kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока биологии "Биосинтез белка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА занятия: «Биосинтез белка».

1. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

А. Учебная цель:

Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка. Выяснить суть понятий транскрипция и трансляция. Закрепить знания о механизме синтеза полипептидной цепи на основе знаний о матричном синтезе, характерном только для живой природы.

Б. Развивающая цель:

  • развивать умения анализировать и делать выводы;

  • способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине;

  • развивать умения работать с научным текстом;

  • развивать память, внимание, логическое мышление.

В. Воспитательная цель:

- формирование научно-материалистического мировоззрения;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, умения вести диалог ответственное отношение к учебе;

- воспитывать у студентов дух соревнования, точность и быстроту ответов.

2. ТИП ЗАНЯТИЯ:

Теоретическое – комбинированное.

Продолжительность - 80 мин.

3.оборудование:

презентация: «Биосинтез белка», «Строение белка», «Строение хлоропластов», «Генетический код».

4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Химия. Темы: «Строение и свойства белка»

«Аминокислоты»

«Нуклеиновые кислоты».

5. ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Темы : «Строение и функции белков»

«Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки»

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Проверить готовность кабинета и студентов к занятию. Ознакомить студентов с целью и планом занятия по данной теме.

  1. Объявление темы цели и плана занятия.

Тема занятия: «Биосинтез белка».

  1. Контроль уровня знаний по теме «Органические вещества клетки»

Фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Какие уровни организации живой материи существуют на нашей планете? (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно видовой, экосистемный, биосферный)

  2. Перечислите основные признаки живого. (Единство химического состава, клеточное строение, обмен веществ и энергии, самовоспроизведение, саморегуляция, рост и развитие, раздражимость, наследственность, изменчивость)

  3. Какие уровни живой материи мы изучили и изучаем в настоящее время? (Молекулярный, клеточный)

  4. Какая наука изучает состав клетки? (Молекулярная биология или биохимия)

  5. Какая наука изучает клетки живых организмов? (Цитология)

  6. Назовите основные группы химических веществ, входящих в состав клетки? (Неорганические и органические)

  7. Перечислите неорганические и органические вещества клетки. (Неорганические: вода и минеральные соли; органические: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты)

  8. На какие виды по особенностям строения делятся органоиды клетки? (На двухмембранные, одномембранные и немембранные)

  9. Назовите 1-мембранные органоиды (ЭПС, аппарат Голъджи, лизосомы), 2-х мембранные органоиды (митохондрии, пластиды, ядро) и немембранные (рибосомы, клеточный центр и цитоскелет, состоящий из микротрубочек и белковых нитей)

  10. Как называются вещества, ускоряющие химические реакции? Из каких веществ они состоят? (Ферменты, состоят из белков)

  11. Как научно называется процесс обмена веществ? (Метаболизм)

  12. Дать, определение этому процессу. (Совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции)

  13. Что представляет собой процесс ассимиляции веществ? (Реакции синтеза)

  14. Что представляет собой процесс диссимиляции? (Химическое расщепление – распад веществ до конечных продуктов)

  1. Объяснение нового материала.

План лекции:

  1. Многообразие белков и строение молекулы ДНК.

  2. Генетический код.

  3. Этапы биосинтеза белка: транскрипция и трансляция.

  4. Регуляция процессов транскрипции и трансляции в клетках прокариот и эукариот.

  1. Многообразие белков и строение молекулы ДНК.

2. Генетический код.

Дополнение Это интересно!

То, что ДНК и РНК содержатся как в клетках животных, так и в клетках растений, выяснилось только к концу 30-х годов XX в. До этого полагали, что ДНК содержит­ся только в клетках животных, а РНК — в клетках растений. То, что РНК содержит­ся во всех клетках, причем не столько в ядре, сколько в цитоплазме, было показа­но только в 40-е годы XX в.

3. Транскрипция.

Трансляция.

4.Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

Оперон и репрессор.

Механизм регуляции синтеза белка у прокариот.

Механизм регуляции синтеза белка у эукариот.

Дополнение подготовленного обучающегося.

Это интересно!

Можно было бы предположить, что часть «неработающих» генов в тех или иных клетках утрачивается, разрушается. Однако целый ряд экспериментов доказал, что это не так. Из клетки кишечника головастика при определенных условиях можно вырастить целую лягушку, что возможно только в том случае, если в ядре этой клетки сохранилась вся генетическая информация, хотя часть ее не выража­лась в форме белков, пока клетка входила в состав стенки кишечника. Следова­тельно, в каждой клетке многоклеточного организма используется только часть генетической информации, содержащейся в ее ДНК. Значит, должны иметь место механизмы, «включающие» или «выключающие» работу того или иного гена в разных клетках.

Общая длина молекул ДНК, содержащихся в 46 хромосомах человека, составляет почти 2 метра. Если бы генетически триплетным кодом были закодированы буквы алфавита, то ДНК одной клетки человека хватило бы для шифровки 1000 толстых томов текста!

  1. Обобщение и систематизация полученных знаний.

 

Вопросы для блиц-опроса по теме:

«Биосинтез белка»:

1. Сколько нуклеотидов входит в кодон?

(3)

2. Сколько нуклеотидов входит в триплет?

(3)

3. Какое свойство генетического кода характеризуется тем, что одна аминокислота кодируется несколькими разными кодонами? (Вырожденность или надежность)

4. Какое свойство генетического кода характеризуется тем, что 1 кодон всегда кодирует только одну аминокислоту?

(Специфичность)

5.Что такое универсальность генетического кода?

( Генетический код одинаков для всех живых организмов от бактерии до человека)

6. Сколько видов аминокислот принимает участие в синтезе белка?

(20)

7. Назовите участки гена.

(Промотор, оператор, структурный ген, терминатор)

8. Как называется участок гена, отвечающий за активность гена?

(Промотор)

9. Название фермента, создающий РНК-копию гена.

(РНК – полимераза)

10. К какому участку гена подходит РНК-полимераза?

(РНК – полимераза «узнает» промотор, взаимодействует с ним, и с этого места начинает синтез и-РНК)

11. Как называются вставки в информационный участок гена, не несущие информации?

(«Знаки препинания»)

12. Как называются участки гена, содержащие информацию о структуре белка?

(Структурным геном)

13. Название 1-го этапа биосинтеза — считывание информации

С ДНК на РНК.

(Транскрипция)

14. В какой части клетки происходит транскрипция?

(В ядре клетки)

15. Название 2-го этапа биосинтеза — построение белка на рибо­соме.

(Трансляция)

16. В какой части клетки происходит трансляция?

(В цитоплазме, на рибосоме)

17. Что такое полисомы?

(Все рибосомы, синтезирующие белок на одной молекуле и-РНК, называются полисомой)

18. Что такое и-РНК?

(Это копия одного гена, является матрицей для синтеза белковой молекулы)

19. Какие органоиды участвуют в биосинтезе белка?

(Рибосомы)

20. Сколько субъединиц в рибосоме?

(2)

21. Что такое ген?

(Участок ДНК, несущий информацию о структуре одного белка)

22. Какое вещество доставляет аминокислоты к рибосоме?

(Транспортная РНК)

23. Почему количество видов т-РНК больше, чем число видов аминокислот?

(Т-РНК столько сколько кодонов, кодирующих аминокислоты)

24. Что такое антикодон?

(Это участок т-РНК, комплементарный кодону и-РНК)

25. Зачем нужны в м-РНК кодоны, которым не соответствуют никакие антикодоны в т-РНК?

(Это знаки начала и конца трансляции)

26. Что такое оперон?

(Это генетическая единица регуляции синтеза белков)

27. Чем оперон отличается от гена?

(Оперон может включать в себя несколько структурных генов, а перед ними располагается промотор и оператор)

Критерии оценок блиц-опроса:

3 правильных ответа - «5» (отлично).

2 правильных ответа - «4» (хорошо).

1 правильный ответ - 3 (удовлетворительно).

Ни одного правильного ответа - 2 (неудовлетворительно).

Заключительная часть.

Оценка работы студентов.

Домашнее задание.

Изучить параграф учебника биология под редакцией Москва “КноРус» 2012г

С.И. Колесникова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии "Биосинтез белка" »

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия по дисциплине биология

ТЕМА: «Биосинтез белка».

1. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

А. Учебная цель:

Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка. Выяснить суть понятий транскрипция и трансляция. Закрепить знания о механизме синтеза полипептидной цепи на основе знаний о матричном синтезе, характерном только для живой природы.

Студент должен уметь:

- пользоваться таблицей генетического кода;

- составлять схемы биосинтеза белка;

- осуществлять цепочки превращений веществ в ходе процесса биосинтеза белка.

Студент должен иметь представление:

О строении и функциях белка и нуклеиновых кислот в клетке, об обмене веществ.

Б. Развивающая цель:

  • развивать умения анализировать и делать выводы;

  • способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине;

  • развивать умения работать с научным текстом;

  • развивать память, внимание, логическое мышление.

В. Воспитательная цель:

- формирование научно-материалистического мировоззрения;

- воспитание трудолюбия, усидчивости, умения вести диалог ответственное отношение к учебе;

- воспитывать у студентов дух соревнования, точность и быстроту ответов.

2. ТИП ЗАНЯТИЯ:

Теоретическое – комбинированное.

Продолжительность - 80 мин.

3. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

таблицы: «Биосинтез белка», «Строение белка», «Строение хлоропластов», «Генетический код».

4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Химия. Темы: «Строение и свойства белка»

«Аминокислоты»

«Нуклеиновые кислоты».

5. ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Темы : «Строение и функции белков»

«Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки»



ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Проверить готовность кабинета и студентов к занятию. Ознакомить студентов с целью и планом занятия по данной теме.


  1. Объявление темы цели и плана занятия.

Тема занятия: «Биосинтез белка».


  1. Контроль уровня знаний по теме «Органические вещества клетки»

Фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Какие уровни организации живой материи существуют на нашей планете? (Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно видовой, экосистемный, биосферный)

  2. Перечислите основные признаки живого. (Единство химического состава, клеточное строение, обмен веществ и энергии, самовоспроизведение, саморегуляция, рост и развитие, раздражимость, наследственность, изменчивость)

  3. Какие уровни живой материи мы изучили и изучаем в настоящее время? (Молекулярный, клеточный)

  4. Какая наука изучает состав клетки? (Молекулярная биология или биохимия)

  5. Какая наука изучает клетки живых организмов? (Цитология)

  6. Назовите основные группы химических веществ, входящих в состав клетки? (Неорганические и органические)

  7. Перечислите неорганические и органические вещества клетки. (Неорганические: вода и минеральные соли; органические: белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты)

  8. На какие виды по особенностям строения делятся органоиды клетки? (На двухмембранные, одномембранные и немембранные)

  9. Назовите 1-мембранные органоиды (ЭПС, аппарат Голъджи, лизосомы), 2-х мембранные органоиды (митохондрии, пластиды, ядро) и немембранные (рибосомы, клеточный центр и цитоскелет, состоящий из микротрубочек и белковых нитей)

  10. Как называются вещества, ускоряющие химические реакции? Из каких веществ они состоят? (Ферменты, состоят из белков)

  11. Как научно называется процесс обмена веществ? (Метаболизм)

  12. Дать, определение этому процессу. (Совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции)

  13. Что представляет собой процесс ассимиляции веществ? (Реакции синтеза)

  14. Что представляет собой процесс диссимиляции? (Химическое расщепление – распад веществ до конечных продуктов)

  1. Объяснение нового материала.


План лекции:

  1. Многообразие белков и строение молекулы ДНК.

  2. Генетический код.

  3. Этапы биосинтеза белка: транскрипция и трансляция.

  4. Регуляция процессов транскрипции и трансляции в клетках прокариот и эукариот.

  1. Многообразие белков и строение молекулы ДНК.

2. Генетический код.

Дополнение Это интересно!


То, что ДНК и РНК содержатся как в клетках животных, так и в клетках растений, выяснилось только к концу 30-х годов XX в. До этого полагали, что ДНК содержит­ся только в клетках животных, а РНК — в клетках растений. То, что РНК содержит­ся во всех клетках, причем не столько в ядре, сколько в цитоплазме, было показа­но только в 40-е годы XX в.

3. Транскрипция.

Трансляция.

4.Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме


Оперон и репрессор.

Механизм регуляции синтеза белка у прокариот.

Механизм регуляции синтеза белка у эукариот.


Дополнение подготовленного обучающегося.

Это интересно!


Можно было бы предположить, что часть «неработающих» генов в тех или иных клетках утрачивается, разрушается. Однако целый ряд экспериментов доказал, что это не так. Из клетки кишечника головастика при определенных условиях можно вырастить целую лягушку, что возможно только в том случае, если в ядре этой клетки сохранилась вся генетическая информация, хотя часть ее не выража­лась в форме белков, пока клетка входила в состав стенки кишечника. Следова­тельно, в каждой клетке многоклеточного организма используется только часть генетической информации, содержащейся в ее ДНК. Значит, должны иметь место механизмы, «включающие» или «выключающие» работу того или иного гена в разных клетках.

Общая длина молекул ДНК, содержащихся в 46 хромосомах человека, составляет почти 2 метра. Если бы генетически триплетным кодом были закодированы буквы алфавита, то ДНК одной клетки человека хватило бы для шифровки 1000 толстых томов текста!

  1. Обобщение и систематизация полученных знаний.

Вопросы для блиц-опроса по теме:

«Биосинтез белка»:

1. Сколько нуклеотидов входит в кодон?

(3)

2. Сколько нуклеотидов входит в триплет?

(3)

3. Какое свойство генетического кода характеризуется тем, что одна аминокислота кодируется несколькими разными кодонами? (Вырожденность или надежность)

4. Какое свойство генетического кода характеризуется тем, что 1 кодон всегда кодирует только одну аминокислоту?

(Специфичность)

5.Что такое универсальность генетического кода?

( Генетический код одинаков для всех живых организмов от бактерии до человека)

6. Сколько видов аминокислот принимает участие в синтезе белка?

(20)

7. Назовите участки гена.

(Промотор, оператор, структурный ген, терминатор)

8. Как называется участок гена, отвечающий за активность гена?

(Промотор)

9. Название фермента, создающий РНК-копию гена.

(РНК – полимераза)

10. К какому участку гена подходит РНК-полимераза?

(РНК – полимераза «узнает» промотор, взаимодействует с ним, и с этого места начинает синтез и-РНК)

11. Как называются вставки в информационный участок гена, не несущие информации?

(«Знаки препинания»)

12. Как называются участки гена, содержащие информацию о структуре белка?

(Структурным геном)

13. Название 1-го этапа биосинтеза — считывание информации

С ДНК на РНК.

(Транскрипция)

14. В какой части клетки происходит транскрипция?

(В ядре клетки)

15. Название 2-го этапа биосинтеза — построение белка на рибо­соме.

(Трансляция)

16. В какой части клетки происходит трансляция?

(В цитоплазме, на рибосоме)

17. Что такое полисомы?

(Все рибосомы, синтезирующие белок на одной молекуле и-РНК, называются полисомой)

18. Что такое и-РНК?

(Это копия одного гена, является матрицей для синтеза белковой молекулы)

19. Какие органоиды участвуют в биосинтезе белка?

(Рибосомы)

20. Сколько субъединиц в рибосоме?

(2)

21. Что такое ген?

(Участок ДНК, несущий информацию о структуре одного белка)

22. Какое вещество доставляет аминокислоты к рибосоме?

(Транспортная РНК)

23. Почему количество видов т-РНК больше, чем число видов аминокислот?

(Т-РНК столько сколько кодонов, кодирующих аминокислоты)

24. Что такое антикодон?

(Это участок т-РНК, комплементарный кодону и-РНК)

25. Зачем нужны в м-РНК кодоны, которым не соответствуют никакие антикодоны в т-РНК?

(Это знаки начала и конца трансляции)

26. Что такое оперон?

(Это генетическая единица регуляции синтеза белков)

27. Чем оперон отличается от гена?

(Оперон может включать в себя несколько структурных генов, а перед ними располагается промотор и оператор)


Критерии оценок блиц-опроса:


3 правильных ответа - «5» (отлично).

2 правильных ответа - «4» (хорошо).

1 правильный ответ - 3 (удовлетворительно).

Ни одного правильного ответа - 2 (неудовлетворительно).



Заключительная часть.

Оценка работы студентов, замечания.


Домашнее задание.

Учебник «Биология» под редакцией Москва “КноРус» 2012г

С.И. Колесникова, материал лекции.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока биологии "Биосинтез белка"

Автор: Бармашова Надежда Владимировна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 108100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Разработка урока по биологии с элементами модульного обучения, 11 класс, тема "Процессы биосинтеза белка"."
    ["seo_title"] => string(113) "razrabotka-uroka-po-biologhii-s-eliemientami-modul-nogho-obuchieniia-11-klass-tiema-protsiessy-biosintieza-bielka"
    ["file_id"] => string(6) "207077"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430327710"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства