присоединение – восстановлением. Которые отдают – восстановители, атомы или ионы которые присоединяют электроны – окислители. Пример привести.
в) по тепловому эффекту: эндо- и экзотермические.
Эндотермические реакции – реакции протекающие поглощением энергии.
Экзотермические – протекающие с выделением теплоты . Примеры привести.
г) протекание реакции в растворах и без них реакции ионного обмена и не относящиеся к реакциям ионного обмена.
по обратимости реакции: обратимые и необратимые.
Реакция протекает до конца если выделяется газ, образуется осадок, если образуется малодиссоциирующее вещество. Если нет таких ионов, т. е. признаков реакции, то реакция обратимая. Хлорид магния + сульфат натрия
е) участие катализатора каталические и некаталические.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общие сведения о растворах. Химические реакции, их классификация »
План учебного занятия №8
Дата Предмет химия группа
Ф.И.О. преподавателя Қайырбекова И. А.
І. Тема занятия Общие сведения о растворах. Химические реакции, их классификация. Электролитическая диссоциация. Ионная теория кислот и оснований
Тип занятияУрок усвоение новых знании
Цель Сформировать понятие о концентрации, химическом реакциях, элекролитах. Знать классификацию химическх реакции.
Задачи
А) Образовательные дать понятие об электролитах. Знать способы выражения концентрации растворов.
Ә) Воспитательныевоспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.
Б) Развивающие развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.
ІІ. Ожидаемые результаты
А) Учащиеся должны знать Общие сведения о растворах
Ә) Учащиеся должны уметь определять концентрацию растворов, типы реакции
б) учащиеся должны владеть работать с учебником, делать выводы
ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия: репродуктивный, исследовательский, частично поисковый;
IV. Құралдар:интерактивная доска, лабораторное оборудование и
средства реактивы Ход урока
І. Организационная частьПроверить посещяемость учащихся, ознакомить с целью урока. Готовность группы к работе
ІІ. Повторение
Фронтальный опрос:
Скорость химических реакции
Факторы влияющие на скорость химических реакции.
ІІІ. Объяснение
Растворы. Концентрация растворов.
Концентрация — величина, характеризующая количественный состав раствора.
Согласно правилам ИЮПАК, концентрацией растворённого вещества (не раствора) называют отношение количества растворённого вещества или его массы к объёму раствора (моль/л, г/л), то есть это отношение неоднородных величин.Те величины, которые являются отношением однотипных величин (отношение массы растворённого вещества к массе раствора, отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора), правильно называть долями. Однако на практике для обоих видов выражения состава применяют термин концентрация и говорят о концентрации растворов. Существует много способов выражения концентрации растворов.
Раствор состоит из растворителя и растворенного вещества.
Массовая доля — отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в долях единицы или в процентах.
,
где:
m1 — масса растворённого вещества, г ;
m — общая масса раствора, г .
Объёмная доля — отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора. Объёмная доля измеряется в долях единицы или в процентах.
,
где:
V1 — объём растворённого вещества, л;
V — общий объём раствора, л.
Молярная концентрация — количество растворённого вещества (число молей) в единице объёма раствора. Молярная концентрация в системе СИ измеряется в моль/м³, однако на практике её гораздо чаще выражают в моль/л или ммоль/л. Также распространено выражение в «молярности». Возможно другое обозначение молярной концентрации , которое принято обозначать М. Так, раствор с концентрацией 0,5 моль/л называют 0,5-молярным. Примечание: единица «моль» не склоняется по падежам. После цифры пишут «моль», подобно тому, как после цифры пишут «см», «кг» и т. д.
,ν — количество растворённого вещества, моль;
V — общий объём раствора, л.
Закрепление: Решение задач по сборнику задач №
Электролитическая диссоциация
Электролитической диссоциацией называют процесс распада молекул на ионы под действием растворителя. Вещества, молекулы которых подвергаются диссоциации, называются электролитами. К ним относятся кислоты, гидроксиды, соли. Причиной диссоциации является взаимодействие между растворенным веществом и растворителем, в результате которого в растворе образуются гидратированные ионы:
КА + (n+m)H2O ↔ [K(H2O)n]+ + [A(H2O)m]¯
Электролиты называют сильными, если α 0,3 ( 30%). К ним относятся многие кислоты (H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI, HClO4,HMnO4, H2Cr2O7, H2Cr2O4 и др.), гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов, почти все растворимые соли.
Электролиты называют слабыми, если α
ЭЛЕКТРОЛИТЫ
НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ
Растворимые соли
Органические вещества
Щелочи
Простые вещества
Кислоты
Нерастворимые оксиды
нерастворимые соли, кислоты, основания
Закрепление: Решение задач по сборнику задач №
3. Классификация химических реакции:
а) по количеству вступающих и получающихся веществ;
Разложения – химическая реакция, в которой из одного сложного вещества получается два или несколько простых или сложных веществ.
Соединения – химическая реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество.
Замещения – протекающая между простым и сложным веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.
Обмена – химическая реакция протекающая между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются составными частями. Примеры привести.
б) по изменению степени окисления: окислительно – восстановительные и протекающие без изменения степени окисления.
Окислительно – восстановительным реакциями называются реакция при котором у атомов меняется степень окисления.
Процесс отдачи электронов называют окислением, процесс присоединение – восстановлением. Которые отдают – восстановители, атомы или ионы которые присоединяют электроны – окислители. Пример привести.
в) по тепловому эффекту: эндо- и экзотермические.
Эндотермические реакции – реакции протекающие поглощением энергии.
Экзотермические – протекающие с выделением теплоты . Примеры привести.
г) протекание реакции в растворах и без них реакции ионного обмена и не относящиеся к реакциям ионного обмена.
по обратимости реакции: обратимые и необратимые.
Реакция протекает до конца если выделяется газ, образуется осадок, если образуется малодиссоциирующее вещество. Если нет таких ионов, т. е. признаков реакции, то реакция обратимая. Хлорид магния + сульфат натрия
е) участие катализатора каталические и некаталические.
IV. Бекіту Задача №1-6 стр 61
V. Үй тапсырмасы
Домашнее задание Работа с конспектом решение задач № 67 стр №1-5