kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме " Химические государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по теме

« Химические государства»

( Обобщение знаний по классам неорганических веществ. 8 класс)

 

 

 

 

 

 

                                                                  Учитель химии

                                                                  Домащук Т.Н.

 

 

 

 

 

 

Орел

 

Цели и задачи урока:

образовательные:

– проверить глубину и прочность усвоения учащимся знаний по теме “Соединения химических элементов”

– выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.

воспитательные:

– воспитывать уважение друг другу.

– воспитывать аккуратность и наблюдательность.

развивающие:

– развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности.

– формировать умения выделять главное, логически излагать материал.

– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Методы обучения:

- организация учебно-познавательной деятельности – эвристическая беседа, выполнение задании у доски, работа в группах, по карточкам.

Методы контроля – устный контроль, письменный контроль.

 

Цель для обучающихся:

-упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам.

-классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам.

- расчёты по формулам соединений.

 

 

I. Организационный момент

II.  Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.

Учитель: Сегодня мы побываем на удивительной планете – «Планете веществ - Химии». Много в ней тайн и загадок. Открыли эту планету давным-давно, но от этого таинственность ее не исчезает. На этой планете проживают жители, которые объединены в четыре химических государства «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли».Жители, населяющие то или иное государство, имеют свой состав, особенности и обычаи. На этой планете живут жители простые и сложные, спокойные и беспокойные, а иногда просто очень буйные; но все живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. На протяжении  нескольких уроков мы с вами знакомились с жителями этих химических государств, а теперь пришло время подвести итоги тому насколько хорошо мы их изучили. Для этого жители химических государств предложили нам выполнить следующие задания:

Задание 1. Распределите жителей планеты Химия по химическим государствам:

1вариант: Al2O3, Сr(OH)3, Р2O5, CaCl2, KOH, Mg3(PO4)2,  H2SO4, BaO,  Fe(OH)2, HCl.

2 вариант: CaSO3, MgO, HNO3, Fe(OH)3, K2O , SO3 , BaCl2, Ba(OH)2 , H2O, HBr.

3 вариант:  SiO2, Na 2O, Mg(OH)2, CuSO4, NaOH, H2SiO3, Na3PO4, AgCl, K2SiO3, Fe2O3.

4 вариант: CuO, H3PO4, Na2SO4, H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, MgSO4, Al(OH)3 , N2O5.

Вопросы  учащимся:

1. На основании каких знаний вы справились с этим заданием?

2. Что объединяет жителей государства « Оксиды»?

3. Что объединяет жителей государства « Кислоты»?

4. Что объединяет жителей государства « Основания»?

5. Что объединяет жителей государства « Соли»?

 

А теперь жители планеты Химия предлагают нам поиграть в одну из самых известных игр на планете Земля « Крестики-нолики».

 

Задание 2. К доске выходят шестеро учащихся и играют по парам:

  1. один из учащихся вписывает формулы кислотных оксидов, а другой -основных;
  2. один из учащихся вписывает формулы кислот, а другой - оснований;
  3. один из учащихся вписывает формулы оснований, а другой – солей.

 

Право хода разыгрывается путем правильного ответа на вопрос учителя:

  1. на какие группы делятся кислоты?
  2. классификация оснований?
  3. на какие группы делятся соли?

 

Жители четырех химических  государств взамешательстве и просят нас провести экспертизу, так как они сами уже не могут понять житель какого из государств находится в каждой из прономерованной пробирки.

 

Задание 3. У вас на столах имеются штативы с пробирками под номерами, в которых  находятся растворы кислоты, основания, соли. Опытным путем докажите в каких пробирках содержатся кислота, основание, соль.

 

Задание 4. В каждом ряду вы должны найти лишнее вещество и ответ свой пояснить:

1) Mn2O7,  MnO,  CrO3 , SO3   (лишнее МnО- основный оксид)

2) K2SO4, H2SO4 ,  Na2CO3 , BaCl2  (лишнее H2SO4- кислота)

3) NaOH,  Ca(OH)2 , Fe(OH)2 , KOH (Fe(OH)2- нерастворимое основание)

4) HNO3 ,  H2SO4 , H2SiO3 , H2SO3  (HNO3-одноосновная кислота)

 

Учитель: Ребята, мы с вами все это время говорили об отличительных особенностях жителей химических государств. А есть ли то, что их объединяет? Cкажите, пожалуйста, как называется родственная связь жителей четырех химических государств? ( Ответ: генетическая )

Задание 5. Давайте мы с вами осуществим следующие превращения с жителями химических государств на конкретных примерах:

 

Вариант 1.

Металл→Основный оксид → Основание → Соль

 

Вариант 2.

Неметалл → Кислотный оксид → Кислота → Соль

Задание 6. Ребята, жители планеты Химия еще продолжают сомневаться в наших знаниях о них и предлагают нам решить задачу:

 

Вычислите массу гидроксида калия, образовавшегося при

взаимодействии 3,9г калия с избытком воды.

 

Задание 7. Ну и в завершении нашего с вами урока жители химических государств просят вас выполнить тестовые задания по вариантам:

 

Вариант I

1. Формулы только кислот приведены в ряду

1) НСl, NaCl, HNO3

2) H2SO3, H2SO4, H2S

3) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2

4) Na2O, NaNO3, HNO3

2. Формулы только щелочей приведены в ряду

1) Fe(OH)2, KOH, Ва(ОН)2

2) NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2

3) KOH, NaOH, LiOH

4) Fe(OH)3, Cu(OH)2, NaOH

3. Оксид, который реагирует с гидроксидом натрия, образуя соль,— это

1) Fe2O3; 2) К2О; 3) SO3; 4) BaO

4. Взаимодействие оксида с водой относится к реакциям

1) соединения; 2) обмена; 3) разложения; 4) замещения

5. Взаимодействие гидроксида меди(II) с азотной кислотой относится к

реакциям

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена

6. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится

1) бесцветным; 2) малиновым; 3) красным; 4) желтым

7. Свойство, которое является общим для нерастворимых оснований и

щелочей,— это

1) взаимодействие с кислотными оксидами;

2) взаимодействие с кислотами;

3) взаимодействие с солями;

4) разложение

8. Даны формулы веществ:

FeO, K2O, CO2, MgO, CrO, CrO3, SO2, Р2О5

Выпишите формулы только основных оксидов.

Ответ:_______________________________

9. Установите соответствие между химической формулой вещества и

классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.

1) MgO А. кислоты

2) Н3РО4 Б. щелочи

3) Аl(ОН)3 В. оксиды

4) NaOH Г. нерастворимые основания

10. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами

химических реакций.

1) HgO + HNO3 A. Al2(SO4)3 + Н2

2) Al + H2SO4 Б. K3РО4 + Н2О

3) Na2O + CO2 + H2O B. Hg(NO3)2+ Н2О

4) K2O + H3PO4 Г. Na2CO3 + Н2О

Вариант II

1. Формулы только солей приведены в ряду

1) K2СО3, Н2СО3, KOH

2) АlСl3, Al(NO3)3, Al2S3

3) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2

4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS

2. Формулы только бескислородных кислот приведены в ряду

1) НСl, HNO3, H2S

2) H2SO3, H2S, HNO2

3) Н3РО4, Н2СО3, H2S

4) H2S, HF, HCl

3. Оксид, который реагирует с кислотой, образуя соль, — это

1) Р2О5

2) СuО

3) SO2

4) СО2

4. Получение оксида металла при нагревании гидроксида металла

относится к реакциям

1) соединения; 2) обмена; 3) разложения; 4) замещения

5. Химическая реакция, уравнение которой

K2О + 2HNO3 = 2KNO3 + Н2О,

относится к реакциям

1) разложения; 2) соединения; 3) обмена; 4) замещения

6. Индикатор лакмус в щелочной среде становится

1) фиолетовым; 2) красным; 3) синим; 4) бесцветным

7. В каком ряду все основания, формулы которых приведены, разлагаются

при нагревании?

1) NaOH, Сr(ОН)2, Са(ОН)2

2) Fe(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2

3) Ва(ОН)2, Mg(OH)2, KOH

4) KOH, LiOH, Al(OH)3

8. Даны формулы веществ:

СО2, Na2O, СаО, МnО, Мn2О7, Сl2О7, Li2O, P2O5

Выпишите формулы только кислотных оксидов.

Ответ: _____________________________________

9. Установите соответствие между химической формулой вещества и его

названием.

1) FeCl3 А. нитрат меди(П)

2) Cu(NO3)2 Б. карбонат калия

3) Al2(SO4)3 В. хлорид железа(III)

4) K2СО3 Г. сульфат алюминия

10. Установите соответствие между исходными веществами (веществом) и

продуктами химических реакций.

1) NaOH + СО2 A. FeO + Н2О

2) NaOH + H2SO4 Б. Na2CO3 + Н2О

3) Fe(OH)2 + НСl В. Na2SO4 + Н2О

4) Fe(OH)2 Г. FeCl2 + Н2О

Ответы:

Вариант 1

1 - 2)

2 - 3)

3 - 3)

4 - 1)

5 - 4)

6 - 2)

7 - 2)

8 - FeO, K2O, MgO, CrO

9. 1-В,2-А, 3-Г, 4-Б

10.1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б

Вариант 2

1 - 2)

2 - 4)

3 - 2)

4 - 3)

5 - 3)

6 - 3)

7 - 2)

8 – CO2, Mn2O7, Cl2O7, P2O5

9. 1-В,2-А, 3-Г, 4-Б

10.1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А__

Подведение итогов урока  Учащиеся делятся впечатлениями.

Учитель: Вот и  закончился наш урок. Вы провели огромную работу по обобщению знаний  по классам неорганических соединений и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились  в единстве живой и неживой природы.

 

Рефлексия. Поднимите руки, если вы с этим утверждением согласны:

1 - мне было комфортно на уроке;

2-я получил ответ на все интересующие меня вопросы;

3-я принимал активное участие во всех  этапах урока;

4- мне урок понравился.

 

Домашнее задание: повторить§38 – 42. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме " Химические государства" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №40













Методическая разработка урока по теме

« Химические государства»

( Обобщение знаний по классам неорганических веществ. 8 класс)













Учитель химии

Домащук Т.Н.













Орел


Цели и задачи урока:

образовательные:

– проверить глубину и прочность усвоения учащимся знаний по теме “Соединения химических элементов”

– выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.

воспитательные:

– воспитывать уважение друг другу.

– воспитывать аккуратность и наблюдательность.

развивающие:

– развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности.

– формировать умения выделять главное, логически излагать материал.

– развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Методы обучения:

- организация учебно-познавательной деятельности – эвристическая беседа, выполнение задании у доски, работа в группах, по карточкам.

Методы контроля – устный контроль, письменный контроль.


Цель для обучающихся:

-упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам.

-классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам.

- расчёты по формулам соединений.



I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.

Учитель: Сегодня мы побываем на удивительной планете – «Планете веществ - Химии». Много в ней тайн и загадок. Открыли эту планету давным-давно, но от этого таинственность ее не исчезает. На этой планете проживают жители, которые объединены в четыре химических государства «Оксиды», «Кислоты», «Основания», «Соли».Жители, населяющие то или иное государство, имеют свой состав, особенности и обычаи. На этой планете живут жители простые и сложные, спокойные и беспокойные, а иногда просто очень буйные; но все живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с жителями этих химических государств, а теперь пришло время подвести итоги тому насколько хорошо мы их изучили. Для этого жители химических государств предложили нам выполнить следующие задания:

Задание 1. Распределите жителей планеты Химия по химическим государствам:

1вариант: Al2O3, Сr(OH)3, Р2O5, CaCl2, KOH, Mg3(PO4)2, H2SO4, BaO, Fe(OH)2, HCl.

2 вариант: CaSO3, MgO, HNO3, Fe(OH)3, K2O , SO3 , BaCl2, Ba(OH)2 , H2O, HBr.

3 вариант: SiO2, Na 2O, Mg(OH)2, CuSO4, NaOH, H2SiO3, Na3PO4, AgCl, K2SiO3, Fe2O3.

4 вариант: CuO, H3PO4, Na2SO4, H2CO3, CO2, Ca(OH)2, K2CO3, MgSO4, Al(OH)3 , N2O5.

Вопросы учащимся:

1. На основании каких знаний вы справились с этим заданием?

2. Что объединяет жителей государства « Оксиды»?

3. Что объединяет жителей государства « Кислоты»?

4. Что объединяет жителей государства « Основания»?

5. Что объединяет жителей государства « Соли»?


А теперь жители планеты Химия предлагают нам поиграть в одну из самых известных игр на планете Земля « Крестики-нолики».


Задание 2. К доске выходят шестеро учащихся и играют по парам:

  1. один из учащихся вписывает формулы кислотных оксидов, а другой -основных;

  2. один из учащихся вписывает формулы кислот, а другой - оснований;

  3. один из учащихся вписывает формулы оснований, а другой – солей.


Право хода разыгрывается путем правильного ответа на вопрос учителя:

  1. на какие группы делятся кислоты?

  2. классификация оснований?

  3. на какие группы делятся соли?


Жители четырех химических государств взамешательстве и просят нас провести экспертизу, так как они сами уже не могут понять житель какого из государств находится в каждой из прономерованной пробирки.


Задание 3. У вас на столах имеются штативы с пробирками под номерами, в которых находятся растворы кислоты, основания, соли. Опытным путем докажите в каких пробирках содержатся кислота, основание, соль.


Задание 4. В каждом ряду вы должны найти лишнее вещество и ответ свой пояснить:

1) Mn2O7, MnO, CrO3 , SO3 (лишнее МnО- основный оксид)

2) K2SO4, H2SO4 , Na2CO3 , BaCl2 (лишнее H2SO4- кислота)

3) NaOH, Ca(OH)2 , Fe(OH)2 , KOH (Fe(OH)2- нерастворимое основание)

4) HNO3 , H2SO4 , H2SiO3 , H2SO3 (HNO3-одноосновная кислота)



Учитель: Ребята, мы с вами все это время говорили об отличительных особенностях жителей химических государств. А есть ли то, что их объединяет? Cкажите, пожалуйста, как называется родственная связь жителей четырех химических государств? ( Ответ: генетическая )

Задание 5. Давайте мы с вами осуществим следующие превращения с жителями химических государств на конкретных примерах:


Вариант 1.

Металл→Основный оксид → Основание → Соль


Вариант 2.

Неметалл → Кислотный оксид → Кислота → Соль

Задание 6. Ребята, жители планеты Химия еще продолжают сомневаться в наших знаниях о них и предлагают нам решить задачу:


Вычислите массу гидроксида калия, образовавшегося при

взаимодействии 3,9г калия с избытком воды.


Задание 7. Ну и в завершении нашего с вами урока жители химических государств просят вас выполнить тестовые задания по вариантам:


Вариант I

1. Формулы только кислот приведены в ряду

1) НСl, NaCl, HNO3

2) H2SO3, H2SO4, H2S

3) Ca(OH)2, H3PO4, Ca3(PO4)2

4) Na2O, NaNO3, HNO3

2. Формулы только щелочей приведены в ряду

1) Fe(OH)2, KOH, Ва(ОН)2

2) NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2

3) KOH, NaOH, LiOH

4) Fe(OH)3, Cu(OH)2, NaOH

3. Оксид, который реагирует с гидроксидом натрия, образуя соль,— это

1) Fe2O3; 2) К2О; 3) SO3; 4) BaO

4. Взаимодействие оксида с водой относится к реакциям

1) соединения; 2) обмена; 3) разложения; 4) замещения

5. Взаимодействие гидроксида меди(II) с азотной кислотой относится к

реакциям

1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена

6. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде становится

1) бесцветным; 2) малиновым; 3) красным; 4) желтым

7. Свойство, которое является общим для нерастворимых оснований и

щелочей,— это

1) взаимодействие с кислотными оксидами;

2) взаимодействие с кислотами;

3) взаимодействие с солями;

4) разложение

8. Даны формулы веществ:

FeO, K2O, CO2, MgO, CrO, CrO3, SO2, Р2О5

Выпишите формулы только основных оксидов.

Ответ:_______________________________

9. Установите соответствие между химической формулой вещества и

классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит.

1) MgO А. кислоты

2) Н3РО4 Б. щелочи

3) Аl(ОН)3 В. оксиды

4) NaOH Г. нерастворимые основания

10. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами

химических реакций.

1) HgO + HNO3 A. Al2(SO4)3 + Н2

2) Al + H2SO4 Б. K3РО4 + Н2О

3) Na2O + CO2 + H2O B. Hg(NO3)2+ Н2О

4) K2O + H3PO4 Г. Na2CO3 + Н2О

Вариант II

1. Формулы только солей приведены в ряду

1) K2СО3, Н2СО3, KOH

2) АlСl3, Al(NO3)3, Al2S3

3) H2S, Ba(NO3)2, BaCl2

4) Cu(OH)2, CuSO4, CuS

2. Формулы только бескислородных кислот приведены в ряду

1) НСl, HNO3, H2S

2) H2SO3, H2S, HNO2

3) Н3РО4, Н2СО3, H2S

4) H2S, HF, HCl

3. Оксид, который реагирует с кислотой, образуя соль, — это

1) Р2О5

2) СuО

3) SO2

4) СО2

4. Получение оксида металла при нагревании гидроксида металла

относится к реакциям

1) соединения; 2) обмена; 3) разложения; 4) замещения

5. Химическая реакция, уравнение которой

K2О + 2HNO3 = 2KNO3 + Н2О,

относится к реакциям

1) разложения; 2) соединения; 3) обмена; 4) замещения

6. Индикатор лакмус в щелочной среде становится

1) фиолетовым; 2) красным; 3) синим; 4) бесцветным

7. В каком ряду все основания, формулы которых приведены, разлагаются

при нагревании?

1) NaOH, Сr(ОН)2, Са(ОН)2

2) Fe(OH)3, Cu(OH)2, Fe(OH)2

3) Ва(ОН)2, Mg(OH)2, KOH

4) KOH, LiOH, Al(OH)3

8. Даны формулы веществ:

СО2, Na2O, СаО, МnО, Мn2О7, Сl2О7, Li2O, P2O5

Выпишите формулы только кислотных оксидов.

Ответ: _____________________________________

9. Установите соответствие между химической формулой вещества и его

названием.

1) FeCl3 А. нитрат меди(П)

2) Cu(NO3)2 Б. карбонат калия

3) Al2(SO4)3 В. хлорид железа(III)

4) K2СО3 Г. сульфат алюминия

10. Установите соответствие между исходными веществами (веществом) и

продуктами химических реакций.

1) NaOH + СО2 A. FeO + Н2О

2) NaOH + H2SO4 Б. Na2CO3 + Н2О

3) Fe(OH)2 + НСl В. Na2SO4 + Н2О

4) Fe(OH)2 Г. FeCl2 + Н2О

Ответы:

Вариант 1

1 - 2)

2 - 3)

3 - 3)

4 - 1)

5 - 4)

6 - 2)

7 - 2)

8 - FeO, K2O, MgO, CrO

9. 1-В,2-А, 3-Г, 4-Б

10.1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б

Вариант 2

1 - 2)

2 - 4)

3 - 2)

4 - 3)

5 - 3)

6 - 3)

7 - 2)

8 – CO2, Mn2O7, Cl2O7, P2O5

9. 1-В,2-А, 3-Г, 4-Б

10.1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А__

Подведение итогов урока Учащиеся делятся впечатлениями.

Учитель: Вот и закончился наш урок. Вы провели огромную работу по обобщению знаний по классам неорганических соединений и их свойствах, по-новому взглянули на некоторые привычные вещи, ещё раз убедились в единстве живой и неживой природы.


Рефлексия. Поднимите руки, если вы с этим утверждением согласны:

1 - мне было комфортно на уроке;

2-я получил ответ на все интересующие меня вопросы;

3-я принимал активное участие во всех этапах урока;

4- мне урок понравился.



Домашнее задание: повторить§38 – 42.































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка урока по теме " Химические государства"

Автор: Домащук Татьяна Николаевна

Дата: 19.08.2014

Номер свидетельства: 112257

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме "Географическое положение Нижегородской области и его влияние на природу и хозяйство". "
    ["seo_title"] => string(172) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-nizhieghorodskoi-oblasti-i-iegho-vliianiie-na-prirodu-i-khoziaistvo"
    ["file_id"] => string(6) "158695"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421774211"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства