Данный урок рзработан с учетом требований ФГОС. Тема урока: "Кислоты" в 8 классе. Цели и задачи: Обучающие: сформировать представление о кислотах как классе неорганических соединений. Дать представление о строении кислот, их классификации.Развивающие: активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Воспитательные: воспитывать положительные отношения к знаниям, воспитывать культуру речи. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни. Планируемые результаты (учащиеся должны): уметь определять принадлежность веществ к классу кислот; уметь назвать кислоты; знать формулы кислот; уметь характеризовать свойства кислот; уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов; уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ; уметь классифицировать кислоты; уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами. Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы и методические приёмы: проведение в виде изучения нового материала с опрой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении с лабораторными опытами. Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский, метод акцентрирования внимания, анализа, метод познавательной деятельности.Литература для учителя: О.С.Габриелян. Изучаем химию в 8 классе. М.: Блик плюс, 1999г.; О.С.Габриелян. Настольная книга учителя химии 8класс. "Дрофа" 2004г.; О.С.Габриелян. Поурочные разработки по химии 8 класс. "Вако" 2004г.; Сборник методических разработок. "Находками делюсь с коллегами". Саратов. Л.Е.Сомин. Увлекательная химия. Пособие для учителя. Литература для учащихся: О.С.Габриелян. Химия 8класс. Учебник "Дрофа". ; А.Ц.Крицман, В.В.Станцо. Энциклопедический словарь юного химика. 2007г.; Рабочая тетрадь. Оборудование для учителя и учащихся: таблица растворимости оснований, кислот и солей в воде; ПК и проектор, экран, мультимедийное пособие, набор индикаторов, растворы кислот: соляной серной уксусной, муравьиной и аскорбиновой, кусочек лимона, яблоко, кефир; штатив с пробирками, стеклянная палочка. колбы, пробирки.Карточки, раздаточный материал. Этапы урока: . организационный; актуализация знаний по теме: "оксиды", "основания".; постановка познавательной задачи; изучение нового материала; эксперимент; первичное закрепление знаний;рефлексия; информация о домашнем задании. Приложение 1-сказка; Приложение 2-таблица, приложение 3-таблица, приложение 4-таблица.ч
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии по теме "Кислоты" »
Конспект урока химии в 8 классе по теме: «Кислоты».
Тема урока: «Кислоты».
Цели и задачи:
Обучающие: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений. Дать представление о строении кислот, их классификации. Раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие: активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся. Развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Совершенствовать навыки самопроверки и взаимопроверки. Развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике.
Воспитательные: воспитывать положительные отношения к знаниям, воспитывать культуру речи.
Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты (учащиеся должны):
уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
уметь называть кислоты по их формулам;
знать формулы кислот;
уметь характеризовать свойства кислот;
уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ;
уметь классифицировать кислоты;
уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы и методические приёмы: проведение в виде изучения нового материала с опорой на уже известные факты из бытовой жизни, в сопровождении с лабораторными опытами. Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский; метод акцентрирования внимания, анализа, метод познавательной деятельности.
1. Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.
2. ПК и проектор, экран, мультимедийное пособие.
Для учащихся:
1. Таблица растворимости оснований, кислот, солей в воде.
2. Набор индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
3. Набор кислот: растворы серной, соляной, уксусной, муравьиной и аскорбиновой кислот, кусочек лимона, яблоко, кефир.
4. Штатив с пробирками, стеклянная палочка, колбы, пробирки.
5. Карточки, раздаточный материал.
Образовательные ресурсы:
1. Определение степени окисления атомов химических элементов, образующих кислоты.
2. Практический образовательный модуль.
3. Учебный образовательный модуль.
4. Правила техники безопасности при работе с кислотами.
5. Информационный образовательный модуль.
6. Действие индикаторов на растворы кислот
7. Классификация кислот.
Технологическая карта урока.
№
п\п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Организационный
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Вступительное слово учителя.
Готовятся к уроку
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
2.
Актуализация знаний по теме:
«оксиды», «основания»
Какие классы веществ вы изучали?
Оксиды и основания
Из предложенного перечня веществ выпишите оксиды и основания и дайте им названия: Na2O, HCl, K2O, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe2O3, HNO3, H2CO3, CaO, Fe(OH)2, Al(OH)3, H2SO4, NaOH, H3PO4, CuO, Mg(OH)2
Самостоятельно выполняют задания.
Самопроверка
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности
3.
Постановка познавательной задачи
Читает сказку.
Приложение № 1.
Вопрос:
Какое вещество образовалось?
Какие вещества вы не выписали из первого задания?
Что их объединяет по составу?
Слушают
Кислота
H3PO4, HCl, HNO3, H2CO3, H2SO4.
На первом месте стоит водород в формулах
Познавательные, логические: умение создавать обобщение, устанавливать аналогии, логическое рассуждение, умозаключение
4.
Изучение нового материала
Раздаёт драже аскорбиновой кислоты, кусочек лимона, кефир и просит попробовать на вкус.
Название веществ, которые мы будем изучать, связано со вкусом этих веществ.
Тема урока: «Кислоты». Попробуйте сформулировать цели нашего урока.
Пробуют на вкус, определяют, что они кислые.
Самостоятельно определяют тему урока, записывают в тетрадь.
Ответ: дать определение кислот; выяснить их состав; номенклатуру; классификацию; узнать как действуют кислоты на индикаторы.
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.
Даны формулы кислот: HCl, HNO3, HBr, H2SO4, H3PO4
Анализируйте состав предложенных веществ, выделите общие признаки, разделите их на группы
Записывают в тетрадь группы веществ по количеству атомов водорода, наличию или отсутствию атомов кислорода.
Личностные: смыслообразование, учебно-познавательный интерес
Сравнивая свои записи, попробуйте дать определение кислот на основе своих наблюдений.
Сделайте вывод.
1. Наличие каких атомов характерно для всех кислот?
2. Количество водорода в кислоте (основность):
а) одноосновные;
б) двухосновные;
в) трёхосновные.
3. Наличие атомов кислорода:
а) бескислородные;
б) кислородосодержащие.
Анализируют записи, отвечают на вопросы, формируют выводы с помощью учителя, дополняют свои записи в тетрадях.
Анализируя формулы кислот, учащиеся должны рассуждать так: заряд иона водорода положителен и равен 1. Следовательно заряд кислотного остатка должен быть отрицательным и равным числу атомов водорода в формуле кислот.
Выполните задание и дайте проверить соседу по парте.
1. В закодированных карточках найдите правильную формулу.
Приложение № 3.
2. Игра «Крестики-нолики». Выигрышный путь формулы кислот.
Приложение № 4.
3. Дан текст в котором «спрятаны» формулы кислот, подчеркните их и назовите: H2ONa2CO3HClCONO2KOH
H2SO4SO2NaClAlPH3BaSO4F
Al2O3HNO3Na2OCuCaBr2NH3
H3PO4BaMgH2S/
4. Игра «Узнай меня»:
а) эта кислота очень важна для химической промышленности, она очень опасна: обугливает древесину, органические вещества. (H2SO4)
б) эта кислота находится в желудке и выполняет 2 функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает в переваривании пищи. (HCl)
Отгадайте загадку:
- лакмус будет в них краснеть, растворится цинк и медь. А мелок в них, посмотри, вмиг пускает пузырьки! И опасны для работы эти жгучие…..
(ытолсик).
- я растворчик изучал. Лакмус в них синее стал. Поглощал раствор тот час кислый углекислый газ! Про такой раствор я знаю, что среда в нём….
(яначолещ)
- кислота тепла боится, в воду превратится.
(H2CO3, H2SO3)
Выполняют интерактивные задания. Работают в парах.
Выполняют игровые задания и дают проверить соседу по парте, который выставляет оценку.
Лист сдают учителю
Отгадывают и отвечают
Разгадывают загадки
Регулятивные: контроль, коррекция, саморегуляция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.
7.
Рефлексия
Учитель совместно с учащимися оценивает урок и применяет их предложения и пожелания.
Вопросы:
1. Какую задачу ставили?
2. Удалось решить поставленную задачу?
3. Какие получили результаты?
4. Где можно применить новые знания?
Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Учащиеся формулируют выводы.
Личностные: внутренняя позиция ученика. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения).
8.
Информация о домашнем задании.
Выучить формулы кислот
Записывают домашнее задание.
Приложение № 1.
Сказка.В некотором царстве, в некотором государстве жил-был газ по имени хлороводород. Это газ был бесцветным, но с очень характерным резким запахом. И поэтому жители этого государства издалека чувствовали приближение хлороводорода, хотя и не видели его. Поэтому с ним при обычных условиях не хотели дружить. Очень скучно было ему одному, у него не было друзей. Идя через лес к водопаду, он стал любоваться его красотой. От водопада летели в разные стороны капельки воды. Им было очень весело и они не почувствовали приближение хлороводорода. Одна капелька упала рядом, тут же образовалось новое вещество, которое по свойствам отличалось от хлороводорода. Оно очень легко вступило в реакцию с металлами, основаниями, т.е. очень быстро нашло себе друзей. Данное вещество стало широко применяться в химической промышленности.