Цель данного урока - систематизировать знания обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Виды химических реакций"»
Виды химических реакций.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания студентов о химических явлениях и типах химических реакций.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций,
Развивающие: совершенствовать умения при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления обучающихся.
Формирование компетенций:
предметных – обеспечить усвоение знаний по пройденной теме, научить делать общие выводы и применять знания и умения на практике;
метапредметных – проводить практические работы, делать выводы, развивать умения добывать информацию и обрабатывать её;
личностных - мотивировать людей, стимулировать открытое взаимодействие всех учащихся, научить стремится совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое, способность делать адекватную самооценку.
Планируемые результаты:урок должен помочь обучающимся сформировать следующие универсальные учебные действия:
1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством преподавателя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.
3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Формы организации учебной деятельности:фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения:Репродуктивный, проблемно-поисковый, экспериментальный, игровой.
На столах обучающихся: инструкции по ТБ при работе с реактивами, инструктивные карточки для проведения лабораторной работ; ящики с лабораторным оборудованием, двухуровневые тесты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие
II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учения:
-Эти явления знаете вы
В природе и в нашем быту встречаются они,
А отличают эти явления – взаимные превращения,
Образуются всегда – новые вещества.
- Что же это за явления?
(Ответы : Химические реакции)
- Тема нашего урока «Типы химических реакций» (слайд 1)
- Для того, чтобы сформулировать цель нашего урока, предлагаю вам выполнить следующее задание (на доске) : найти соответствие между реакциями и их типами (слайд 2).
- Все типы реакций вы уже изучили ранее. Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока? (Ответы обучающихся, запись цели на доске). (слайд 3)
- Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения, кроме того, хорошо овладев этой темой, для вас не составит труда осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи. (во время рассказа – слайды 4, 5)
-Девиз нашего урока (на доске) – «Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
Китайская народная мудрость
III. Актуализация знаний, умений, навыков студентов:
(демонстрация опыта «Вулкан на столе»)
Что вы сейчас наблюдали? (Ответы: Химическую реакцию)
Дайте определение словосочетанию «химическая реакция».
Какие признаки химических реакций вы знаете? (Изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа, тепла, свечение).
Каковы условия возникновения и течения химических реакций? (Приведение веществ в тесное соприкосновение - измельчение, перемешивание, растворение. Нагревание веществ до определённой температуры).
IV. Выполнение лабораторных работ.
- А сейчас я предлагаю поработать в группах. В инструктивных карточках даны задания, которые вы должны будете выполнить в течение 5 минут, а затем рассказать своим товарищам о проделанной работе, сделать выводы. Перед выполнением работы давайте вспомним правила техники безопасности (студенты зачитывают по одному правилу, которые написаны у них на листочках на столах).
Приложение №1
Лабораторный опыт «Типы химических реакций»
Задание для группы №1
Это серное соединение,
Для него найдётся применение:
Его больные выпивают,
И их рентгеном облучают.
На мониторе язва выявляется,
Как соединенье называется?
Предложите способ получения этого вещества в лаборатории из имеющихся реактивов, проведите реакцию. Напишите УХР и классифицируйте проведенную реакцию по разным признакам. Опыты проводите, соблюдая следующие правила техники безопасности:
Выполните задание, занести результаты в таблицу
Реагенты
Наблюдения, условия реакции
Признаки
классиф-ции
Тип реакции
УХР, с учётом типа реакции
Лабораторный опыт «Типы химических реакций»
Задание для группы №2
Проведите реакцию между цинком и соляной кислотой. Отметьте наблюдения. Напишите УХР и классифицируйте проведенные реакции по разным признакам.
Опыты проводите, соблюдая следующие правила техники безопасности:
Выполните задание, занести результаты в таблицу
Реагенты
Наблюдения, условия реакции
Признаки
классиф-ции
Тип реакции
УХР, с учётом типа реакции
Лабораторный опыт «Типы химических реакций»
Задание для группы №3
Проведите реакцию между сульфатом меди(II) и гидроксидом натрия
Отметьте наблюдения. Напишите УХР и классифицируйте проведенные реакции по разным признакам.
Опыты проводите, соблюдая следующие правила техники безопасности:
Выполните задание, занести результаты в таблицу
Реагенты
Наблюдения, условия реакции
Признаки
классиф-ции
Тип реакции
УХР, с учётом типа реакции
(Студенты выполняют задания под контролем преподавателя).
Давайте отвлечемся и восстановим свою работоспособность:
Часть B. Установите соответствие между УХР и типом реакции, к которой она относится.
А) 2 H2 O2= 2H2 O+ O2 1. замещение
Б) CuO+2HBr = CuBr2 + H2O 2. обмен
В) S + O2 = SO2 3. разложение
Г) Mg+ ZnO= MgO + Zn 4. соединение
Часть C. Допишите УХР:
2SO2 + O2=
VII. Взаимопроверка тестовой работы.
- А теперь обменяйтесь тестовыми работами и ваш сосед проверит правильность выполнения задания.
(Меняются заданиями и проверяют работы).
На экране вывешиваются ключи с правильными ответами (слайд 21)
VIII. Итог урока. Оценки. Рефлексия (на экране). (слайд …..)
Таблица «Угадай слово».
Уравнения реакций
Типы химических реакций
соеди-
нения
разло-
жения
заме-
щения
обмена
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2
Б
В
П
З
2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O
Г
И
К
Д
2Ca + O2 → 2CaO
С
Ж
С
Ф
K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3
Н
У
Т
Ь
2HgO → 2Hg + O2
А
М
Р
П
Br2 + 2KI → 2KBr + I2
Ш
Л
О
И
Реши проблему.
№1: Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но сам попал в западню. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Опустим в пробирку с раствором хлорида меди (II) железный гвоздь (на нитке). Соблюдаем правила техники безопасности при работе в химической лаборатории (беседа по Т.Б.)
Напишите уравнения реакции, определите тип реакции и поставьте коэффициенты.
№2:Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,
И дает ему поручение государственного значения:
«Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.
Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.
Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.
Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».
Напишите в тетради формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции.
№3 О каком веществе идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?
«Ты знаешь газ легчайший – водород.
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассвете!»
Напишите формулу данного вещества. Составьте уравнение реакции его разложения. Назовите вещество.
«Крестик-нолик»
(за 30 секунд необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения).
Fe2O3 + H2 → H2O + Fe
NO2 + H2O + O2 → HNO3
AgNO3 → Ag + NO2 + O2
Cl2 + KI → KCl + I2
Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + NaCl
Zn + O2 → ZnO
Al + HCl → AlCl3 + H2↑
Cu(OH)2 → CuO + H2O
HCl + Zn → ZnCl2 + H2
Итак:
-какая была цель нашего урока?
-как вы считаете, достигли ли мы цели?
-что для этого делали?
-какой опыт понравился больше всего?
-что было трудным для выполнения?
-что для вас было интересным на уроке?
-подходит ли девиз нашему уроку?
IX. Домашнее задание.
Повторить разделы, которые вызвали затруднения на сегодняшнем уроке.
-Свой урок мы начали китайской мудростью, а закончить я хочу армянской.
«Первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье кому? Тому – кто понял».
Я уверена, что сегодня на уроке вы узнали что-то новое.