Работа в группах по инструкции. 1 группа Задание: наблюдение влияния природы растворенного вещества на процесс растворения. Порядок выполнения: 1. В пробирки с веществами прилейте 10 мл воды, закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества. №1 Хлорид кальция №2 гидроксид кальция №3 карбонат кальция 2. Какое из предложенных веществ хорошо растворяется в воде? Какое не растворяется? 3. Сделайте вывод о классификации веществ в зависимости от способности веществ растворяться в воде (можно использовать учебник с. 188). Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам. 2 группа Задание: наблюдение влияния природы растворителя на процесс растворения веществ. Порядок выполнения: 1. В пробирки с медным купоросом прилейте в 10 мл спирта (№1) и 10 мл воды (№2), закройте пробкой и хорошо встряхните для лучшего растворения вещества. 2. Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос? 3. Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и способности веществ растворяться в разных растворителях. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам. 3 группа Задание: наблюдение влияния температуры на растворимость веществ. Порядок выполнения: 1. В пробирки №1 и №2 с сульфатом никеля прилейте воды (1/3 объема). 2. Пробирку с №1 нагрейте, соблюдая технику безопасности. 3. В какой из предложенных пробирок №1 или №2 процесс растворения протекает быстрее? 4. Сделайте вывод о влиянии температуры на растворимость веществ. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам. 4 группа Задание: обнаружение зависимости массы растворенного вещества на процесс растворения. Порядок выполнения: 1. Приготовьте раствор, содержащий 20 мл воды и определенную массу растворенного вещества (№1 – 1,2 г сульфата меди (II), №2 – 4,44 г, №3 – 5,3 г). 2. Сделайте вывод о зависимости массы растворенного вещества на процесс растворения и классификации растворов по признаку растворимости веществ. Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе своим одноклассникам. 5 группа Задание: доказательство отсутствия нерастворимых веществ в природе. Порядок выполнения: 1. Небольшой кусок стекла разотрите в ступке (это для вас сделал лаборант) и поместите немного порошка стекла в пробирку. 2. Прилейте к стеклу воды, закройте пробкой и хорошо взболтайте. Если вы хотите получить результат растворения быстро, то увеличьте скорость растворения стекла подогрев пробирку с раствором (соблюдайте технику безопасности при нагревании). 3. К полученному раствору прилейте несколько капель индикатора (фенолфталеин). О чем свидетельствует изменение окраски индикатора? Подготовьте отчет о проведенном эксперименте и представьте отчет о работе. |