Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №40
Методическая разработка урока по теме
« Химические государства»
( Обобщение знаний по классам неорганических веществ. 8 класс)
Учитель химии
Домащук Т.Н.
Орел
Цели и задачи урока:
образовательные:
– проверить глубину и прочность усвоения учащимся знаний по теме “Соединения химических элементов”
– выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.
воспитательные:
– воспитывать уважение друг другу.
– воспитывать аккуратность и наблюдательность.
развивающие:
– развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности.
– формировать умения выделять главное, логически излагать материал.
– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.
Методы обучения:
- организация учебно-познавательной деятельности – эвристическая беседа, выполнение задании у доски, работа в группах, по карточкам.
Методы контроля – устный контроль, письменный контроль.
Цель для обучающихся:
-упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам.
-классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам.
- расчёты по формулам соединений.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.
Учитель: Сегодня мы побываем на удивительной планете – «Планете веществ - Химии». Много в ней тайн и загадок. Открыли эту планету давным-давно, но от этого таинственность ее не исчезает. На этой планете проживают жители, которые объединены в четыре химических государства «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли».Жители, населяющие то или иное государство, имеют свой состав, особенности и обычаи. На этой планете живут жители простые и сложные, спокойные и беспокойные, а иногда просто очень буйные; но все живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с жителями этих химических государств, а теперь пришло время подвести итоги тому насколько хорошо мы их изучили. Для этого жители химических государств предложили нам выполнить следующие задания:
Задание 1. Распределите жителей планеты Химия по химическим государствам:
1вариант: Al2O3, Сr(OH)3, Р2O5, CaCl2, KOH, Mg3(PO4)2, H2SO4, BaO, Fe(OH)2, HCl.
2 вариант: CaSO3, MgO, HNO3, Fe(OH)3, K2O , SO3 , BaCl2, Ba(OH)2 , H2O, HBr.
3 вариант: SiO2, Na 2O, Mg(OH)2, CuSO4, NaOH, H2SiO3, Na3PO4, AgCl, K2SiO3, Fe2O3.
4 вариант: CuO, H3PO4, Na2SO4, H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, MgSO4, Al(OH)3 , N2O5.
Вопросы учащимся:
1. На основании каких знаний вы справились с этим заданием?
2. Что объединяет жителей государства « Оксиды»?
3. Что объединяет жителей государства « Кислоты»?
4. Что объединяет жителей государства « Основания»?
5. Что объединяет жителей государства « Соли»?
А теперь жители планеты Химия предлагают нам поиграть в одну из самых известных игр на планете Земля « Крестики-нолики».
Задание 2. К доске выходят шестеро учащихся и играют по парам:
- один из учащихся вписывает формулы кислотных оксидов, а другой -основных;
- один из учащихся вписывает формулы кислот, а другой - оснований;
- один из учащихся вписывает формулы оснований, а другой – солей.
Право хода разыгрывается путем правильного ответа на вопрос учителя:
- на какие группы делятся кислоты?
- классификация оснований?
- на какие группы делятся соли?
Жители четырех химических государств взамешательстве и просят нас провести экспертизу, так как они сами уже не могут понять житель какого из государств находится в каждой из прономерованной пробирки.
Задание 3. У вас на столах имеются штативы с пробирками под номерами, в которых находятся растворы кислоты, основания, соли. Опытным путем докажите в каких пробирках содержатся кислота, основание, соль.
Задание 4. В каждом ряду вы должны найти лишнее вещество и ответ свой пояснить:
1) Mn2O7, MnO, CrO3 , SO3 (лишнее МnО- основный оксид)
2) K2SO4, H2SO4 , Na2CO3 , BaCl2 (лишнее H2SO4- кислота)
3) NaOH, Ca(OH)2 , Fe(OH)2 , KOH (Fe(OH)2- нерастворимое основание)
4) HNO3 , H2SO4 , H2SiO3 , H2SO3 (HNO3-одноосновная кислота)
Учитель: Ребята, мы с вами все это время говорили об отличительных особенностях жителей химических государств. А есть ли то, что их объединяет? Cкажите, пожалуйста, как называется родственная связь жителей четырех химических государств? ( Ответ: генетическая )
Задание 5. Давайте мы с вами осуществим следующие превращения с жителями химических государств на конкретных примерах:
Вариант 1.
Металл→Основный оксид → Основание → Соль
Вариант 2.
Неметалл → Кислотный оксид → Кислота → Соль
Задание 6. Ребята, жители планеты Химия еще продолжают сомневаться в наших знаниях о них и предлагают нам решить задачу:
Вычислите массу гидроксида калия, образовавшегося при
взаимодействии 3,9г калия с избытком воды.
Задание 7. Ну и в завершении нашего с вами урока жители химических государств просят вас выполнить тестовые задания по вариантам:
Вариант I
1. Формулы только кислот приведены в ряду
1) НСl, NaCl, HNO3
2) H2SO3, H2SO4, H2S
3) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2
4) Na2O, NaNO3, HNO3
2. Формулы только щелочей приведены в ряду
1) Fe(OH)2, KOH, Ва(ОН)2
2) NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2
3) KOH, NaOH, LiOH
4) Fe(OH)3, Cu(OH)2, NaOH
3. Оксид, который реагирует с гидроксидом натрия, образуя соль,— это
1) Fe2O3; 2) К2О; 3) SO3; 4) BaO
4. Взаимодействие оксида с водой относится к реакциям
1) соединения; 2) обмена; 3) разложения; 4) замещения
5. Взаимодействие гидроксида меди(II) с азотной кислотой относится к
реакциям
1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена
6. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится
1) бесцветным; 2) малиновым; 3) красным; 4) желтым
7. Свойство, которое является общим для нерастворимых оснований и
щелочей,— это
1) взаимодействие с кислотными оксидами;
2) взаимодействие с кислотами;
3) взаимодействие с солями;
4) разложение
8. Даны формулы веществ:
FeO, K2O, CO2, MgO, CrO, CrO3, SO2, Р2О5
Выпишите формулы только основных оксидов.
Ответ:_______________________________
9. Установите соответствие между химической формулой вещества и
классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.
1) MgO А. кислоты
2) Н3РО4 Б. щелочи
3) Аl(ОН)3 В. оксиды
4) NaOH Г. нерастворимые основания
10. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами
химических реакций.
1) HgO + HNO3 A. Al2(SO4)3 + Н2
2) Al + H2SO4 Б. K3РО4 + Н2О
3) Na2O + CO2 + H2O B. Hg(NO3)2+ Н2О
4) K2O + H3PO4 Г. Na2CO3 + Н2О
Вариант II
1. Формулы только солей приведены в ряду
1) K2СО3, Н2СО3, KOH
2) АlСl3, Al(NO3)3, Al2S3
3) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2
4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS
2. Формулы только бескислородных кислот приведены в ряду
1) НСl, HNO3, H2S
2) H2SO3, H2S, HNO2
3) Н3РО4, Н2СО3, H2S
4) H2S, HF, HCl
3. Оксид, который реагирует с кислотой, образуя соль, — это
1) Р2О5
2) СuО
3) SO2
4) СО2
4. Получение оксида металла при нагревании гидроксида металла
относится к реакциям
1) соединения; 2) обмена; 3) разложения; 4) замещения
5. Химическая реакция, уравнение которой
K2О + 2HNO3 = 2KNO3 + Н2О,
относится к реакциям
1) разложения; 2) соединения; 3) обмена; 4) замещения
6. Индикатор лакмус в щелочной среде становится
1) фиолетовым; 2) красным; 3) синим; 4) бесцветным
7. В каком ряду все основания, формулы которых приведены, разлагаются
при нагревании?
1) NaOH, Сr(ОН)2, Са(ОН)2
2) Fe(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2
3) Ва(ОН)2, Mg(OH)2, KOH
4) KOH, LiOH, Al(OH)3
8. Даны формулы веществ:
СО2, Na2O, СаО, МnО, Мn2О7, Сl2О7, Li2O, P2O5
Выпишите формулы только кислотных оксидов.
Ответ: _____________________________________
9. Установите соответствие между химической формулой вещества и его
названием.
1) FeCl3 А. нитрат меди(П)
2) Cu(NO3)2 Б. карбонат калия
3) Al2(SO4)3 В. хлорид железа(III)
4) K2СО3 Г. сульфат алюминия
10. Установите соответствие между исходными веществами (веществом) и
продуктами химических реакций.
1) NaOH + СО2 A. FeO + Н2О
2) NaOH + H2SO4 Б. Na2CO3 + Н2О
3) Fe(OH)2 + НСl В. Na2SO4 + Н2О
4) Fe(OH)2 Г. FeCl2 + Н2О
Ответы:
Вариант 1
1 - 2)
2 - 3)
3 - 3)
4 - 1)
5 - 4)
6 - 2)
7 - 2)
8 - FeO, K2O, MgO, CrO
9. 1-В,2-А, 3-Г, 4-Б
10.1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б
Вариант 2
1 - 2)
2 - 4)
3 - 2)
4 - 3)
5 - 3)
6 - 3)
7 - 2)
8 – CO2, Mn2O7, Cl2O7, P2O5
9. 1-В,2-А, 3-Г, 4-Б
10.1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А__
Подведение итогов урока Учащиеся делятся впечатлениями.
Учитель: Вот и закончился наш урок. Вы провели огромную работу по обобщению знаний по классам неорганических соединений и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы.
Рефлексия. Поднимите руки, если вы с этим утверждением согласны:
1 - мне было комфортно на уроке;
2-я получил ответ на все интересующие меня вопросы;
3-я принимал активное участие во всех этапах урока;
4- мне урок понравился.
Домашнее задание: повторить§38 – 42.