Данный урок "Типы химических реакций" представлен в технологии проблемно-диалогического обучения. На уроке представлены два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения учебной проблемы.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оргмомент 2мин
-обеспечить благоприятный климат для работы на уроке.
Мотивация к деятельности.
Приветствие.
Учитель обращается с вопросом: «Часто ли вам приходится оценивать себя?»
В течение урока вам предстоит оценивать свою деятельность по листам самооценки.
Учитель раздаёт обучающимся листы самооценки (Приложение №1)
Приветствие.
На столах учащихся учебники, дневники
Учащиеся записывают дату в тетрадь.
Слушают учителя и отвечают на вопрос.
Учащиеся рассматривают, заполняют верхнюю часть и откладывают в сторону.
Актуализация знаний
5 мин
Цель:
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.
Создание проблемной ситуации
Использован приём -выполнение задания, не сходное с предыдущим.
Задание №1 Обращает внимание учеников на запись формул на доске: Н2, SO2, KMnO4, O2, Mg, Al2O3, P, Сu, H2SO4, Ca.
Учитель просит придумать к ним задания.
Задание: (работа в группе)
Записать возможные уравнения химических реакций в тетради.
Учитель наблюдает за ходом выполнения работы.
Заполним листы самооценки.
Учитель обращает внимание на записи уравнений химических реакций (на обратной стороне доски):
Cu2H2CO5 = 2CuO + H2O + CO2
Fe + CuCI2 = FeCI2 + Cu
2Сu + O2 = 2СuO
Задание: Определить типы химических реакций
Рассматривают формулы веществ:
Н2, SO2, KMnO4, O2, Mg, Al2O3, P, Сu, H2SO4, Ca.
Обучающиеся поочередно придумывают задания: *Представленные формулы по составу можно разделить на 2 группы: простые и сложные.
Простые вещества состоят из одного химического элемента. Из представленных формул к ним относятся:
Н2- водород,
O2 - кислород,
Mg - магний,
P - фосфор
Сu - медь
Сложные вещества состоят из нескольких химических элементов. Из
представленных формул к ним относятся - SO2, KMnO4, Al2O3, H2SO4.
*Можно подсчитать относительные молекулярные массы - Мr.
* Можно определить валентность элементов в веществах, состоящих из двух элементов.
*Можно записать уравнения химических реакций и определить число и состав исходных и образующихся веществ:
2Ca + O2 = 2CaO и т.д.
Записывают уравнения химических реакций, в ходе записи формулируют известный алгоритм составления УХР.
Сравнивают полученный результат с эталоном. В конце выполнения работы заполняют листы самооценки.
Рассматривают уравнения химических реакций
и приходят к выводу, что не могут определить типы химических реакций.
Формулирование учебной проблемы
1 минута
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока?
Фиксирует тему урока на доске:
Типы химических реакций
Какие типы химических реакций существуют?
Типы химических реакций
Запись темы урока в тетради:
Типы химических реакций
Поиск решения учебной проблемы
(3–5 минут)
Что хотим узнать по новой теме?
Запись вопросов на доске:
1)Какие типы химических реакций существуют?
(Какие ТХР?)
В чём их сходство и различие?
2)Почему химические реакции делятся на типы?
(Почему ТХР?)
3) Значение классифкации.
(Значение)
Есть ещё вопросы?
Как найти ответы на эти вопросы?
А вы сделали свой выбор?
Всё, что вы желаете, будет исполнено: работа с учебником, с учителем, лабораторные опыты.
Учитель прикрепляет на доску схему.
Реакции обмена будем изучать попозже.
На доске появляется схема:
ТХР
РР РС РЗ
На основе какого признака классифицируют химические реакции на реакции разложения, соединения, замещения?
Какова цель?
Фиксирует цель на доске:
1) определить признак, положенный в основу классификации химических реакций на реакции разложения, соединения, замещения;
2)научиться определять тип химической реакции.
1)Какие типы химических реакций существуют?
2)Почему химические реакции делятся на типы?
3) Зачем это знать?
Запись вопросов в тетради.
Нет.
Информацию можно найти
в учебнике, справочнике по химии, спросить у старших товарищей, спросить у учителя, взрослых, выйти с вопросом в Интернет.
Часть учащихся желают работать с учителем, часть самостоятельно с учебником, часть - желают выполнить лабораторные опыты по изучаемой теме.
Учащиеся рассматривают схему, видят, что химические реакции подразделяются на реакции разложения, соединения, замещения, обмена.
Обучающиеся записывают схему в тетрадь.
Мы не знаем какой признак положен в основу деления химических реакций на группы.
Запись цели в тетради:
определить признак, положенный в основу классификации химических реакций.
Формулирование нового знания
1–2 минуты
Для определения признака классификации химических реакций учитель предлагает учащимся разделиться на три группы:
группа№1 – реакция разложения
группа №2 – реакции соединения
группа №3 – реакция замещения.
Как будем делиться?
Учитель наблюдает за ходом образования групп.
Раздаёт листы с заданиями. (Приложение №2)
По завершению работы учитель представляет слово группам.
Проверка правильности выполнения задания:
учитель раздаёт эталоны выполнения работы.
Ответили мы с вами на вопрос: что лежит в основе классификации ХР на реакции разложения, соединения, замещения.
Добавляют в схему запись:
ТХР: число, состав ИВ и ОБ
РР РС РЗ
1ИВ пИВ 1 ОВ
п ОВ
Как убедиться, что действительно существуют реакции разложения, соединения, замещения?
Класс продолжает работу в группах:
группа №1 - л.о.6 с.50-51
группа №2 - л.о.4 (опыт №1) с.50
группа №3 - л.о.7 с.51
Какую технику безопасности нам необходимо соблюдать?
Инструктаж по технике безопасности.
Учитель наблюдает за подбором реактивов и оборудования для выполнения работы.
Учитель наблюдает за ходом выполнения работы.
По завершению работы представляет слово группам.
Учитель и группы заслушивают представителей, которые рассказывают о ходе выполнения л.о., признаках химических реакций, записи уравнений химических реакций.
Самооценка выполнения л.о.
Как всегда.
Формируются 3 группы.
Знакомятся с заданиями и выполняют.
Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания.
Проверяют правильность выполнения, заполняют лист самооценки.
В основе классификации ХР на реакции соединения, разложения, замещения лежит число и состав исходных и образующихся веществ
Провести опыты
Обучающиеся читают инструкцию по выполнению л.о.
Рассказывают о соблюдении ТБ.Учащиеся расписываются в журнале ТБ.
Группы подбирают вещества и оборудование для выполнения л.о.
Группа выполняет л.о. (какое распределение функций внутри группы?)
Можно – 1- отвечает за соблюдение ТБ и аккуратности на рабочем столе, 2- запись УХР, 3- проведение опыта.
Учитель и группы заслушивают представителей, которые рассказывают о ходе выполнения л.о., признаках химических реакций, записи уравнений химических реакций.
Самооценка выполнения л.о.
Первичное применение нового знания 3 минут
1.Выполнение задания:
соотнести УХР по типам (Приложение №3, задание №1)
Самостоятельная работа 3–5 минут
Просит детей самостоятельно выполнить задание: определить тип химической реакции. (Приложение №3, задание №2 (5 первых реакций))
Учитель выступает в роли консультанта.
Самостоятельно выполняют задание и сверяют с эталоном.
Повторение и закрепление изученного ранее
До 15 минут
Приложение №3 (задание №3)
Самооценка.
Самостоятельно выполняют задание и сверяют с эталоном.
Итог урока
1–2 минуты
Просит детей еще раз сформулировать цель, поставленную в начале урока и определить, достигнута ли она.
Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.
Домашнее задание
1–2 минуты
П.15,16
Задание №6 с.47 - обязательное (инвариант)
На выбор: выполнить задание на карточках (вариантная часть).
Определяют для себя инвариантную и вариантную часть задания.