kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме " Химические государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по теме

« Химические государства»

( Обобщение знаний по классам неорганических веществ. 8 класс)

 

 

 

 

 

 

                                                                  Учитель химии

                                                                  Домащук Т.Н.

 

 

 

 

 

 

Орел

 

Цели и задачи урока:

образовательные:

– проверить глубину и прочность усвоения учащимся знаний по теме “Соединения химических элементов”

– выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.

воспитательные:

– воспитывать уважение друг другу.

– воспитывать аккуратность и наблюдательность.

развивающие:

– развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности.

– формировать умения выделять главное, логически излагать материал.

– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Методы обучения:

- организация учебно-познавательной деятельности – эвристическая беседа, выполнение задании у доски, работа в группах, по карточкам.

Методы контроля – устный контроль, письменный контроль.

 

Цель для обучающихся:

-упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам.

-классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам.

- расчёты по формулам соединений.

 

 

I. Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.

Учитель: Сегодня мы побываем на удивительной планете – «Планете веществ - Химии». Много в ней тайн и загадок. Открыли эту планету давным-давно, но от этого таинственность ее не исчезает. На этой планете проживают жители, которые объединены в четыре химических государства «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли».Жители, населяющие то или иное государство, имеют свой состав, особенности и обычаи. На этой планете живут жители простые и сложные, спокойные и беспокойные, а иногда просто очень буйные; но все живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. На протяжении  нескольких уроков мы с вами знакомились с жителями этих химических государств, а теперь пришло время подвести итоги тому насколько хорошо мы их изучили. Для этого жители химических государств предложили нам выполнить следующие задания:

Задание 1. Распределите жителей планеты Химия по химическим государствам:

1вариант: Al2O3, Сr(OH)3, Р2O5, CaCl2, KOH, Mg3(PO4)2,  H2SO4, BaO,  Fe(OH)2, HCl.

2 вариант: CaSO3, MgO, HNO3, Fe(OH)3, K2O , SO3 , BaCl2, Ba(OH)2 , H2O, HBr.

3 вариант:  SiO2, Na 2O, Mg(OH)2, CuSO4, NaOH, H2SiO3, Na3PO4, AgCl, K2SiO3, Fe2O3.

4 вариант: CuO, H3PO4, Na2SO4, H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, MgSO4, Al(OH)3 , N2O5.

Вопросы  учащимся:

1. На основании каких знаний вы справились с этим заданием?

2. Что объединяет жителей государства « Оксиды»?

3. Что объединяет жителей государства « Кислоты»?

4. Что объединяет жителей государства « Основания»?

5. Что объединяет жителей государства « Соли»?

 

А теперь жители планеты Химия предлагают нам поиграть в одну из самых известных игр на планете Земля « Крестики-нолики».

 

Задание 2. К доске выходят шестеро учащихся и играют по парам:

  1. один из учащихся вписывает формулы кислотных оксидов, а другой -основных;
  2. один из учащихся вписывает формулы кислот, а другой - оснований;
  3. один из учащихся вписывает формулы оснований, а другой – солей.

 

Право хода разыгрывается путем правильного ответа на вопрос учителя:

  1. на какие группы делятся кислоты?
  2. классификация оснований?
  3. на какие группы делятся соли?

 

Жители четырех химических  государств взамешательстве и просят нас провести экспертизу, так как они сами уже не могут понять житель какого из государств находится в каждой из прономерованной пробирки.

 

Задание 3. У вас на столах имеются штативы с пробирками под номерами, в которых  находятся растворы кислоты, основания, соли. Опытным путем докажите в каких пробирках содержатся кислота, основание, соль.

 

Задание 4. В каждом ряду вы должны найти лишнее вещество и ответ свой пояснить:

1) Mn2O7,  MnO,  CrO3 , SO3   (лишнее МnО- основный оксид)

2) K2SO4, H2SO4 ,  Na2CO3 , BaCl2  (лишнее H2SO4- кислота)

3) NaOH,  Ca(OH)2 , Fe(OH)2 , KOH (Fe(OH)2- нерастворимое основание)

4) HNO3 ,  H2SO4 , H2SiO3 , H2SO3  (HNO3-одноосновная кислота)

 

Учитель: Ребята, мы с вами все это время говорили об отличительных особенностях жителей химических государств. А есть ли то, что их объединяет? Cкажите, пожалуйста, как называется родственная связь жителей четырех химических государств? ( Ответ: генетическая )

Задание 5. Давайте мы с вами осуществим следующие превращения с жителями химических государств на конкретных примерах:

 

Вариант 1.

Металл→Основный оксид → Основание → Соль

 

Вариант 2.

Неметалл → Кислотный оксид → Кислота → Соль

Задание 6. Ребята, жители планеты Химия еще продолжают сомневаться в наших знаниях о них и предлагают нам решить задачу:

 

Вычислите массу гидроксида калия, образовавшегося при

взаимодействии 3,9г калия с избытком воды.

 

Задание 7. Ну и в завершении нашего с вами урока жители химических государств просят вас выполнить тестовые задания по вариантам:

 

Вариант I

1. Формулы только кислот приведены в ряду

1) НСl, NaCl, HNO3

2) H2SO3, H2SO4, H2S

3) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2

4) Na2O, NaNO3, HNO3

2. Формулы только щелочей приведены в ряду

1) Fe(OH)2, KOH, Ва(ОН)2

2) NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2

3) KOH, NaOH, LiOH

4) Fe(OH)3, Cu(OH)2, NaOH

3. Оксид, который реагирует с гидроксидом натрия, образуя соль,— это

1) Fe2O3; 2) К2О; 3) SO3; 4) BaO

4. Взаимодействие оксида с водой относится к реакциям

1) соединения; 2) обмена; 3) разложения; 4) замещения

5. Взаимодействие гидроксида меди(II) с азотной кислотой относится к

реакциям

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена

6. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится

1) бесцветным; 2) малиновым; 3) красным; 4) желтым

7. Свойство, которое является общим для нерастворимых оснований и

щелочей,— это

1) взаимодействие с кислотными оксидами;

2) взаимодействие с кислотами;

3) взаимодействие с солями;

4) разложение

8. Даны формулы веществ:

FeO, K2O, CO2, MgO, CrO, CrO3, SO2, Р2О5

Выпишите формулы только основных оксидов.

Ответ:_______________________________

9. Установите соответствие между химической формулой вещества и

классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.

1) MgO А. кислоты

2) Н3РО4 Б. щелочи

3) Аl(ОН)3 В. оксиды

4) NaOH Г. нерастворимые основания

10. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами

химических реакций.

1) HgO + HNO3 A. Al2(SO4)3 + Н2

2) Al + H2SO4 Б. K3РО4 + Н2О

3) Na2O + CO2 + H2O B. Hg(NO3)2+ Н2О

4) K2O + H3PO4 Г. Na2CO3 + Н2О

Вариант II

1. Формулы только солей приведены в ряду

1) K2СО3, Н2СО3, KOH

2) АlСl3, Al(NO3)3, Al2S3

3) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2

4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS

2. Формулы только бескислородных кислот приведены в ряду

1) НСl, HNO3, H2S

2) H2SO3, H2S, HNO2

3) Н3РО4, Н2СО3, H2S

4) H2S, HF, HCl

3. Оксид, который реагирует с кислотой, образуя соль, — это

1) Р2О5

2) СuО

3) SO2

4) СО2

4. Получение оксида металла при нагревании гидроксида металла

относится к реакциям

1) соединения; 2) обмена; 3) разложения; 4) замещения

5. Химическая реакция, уравнение которой

K2О + 2HNO3 = 2KNO3 + Н2О,

относится к реакциям

1) разложения; 2) соединения; 3) обмена; 4) замещения

6. Индикатор лакмус в щелочной среде становится

1) фиолетовым; 2) красным; 3) синим; 4) бесцветным

7. В каком ряду все основания, формулы которых приведены, разлагаются

при нагревании?

1) NaOH, Сr(ОН)2, Са(ОН)2

2) Fe(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2

3) Ва(ОН)2, Mg(OH)2, KOH

4) KOH, LiOH, Al(OH)3

8. Даны формулы веществ:

СО2, Na2O, СаО, МnО, Мn2О7, Сl2О7, Li2O, P2O5

Выпишите формулы только кислотных оксидов.

Ответ: _____________________________________

9. Установите соответствие между химической формулой вещества и его

названием.

1) FeCl3 А. нитрат меди(П)

2) Cu(NO3)2 Б. карбонат калия

3) Al2(SO4)3 В. хлорид железа(III)

4) K2СО3 Г. сульфат алюминия

10. Установите соответствие между исходными веществами (веществом) и

продуктами химических реакций.

1) NaOH + СО2 A. FeO + Н2О

2) NaOH + H2SO4 Б. Na2CO3 + Н2О

3) Fe(OH)2 + НСl В. Na2SO4 + Н2О

4) Fe(OH)2 Г. FeCl2 + Н2О

Ответы:

Вариант 1

1 - 2)

2 - 3)

3 - 3)

4 - 1)

5 - 4)

6 - 2)

7 - 2)

8 - FeO, K2O, MgO, CrO

9. 1-В,2-А, 3-Г, 4-Б

10.1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б

Вариант 2

1 - 2)

2 - 4)

3 - 2)

4 - 3)

5 - 3)

6 - 3)

7 - 2)

8 – CO2, Mn2O7, Cl2O7, P2O5

9. 1-В,2-А, 3-Г, 4-Б

10.1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А__

Подведение итогов урока  Учащиеся делятся впечатлениями.

Учитель: Вот и  закончился наш урок. Вы провели огромную работу по обобщению знаний  по классам неорганических соединений и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились  в единстве живой и неживой природы.

 

Рефлексия. Поднимите руки, если вы с этим утверждением согласны:

1 - мне было комфортно на уроке;

2-я получил ответ на все интересующие меня вопросы;

3-я принимал активное участие во всех  этапах урока;

4- мне урок понравился.

 

Домашнее задание: повторить§38 – 42. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме " Химические государства" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №40













Методическая разработка урока по теме

« Химические государства»

( Обобщение знаний по классам неорганических веществ. 8 класс)













Учитель химии

Домащук Т.Н.













Орел


Цели и задачи урока:

образовательные:

– проверить глубину и прочность усвоения учащимся знаний по теме “Соединения химических элементов”

– выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.

воспитательные:

– воспитывать уважение друг другу.

– воспитывать аккуратность и наблюдательность.

развивающие:

– развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности.

– формировать умения выделять главное, логически излагать материал.

– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Методы обучения:

- организация учебно-познавательной деятельности – эвристическая беседа, выполнение задании у доски, работа в группах, по карточкам.

Методы контроля – устный контроль, письменный контроль.


Цель для обучающихся:

-упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам.

-классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам.

- расчёты по формулам соединений.



I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.

Учитель: Сегодня мы побываем на удивительной планете – «Планете веществ - Химии». Много в ней тайн и загадок. Открыли эту планету давным-давно, но от этого таинственность ее не исчезает. На этой планете проживают жители, которые объединены в четыре химических государства «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли».Жители, населяющие то или иное государство, имеют свой состав, особенности и обычаи. На этой планете живут жители простые и сложные, спокойные и беспокойные, а иногда просто очень буйные; но все живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с жителями этих химических государств, а теперь пришло время подвести итоги тому насколько хорошо мы их изучили. Для этого жители химических государств предложили нам выполнить следующие задания:

Задание 1. Распределите жителей планеты Химия по химическим государствам:

1вариант: Al2O3, Сr(OH)3, Р2O5, CaCl2, KOH, Mg3(PO4)2, H2SO4, BaO, Fe(OH)2, HCl.

2 вариант: CaSO3, MgO, HNO3, Fe(OH)3, K2O , SO3 , BaCl2, Ba(OH)2 , H2O, HBr.

3 вариант: SiO2, Na 2O, Mg(OH)2, CuSO4, NaOH, H2SiO3, Na3PO4, AgCl, K2SiO3, Fe2O3.

4 вариант: CuO, H3PO4, Na2SO4, H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, MgSO4, Al(OH)3 , N2O5.

Вопросы учащимся:

1. На основании каких знаний вы справились с этим заданием?

2. Что объединяет жителей государства « Оксиды»?

3. Что объединяет жителей государства « Кислоты»?

4. Что объединяет жителей государства « Основания»?

5. Что объединяет жителей государства « Соли»?


А теперь жители планеты Химия предлагают нам поиграть в одну из самых известных игр на планете Земля « Крестики-нолики».


Задание 2. К доске выходят шестеро учащихся и играют по парам:

  1. один из учащихся вписывает формулы кислотных оксидов, а другой -основных;

  2. один из учащихся вписывает формулы кислот, а другой - оснований;

  3. один из учащихся вписывает формулы оснований, а другой – солей.


Право хода разыгрывается путем правильного ответа на вопрос учителя:

  1. на какие группы делятся кислоты?

  2. классификация оснований?

  3. на какие группы делятся соли?


Жители четырех химических государств взамешательстве и просят нас провести экспертизу, так как они сами уже не могут понять житель какого из государств находится в каждой из прономерованной пробирки.


Задание 3. У вас на столах имеются штативы с пробирками под номерами, в которых находятся растворы кислоты, основания, соли. Опытным путем докажите в каких пробирках содержатся кислота, основание, соль.


Задание 4. В каждом ряду вы должны найти лишнее вещество и ответ свой пояснить:

1) Mn2O7, MnO, CrO3 , SO3 (лишнее МnО- основный оксид)

2) K2SO4, H2SO4 , Na2CO3 , BaCl2 (лишнее H2SO4- кислота)

3) NaOH, Ca(OH)2 , Fe(OH)2 , KOH (Fe(OH)2- нерастворимое основание)

4) HNO3 , H2SO4 , H2SiO3 , H2SO3 (HNO3-одноосновная кислота)



Учитель: Ребята, мы с вами все это время говорили об отличительных особенностях жителей химических государств. А есть ли то, что их объединяет? Cкажите, пожалуйста, как называется родственная связь жителей четырех химических государств? ( Ответ: генетическая )

Задание 5. Давайте мы с вами осуществим следующие превращения с жителями химических государств на конкретных примерах:


Вариант 1.

Металл→Основный оксид → Основание → Соль


Вариант 2.

Неметалл → Кислотный оксид → Кислота → Соль

Задание 6. Ребята, жители планеты Химия еще продолжают сомневаться в наших знаниях о них и предлагают нам решить задачу:


Вычислите массу гидроксида калия, образовавшегося при

взаимодействии 3,9г калия с избытком воды.


Задание 7. Ну и в завершении нашего с вами урока жители химических государств просят вас выполнить тестовые задания по вариантам:


Вариант I

1. Формулы только кислот приведены в ряду

1) НСl, NaCl, HNO3

2) H2SO3, H2SO4, H2S

3) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2

4) Na2O, NaNO3, HNO3

2. Формулы только щелочей приведены в ряду

1) Fe(OH)2, KOH, Ва(ОН)2

2) NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2

3) KOH, NaOH, LiOH

4) Fe(OH)3, Cu(OH)2, NaOH

3. Оксид, который реагирует с гидроксидом натрия, образуя соль,— это

1) Fe2O3; 2) К2О; 3) SO3; 4) BaO

4. Взаимодействие оксида с водой относится к реакциям

1) соединения; 2) обмена; 3) разложения; 4) замещения

5. Взаимодействие гидроксида меди(II) с азотной кислотой относится к

реакциям

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена

6. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится

1) бесцветным; 2) малиновым; 3) красным; 4) желтым

7. Свойство, которое является общим для нерастворимых оснований и

щелочей,— это

1) взаимодействие с кислотными оксидами;

2) взаимодействие с кислотами;

3) взаимодействие с солями;

4) разложение

8. Даны формулы веществ:

FeO, K2O, CO2, MgO, CrO, CrO3, SO2, Р2О5

Выпишите формулы только основных оксидов.

Ответ:_______________________________

9. Установите соответствие между химической формулой вещества и

классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.

1) MgO А. кислоты

2) Н3РО4 Б. щелочи

3) Аl(ОН)3 В. оксиды

4) NaOH Г. нерастворимые основания

10. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами

химических реакций.

1) HgO + HNO3 A. Al2(SO4)3 + Н2

2) Al + H2SO4 Б. K3РО4 + Н2О

3) Na2O + CO2 + H2O B. Hg(NO3)2+ Н2О

4) K2O + H3PO4 Г. Na2CO3 + Н2О

Вариант II

1. Формулы только солей приведены в ряду

1) K2СО3, Н2СО3, KOH

2) АlСl3, Al(NO3)3, Al2S3

3) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2

4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS

2. Формулы только бескислородных кислот приведены в ряду

1) НСl, HNO3, H2S

2) H2SO3, H2S, HNO2

3) Н3РО4, Н2СО3, H2S

4) H2S, HF, HCl

3. Оксид, который реагирует с кислотой, образуя соль, — это

1) Р2О5

2) СuО

3) SO2

4) СО2

4. Получение оксида металла при нагревании гидроксида металла

относится к реакциям

1) соединения; 2) обмена; 3) разложения; 4) замещения

5. Химическая реакция, уравнение которой

K2О + 2HNO3 = 2KNO3 + Н2О,

относится к реакциям

1) разложения; 2) соединения; 3) обмена; 4) замещения

6. Индикатор лакмус в щелочной среде становится

1) фиолетовым; 2) красным; 3) синим; 4) бесцветным

7. В каком ряду все основания, формулы которых приведены, разлагаются

при нагревании?

1) NaOH, Сr(ОН)2, Са(ОН)2

2) Fe(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2

3) Ва(ОН)2, Mg(OH)2, KOH

4) KOH, LiOH, Al(OH)3

8. Даны формулы веществ:

СО2, Na2O, СаО, МnО, Мn2О7, Сl2О7, Li2O, P2O5

Выпишите формулы только кислотных оксидов.

Ответ: _____________________________________

9. Установите соответствие между химической формулой вещества и его

названием.

1) FeCl3 А. нитрат меди(П)

2) Cu(NO3)2 Б. карбонат калия

3) Al2(SO4)3 В. хлорид железа(III)

4) K2СО3 Г. сульфат алюминия

10. Установите соответствие между исходными веществами (веществом) и

продуктами химических реакций.

1) NaOH + СО2 A. FeO + Н2О

2) NaOH + H2SO4 Б. Na2CO3 + Н2О

3) Fe(OH)2 + НСl В. Na2SO4 + Н2О

4) Fe(OH)2 Г. FeCl2 + Н2О

Ответы:

Вариант 1

1 - 2)

2 - 3)

3 - 3)

4 - 1)

5 - 4)

6 - 2)

7 - 2)

8 - FeO, K2O, MgO, CrO

9. 1-В,2-А, 3-Г, 4-Б

10.1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б

Вариант 2

1 - 2)

2 - 4)

3 - 2)

4 - 3)

5 - 3)

6 - 3)

7 - 2)

8 – CO2, Mn2O7, Cl2O7, P2O5

9. 1-В,2-А, 3-Г, 4-Б

10.1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А__

Подведение итогов урока Учащиеся делятся впечатлениями.

Учитель: Вот и закончился наш урок. Вы провели огромную работу по обобщению знаний по классам неорганических соединений и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы.


Рефлексия. Поднимите руки, если вы с этим утверждением согласны:

1 - мне было комфортно на уроке;

2-я получил ответ на все интересующие меня вопросы;

3-я принимал активное участие во всех этапах урока;

4- мне урок понравился.



Домашнее задание: повторить§38 – 42.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка урока по теме " Химические государства"

Автор: Домащук Татьяна Николаевна

Дата: 19.08.2014

Номер свидетельства: 112257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме "Географическое положение Нижегородской области и его влияние на природу и хозяйство". "
    ["seo_title"] => string(172) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-nizhieghorodskoi-oblasti-i-iegho-vliianiie-na-prirodu-i-khoziaistvo"
    ["file_id"] => string(6) "158695"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421774211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1540 руб.
2370 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1700 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства