kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Виды химических реакций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока -  систематизировать знания обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Виды химических реакций"»

Виды химических реакций.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания студентов о химических явлениях и типах химических реакций.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций,

  • Развивающие: совершенствовать умения при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

  • Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления обучающихся.

  • Формирование компетенций:

  •  предметных – обеспечить усвоение знаний по пройденной теме, научить делать общие выводы и применять знания и умения на практике;

  •  метапредметных – проводить практические работы, делать выводы, развивать умения добывать информацию и обрабатывать её;

  • личностных - мотивировать людей, стимулировать открытое взаимодействие всех учащихся, научить стремится совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое, способность делать адекватную самооценку.

Планируемые результаты: урок должен помочь обучающимся сформировать следующие универсальные учебные действия:

1)Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

2)Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством преподавателя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.

3)Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

4)Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.



Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в малых группах, индивидуальная.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: Репродуктивный, проблемно-поисковый, экспериментальный, игровой.

Оборудование: компьютер,телевизор, электронная презентация, карточки задания.

На столах обучающихся: инструкции по ТБ при работе с реактивами, инструктивные карточки для проведения лабораторной работ; ящики с лабораторным оборудованием, двухуровневые тесты.



Ход урока.



I. Организационный момент.

Приветствие

II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учения:

-Эти явления знаете вы

В природе и в нашем быту встречаются они,

А отличают эти явления – взаимные превращения,

Образуются всегда – новые вещества.

- Что же это за явления?

(Ответы : Химические реакции)

- Тема нашего урока «Типы химических реакций» (слайд 1)

- Для того, чтобы сформулировать цель нашего урока, предлагаю вам выполнить следующее задание (на доске) : найти соответствие между реакциями и их типами (слайд 2).

- Все типы реакций вы уже изучили ранее. Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока? (Ответы обучающихся, запись цели на доске). (слайд 3)

- Сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, их типах и условиях протекания, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения, ведь нас с вами окружают вещества и постоянно происходящие с ними изменения, кроме того, хорошо овладев этой темой, для вас не составит труда осуществлять цепочки химических превращений, решать всевозможные химические задачи. (во время рассказа – слайды 4, 5)

-Девиз нашего урока (на доске) – «Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь»

Китайская народная мудрость



III. Актуализация знаний, умений, навыков студентов:

(демонстрация опыта «Вулкан на столе»)

Что вы сейчас наблюдали? (Ответы: Химическую реакцию)

  1. Дайте определение словосочетанию «химическая реакция».

  2. Какие признаки химических реакций вы знаете? (Изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа, тепла, свечение).

  3. Каковы условия возникновения и течения химических реакций? (Приведение веществ в тесное соприкосновение - измельчение, перемешивание, растворение. Нагревание веществ до определённой температуры).

IV. Выполнение лабораторных работ.

- А сейчас я предлагаю поработать в группах. В инструктивных карточках даны задания, которые вы должны будете выполнить в течение 5 минут, а затем рассказать своим товарищам о проделанной работе, сделать выводы. Перед выполнением работы давайте вспомним правила техники безопасности (студенты зачитывают по одному правилу, которые написаны у них на листочках на столах).

Приложение №1


Лабораторный опыт «Типы химических реакций»


Задание для группы №1

Это серное соединение,

Для него найдётся применение:

Его больные выпивают,

И их рентгеном облучают.

На мониторе язва выявляется,

Как соединенье называется?

Предложите способ получения этого вещества в лаборатории из имеющихся реактивов, проведите реакцию. Напишите УХР и классифицируйте проведенную реакцию по разным признакам. Опыты проводите, соблюдая следующие правила техники безопасности:


Выполните задание, занести результаты в таблицу



Реагенты


Наблюдения, условия реакции


Признаки

классиф-ции



Тип реакции



УХР, с учётом типа реакции
































Лабораторный опыт «Типы химических реакций»



Задание для группы №2

Проведите реакцию между цинком и соляной кислотой. Отметьте наблюдения. Напишите УХР и классифицируйте проведенные реакции по разным признакам.

Опыты проводите, соблюдая следующие правила техники безопасности:




Выполните задание, занести результаты в таблицу



Реагенты


Наблюдения, условия реакции


Признаки

классиф-ции



Тип реакции



УХР, с учётом типа реакции































Лабораторный опыт «Типы химических реакций»



Задание для группы №3

Проведите реакцию между сульфатом меди(II) и гидроксидом натрия

Отметьте наблюдения. Напишите УХР и классифицируйте проведенные реакции по разным признакам.

Опыты проводите, соблюдая следующие правила техники безопасности:


Выполните задание, занести результаты в таблицу



Реагенты


Наблюдения, условия реакции


Признаки

классиф-ции



Тип реакции



УХР, с учётом типа реакции





























(Студенты выполняют задания под контролем преподавателя).

Давайте отвлечемся и восстановим свою работоспособность:

«Стрельба глазами» (здоровьесберегающие технологии)

  1. В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F)

  2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. (B)

  3. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. (Fr)

  4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)

  5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащееся в градусниках. (Hg)

  6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)

  7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La)

  8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F)

  9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. (Au)

VI. Контроль знаний.

Нам необходимо выявить, какие еще есть пробелы и над чем стоит поработать дома. Сейчас мы это проверим, выполнив небольшую тестовую работу.

Приложение №3

Тест по теме «Классификация химических реакций»

Вариант 1

Часть А Выберите правильный ответ из предложенных.

А 1. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится:

  1. горение 2) кипение 3) плавление 4) возгонка


А 2. Какому типу реакции соответствует уравнение:

Zn(OH)2 +H2 SO4 = Zn SO4 + 2 H2 O

  1. oбмена 2) соединение 3) разложение 4) замещение


А 3. Окислительно – восстановительной не является реакция

  1. 2Na + Cl2 = 2NaCl 2) 2NaCl + H2 SO4 = Na2 SO4 + 2HCl↑

3) Zn +2HCl= Zn Cl2 + H2 ↑ 4) H2C=O + 2Ag2O= 4 Ag + CO2↑+ H2O


Часть B. Установите соответствие между УХР и типом реакции, к которой она относится.

А) 2 H2 O= 2H2 + O2 1. соединение

Б) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 2. обмен

В) 4P + 5O2 = 2P2 O5 3. разложение

Г) Zn(OH)2 + H2 SO4 = 2H2O + Zn SO4 4. замещение

Часть C. Допишите УХР:

… = 2Hg + O2



Тест по теме «Классификация химических реакций»

Вариант2

Часть А Выберите правильный ответ из предложенных.

А 1. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится:

  1. замерзание 2) гниение 3) кристаллизация 4) плавление


А 2. Какому типу реакции соответствует уравнение:

Zn(OH)2 = Zn O+ 2 H2 O

  1. oбмена 2) соединение 3) разложение 4) замещение


А 3. Окислительно – восстановительной является реакция

  1. 2Na + Cl2 = 2NaCl 2) 2NaCl + H2 SO4 = Na2 SO4 + 2HCl↑

3) Zn O+2HCl= Zn Cl2 + H2 O 4) H2SO4 + Ag2O= Ag2 SO4 + H2O


Часть B. Установите соответствие между УХР и типом реакции, к которой она относится.

А) 2 H2 O= 2H2 + O2 1. разложение

Б) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 2. обмен

В) 4Al + 3O2 = 2Al2 O3 3. соединение

Г) Zn(OH)2 + H2 SO4 = 2H2O + Zn SO4 4. замещение


Часть C. Допишите УХР:

… + 2HNO3= Mg(NO3)2 +H2O



Тест по теме «Классификация химических реакций»

Вариант3

Часть А Выберите правильный ответ из предложенных.

А 1. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции не относится:

  1. горение 2) кипение 3) окисление 4) ржавление


А 2. Какому типу реакции соответствует уравнение:

Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2 H2 O

  1. oбмена 2) соединение 3) разложение 4) замещение


А 3. Эндотермической является реакция

  1. 2Na + Cl2 = 2NaCl 2) Fe(OH)2 = FeO+ H2O

3) Zn +2HCl= Zn Cl2 + H2 4) H2SO4 + Ag2O= Ag2 SO4 + H2O


Часть B. Установите соответствие между УХР и типом реакции, к которой она относится.

А) 2 H2 O2= 2H2 O+ O2 1. замещение

Б) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4 2. обмен

В) S + O2 = S O2 3. соединение

Г) Zn(OH)2 + H2 SO4 = 2H2O + Zn SO4 4. разложение

Часть C. Допишите УХР:

… + 5O2= 2P2 O5



Тест по теме «Классификация химических реакций»


Вариант 4

Часть А Выберите правильный ответ из предложенных.

А 1. Из перечисленных ниже процессов к химической реакции относится:

  1. замерзание 2) кипение 3) кристаллизация 4) ржавление


А 2. Какому типу реакции соответствует уравнение:

Mg + 2HCl = MgCl2 + 2 H2

  1. oбмена 2) соединение 3) разложение 4) замещение


А 3. Гомогенной является реакция

1) H2 + Cl2 = 2HCl 2) Fe(OH)2 = FeO+ H2O

3) Zn +2HCl= Zn Cl2 + H2 4) H2SO4 + Ag2O= Ag2 SO4 + H2O


Часть B. Установите соответствие между УХР и типом реакции, к которой она относится.

А) 2 H2 O2= 2H2 O+ O2 1. замещение

Б) CuO +2HBr = CuBr2 + H2O 2. обмен

В) S + O2 = S O2 3. разложение

Г) Mg + ZnO= MgO + Zn 4. соединение

Часть C. Допишите УХР:

2SO2 + O2=



VII. Взаимопроверка тестовой работы.

- А теперь обменяйтесь тестовыми работами и ваш сосед проверит правильность выполнения задания.

(Меняются заданиями и проверяют работы).

На экране вывешиваются ключи с правильными ответами (слайд 21)

VIII. Итог урока. Оценки. Рефлексия (на экране). (слайд …..)

Таблица «Угадай слово».

 

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соеди-

нения

разло-

жения

заме-

щения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

П

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

И

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

С

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Ь

2HgO → 2Hg + O2

А

М

Р

П

Br2 + 2KI → 2KBr + I2

Ш

Л

О

И



Реши проблему.


1: Жилец из квартиры №26 решил помочь освободиться жильцу из квартиры №29 из его хлорида, но сам попал в западню. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Опустим в пробирку с раствором хлорида меди (II) железный  гвоздь (на нитке). Соблюдаем правила техники безопасности при работе в химической лаборатории (беседа по Т.Б.)

Напишите уравнения реакции, определите тип реакции и поставьте коэффициенты.


2:Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,

И дает ему поручение государственного значения:

«Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.

Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.

Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».

Напишите в тетради формулу сульфида алюминия, уравнения реакции его получения. Укажите тип реакции.



3 О каком веществе идет речь в отрывке из стихотворения С.Щипачева «Читая Менделеева»?

«Ты знаешь газ легчайший – водород.

В соединенье с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассвете!»

Напишите формулу данного вещества. Составьте уравнение реакции его разложения. Назовите вещество.

 

«Крестик-нолик»

(за 30 секунд необходимо найти выигрышный путь, состоящий из уравнений реакций замещения).






Fe2O3 + H2 → H2O + Fe

NO2 + H2O + O2 → HNO3

AgNO3 → Ag + NO2 + O2

 

Cl2 + KI → KCl + I2

Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + NaCl

Zn + O2 → ZnO

 

Al + HCl → AlCl3 + H2

Cu(OH)2 → CuO + H2O

HCl + Zn → ZnCl2 + H2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак:

-какая была цель нашего урока?

-как вы считаете, достигли ли мы цели?

-что для этого делали?

-какой опыт понравился больше всего?

-что было трудным для выполнения?

-что для вас было интересным на уроке?

-подходит ли девиз нашему уроку?



IX. Домашнее задание.

Повторить разделы, которые вызвали затруднения на сегодняшнем уроке.



-Свой урок мы начали китайской мудростью, а закончить я хочу армянской.

«Первое яблоко тому, кто рассказывал. Второе – тому, кто слушал. А третье кому? Тому – кто понял».

Я уверена, что сегодня на уроке вы узнали что-то новое.

Спасибо всем за плодотворную работу на уроке.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Виды химических реакций"

Автор: Богачева Елена Васильевна

Дата: 15.05.2019

Номер свидетельства: 510336

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Заседания РМО учителей химии: разработка урока     «Типы химических реакций» в технологии проблемно-диалогического обучения"
    ["seo_title"] => string(139) "zasiedaniia-rmo-uchitieliei-khimii-razrabotka-uroka-tipy-khimichieskikh-rieaktsii-v-tiekhnologhii-probliemno-dialoghichieskogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "258469"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448509560"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Разработка урока по биологии для 5 класса "Химические явления. Горение" (ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-biologhii-dlia-5-klassa-khimichieskiie-iavlieniia-gorieniie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "249706"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446965726"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий" "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-shchielochnyie-mietally-natrii"
    ["file_id"] => string(6) "199224"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548110"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Разработка урока  биологии "Биосинтез белка" "
    ["seo_title"] => string(44) "razrabotka-uroka-biologhii-biosintiez-bielka"
    ["file_id"] => string(6) "108100"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403549596"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Разработка урока по теме "Кремний и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(57) "razrabotka-uroka-po-tiemie-kriemnii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "192366"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427454101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства