Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии на тему "Массовая доля вещества"»
Тема:Массовая доля растворенного вещества.
Класс: 7
Цели: - дать понятие массовой доли растворенного вещества
- научиться решать задачи на W (р.в)
Задачи:образовательные:
- дать понятия (растворенное вещество, растворитель, W (р.в))
- научиться решать задачи на W (р.в)
развивающие:
- закрепить навык составления данных значений и нахождения
неизвестных в задаче на W (р.в)
воспитательные:
- провести данной темы с другими науками естественного цикла
( физикой, биологией)
- объяснить важность данного значения для живого мира.
Тип урока: объяснение нового материала
Метод: наглядно – иллюстративный (с применением ИКТ), частично – поисковый.
Форма: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока: предложить 2–ум ученикам 2 стакана : 1 ст - слабый раствор сахара, 2ст – сильный раствор сахара.
Вопросы: Какой вкус в первом стакане? Какой вкус во втором стакане? В каком стакане более сладкий вкус? А почему во втором стакане слаще?
Это в быту мы говорим больше или меньше положили вещества в воду, а, с научной точки зрения, это понятие определяет массовая доля растворенного вещества.(запись темы в тетрадь, определение цели урока)
Какие вещества содержаться в стакане? Что составляют они вместе?
Разговор Воды и Сахара. (Сценка заранее подготовленная).
Вода: Я главное вещество на земле! Судите сами: все живые существа состоят на 80% из воды. Я покрываю 2/3 земного шара. Без меня человек может прожить максимум 3 дня. Я уникальна по агрегатному состоянию. При земных условиях могу находиться в трех состояниях: жидкость, лед, пар. Ни одно вещество не обладает такой плотностью как я! 1 м/л. Это значит, что масса, что объем для меня одно и то же: 1 кг – 1л, 1г – 1мл. Еще одно свойство у меня уникально – я растворяю многие вещества. Значит я – хороший растворитель! Запомните это, мальчики и девочки!
Сахар: Не уж – то и меня растворишь?
Вода: запросто!
Сахар: Ой! Ой! Завоображала! Да я!..Да во мне столько энергии! Тебе и не снилось! Люди, употребляющие сахар, обладают большой работоспособностью и умственными способностями.
Вода: Да, а вот если будет перебор – окажутся твои люди на том свете.
Сахар: А вот, если с тобой будет перебор, тоже ничего хорошего, отеков не избежать!
Вода: Ну это не так страшно. Вернемся к нашей теме. Растворить я тебя точно могу!
Сахар: Ну и чем я буду?
Вода: Подумай! Если растворишься в воде, значит, растворенное вещество!
Сахар: Растворенное вещество – я, а ты – растворитель. Растворенное вещество – сахар, растворитель – вода. А вместе мы что составляем?
Вода: А вместе мы – раствор! Ну что, подведем итоги: вода – растворитель, т.к. растворяет вещества, сахар (или другое вещество) – растворенное вещество, т.к. растворяется в растворителе.
m (р.в) + m (р-ль) = m (р-ра) (в тетрадь)
Спасибо нашим друзьям! Итак, с компонентами мы разобрались. Тема – W(р.в), что же это такое?
Это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Если выражается в процентах, то умножаем все выражение на 100%.(объяснение через слайды)
W (р.в)= m (р.в)/m(р-ра) * 100% (в тетрадь) (слайд)
Массовая доля определяет концентрацию раствора.
Если есть формула, то есть и решение задач на данную формулу. Давайте выясним концентрацию растворов сахара в стаканах, предложенных в начале урока.
1) В 200 – ах граммах воды растворили чайную ложку сахара (10 граммов). Какой концентрации получится раствор?
Дано: m(р-ль)=200 гр, m(р.в)=10 гр.
Найти: w (р.в)-?
Решение: W (р.в)= m (р.в)/m (р-ра) * 100%
m (р-ра)= 200+10=210 г
х=10/210*100%=4,76%
Ответ: w (р.в)= 4,76%
2) В 200 – ах граммах воды растворили 4 чайные ложки сахара (40 граммов). Какой концентрации получится раствор? (на слайдах)
Дано: m(р-ль)=200 гр, m(р.в)=40 гр.
Найти: w (р.в)-?
Решение: W (р.в)= m (р.в)/m (р-ра) * 100%
m (р-ра)=200+40=240 г
х=40/240*100%=16,67%
Ответ: w (р.в)=16,67%
Объяснить важность раствора и массовой доли (р.в) для живого мира.