kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

на конкретных примерах показать существование генетической связи между оснвоными классами неорганических веществ 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Урок по химии в 8-м классе по теме: "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Девиз урока: 
« Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».
Майкл Фарадей.

ЦЕЛЬ. На конкретных примерах доказать существование генетической связи между основными классами неорганических веществ.
Задачи:
Обучающие: систематизировать знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических веществ.
Развивающие: развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу.

Методы : проблемный, исследовательский , словесный . 

Формы работы: групповая , индивидуальная работа ,самопрверка, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в группе, выставление отметок.

Оборудование: штатив с пробирками, держатель, спиртовка, тигельные щипцы, спички, компетентностно-ориентированные задания.

Реактивы: оксид меди, раствор серной кислоты, гидроксид натрия, магний, соляная кислота, свеча трубочка, известковая вода.

Ход урока.

I.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.1 Оргмомент.
1.2 Актуализация знаний
Проводится эвристическая беседа с классом по пройденному материалу. 
Какие вещества нас окружают в повседневной жизни?(Простые и сложные)
Какие простые вещества вам известны? (металлы и неметаллы)
Какие сложные вещества?(оксиды, основания, кислоты, соли)
Что такое оксид?
Какие бывают оксиды? Приведите примеры.
Что такое кислота?
Что такое основание?
Какие бывают основания? 
Что такое соль? 


Раздаются карточки с заданиями и «Рабочая карта урока»

Задания выполняются поэтапно с проверкой и оценкой правильности выполнения, критерии оценивания описаны в рабочей карте.


Задание № 1

«Найди лишнее вещество»


1) SO3, HNO3, FeO, K2O, CO2, CuO.
(лишнее HNO3т.коксиды)

2) HNO3, H2SO4, Al(OH)3, HCl, H3PO4, H2CO3
(лишнее Al(OH)3т.ккислоты)

3) Zn(OH)2, KOH, Fe(OH)2, Ba, NaOH, Ba(OH)2.
(лишнее Ba, т.коснования)

4) KNO3, FeSO4, NaCl, Al2S3, BaO, CaCO3 
(лишнее BaO, т.ксоли)

Задание № 2

Распредели вещества по 4 колонкам (оксиды, основания, кислоты и соли)

Ca(OH)2, CI2, HCI, Ca, P, CaCO3, NaOH, CaO, CO2, AI(OH)3, AI2O3, HNO3, NaH, Na, NaNO3,CI2O7, HCIO, AICI3, NaCIO4, Zn(OH)2, KOH, Fe(OH)2, Ba(OH)2, FeSO4,

K2O, CuO, H2CO3, H2SO4, FeO, H3PO4.


Задание № 3
Ответь на вопросы

  1. Взаимодействие с водой с образованием кислоты?

  2. Взаимодействие с водой с образованием щелочи?

  3. Взаимодействие с кислотами с образованием соли и воды?

  4. Взаимодействие с основаниями с образованием соли и воды?

  5. Взаимодействием с кислотными оксидами с образованием соли?

  6. Взаимодействие с основными оксидами с образованием соли и воды?

  7. Взаимодействие с амфотерным гидроксидом с образованием соли и воды?

  8. Вступают в реакцию нейтрализации?

  9. Взаимод. с солями в том случаи, если один из продуктов р-ции выпадает в осадок?

  10. Водный раствор изменяет окраску индикаторов: фенолфталеин - малиновый.









II. ОПЕРАЦИОННО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Постановка проблемы. Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы. Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его. 


Задание № 4
Задание выполняется всеми учениками класса в рабочей тетради.

Вам даны вещества: ВaO, CO, P , NaCl, H3PO4 ,SO3, Вa(OH)2, NaOH, Ca 3(PO4)2,, H2SO4, ВаSO4 , Вa, P2O5.

1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в две группы.

Остановимся на том варианте, где учащиеся увидят формулы веществ, содержащих один и тот же элемент.

2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:

Ba BaO Ba(OH)ВаSO4
P P2OH3POCa 3(PO4)2
Учитель: В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Ba и P, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству). 

Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ? 

Ученик : Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.
Вопрос: А что является носителем наследственной информации?

Ученик: Ген. 

Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?

Ученик: Ва и Р 

Учитель: Поэтому цепи или ряды называются генетическими.

Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»  


Исходя из двух составленных цепей: бария и фосфора, используя обозначения Ме и неМе , 1 и 3 варианты составьте опорный конспект в виде блока для Ме, а 2 и 4 варианты – для неМе. 

По одному представителю от группы записывают у доски.

Получаем: 

Суждение. Между основными классами неорганических соединений существует родственная (генетическая взаимосвязь).


Задание № 5
Проблемная ситуация. 
Можно ли составить «иной » генетический ряд. Как вы думаете, с какого класса веществ нужно начать этот ряд? (варианты могут быть разные). Подтвердите или опровергните свои суждения, выполнив в группе КОЗы.

(Работа в группах с Компетентностно-ориентированными заданиями №1-4.  
Проверка результатов . (по одному представителю от группы записывают уравнения ).

III. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
3.1ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Обучающиеся выполняют задание « Найди родственников» 
Итоговый контроль. 
3.2. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Формулировка вывода: 

Все в природе взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом и из одних можно получить другие
3.3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 

Повторить тему: «Основные классы неорганических соединений», составить уравнения реакций к цепочкам, которые вы составили при выполнении задания «Найди родственников»
3.4 РЕФЛЕКСИЯ 
Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал:
1. Усвоил полностью
2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома
3. Не понял тему








Компетентностно-ориентированное задание для группы №1


Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.
Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!)
1. В пробирку с магнием осторожно добавьте 2мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции.
2. После того, как магний весь раствориться в пробирку добавьте 2 мл гидроксида натрия. Что наблюдаете?
3. К полученному осадку добавьте 2мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения.
4. Составьте генетический ряд «Найди родственников» .

Реактивы (формула и название вещества)


Уравнение химической реакции 


Что наблюдали


Магний (Mg) и соляная кислота (НСI)


Mg + 2 H +CI = Mg +2 CI— + H2
Mg—2е = Mg +2 восстановитель окисляется

2 H + +2е = Hокислитель восстанавливается


Выделяется газ водород


Хлорид магния(MgCI2) и гидроксид натрия(NaOH)


MgCI2 + 2NaOH =Mg(OH)2+ 2 NaCI

Mg2+ +2CI- +2Na++2OH= 2Na++2CI- + Mg(OH)2

Mg2+ + 2OH- = Mg(OH)2


Выпадает осадок белого цвета


Гидроксид магния(Mg(OH)2и соляная кислота(HCI)


Mg(OH)2 +2 HCI= MgCI2 +2Н2О

Mg(OH)2 +2 H+ +2CI- = Mg2+ +2CI- +2Н2О

Mg(OH)2 +2 H+ = Mg2++2Н2О

Mg → MgCI Mg(OH) MgCI2


Осадок растворяется















Компетентностно-ориентированные задания для группы №2

Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.
Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!) 
1.В пробирку с оксидом меди(II) добавьте 8мл серной кислоты. Пробирку закрепите в держателе и нагрейте в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Запишите в таблицу , составьте молекулярные уравнения.
2. К полученному раствору добавьте 3мл гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите в таблицу , составьте молекулярные уравнения.
3. Немного полученного осадка капните на предметное стекло, закрепите его в держателе и нагревайте до тех пор, пока вода не испариться. Что наблюдаете? Запишите в таблицу , составьте молекулярное уравнение.
4. Составьте генетический ряд «Найди родственников» .

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнение химической реакции 


Что наблюдали


Оксид меди(II) (CuO) и серная кислота (H
2SO4)

CuO + H2SO=CuSO+ H2O

CuO +2H+ +SO42-= Cu2++SO2-4+ H2O

CuO +2H+ = Cu2++ H2O


Черный порошок растворяется, образуется раствор голубого цвета.


Сульфат меди (CuSO
4) и гидроксид натрия (NaOH)


CuSO4 +2NaOH=Cu(OH)2+Na2 SO4

Cu2++SO2-4+2Na++2OH=Cu(OH)2 + 2Na ++ SO42-

Cu2++2OH-= Cu(OH)2


Выпал осадок голубого цвета.


Гидроксид меди(II) ( Cu(OH)
2 


t
Cu(OH)2 = CuO+ H2O

Вода выкипела , а на стекле остался черный оксид меди(II)

CuO→ CuSO→ Cu(OH)→ CuO



Компетентностно-ориентированные задания для группы №3

Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.
Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!)
1.Налейте в пробирку 3мл сульфата железа (II) и добавьте 2мл гидроксида натрия. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения.
2. Подождите 2-3 минуты. Что наблюдаете? Составьте молекулярное уравнение и электронный баланс к нему.
3. К полученному осадку прилейте 3мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения.
4. Составьте генетический ряд «Найди родственников» .


FeSO4 → Fe(OH)→ Fe(OH)3 → FeCI3 

Реактивы (формула и название вещества)

Уравнение химической реакции 


Что наблюдали


Сульфат железа (II)(FeSO4) и гидроксид натрия (NaOH)


FeSO4 + 2NaOH= Fe(OH)+ Na2 SO4

Fe2++SO42-+ 2Na++2OH-= Fe(OH)2+2Na++ SO42- 

Fe2++ 2OH-= Fe(OH)2


Образуется осадок темно-зеленого цвета


Гидроксид железа(II) ( Fe(OH)2) и кислород воздуха



4Fe+2(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe+3(O-2 H +)3

Fe+2 -1e = Fe+3 4 восстановитель окисляется

O2 +4е = 2O-2 1 окислитель восстанавливается


Постепенно осадок буреет


Гидроксид железа(III) 

(Fe(OH)3) и соляная кислота(HCI) 


Fe(OH)3 + 3HCI= FeCI3 + 3H2O

Fe(OH)3 +3H+ +3CI- = Fe3+ +3CI+ 3H2O

Fe(OH)3 +3H+ = Fe3+ + 3H2O


Осадок растворился, стал кирпично-красным


Компетентностно-ориентированные задания для группы №4

Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем..
Инструкция 1.(Соблюдайте технику безопасности!)
1. В пробирку с известковой водой( гидроксид кальция) опустите стеклянную трубочку и выдыхайте через нее углекислый газ. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения.

2.Выньте трубочку и в пробирку добавьте соляной кислоты. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения.
3. К полученному раствору добавьте 1 мл нитрата серебра. Что наблюдаете? Составьте молекулярные уравнения.
4. . Составьте генетический ряд «Найди родственников» .

Реактивы (формула и название вещества)


Уравнение химической реакции 

 Что наблюдали


Оксид углерода(IV) (углекислый газ(СО2) и известковая вода(гидроксид кальция)(Са(ОН)2)


СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + H2O

СО2 + Са2+ +2ОН= СаСО3↓ + H2O


Известковая вода мутнеет


Карбонат кальция (СаСО3) и соляная кислота(HCI) 


СаСО3↓ + 2 HCI= СаCI2 + СО+ H2O

СаСО3↓ + 2 H+ +2CI- = Са2+ +2CI+ СО+ H2O


Осадок растворяется


Хлорид кальция (СаCI2) и нитрат серебра (AgNO3)


СаCI2 + 2AgNO= 2AgCI + Ca(NO3)2

Са2+ +2CI- = 2Ag+ +2NO3= 2AgCI + Ca2++2NO3-

2CI- + 2Ag= 2AgCI


Выпал белый хлопьевидный осадок



СО СаСО СаCI AgCI

Рабочая карта урока (Ф.И.)_________________________________________________
По теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Участие в беседе
За каждый правильный ответ 1балл
Кол-во баллов________
1.Найди лишнее вещество  
За каждый правильный ответ 1балл
Кол-во баллов_______
2. Распредели вещества по 4 колонкам (оксиды, основания, кислоты и соли)
За каждый правильный ответ 1балл
Кол-во баллов________
3. Ответь на вопросы. 

За каждый правильный ответ 1 балл
Кол-во баллов________

4. Составить генетические цепочки веществ.

За каждый правильный ответ 1 балл
Кол-во баллов________
5. Компетентностно-ориентированные задания №1-4.
А) выбор вешеств -1балл
Б) составление уравнений за1 -2балла
В) ответ у доски-3балла 
Г) выполнение эксперимента по 1 баллу Кол-во баллов________
6. Закрепление « Найди родственников» 
и составь генетический ряд:
Кол-во баллов________
За каждый этап 1 балл 
7.Заключительная часть
Формулировка вывода -1балл
Составление древа -1балл 
Кол-во баллов________ 
Общее количество баллов______ 
Отметка за урок________
Рефлексия.
Отметь, насколько хорошо ты усвоил новый материал:
1. Усвоил полностью
2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома
3. Не понял тему.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока

Автор: Луппа Ольга Васильевна

Дата: 14.01.2020

Номер свидетельства: 535726

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "разработка урока "Решение уравнений с модулем" "
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka-uroka-rieshieniie-uravnienii-s-moduliem"
    ["file_id"] => string(6) "119189"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413364206"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока "Размещение и выкладка товаров в торговом зале" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-razmieshchieniie-i-vykladka-tovarov-v-torghovom-zalie"
    ["file_id"] => string(6) "204701"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429711951"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "разработка урока  по теме «Использование информационных технологий  на уроке окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-uroka-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "320454"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461079038"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разработка  урока физики в 9 классе по теме «Силы в природе». "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-fiziki-v-9-klassie-po-tiemie-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "124298"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414677354"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства