kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общие сведения о растворах. Химические реакции, их классификация

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Растворы. Концентрация растворов.

Концентрация  — величина, характеризующая количественный состав раствора.

Согласно правилам ИЮПАК, концентрацией растворённого вещества (не раствора) называют отношение количества растворённого вещества или его массы к объёму раствора (моль/л, г/л), то есть это отношение неоднородных величин.Те величины, которые являются отношением однотипных величин (отношение массы растворённого вещества к массе раствора, отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора), правильно называть долями. Однако на практике для обоих видов выражения состава применяют термин концентрация и говорят о концентрации растворов. Существует много способов выражения концентрации растворов.

Раствор состоит из растворителя и растворенного вещества.

Массовая доля — отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в долях единицы или в процентах.

,

где:

  • m1 — масса растворённого вещества, г ;
  • m — общая масса раствора, г .

Объёмная доля — отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора. Объёмная доля измеряется в долях единицы или в процентах.

,

где:

  • V1 — объём растворённого вещества, л;
  • V — общий объём раствора, л.

Молярная концентрация — количество растворённого вещества (число молей) в единице объёма раствора. Молярная концентрация в системе СИ измеряется в моль/м³, однако на практике её гораздо чаще выражают в моль/л или ммоль/л. Также распространено выражение в «молярности». Возможно другое обозначение молярной концентрации , которое принято обозначать М. Так, раствор с концентрацией 0,5 моль/л называют 0,5-молярным. Примечание: единица «моль» не склоняется по падежам. После цифры пишут «моль», подобно тому, как после цифры пишут «см», «кг» и т. д.

,ν — количество растворённого вещества, моль;

  • V — общий объём раствора, л.

Закрепление: Решение задач по сборнику задач №

  1. Электролитическая диссоциация

Электролитической диссоциацией называют процесс распада молекул на ионы под действием растворителя. Вещества, молекулы которых подвергаются диссоциации, называются электролитами. К ним относятся кислоты, гидроксиды, соли. Причиной диссоциации является взаимодействие между растворенным веществом и растворителем, в результате которого в растворе образуются гидратированные ионы:

КА  +  (n+m)H2O  ↔  [K(H2O)n]+ +  [A(H2O)m]¯

Электролиты называют сильными, если α > 0,3 (> 30%). К ним относятся многие кислоты (H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI, HClO4,HMnO4, H2Cr2O7, H2Cr2O4 и др.), гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов, почти все растворимые соли.

Электролиты называют слабыми, если α < 0,03 (α < 3%). К ним относятся многие кислоты (HNO2, HF, H2CO3, H2SiO3, H3BO3 и др.), вода, водный раствор аммиака NH3* H2O, гидроксиды металлов и др. Иногда в отдельную группу выделяют электролиты средней силы: H3PO4, H2SO3, H2C2O4. Их значения степени диссоциации (α) находятся в интервале от 0,03 до 0,3.

ЭЛЕКТРОЛИТЫ

НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

Растворимые соли

Органические вещества

Щелочи

Простые вещества

Кислоты

Нерастворимые оксиды

 

нерастворимые соли, кислоты, основания

Закрепление: Решение задач по сборнику задач №

3. Классификация химических реакции:

а) по количеству вступающих и получающихся веществ;

Разложения – химическая реакция, в которой из одного сложного вещества получается два или несколько простых или сложных веществ.

Соединения – химическая реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество.

Замещения – протекающая между простым и сложным веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

Обмена – химическая реакция протекающая между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются составными частями. Примеры привести.

б) по изменению степени окисления: окислительно – восстановительные и протекающие без изменения степени окисления. 

Окислительно – восстановительным реакциями называются реакция при котором у атомов меняется степень окисления.

Процесс отдачи электронов называют окислением, процесс присоединение – восстановлением. Которые отдают – восстановители, атомы или ионы которые присоединяют электроны – окислители. Пример привести.

в) по тепловому эффекту: эндо- и экзотермические.

Эндотермические реакции – реакции протекающие поглощением энергии.

Экзотермические – протекающие с выделением теплоты . Примеры привести.

г) протекание реакции в растворах и без них реакции ионного обмена и не относящиеся к реакциям ионного обмена.

по обратимости реакции: обратимые и необратимые.

Реакция протекает до конца если выделяется газ, образуется осадок, если образуется малодиссоциирующее вещество. Если нет таких ионов, т. е. признаков реакции, то реакция обратимая. Хлорид магния + сульфат натрия

е) участие катализатора каталические и некаталические.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общие сведения о растворах. Химические реакции, их классификация »

План учебного занятия №8

Дата Предмет химия группа

Ф.И.О. преподавателя Қайырбекова И. А.

І. Тема занятия Общие сведения о растворах. Химические реакции, их классификация. Электролитическая диссоциация. Ионная теория кислот и оснований

Тип занятия Урок усвоение новых знании

Цель Сформировать понятие о концентрации, химическом реакциях, элекролитах. Знать классификацию химическх реакции.

Задачи

А) Образовательные дать понятие об электролитах. Знать способы выражения концентрации растворов.

Ә) Воспитательные воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность в выборе решения проблемы.

Б) Развивающие развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений.

ІІ. Ожидаемые результаты

А) Учащиеся должны знать Общие сведения о растворах

Ә) Учащиеся должны уметь определять концентрацию растворов, типы реакции

б) учащиеся должны владеть работать с учебником, делать выводы

ІІІ. Метод и приемы каждого этапа занятия: репродуктивный, исследовательский, частично поисковый;

IV. Құралдар:интерактивная доска, лабораторное оборудование и

средства реактивы Ход урока

І. Организационная часть Проверить посещяемость учащихся, ознакомить с целью урока. Готовность группы к работе

ІІ. Повторение

Фронтальный опрос:

Скорость химических реакции

Факторы влияющие на скорость химических реакции.

ІІІ. Объяснение

  1. Растворы. Концентрация растворов.

Концентрация — величина, характеризующая количественный состав раствора.

Согласно правилам ИЮПАК, концентрацией растворённого вещества (не раствора) называют отношение количества растворённого вещества или его массы к объёму раствора (моль/л, г/л), то есть это отношение неоднородных величин.Те величины, которые являются отношением однотипных величин (отношение массы растворённого вещества к массе раствора, отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора), правильно называть долями. Однако на практике для обоих видов выражения состава применяют термин концентрация и говорят о концентрации растворов. Существует много способов выражения концентрации растворов.

Раствор состоит из растворителя и растворенного вещества.

Массовая доля — отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в долях единицы или в процентах.

,

где:

  • m1 — масса растворённого вещества, г ;

  • m — общая масса раствора, г .

Объёмная доля — отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора. Объёмная доля измеряется в долях единицы или в процентах.

,

где:

  • V1 — объём растворённого вещества, л;

  • V — общий объём раствора, л.

Молярная концентрация — количество растворённого вещества (число молей) в единице объёма раствора. Молярная концентрация в системе СИ измеряется в моль/м³, однако на практике её гораздо чаще выражают в моль/л или ммоль/л. Также распространено выражение в «молярности». Возможно другое обозначение молярной концентрации , которое принято обозначать М. Так, раствор с концентрацией 0,5 моль/л называют 0,5-молярным. Примечание: единица «моль» не склоняется по падежам. После цифры пишут «моль», подобно тому, как после цифры пишут «см», «кг» и т. д.

,ν — количество растворённого вещества, моль;

  • V — общий объём раствора, л.

Закрепление: Решение задач по сборнику задач №

  1. Электролитическая диссоциация

Электролитической диссоциацией называют процесс распада молекул на ионы под действием растворителя. Вещества, молекулы которых подвергаются диссоциации, называются электролитами. К ним относятся кислоты, гидроксиды, соли. Причиной диссоциации является взаимодействие между растворенным веществом и растворителем, в результате которого в растворе образуются гидратированные ионы:

КА + (n+m)H2O ↔ [K(H2O)n]+ + [A(H2O)m]¯

Электролиты называют сильными, если α 0,3 ( 30%). К ним относятся многие кислоты (H2SO4, HNO3, HCl, HBr, HI, HClO4,HMnO4, H2Cr2O7, H2Cr2O4 и др.), гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов, почти все растворимые соли.

Электролиты называют слабыми, если α

ЭЛЕКТРОЛИТЫ

НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

Растворимые соли

Органические вещества

Щелочи

Простые вещества

Кислоты

Нерастворимые оксиды


нерастворимые соли, кислоты, основания

Закрепление: Решение задач по сборнику задач №

3. Классификация химических реакции:

а) по количеству вступающих и получающихся веществ;

Разложения – химическая реакция, в которой из одного сложного вещества получается два или несколько простых или сложных веществ.

Соединения – химическая реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество.

Замещения – протекающая между простым и сложным веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

Обмена – химическая реакция протекающая между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются составными частями. Примеры привести.

б) по изменению степени окисления: окислительно – восстановительные и протекающие без изменения степени окисления.

Окислительно – восстановительным реакциями называются реакция при котором у атомов меняется степень окисления.

Процесс отдачи электронов называют окислением, процесс присоединение – восстановлением. Которые отдают – восстановители, атомы или ионы которые присоединяют электроны – окислители. Пример привести.

в) по тепловому эффекту: эндо- и экзотермические.

Эндотермические реакции – реакции протекающие поглощением энергии.

Экзотермические – протекающие с выделением теплоты . Примеры привести.

г) протекание реакции в растворах и без них реакции ионного обмена и не относящиеся к реакциям ионного обмена.

по обратимости реакции: обратимые и необратимые.

Реакция протекает до конца если выделяется газ, образуется осадок, если образуется малодиссоциирующее вещество. Если нет таких ионов, т. е. признаков реакции, то реакция обратимая. Хлорид магния + сульфат натрия

е) участие катализатора каталические и некаталические.

IV. Бекіту Задача №1-6 стр 61

V. Үй тапсырмасы

Домашнее задание Работа с конспектом решение задач № 67 стр №1-5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общие сведения о растворах. Химические реакции, их классификация

Автор: Кайырбекова Индира Амангазиевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 8 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-8-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111955"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408097471"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов химического и биологического профилей."
    ["seo_title"] => string(111) "proghramma-eliektivnogho-kursa-dlia-uchashchikhsia-10-11-klassov-khimichieskogho-i-biologhichieskogho-profiliei"
    ["file_id"] => string(6) "266345"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450128799"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "презентация к уроку химии в 11 классе "Дисперсные системы" "
    ["seo_title"] => string(65) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-v-11-klassie-dispiersnyie-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "101687"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402426904"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства