Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по химии в 9 классе»
Тема урока: «Реакции ионного обмена». 9класс
Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протекания
Задачи:
Обучающие:
Формирование знаний об обратимых и необратимых реакциях.
Формирование представления о реакциях ионного обмена между растворами электролитов.
Формирование знаний об условиях протекания реакций ионного обмена
Формирование умений составления полных и сокращенных ионных уравнений
Закрепление навыков составления полных и сокращенных ионных уравнений
Развивающие:
Развитие интеллектуальных умений (для составления опорных конспектов путем анализа и синтеза приобретенных знаний)
Повышение уровня владения устной речью
Развитие коммуникативных умений (для участия в дискуссии)
Закрепление приемов обращения с лабораторным оборудованием и соблюдение техники безопасности в кабинете химии
Воспитывающие:
Обучение взаимоконтролю
Повышение интереса к изучаемому предмету и выбранной профессии
Создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности учащихся
Оборудование: набор реактивов для демонстрации реакций, программа деятельности«Составление ионных уравнений реакций», опорные конспекты «Классификация неорганических веществ», «Классы неорганических веществ», таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости.
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята. Работать будем следующим образом: актуализация знаний, контроль домашнего задания, изучение новой темы с последующим закреплением, систематизация знаний.
Актуализация и систематизация знаний
Я: Какие вещества являются электролитами?
Учащиеся: Кислоты, основания и соли
Я: Какие вещества называются неэлектролитами и что к ним относится?
Учащиеся: Это вещества,растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. Простые вещества и оксиды.
Я: Как называется процесс распада электролита на ионы?
Учащиеся: Электролитическая диссоциация
Я: Дайте определения терминам кислота, основание и соль с точки зрения ТЭД (если на это останется время)
Учащиеся: отвечают по желанию с места
(взаимоконтроль)
Изучение нового материала
Мы систематизировали наши знания о веществах. Вещества характеризуются не только физическими свойствами, но и химическими.
Я:Какие вы знаете признаки химической реакции?
Учащиеся: появлениегаза, осадка, запаха, изменение цвета, образование теплоты
Преподаватель: Сегодня мы продолжим изучение типов реакции и углубим свои знания. Согласно теории электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Тема урока – реакции ионного обмена (Учитель записывает на доске)
Реакции ионного обмена – это реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов (Запись определения в тетрадь)
Преподаватель на доске, учащиеся в тетради записывают мини-схему:
Реакции ионного обмена
Необратимые
(протекают до конца)
Обратимые
(не протекают до конца)
1.Образуется осадок ↓
Нет осадка, газа или воды
2.Выделяется газ ↑
3.Образуется малодиссоциирующее вещество, например вода (Н2О)
Объяснение учителя сопровождается очень быстрой демонстрацией реакции без записей уравнения.
Преподаватель: Реакции ионного обмена имеют большое значение в любой отрасли.
В сельском хозяйстве (процессы, происходящие в почве – это ионнообменные взаимодействия веществ)
В пищевой отрасли (Для выпекания тортов и бисквитов используют соду, гашеную уксусом)
В полиграфическом производстве тоже используются реакции ионного обмена. Они записаны на листах. (Учитель обращает внимание листы).
Химические реакции, используемые в производстве
Уравнение
Применение
1
ВаCl2+H2SO4→BaSO4↓+2HCl
2
ВаCl2+К2CO3→ ВаCO3+2КCl
3
ZnCO3+2HCl→ ZnCl2+H2O+CO2↑
Необратимые реакции записывают в ионном виде. Для этого нам нужна памятка, таблица растворимости и опорный конспект, выданный ранее. (Учитель показывает материалы к уроку. Они лежат на столах).
ПАМЯТКА.
Учитель на примере реакций, используемых в производстве, объясняет составление реакций ионного обмена. Объяснение сопровождает демонстрацией реакций.
«Составление ионных уравнений реакций»
Программа деятельности
Пример
1.А) Записать молекулярное уравнение реакции
Б) Определить растворимость каждого вещества
2.А) Составить полное ионное уравнение реакции.
Б) Найти одинаковые ионы и сократить их в правой и левой части
3.Составить сокращенное ионное уравнение реакции
Проверка: Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части
Таблица растворимости – специальная таблица, по которой судят о растворимости веществ в воде. Составлена химиками на основании опытов.
ПАМЯТКА
При составлении ионных уравнений реакций НЕЛЬЗЯ записывать в виде ионов:
Малорастворимые и нерастворимые соединения (см. таблицу растворимости).
Один учащийся у доски осуществляет практически реакцию и записывает уравнение в ионном виде. Остальные записывают в тетради. Учитель направляет, проверяет:
ВаCl2+H2SO4→ ВаSO4+2HCl 1 ряд
AgNO3+KBr→AgBr↓+KNO3 2 ряд
AgNO3+NaCl→AgCl↓+NaNO3 3 ряд
Заключительный этап урока
Подведение итогов.
Домашнее задание
Страница 53, выполнить уравнения по схеме:
Получить соль тремя способами. Написать МУ, ПИУ, СИУ.