kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Щелочные металлы. Натрий.

Цели урока:

образовательная: создать условия для закрепления знаний и способов деятельности учащихся о семействе щелочных металлов на примере натрия и его соединений, изучить строение их молекул, физико-химические свойства, определить роль и нахождение в природе и жизни человека;

развивающая: формировать умения прогнозировать свойства элементов и их соединений на основании общей характеристики семейства по положению элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева с применением межпредметных знаний и способов действий;

воспитательная: воспитание культуры коммуникативных способов действий на основании применения информационных технологий.

Тип урока: урок – изучение нового материала с сочетанием индивидуального вида работы учащихся.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, словесный.

Основные вопросы урока:

  1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенности строение атома
  2. История открытия и получение щелочных металлов.
  3. Нахождение и роль натрия в природе и жизни человека.
  4. Физические свойства натрия
  5. Химические свойства натрия
  6. Применение

Основные понятия: щелочные металлы, общая формула строения внешнего энергетического уровня, окислительно-восстановительные свойства, степень окисления, сравнительная химическая активность щелочных металлов и др.

Приемы: постановка межпредметных вопросов, выполнение комплексных заданий, обращение к жизненному опыту учащихся, применение умений и навыков при выполнении упражнений и проведении эксперимента.

Межпредметная связь: биология, география и история

Средства обучения:

  • Периодическая система элементов Д.И. Менделеева
  • химическое оборудование и реактивы
  • мультимедийное оборудование

Оборудование и реактивы: пробирки, штативы; вода, раствор соляной кислоты, растворы солей NaCl, гидроксид натрия -  NaОН, фенолфталеин, образцы натрия, калия и лития.

Эпиграф урока: Я слышу и я забываю,

                              Я вижу, и я запоминаю,

                            Я делаю, и я понимаю.

ХОД УРОКА

  1. Организационно-мотивационный этап.

Приветствие класса, проверка посещаемость и готовности к уроку, постановка темы и цели урока

  1. Изучение нового материала
  1. Положение щелочных металлов в Периодической системе Д.И. Менделееваи их особенности строение атома (Визитная карточка)

Щелочные металлы составляют главную подгруппу I группы.

Щелочные металлы — литий Li, натрий Na, калий К, рубидий,Rb, цезий Cs — являются группой самых активных металлов. Особенности этих элементов рассмотрим на примере самого распространенного в природе щелочного металла натрия.

  1. Фамилия - химический знак элемента.
  2. Адрес – местоположение в ПС (группа, подгруппа, период, порядковый номер).
  3. Особенности внутреннего мира – строение его атома (заряд ядра, количество электронов, число энергетических уровней, возможные степени окисления и т.д.).
  4. Ближайшие родственники и их характер (высшие оксиды и гидроксиды, летучие водородные соединения).
  5. История открытия и получение щелочных металлов

Поскольку натрий относится к самым активным восстановителям и легко отдает свой внешний электрон, заставить его ион принять этот электрон очень трудно.

Поэтому получить натрий в свободном виде удалось только тогда, когда в начале XIX в. ученые начали использовать элек­трический ток. В 1807 г. английский ученый Г. Дэви получил металлический натрий с помощью электролиза расплава гидроксида натрия. Разложением соединений электрическим током получают натрий и другие щелочные металлы и сейчас:                 эл.ток

2NaCl -> 2Na + С12↑

  1. Нахождение и роль натрия в природе

По распространенности на нашей планете натрий занимает шестое место среди всех элементов. На его долю приходится 2,64% массы земной коры.

Воды океанов содержат около 2,8% хлорида натрия, во внутрен­них морях его содержание выше (Мертвое море содержит 7,9% NaCl). Мелководные заливы отделяются от моря, в них благодаря сухому климату идет интенсивное испарение и концен­трация морской соли. Заливы превращаются в соленые озера. Из этих озер за сотни тысяч лет образовались залежи каменной соли.

В Казахстане множество соленых озер и залежей каменной соли, они служат источником добычи хлорида натрия (NaCl). Наибольшие запасы — в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению р. Иртыш.

Природные соединения натрия, в первую очередь NaCl, необходимы в больших количествах. Хлорид натрия является необходимым компонентом пищи человека и животных. В живых организмах ионы натрия содержатся в плазме крови, в межклеточном пространстве, принимают участие во многих процессах функционирования клеток. При его нехватке эти процессы нарушаются, поэтому, если человек теряет много солей с жидкостью, то ему рекомендуют пить подсоленную воду.

Важнейшим природным соединением натрия является хлорид натрия (галит).

Хлорид натрия встречается и в твердом виде, образуя мощные пласты так называемой каменной соли. Встречаются другие соединения натрия, например, карналлит

  • NaCl – каменная соль, галит
  • NaCl и  KCl – сильвинит
  • NаNО3 – натриевая селитра (чилийская)
  1. Физические свойства.

Натрий, как и другие щелочные металлы, образует при кристаллизации металлическую решетку. Натрий легок, пластичен, мягок, легко режется ножом, вытягивается. Натрий легче воды, плотность 0,97 г/см3; он легкоплавок: ^пл=97,7°С.

При действии света натрий испускает электроны (фото­электрический эффект).

Все щелочные металлы хранят под слоем керосина, так как на воздухе они мгновенно покрываются налетом оксидов. Поэтому характерный металлический блеск можно наблюдать у натрия только на свежем срезе. При работе с натрием нужно соблюдать правила техники безопасности: его нельзя брать руками, он способен вызвать ожог кожи. Остатки нельзя выбрасывать в раковину или мусорную корзину, может произойти возгорание или даже взрыв.

  1. Химические свойства

Натрий относится к числу самых активных металлов. Его поведение в химических реакциях можно выразить схемой:

Na-le -» Na+

Этот процесс протекает очень легко, поэтому натрий — сильный восстановитель. Он взаимодействует практически со всеми неметал­лами, кроме азота и инертных газов. В кислороде, фторе, хлоре натрий горит с образованием бинарных соединений.

Например:    2Na +S = Na2 S сульфид натрия

        В фарфоровую чашку с водой бросим кусочек натрия. Что наблюдаете?(выделение водорода)

Как доказать выделение водорода?

Какое вещество образовалось в пробирке? Обоснуйте ответ

Это очень опасно, поэтому для реакции натрия с водой берут кусочки металла не больше горошины и соблюдают правила техники безопасности:

2Nа + 2H20 = 2NaOH + H2     гидроксид натрия

Na-le -» Na+1     1/2 восстановитель

2Н + 2е = Н20 2/1 окислитель

  1. Применение

Металлический натрий находит разнообразное применение в современной науке и технике (схема 19). (выступление учащихся)

III. Закрепление изученного материала

Эвристическая беседа по вопросам:

  1. Назвать области применения натрия.
  2. Натрий  – относится к группе …
  3. Относительная атомная масса натрия – …
  4. На внешнем энергетическом уровне  число электронов равно…
  5. Впервые натрий получил…
  6. Связь образованная в молекуле натрия…
  7. В химических реакциях натрий вступает как…
  8. Натрий взаимодействуя с водородом образует…
  9. Натрий реагируя с водой образуют…

IV. Рефлексия   

Учитель: Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а что нет? Почему? Оцените свою активность на уроке

Поднимите руки те, кому было сегодня интересно.

Поднимите руки те, кому было сегодня трудно.

Поднимите руки те, кому было сегодня легко.

Спасибо, урок окончен

IV. Оценивание учащихся

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий" »

Тема урока: Щелочные металлы. Натрий.

Цели урока:

образовательная: создать условия для закрепления знаний и способов деятельности учащихся о семействе щелочных металлов на примере натрия и его соединений, изучить строение их молекул, физико-химические свойства, определить роль и нахождение в природе и жизни человека;

развивающая: формировать умения прогнозировать свойства элементов и их соединений на основании общей характеристики семейства по положению элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева с применением межпредметных знаний и способов действий;

воспитательная: воспитание культуры коммуникативных способов действий на основании применения информационных технологий.

Тип урока: урок – изучение нового материала с сочетанием индивидуального вида работы учащихся.

Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, словесный.

Основные вопросы урока:

  1. Положение щелочных металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенности строение атома

  2. История открытия и получение щелочных металлов.

  3. Нахождение и роль натрия в природе и жизни человека.

  4. Физические свойства натрия

  5. Химические свойства натрия

  6. Применение

Основные понятия: щелочные металлы, общая формула строения внешнего энергетического уровня, окислительно-восстановительные свойства, степень окисления, сравнительная химическая активность щелочных металлов и др.

Приемы: постановка межпредметных вопросов, выполнение комплексных заданий, обращение к жизненному опыту учащихся, применение умений и навыков при выполнении упражнений и проведении эксперимента.

Межпредметная связь: биология, география и история

Средства обучения:

  • Периодическая система элементов Д.И. Менделеева

  • химическое оборудование и реактивы

  • мультимедийное оборудование

Оборудование и реактивы: пробирки, штативы; вода, раствор соляной кислоты, растворы солей NaCl, гидроксид натрия - NaОН, фенолфталеин, образцы натрия, калия и лития.

Эпиграф урока: Я слышу и я забываю,

Я вижу, и я запоминаю,

Я делаю, и я понимаю.

ХОД УРОКА

  1. Организационно-мотивационный этап.

Приветствие класса, проверка посещаемость и готовности к уроку, постановка темы и цели урока

  1. Изучение нового материала

  1. Положение щелочных металлов в Периодической системе Д.И. Менделееваи их особенности строение атома (Визитная карточка)

Щелочные металлы составляют главную подгруппу I группы.

Щелочные металлы — литий Li, натрий Na, калий К, рубидий ,Rb, цезий Cs — являются группой самых активных металлов.. Особенности этих элементов рассмотрим на примере самого распространенного в природе щелочного металла натрия.

  1. Фамилия - химический знак элемента.

  2. Адрес – местоположение в ПС (группа, подгруппа, период, порядковый номер).

  3. Особенности внутреннего мира – строение его атома (заряд ядра, количество электронов, число энергетических уровней, возможные степени окисления и т.д.).

  4. Ближайшие родственники и их характер (высшие оксиды и гидроксиды, летучие водородные соединения).

  1. История открытия и получение щелочных металлов

Поскольку натрий относится к самым активным восстановителям и легко отдает свой внешний электрон, заставить его ион принять этот электрон очень трудно.

Поэтому получить натрий в свободном виде удалось только тогда, когда в начале XIX в. ученые начали использовать элек­трический ток. В 1807 г. английский ученый Г. Дэви получил металлический натрий с помощью электролиза расплава гидроксида натрия. Разложением соединений электрическим током получают натрий и другие щелочные металлы и сейчас: эл.ток

2NaCl ---- 2Na + С12

  1. Нахождение и роль натрия в природе

По распространенности на нашей планете натрий занимает шестое место среди всех элементов. На его долю приходится 2,64% массы земной коры.

Воды океанов содержат около 2,8% хлорида натрия, во внутрен­них морях его содержание выше (Мертвое море содержит 7,9% NaCl). Мелководные заливы отделяются от моря, в них благодаря сухому климату идет интенсивное испарение и концен­трация морской соли. Заливы превращаются в соленые озера. Из этих озер за сотни тысяч лет образовались залежи каменной соли.

В Казахстане множество соленых озер и залежей каменной соли, они служат источником добычи хлорида натрия (NaCl). Наибольшие запасы — в Прикаспийской низменности, Приаралье, по течению р. Иртыш.

Природные соединения натрия, в первую очередь NaCl, необходимы в больших количествах. Хлорид натрия является необходимым компонентом пищи человека и животных. В живых организмах ионы натрия содержатся в плазме крови, в межклеточном пространстве, принимают участие во многих процессах функционирования клеток. При его нехватке эти процессы нарушаются, поэтому, если человек теряет много солей с жидкостью, то ему рекомендуют пить подсоленную воду.

Важнейшим природным соединением натрия является хлорид натрия (галит).

Хлорид натрия встречается и в твердом виде, образуя мощные пласты так называемой каменной соли. Встречаются другие соединения натрия, например, карналлит

  • NaCl – каменная соль, галит

  • NaCl и KCl – сильвинит

  • NаNО3 – натриевая селитра (чилийская)

  1. Физические свойства.

Натрий, как и другие щелочные металлы, образует при кристаллизации металлическую решетку. Натрий легок, пластичен, мягок, легко режется ножом, вытягивается. Натрий легче воды, плотность 0,97 г/см3; он легкоплавок: ^пл=97,7°С.

При действии света натрий испускает электроны (фото­электрический эффект).

Все щелочные металлы хранят под слоем керосина, так как на воздухе они мгновенно покрываются налетом оксидов. Поэтому характерный металлический блеск можно наблюдать у натрия только на свежем срезе. При работе с натрием нужно соблюдать правила техники безопасности: его нельзя брать руками, он способен вызвать ожог кожи. Остатки нельзя выбрасывать в раковину или мусорную корзину, может произойти возгорание или даже взрыв.

  1. Химические свойства

Натрий относится к числу самых активных металлов. Его поведение в химических реакциях можно выразить схемой:

Na-le -» Na+

Этот процесс протекает очень легко, поэтому натрий — сильный восстановитель. Он взаимодействует практически со всеми неметал­лами, кроме азота и инертных газов. В кислороде, фторе, хлоре натрий горит с образованием бинарных соединений.

Например: 2Na +S = Na2 S сульфид натрия

В фарфоровую чашку с водой бросим кусочек натрия. Что наблюдаете?(выделение водорода)

Как доказать выделение водорода?

Какое вещество образовалось в пробирке? Обоснуйте ответ

Это очень опасно, поэтому для реакции натрия с водой берут кусочки металла не больше горошины и соблюдают правила техники безопасности:

2Nа + 2H20 = 2NaOH + H2 гидроксид натрия

Na-le -» Na+1 1/2 восстановитель

2Н + 2е = Н20 2/1 окислитель

  1. Применение

Металлический натрий находит разнообразное применение в современной науке и технике (схема 19). (выступление учащихся)

III. Закрепление изученного материала

Эвристическая беседа по вопросам:

  1. Назвать области применения натрия.

  2. Натрий – относится к группе …

  3. Относительная атомная масса натрия – …

  4. На внешнем энергетическом уровне число электронов равно…

  5. Впервые натрий получил…

  6. Связь образованная в молекуле натрия…

  7. В химических реакциях натрий вступает как…

  8. Натрий взаимодействуя с водородом образует…

  9. Натрий реагируя с водой образуют…

IV. Рефлексия

Учитель: Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а что нет? Почему? Оцените свою активность на уроке

Поднимите руки те, кому было сегодня интересно.

Поднимите руки те, кому было сегодня трудно.

Поднимите руки те, кому было сегодня легко.

Спасибо, урок окончен

IV. Оценивание учащихся



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий"

Автор: Мелис Маржан Махаббатовна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199224

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методическая разработка урока "Обобщение по теме "Металлы". "
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-obobshchieniie-po-tiemie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "193396"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427634643"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка урока по теме " Химические государства" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-khimichieskiie-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "112257"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408456547"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Химичекое свойство металлов "
    ["seo_title"] => string(32) "khimichiekoie-svoistvo-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "179231"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424963833"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Разработка урока химии на тему: "Основания" "
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka-uroka-khimii-na-tiemu-osnovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "135762"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416981169"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Свойства оксидов "
    ["seo_title"] => string(16) "svoistva-oksidov"
    ["file_id"] => string(6) "244648"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445968068"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства