Урок по химии в 8-м классе по теме: "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"
Девиз урока: « Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим». Майкл Фарадей.
ЦЕЛЬ. На конкретных примерах доказать существование генетической связи между основными классами неорганических веществ. Задачи: Обучающие: систематизировать знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических веществ. Развивающие: развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю. Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу.
Методы : проблемный, исследовательский , словесный .
Формы работы: групповая , индивидуальная работа ,самопрверка, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в группе, выставление отметок.
Оборудование: штатив с пробирками, держатель, спиртовка,тигельные щипцы,спички, компетентностно-ориентированные задания.
I.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП 1.1 Оргмомент. 1.2 Актуализация знаний Проводится эвристическая беседа с классом по пройденному материалу. Какие вещества нас окружают в повседневной жизни?(Простые и сложные) Какие простые вещества вам известны? (металлы и неметаллы) Какие сложные вещества?(оксиды, основания, кислоты, соли) Что такое оксид? Какие бывают оксиды? Приведите примеры. Что такое кислота? Что такое основание? Какие бывают основания? Что такое соль?
Раздаются карточки с заданиями и «Рабочая карта урока»
Задания выполняются поэтапно с проверкой и оценкой правильности выполнения, критерии оценивания описаны в рабочей карте.
Постановка проблемы. Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.
Задание № 4 Задание выполняется всеми учениками класса в рабочей тетради.
Вам даны вещества: ВaO, CO2 , P , NaCl, H3PO4 ,SO3, Вa(OH)2, NaOH, Ca 3(PO4)2,, H2SO4, ВаSO4 , Вa, P2O5.
1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в две группы.
Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.
2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:
Ba BaO Ba(OH)2 ВаSO4 P P2O5 H3PO4 Ca 3(PO4)2 Учитель: В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ba и P, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ?
Ученик : Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству. Вопрос: А что является носителем наследственной информации?
Ученик: Ген.
Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?
Ученик: Ва и Р
Учитель: Поэтому цепи или ряды называются генетическими.
Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
Исходя из двух составленных цепей: бария и фосфора, используя обозначения Ме и неМе , 1 и 3 варианты составьте опорный конспект в виде блока для Ме, а 2 и 4 варианты – для неМе.
По одному представителю от группы записывают у доски.
Получаем:
Суждение. Между основными классами неорганических соединений существует родственная (генетическая взаимосвязь).
Задание № 5 Проблемная ситуация. Можно ли составить«иной » генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? (варианты могут быть разные). Подтвердите или опровергните свои суждения, выполнив в группе КОЗы.
(Работа в группах с Компетентностно-ориентированными заданиями №1-4. Проверка результатов . (по одному представителю от группы записывают уравнения ).
III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП 3.1ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Обучающиеся выполняют задание « Найди родственников» Итоговый контроль. 3.2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Формулировка вывода:
Все в природе взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом и из одних можно получить другие 3.3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить тему: «Основные классы неорганических соединений», составить уравнения реакций к цепочкам, которые вы составили при выполнении задания «Найди родственников» 3.4 РЕФЛЕКСИЯ Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал: 1. Усвоил полностью 2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома 3. Не понял тему
Компетентностно-ориентированное задание для группы №1
Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем. Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!) 1. В пробирку с магнием осторожно добавьте 2мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции. 2. После того, как магний весь раствориться в пробирку добавьте 2 мл гидроксида натрия. Что наблюдаете? 3. К полученному осадку добавьте 2мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения. 4. Составьте генетический ряд«Найди родственников» .
Компетентностно-ориентированные задания для группы №2
Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем. Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!) 1.В пробирку с оксидом меди(II) добавьте 8мл серной кислоты. Пробирку закрепите в держателе и нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите в таблицу , составьте молекулярные уравнения. 2. К полученному раствору добавьте 3мл гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите в таблицу , составьте молекулярные уравнения. 3. Немного полученного осадка капните на предметное стекло, закрепите его в держателе и нагревайте до тех пор, пока вода не испариться. Что наблюдаете? Запишите в таблицу , составьте молекулярное уравнение. 4. Составьте генетический ряд«Найди родственников» .
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции
Что наблюдали
Оксид меди(II) (CuO) и серная кислота (H2SO4)
CuO + H2SO4 =CuSO4 + H2O
CuO +2H+ +SO42-= Cu2++SO2-4+ H2O
CuO +2H+ = Cu2++ H2O
Черный порошок растворяется, образуется раствор голубого цвета.
Сульфат меди (CuSO4) и гидроксид натрия (NaOH)
CuSO4 +2NaOH=Cu(OH)2+Na2 SO4
Cu2++SO2-4+2Na++2OH- =Cu(OH)2 + 2Na ++ SO42-
Cu2++2OH-= Cu(OH)2
Выпал осадок голубого цвета.
Гидроксид меди(II) ( Cu(OH)2
t Cu(OH)2 = CuO+ H2O
Вода выкипела , а на стекле остался черный оксид меди(II)
CuO→ CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO
Компетентностно-ориентированные задания для группы №3
Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем. Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!) 1.Налейте в пробирку 3мл сульфата железа (II) и добавьте 2мл гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения. 2. Подождите 2-3 минуты. Что наблюдаете? Составьте молекулярное уравнение и электронный баланс к нему. 3. К полученному осадку прилейте 3мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения. 4. Составьте генетический ряд«Найди родственников» .
FeSO4 → Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → FeCI3
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции
Что наблюдали
Сульфат железа (II)(FeSO4) и гидроксид натрия (NaOH)
FeSO4 + 2NaOH= Fe(OH)2 + Na2 SO4
Fe2++SO42-+ 2Na++2OH-= Fe(OH)2+2Na++ SO42-
Fe2++ 2OH-= Fe(OH)2
Образуется осадок темно-зеленого цвета
Гидроксид железа(II) ( Fe(OH)2) и кислород воздуха
4Fe+2(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe+3(O-2 H +)3
Fe+2 -1e = Fe+3 4восстановитель окисляется
O2 +4е = 2O-2 1 окислитель восстанавливается
Постепенно осадок буреет
Гидроксид железа(III)
(Fe(OH)3) и соляная кислота(HCI)
Fe(OH)3 + 3HCI= FeCI3 + 3H2O
Fe(OH)3 +3H+ +3CI- = Fe3+ +3CI- + 3H2O
Fe(OH)3 +3H+ = Fe3+ + 3H2O
Осадок растворился, стал кирпично-красным
Компетентностно-ориентированные задания для группы №4
Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.. Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!) 1. В пробирку с известковой водой( гидроксид кальция) опустите стеклянную трубочку и выдыхайте через нее углекислый газ. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения.
2.Выньте трубочку и в пробирку добавьте соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения. 3. К полученному раствору добавьте 1 мл нитрата серебра. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения. 4. . Составьте генетический ряд «Найди родственников» .
Реактивы (формула и название вещества)
Уравнение химической реакции
Что наблюдали
Оксид углерода(IV) (углекислый газ(СО2) и известковая вода(гидроксид кальция)(Са(ОН)2)
СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + H2O
СО2 + Са2+ +2ОН- = СаСО3↓ + H2O
Известковая вода мутнеет
Карбонат кальция (СаСО3) и соляная кислота(HCI)
СаСО3↓ + 2 HCI= СаCI2 + СО2 + H2O
СаСО3↓ + 2 H+ +2CI- = Са2+ +2CI- + СО2 + H2O
Осадок растворяется
Хлорид кальция (СаCI2) и нитрат серебра (AgNO3)
СаCI2 + 2AgNO3 = 2AgCI + Ca(NO3)2
Са2+ +2CI- = 2Ag+ +2NO3- = 2AgCI + Ca2++2NO3-
2CI- + 2Ag+ = 2AgCI
Выпал белый хлопьевидный осадок
СО2 →СаСО3 →СаCI2 →AgCI
Рабочая карта урока (Ф.И.)_________________________________________________ По теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений». Участие в беседе За каждый правильный ответ 1балл Кол-во баллов________ 1.Найди лишнее вещество За каждый правильный ответ 1балл Кол-во баллов_______ 2. Распредели вещества по 4 колонкам (оксиды, основания, кислоты и соли) За каждый правильный ответ 1балл Кол-во баллов________ 3. Ответь на вопросы.
За каждый правильный ответ 1 балл Кол-во баллов________
4. Составить генетические цепочки веществ.
За каждый правильный ответ 1 балл Кол-во баллов________ 5.Компетентностно-ориентированные задания №1-4. А) выбор вешеств -1балл Б) составление уравнений за1 -2балла В) ответ у доски-3балла Г) выполнение эксперимента по 1 баллу Кол-во баллов________ 6. Закрепление « Найди родственников» и составь генетический ряд: Кол-во баллов________ За каждый этап 1 балл 7.Заключительная часть Формулировка вывода -1балл Составление древа -1балл Кол-во баллов________ Общее количество баллов______ Отметка за урок________ Рефлексия. Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал: 1. Усвоил полностью 2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома 3. Не понял тему.