kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по биологии по теме "Кислоты как электролиты", 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты изучения темы «Кислоты, их классификация и свойства»

Личностные результаты:

1.     В ценностно-ориентационной сфере -  целеустремленность, самоконтроль и самооценка.

2.     В познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

1.     Владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, эксперимент, применение основных методов познания  (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.

2.     Использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно - следственных связей.

3.     Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.

Предметные результаты:

1.     В познавательной сфере – давать определение изученных понятий: вещество (кислоты, индикатор, электролит, степень окисления, соли, основания, оксиды).

·        описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

·        описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

·        делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

2.     В трудовой сфере:

·        Планировать и проводить химический эксперимент;

·        Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению;

 

Учебные действия:

·        Исследовать свойства изучаемых веществ; наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии;

·        делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов;

·        классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам; участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Оборудование и реактивы: НС1, H2SO4,  К2СО3,   NaOH,  CuO,  Zn,  Cu,  метилоранж, лакмус, фенолфталеин, лимон, соль поваренная, сода, железо, медная проволока, ракушка, спиртовка, держатель.

Результаты изучения темы «Кислоты, их классификация и свойства»

Личностные результаты:

1.     В ценностно-ориентационной сфере -  целеустремленность, самоконтроль и самооценка.

2.     В познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

1.     Владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, эксперимент, применение основных методов познания  (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.

2.     Использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно - следственных связей.

3.     Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.

Предметные результаты:

1.     В познавательной сфере – давать определение изученных понятий: вещество (кислоты, индикатор, электролит, степень окисления, соли, основания, оксиды).

·        описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

·        описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

·        делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

2.     В трудовой сфере:

·        Планировать и проводить химический эксперимент;

·        Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению;

 

Учебные действия:

·        Исследовать свойства изучаемых веществ; наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии;

·        делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов;

·        классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам; участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Оборудование и реактивы: НС1, H2SO4,  К2СО3,   NaOH,  CuO,  Zn,  Cu,  метилоранж, лакмус, фенолфталеин, лимон, соль поваренная, сода, железо, медная проволока, ракушка, спиртовка, держатель.

Результаты изучения темы «Кислоты, их классификация и свойства»

Личностные результаты:

1.     В ценностно-ориентационной сфере -  целеустремленность, самоконтроль и самооценка.

2.     В познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

1.     Владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, эксперимент, применение основных методов познания  (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.

2.     Использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно - следственных связей.

3.     Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.

Предметные результаты:

1.     В познавательной сфере – давать определение изученных понятий: вещество (кислоты, индикатор, электролит, степень окисления, соли, основания, оксиды).

·        описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

·        описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

·        делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

2.     В трудовой сфере:

·        Планировать и проводить химический эксперимент;

·        Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению;

 

Учебные действия:

·        Исследовать свойства изучаемых веществ; наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии;

·        делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов;

·        классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам; участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Оборудование и реактивы: НС1, H2SO4,  К2СО3,   NaOH,  CuO,  Zn,  Cu,  метилоранж, лакмус, фенолфталеин, лимон, соль поваренная, сода, железо, медная проволока, ракушка, спиртовка, держатель.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по биологии по теме "Кислоты как электролиты", 8 класс»

Методическая разработка урока на тему  «Кислота как электролиты»


учитель: Саяпина О.В.

1.     Класс 8

1.2.  Базовый учебник Габриелян О.С.

1.3. Глава 1. Химические реакции и закономерности их протекания

1.4. § 9  « Кислоты как электролиты»

1.5. Для урока учащиеся должны уметь: составлять формулы, называть соответствующие соли, писать уравнения диссоциации и ионные уравнения, типы химических реакций.  Урок необходим  для дальнейшего изучения следующих тем: -  соли, ОВР.

1.6. 8 класс базовый уровень

Цель – сформировать представления  об общих свойствах кислот в свете ТЭД.

Задачи:

Обучающая – развивать умения и навыки записи молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений, пользоваться рядом активности металлов и таблицей растворимости при составление химической реакции; знать общие свойства кислот.

Развивающая – формировать умения обобщать, сравнивать, классифицировать  и анализировать данные, применять теоретические знания на практике, видеть причинно-следственные связи, прогнозировать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки.

Воспитывающая – продолжить воспитание чувства ответственности перед товарищами, бережного отношения к лабораторному оборудованию,  к воде, безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни, здоровьесбережение.

 

Результаты изучения темы «Кислоты, их классификация и свойства»

Личностные результаты:

1.     В ценностно-ориентационной сфере -  целеустремленность, самоконтроль и самооценка.

2.     В познавательной сфере – мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные результаты:

1.     Владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, эксперимент, применение основных методов познания  (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.

2.     Использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно - следственных связей.

3.     Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.

Предметные результаты:

1.     В познавательной сфере – давать определение изученных понятий: вещество (кислоты, индикатор, электролит, степень окисления, соли, основания, оксиды).

·        описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

·        описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

·        делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

2.     В трудовой сфере:

·        Планировать и проводить химический эксперимент;

·        Использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению;

 

Учебные действия:

·        Исследовать свойства изучаемых веществ; наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии;

·        делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов;

·        классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам; участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.

Оборудование и реактивы: НС1, H2SO4,  К2СО3,   NaOH,  CuO,  Zn,  Cu,  метилоранж, лакмус, фенолфталеин, лимон, соль поваренная, сода, железо, медная проволока, ракушка, спиртовка, держатель.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

Приветствие учеников

Приветствие учителя

Актуализация знаний

 Вопрос: Дайте определение классу веществ кислоты?

Задание1:   По каким признакам классифицируют кислоты? Составьте на доске магнитные схемы классификации кислот по составу, по основности, по степени ЭД.

Задани2: Из приведенных формул веществ: KNO3, H2SO4, HMnO4, H2S, HCl, MgCO3, HNO3, H3PO4, H2SiO3выпишите формулы кислот в таком порядке: а) назовите кислоты.

б) сначала в два столбика кислородсодержащие и бескислородные кислоты;

 в) затем в три столбика – одно-, двух-, трехосновные кислоты.

Фронтальный опрос:

1.Кислоты по наличию кислорода в кислотном остатке подразделяют на кислородсодержащие и бескислородные?

2. Формула серной кислоты  H2SO?

3.  По основности кислоты бывают одноосновные и многоосновные?

4. При растворении серной кислоты нужно вливать ее тонкой струей в воду и перемешивать?

5.   Фенолфталеин в кислотной среде окрашивается в малиновый цвет?

Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Верно

 

 

Неверно. H2SO4

Верно. Одноосновные, двухосновные, трехосновные.

Верно

 

 

Неверно. Бесцветная окраска

Изучение нового материала

Учебная ситуация:

Что общего в строении всех кислот?

Катион водорода обуславливает общие свойства кислот.

Общая формула кислот НnA.

Что происходит с кислотой в воде?

 

Пишем уравнение диссоциации

НnA = Н+ An-

 

Вопрос: каким методом можно определить наличие кислоты в растворе?

 

 На столе:  лимон, соль поваренная, сода, железо, медная проволока, ракушка.

Можно ли хранить их вместе?

Почему нельзя хранить вместе(эти вещества будут взаимодействовать?)

Давайте подумаем, с чем  еще будут взаимодействовать кислоты?  

Давайте проверим это опытным путем и выведем закономерности.

 

Класс делится на группы и каждая  группа выполняет опыт по инструктивным карточкам. Результаты записывают в общую таблицу (см. приложение 1).

Опыт 1.  На столе пробирки с растворами кислот, прильем поочередно индикаторы и следим за изменением цвета растворов.

+ лакмус - красный

+ метиоранж -розовый

+ фенолфталеин - цвет не меняется

Вывод: лакмус и метилоранж можно использовать для определения кислоты.

Опыт 2. “Взаимодействие кислот с металлами”

В пробирки с соляной кислотой  добавляем цинк и медь. Отмечаем, что кислоты  взаимодействуют не со всеми металлами.

Рассматриваем ряд электронапряжения металлов.

Напишите молекулярное и ионное уравнения проделанной реакции.

2HCl + Zn = ZnCl2 + H2
2H+ + 2Cl- + Zn0 = Zn2+ + 2Cl- + H20
2H+ + Zn0 = Zn2+ + H20
HCl + Cu = реакция не идёт

ВыводПравило: металлы расположенные в ряду активности металлов до Н способны вытеснять его из растворов кислот.

растворимые кислоты реагируют с металлами до Н (кроме H2SO4(к), НNO3 (P), HNO3(к)), образуя растворимую соль и водород.

 Опыт 3. « Взаимодействие кислот с основными оксидами»

 Порядок выполнения работы

  1.В пробирку насыпьте немного оксида меди (СиО) и прилейте раствор серной кислоты.   Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?

2.Напишите молекулярное и ионное  уравнения  проделанной реакции.

H2SO4 + CuO = CuSO4 + H2O
2H+ + SO42- + CuO = Cu2+ + SO4 2- + H2O
2H+ + CuO = Cu2++ H2O

Опыт 4 « Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)»

Порядок выполнения работы

1.     В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

2.     К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?

3.     Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

HCl + NaOH = NaCl + H2O
H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + H2O
H+ + OH- = H2O;

Опыт 5 « Взаимодействие кислот с солями»

Порядок выполнения работы

1.     В пробирку налейте  2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель карбоната калия бария. Что вы наблюдаете?

2.     Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

H2SO4 + К2СО3 = K2SO4  + H2O + CO2
2H+ + SO42- +2K+СО32- = 2K + +SO42- + H2O +CO2
2H+ СО32-  = H2O +CO2

Реакция протекает в случае образования газа или осадка.

Вывод.

1. Все кислоты образуют при диссоциации катионы водорода, которые обуславливают ряд общих свойств: кислый вкус, изменение окраски индикаторов, взаимодействие с другими веществами.

2.На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства)

 

Катион водорода

 

 

 

В воде кислоты диссоциируют на катион водорода и кислотный остаток.

С помощью индикаторов

 

Предлагают свои варианты.

Взаимодействие с Ме, МекОn,

 Ме(ОН)n. МекAn,

Закрепление изученного материала

Ромашка”.  Выберите вещества, которые будут реагировать с  соляной кислотой, и объясните причину. Запишите реакции в тетради.

 

Рефлексия

1.На уроке я работал              активно / пассивно              

2.Своей работой на уроке я   доволен/не  доволен     
3.Урок для меня показался    коротким / длинным
4.За урок я                               не устал / устал
5.Материал урока мне был  понятен / не понятен 
6.Домашнее задание мне    справлюсь/не справлюсь

 кажется

 

Домашнее задание

Параграф 9, упражнения 1,2

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Общие химические свойства кислот

Номер и название опыта

Наблюдения. Молекулярное и полное и сокращенное ионное уравнение.

Опыт №1 Действие индикатора на кислоты

 

 

 

 

Вывод: 

Опыт 2  Взаимодействие кислот с металлами.

 

 

 

 

  

Вывод: 

Опыт 3. Взаимодействие кислот с оксидами металлов

 

 

 

  

Вывод:  

Опыт №4

Взаимодействие кислот с основаниями

 

 

 

  

Вывод:

Опыт №5

Взаимодействие кислот с солями

 

 

 

  

Вывод:  

Общий вывод: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Инструктивная карточка

Опыт 1.  «Действие индикаторов на кислоты»

На столе пробирки с раствором  кислоты  HCl прилейте поочередно индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин. Следите за изменением цвета растворов.

Напишите уравнение диссоциации кислоты. Сделайте вывод: какие индикаторы можно использовать для определения наличия кислоты.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Инструктивная карточка

 

Опыт 2. “Взаимодействие кислот с металлами”

Поместите в пробирки металлы (гранулы или кусочки проволоки): – цинк, медь.

Налейте в каждую  пробирку  по 1 мл раствора серной кислоты.

Что наблюдали. В каких пробирках произошли химические реакции. Какой газ выделяется в одной из пробирок. Напишите молекулярное полное и сокращенное ионное уравнение.

Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с металлами.

 

 

Приложение 2

Инструктивная карточка

 

Опыт 3. « Взаимодействие кислот с основными оксидами»

 Порядок выполнения работы

  1.В пробирку налейте немного оксида меди (СuО) и прилейте раствор серной кислоты.   Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?

2.Напишите молекулярное и ионное  уравнения  проделанной реакции.

Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с оксидами металлов.

 

 

 

 

 

Приложение 2

Инструктивная карточка

 

Опыт 4 « Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)»

Порядок выполнения работы

1.     В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

2.     К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?

3.     Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

4.     Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с оксидами металлов.

 

 

 

Приложение 2

Инструктивная карточка

 

Опыт 5 « Взаимодействие кислот с солями»

Порядок выполнения работы

1.     В пробирку налейте  2 мл карбоната калия и прибавьте несколько капель  серной кислоты Что вы наблюдаете?

2.     Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

3.     Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия кислот с оксидами металлов.

 

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока по биологии по теме "Кислоты как электролиты", 8 класс

Автор: Саяпина Ольга Владимировна

Дата: 15.12.2022

Номер свидетельства: 620509


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства