kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-обобщение на тему Реакции ионного обмена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение на тему "Реакции ионного обмена"

Оборудование: таблица растворимости, таблица периодической зависимости химических элементов Д.И. Менделеева

Ход урока.

1. Организационный момент (3 мин).

Обозначение темы урока. Вводное слово учителя.

2. Обобщение и углубление знаний о диссоциации и свойствах электролитов (20 мин).

Учитель проводит с учащимися беседу, в ходе которой обращает внимание на следующие моменты:

  • Что такое электролит?
  • Что такое электролитическая диссоциация?
  • Как происходит диссоциация веществ с ионной связью?
  • Как происходит диссоциация веществ с ковалентной связи?

Учитель напоминает учащимся положения теории электролитической диссоциации (С. Аррениус).

3. Актуализация умения составлять уравнения ионного обмена (25 мин).

Решение типовых задач и упражнений.

4. Объяснение домашнего задания и оценивание работы учащихся на уроке

(2 мин).

Конспект урока сведен в таблицу.

Этапы/время урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

  1. Орг.момент

(3 мин).

2. Обобщение и углубление знаний о диссоциации и свойствах электролитов(20 мин).

Беседа с учащимися.

Ребята, вы знаете, что все химические соединения по типу связи делятся на две группы. Какие?

Ковалентные и ионные.

Вы уже знаете, что различный способ связи обуславливает различные их свойства, различный тип решетки. Но это не всё. Различия соединений с ионной и ковалентной связью проявляются также в особенностях их водных растворов.

Для выяснения этих особенностей проделаем опыт (демонстрация опыта, ПК). Испытываем на электропроводность дист.воду, кристаллы NaCl или NaOH, раствор соли или щелочи, спирт или уксусную кислоту.

Учащиеся делают вывод, что дист.вода не проводит эл.ток, т.к. в ней нет растворенных солей; кристаллы тоже не электропроводны; раствор соли или щелочи проводит электрический ток; спирт тоже не проводит эл. ток, т.к. связь в органических веществах слабополярна.

На основании проделанных опытов делаем вывод, что некоторые вещества электропроводны, а некоторые нет. И как же такие вещества называются?

Электролиты и неэлектролиты соответственно.

Почему, так называемые электролиты, способны проводить электрический ток? Подсказка: аналогия с металлами.

При растворении веществ в воде, происходит разрушение кристаллической решетки, и ионы становятся свободными, т.е. способны к перемещению. Металлы тоже обладают свободными электронами. Т.о. вещества способны проводить электрический ток.

Верно, т.е. создаются условия для возникновения электрического тока – поступательного движения заряженных частиц.

Приведите мне пример известных вам веществ, которые являются электролитами и неэлектролитами?

Электролиты: растворы кислот, щелочей, солей и т.д.

Неэлектролиты: орг.вещества, дист.вода, нерастворимые соли, кислоты, оксиды, простые вещества и т.д.

Скажите пожалуйста, раствор гидроксида калия будет являться эл-м? А твердый гидроксид калия?

Раствор сахара?

Раствор хлорида калия?

Бензин?

Кристаллы хлорида калия?

Уксусная кислота?

Раствор соляной кислоты?

Да (ответ учащихся).

Нет (ответ учащихся).

Нет (ответ учащихся).

Да (ответ учащихся).

Нет (ответ учащихся).

Нет (ответ учащихся).

Нет (ответ учащихся).

Да (ответ учащихся).

Итак, определили, что вещества, растворенные в воде распадаются на ионы. А какже быть случае ковалентной связи? Например в молекуле соляной кислоты? Как она может распаться на ионы? (ПК)

И такой распад получил название …

Верно. Диссоциация означает – распад, разъединение.

Просмотр слайдов с ПК.

Электролитическая диссоциация.

А что такое ион?

Ион – это частица имеющая заряд.(+,-).

Процесс распада для веществ с ионной связью состоит из 3-х этапов. Каких?

Ориентация, гидратация, диссоциация.

Для веществ с ковалентной связью диссоциация состоит из подобных этапов, но добавляется ещё один. Какой?

Ориентация, гидратация,ионизация, диссоциация.

Процесс диссоциации можно записать общей формулой: АВ → А + В. Т.о. при растворении вещества возникают положительно и отрицательно заряженные ионы. Как они называются?

Катионы и анионы, а именно ион калия и хлорид-ион.

KCl → K + Cl

Составьте уравнения диссоциации хлорида натрия, гидроксида бария, сульфата алюминия, нитрата железа (III).

На доске: NaCl → Na + Cl,

Ba(OH)2 → Ba + OH,

Al2(SO4) → Al + SO4,

FeNO3 → Fe + NO3.

Хочу вам напомнить, что основоположенником теории электролитической диссоциации является С. Аррениус, 1987г. Он создал 6 положений ТЭД. (ПК)

Прослушивание информации с ПК, конспектирование главного в тетрадях.

Вывод:

  1. Электролиты в растворах или расплавах распадаются на ионы.
  2. Положительно заряженные ионы (катионы) будут двигаться к катоду, к отрицательно заряженному электроду. Отрицательно заряженные ионы, анионы – к положительно заряженному, аноду.
  3. Диссоциация – обратимый процесс.
  4. Ионы и атомы одних и тех же элементов отличаются друг от друга по строению и свойству.

3. Актуализация умения составлять ионные уравнения(20мин).

Теперь вам известно, что в растворах веществ имеются ионы. Отсюда следует логический вывод, что реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов. Итак, реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями. Ионы вступают во взаимодействие друг с другом. Реакции протекающие не обратимо, т.е. до конца в случае:

  1. образование осадка,
  2. выделение газа,
  3. получение малодиссоциирующего вещества, например воды.

Запись определения ионных реакций в тетрадь.

При составлении ионных уравнений руководствуются некоторыми правилами: малодиссоциирующее вещество записывают в молекулярном виде, вещество выпавшее в осадок указывают стрелкой вниз (), а газ – стрелкой вверх (). Рассмотрим конкретный пример: взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

Составляем, вначале, молекулярное уравнение:

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NaCl

Проверяем коэффициенты.

Вслед за учителем учащиеся переписывают пример ионного уравнения к себе в тетрадь.

После этого перепишем это же уравнение в другом, ионном виде, но вещество, выпавшее в осадок, оставим в молекулярном виде:

2Na + SO4 + Ba + 2Cl = BaSO4+ 2Na + Cl, такое уравнение называется…

Полным ионным уравнением.

Находим одинаковые ионы и подчеркнем их. Исключая эти ионы из реакции мы перейдем к сокращенному ионному уравнению:

SO4 + Ba = BaSO4

Сущность данной реакции сводится к взаимодействию двух ионов – инов-бария и сульфат-ионов. Ионное уравнение указывает какое вещество образуется в данной реакции.

Разберем пример других реакций.

Желающие, разбирают примеры у доски на оценку, а все остальные продолжают записи в свои тетради.

4. Домашнее задание.

§…., с.148-151, 154-155, упр.2,4,5,8-11.

5. Оценивание работы учащихся (2 мин).

В ходе урока, за каждый верный ответ учащегося, давалась карточка. Учащиеся набравшие число карточек больше 5-ти получают 5 баллов, меньше 5 на 1-2 карточки – 4 балла.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-обобщение на тему Реакции ионного обмена»

Урок-обобщение на тему "Реакции ионного обмена"

Оборудование: таблица растворимости, таблица периодической зависимости химических элементов Д.И. Менделеева

Ход урока.

1. Организационный момент (3 мин).

Обозначение темы урока. Вводное слово учителя.

2. Обобщение и углубление знаний о диссоциации и свойствах электролитов (20 мин).

Учитель проводит с учащимися беседу, в ходе которой обращает внимание на следующие моменты:

  • Что такое электролит?

  • Что такое электролитическая диссоциация?

  • Как происходит диссоциация веществ с ионной связью?

  • Как происходит диссоциация веществ с ковалентной связи?

Учитель напоминает учащимся положения теории электролитической диссоциации (С. Аррениус).

3. Актуализация умения составлять уравнения ионного обмена (25 мин).

Решение типовых задач и упражнений.

4. Объяснение домашнего задания и оценивание работы учащихся на уроке

(2 мин).

Конспект урока сведен в таблицу.

















Этапы/время урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

  1. Орг.момент

(3 мин).

 

 

2. Обобщение и углубление знаний о диссоциации и свойствах электролитов(20 мин).

Беседа с учащимися.

Ребята, вы знаете, что все химические соединения по типу связи делятся на две группы. Какие?

Ковалентные и ионные.

Вы уже знаете, что различный способ связи обуславливает различные их свойства, различный тип решетки. Но это не всё. Различия соединений с ионной и ковалентной связью проявляются также в особенностях их водных растворов.

Для выяснения этих особенностей проделаем опыт (демонстрация опыта, ПК). Испытываем на электропроводность дист.воду, кристаллы NaCl или NaOH, раствор соли или щелочи, спирт или уксусную кислоту.

Учащиеся делают вывод, что дист.вода не проводит эл.ток, т.к. в ней нет растворенных солей; кристаллы тоже не электропроводны; раствор соли или щелочи проводит электрический ток; спирт тоже не проводит эл. ток, т.к. связь в органических веществах слабополярна.

На основании проделанных опытов делаем вывод, что некоторые вещества электропроводны, а некоторые нет. И как же такие вещества называются?

Электролиты и неэлектролиты соответственно.

Почему, так называемые электролиты, способны проводить электрический ток? Подсказка: аналогия с металлами.

При растворении веществ в воде, происходит разрушение кристаллической решетки, и ионы становятся свободными, т.е. способны к перемещению. Металлы тоже обладают свободными электронами. Т.о. вещества способны проводить электрический ток.

Верно, т.е. создаются условия для возникновения электрического тока – поступательного движения заряженных частиц.

Приведите мне пример известных вам веществ, которые являются электролитами и неэлектролитами?

Электролиты: растворы кислот, щелочей, солей и т.д.

Неэлектролиты: орг.вещества, дист.вода, нерастворимые соли, кислоты, оксиды, простые вещества и т.д.

Скажите пожалуйста, раствор гидроксида калия будет являться эл-м? А твердый гидроксид калия?

Раствор сахара?

Раствор хлорида калия?

Бензин?

Кристаллы хлорида калия?

Уксусная кислота?

Раствор соляной кислоты?

Да (ответ учащихся).

Нет (ответ учащихся).

Нет (ответ учащихся).

Да (ответ учащихся).

Нет (ответ учащихся).

Нет (ответ учащихся).

Нет (ответ учащихся).

Да (ответ учащихся).

Итак, определили, что вещества, растворенные в воде распадаются на ионы. А какже быть случае ковалентной связи? Например в молекуле соляной кислоты? Как она может распаться на ионы? (ПК)

И такой распад получил название …

Верно. Диссоциация означает – распад, разъединение.

Просмотр слайдов с ПК.

Электролитическая диссоциация.

А что такое ион?

Ион – это частица имеющая заряд.(+,-).

Процесс распада для веществ с ионной связью состоит из 3-х этапов. Каких?

Ориентация, гидратация, диссоциация.

Для веществ с ковалентной связью диссоциация состоит из подобных этапов, но добавляется ещё один. Какой?

Ориентация, гидратация,ионизация, диссоциация.

Процесс диссоциации можно записать общей формулой: АВ → А + В. Т.о. при растворении вещества возникают положительно и отрицательно заряженные ионы. Как они называются?

Катионы и анионы, а именно ион калия и хлорид-ион.

KCl → K + Cl

Составьте уравнения диссоциации хлорида натрия, гидроксида бария, сульфата алюминия, нитрата железа (III).

На доске: NaCl → Na + Cl,

Ba(OH)2 → Ba + OH,

Al2(SO4) → Al + SO4,

FeNO3 → Fe + NO3.

Хочу вам напомнить, что основоположенником теории электролитической диссоциации является С. Аррениус, 1987г. Он создал 6 положений ТЭД. (ПК)

Прослушивание информации с ПК, конспектирование главного в тетрадях.

Вывод:

  1. Электролиты в растворах или расплавах распадаются на ионы.

  2. Положительно заряженные ионы (катионы) будут двигаться к катоду, к отрицательно заряженному электроду. Отрицательно заряженные ионы, анионы – к положительно заряженному, аноду.

  3. Диссоциация – обратимый процесс.

  4. Ионы и атомы одних и тех же элементов отличаются друг от друга по строению и свойству.

 

3. Актуализация умения составлять ионные уравнения(20мин).

Теперь вам известно, что в растворах веществ имеются ионы. Отсюда следует логический вывод, что реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов. Итак, реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями. Ионы вступают во взаимодействие друг с другом. Реакции протекающие не обратимо, т.е. до конца в случае:

  1. образование осадка,

  2. выделение газа,

  3. получение малодиссоциирующего вещества, например воды.

Запись определения ионных реакций в тетрадь.

При составлении ионных уравнений руководствуются некоторыми правилами: малодиссоциирующее вещество записывают в молекулярном виде, вещество выпавшее в осадок указывают стрелкой вниз (), а газ – стрелкой вверх (). Рассмотрим конкретный пример: взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

Составляем, вначале, молекулярное уравнение:

Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NaCl

Проверяем коэффициенты.

Вслед за учителем учащиеся переписывают пример ионного уравнения к себе в тетрадь.

После этого перепишем это же уравнение в другом, ионном виде, но вещество, выпавшее в осадок, оставим в молекулярном виде:

2Na + SO4 + Ba + 2Cl = BaSO4+ 2Na + Cl , такое уравнение называется…

Полным ионным уравнением.

Находим одинаковые ионы и подчеркнем их. Исключая эти ионы из реакции мы перейдем к сокращенному ионному уравнению:

SO4 + Ba = BaSO4

Сущность данной реакции сводится к взаимодействию двух ионов – инов-бария и сульфат-ионов. Ионное уравнение указывает какое вещество образуется в данной реакции.

Разберем пример других реакций.

Желающие, разбирают примеры у доски на оценку, а все остальные продолжают записи в свои тетради.

4. Домашнее задание.

§….., с.148-151, 154-155, упр.2,4,5,8-11.

 

5. Оценивание работы учащихся (2 мин).

В ходе урока, за каждый верный ответ учащегося, давалась карточка. Учащиеся набравшие число карточек больше 5-ти получают 5 баллов, меньше 5 на 1-2 карточки – 4 балла.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок-обобщение на тему Реакции ионного обмена

Автор: Корчак Татьяна Владимировна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252378


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства