kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок химии в 8 классе

 «Чистые вещества и смеси»

Цели урока: 1.  Закрепить знания номенклатуры неорганических веществ  разных классов.   

                       2.  Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.

                       3.  Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.

                       4.  Познакомить со способами разделения смесей.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная,  групповая.

Оборудование:

  • Химия 8учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна – М., Дрофа, 2007 г.
  • Презентация в MS Power Point (приложение)
  • Компьютер, проектор

Реактивы

  • Смесь порошков железа и серы, раствор поваренной соли, смесь песка и воды, раствор метилового оранжевого; фильтры, выпаривательная чашка, лабораторный штатив с кольцом, спиртовка, воронка, стеклянная палочка, химические стаканы, колбы, магнит,   пипетка.

Демонстрационный эксперимент:

  • Разделение смеси фильтрованием;
  • Разделение смеси магнитом;
  • Хроматография;
  • Разделение смеси веществ выпариванием.

Карточки с заданием для групповой работы.

Разделение смеси (раствора) растворимого вещества и растворителя:

Раствор поваренной соли, лабораторный штатив с кольцом, фарфоровая чашка  (выпаривательная), спиртовка, тигельные щипцы, стеклянная палочка.

Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества):

Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.

Разделение смеси железа и серы:

Железные опилки, порошок серы, магнит , 2 фильтра.

Хроматография:

Фильтр, раствор метилоранжа, пипетка.

Ход  урока

I.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

1.Беседа:

  • Какие соединения называются оксидами? (Оксиды – это сложные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления  (-2))
  • Какие соединения называются кислотами? (Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка)
  • Какие соединения называются основаниями? (Основание – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп OH-)
  • Какие соединения называются солями? ( Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотных остатков)

2.Проверочная работа (5-7 минут) на листках. На слайдах 1-2 - вопросы  проверочной работы.

3.Проверочная работа сдается учителю (результаты объявляются на следующем уроке). 

II.Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.

1. Беседа

1. Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая тетрадь, чистые руки, чистый лист … А   какое вещество считается чистым? Есть ли в природе чистые вещества? Чем отличается   чистое вещество от смеси веществ?

2. Как вы думаете, что будет темой нашего урок сегодня? (слайд 3)

                  2.  Запись даты и темы урока учащимися  в тетради.

Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

Цели урока обсуждаются с учащимися.

Учащиеся предлагают: выяснить, какое вещество считается чистым и что такое смесь;  узнать, где применяются чистые вещества и смеси; узнать, как разделить вещества.

В  результате обсуждения  -  слайд 4.

          3.  Объяснение нового материала.

На данном этапе урока учитель формирует понятие о чистом вещества и смеси. Учащимся известно понятие «вещество» (это то, из чего состоят физические тела). Поэтому, вначале даем определение «смеси веществ».

Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе и примеры смесей, представленные на слайде 5.

 Далее ребята дают  определение смеси, как системы из их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Эта формулировка появляется на слайде после щелчка мыши.

Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Учитель приводит примеры смесей, ребята записывают их в тетради: воздух, морская вода, молоко, сплавы металлов, растворы, туман и др. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др. (слайд 6).

Посмотрите внимательно  на смеси, находящиеся на столе. В  чем разница  между ними?

Далее рассматривается классификация смесей (слайда 7).

Смеси

Однородные

Неоднородные

Раствор сахара в воде, растворы солей, воздух

Смесь Fe +S, песок и сахар, глина с водой, песок с  водой

Неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называют смеси, в которых  нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).

Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В тоже время, необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит, хотя ничтожное малое количество примесей.

Как вы думаете, морская вода и чистая дистиллированная вода будут обладать одинаковыми  свойствами? (ребята предполагают, что нет). Слайд 8. Учитель объясняет условия эксперимента: в 2-х сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду. Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах с помощью датчиков «Архимед». Вместе обсуждаем результаты эксперимента. Встает проблема: «Почему у морской воды t кип не постоянная в разные промежутки времени по сравнению с t кип  дистиллированной водой?»

Учащиеся высказывают предположение, что соленость морской воды влияет на tкип.

Далее учитель предлагает дать определение «чистого вещества». 

С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).

В тетрадях ребята записывают определение «чистое вещество»

Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.

Учитель дополняет, что в чистом веществе примеси, хотя и есть в незначительных количествах, но они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества - дистиллированная вода.

Демонстрируется слайд 9.

 Ребята записывают в тетрадях выводы.

Педагог обращает внимание детей на отличительную особенность смесей «В смесях каждое из составляющих их веществ сохраняет свои индивидуальные свойства.  Для подтверждения этого учитель проводит опыты:

  • Демонстрация разделение смеси железа и сера с помощью магнита (отработать с ребенком заранее методику выполнения опыта и тогда демонстрацию проводит ученик)

Следующий этап урока – знакомство с основными способами разделения смесей, которые представлены в виде схемы: Слайд 10.

Одновременно уточняется, на каких физических свойствах веществ основан каждый способ разделения.  На слайдах 11- 13 показаны области применения разных способов очистки неоднородных смесей.

Демонстрация разделения смеси песка и воды фильтрованием. Обращается внимание  на правильность выполнения эксперимента (Слайд 11).

Знакомство со способами разделения однородных смесей продолжается с помощью слайда 14, акцентируется внимание учащихся на физических свойствах веществ, применяемых в данном способе разделения.

На слайдах  14-18 показаны области применения разных способов очистки однородных смесей.

             4. Закрепление

1. Групповая работа.

Каждая группа получила задание « Как разделить смесь?»

Нужно было описать свои действия. Через 1 минуту каждая группа озвучила свой ответ. В заданиях были использованы жизненные ситуации, где требовалось очистить воду в походных условиях и т.п.

2. Ответить на вопросы, представленные на слайдах 19 – 21

         5. Рефлексия.

Беседа:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что запомнилось?

Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

6.Подведение итогов

7. Домашнее задание:  § 23 упр. 1,2,4

                                          Творческое задание.

                                                    1. Составьте задания на разделение смеси.

                                                     2. Вам выдали смесь, состоящую из соли и мела.

                                                     Предложите способы разделения этой смеси.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку "Чистые вещества и смеси" »

ВЫПИШИТЕ ОТДЕЛЬНО ФОРМУЛЫ ОКСИДОВ, КИСЛОТ, ОСНОВАНИЙ И СОЛЕЙ: KCl, MnO 2 , H 2 SO 4 , KOH, KCl, MnO 2 , H 2 SO 4 , KOH,  CO 2 , NaNO 3 , H 2 CO 3 , Al(OH) 3 .  Назовите соединения

ВЫПИШИТЕ ОТДЕЛЬНО ФОРМУЛЫ ОКСИДОВ, КИСЛОТ, ОСНОВАНИЙ И СОЛЕЙ:

KCl, MnO 2 , H 2 SO 4 , KOH,

  • KCl, MnO 2 , H 2 SO 4 , KOH,

CO 2 , NaNO 3 , H 2 CO 3 , Al(OH) 3 .

Назовите соединения

Составьте формулы химических соединений:      Оксид натрия  Соляная кислота   Оксид натрия  Соляная кислота  Фосфат кальция  Гидроксид бария

Составьте формулы химических соединений:

Оксид натрия

Соляная кислота

  • Оксид натрия Соляная кислота

Фосфат кальция

Гидроксид бария

Чистые вещества  и смеси.    Способы разделения смесей

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Тема урока:  Чистые вещества и смеси Цели урока:

Тема урока: Чистые вещества и смеси

Цели урока:

  • Выяснить, какое вещество считают чистым.
  • Что такое смесь? Какие бывают смеси?
  • Выяснить различия между смесью и химическим соединением.
  • Какими способами можно разделить смеси?
  • Где применяются чистые вещества и смеси?
Смесь – это система из нескольких веществ. Воздух Молоко Сплавы металлов Растворы Дым Туман Бетон

Смесь – это система из нескольких веществ.

  • Воздух
  • Молоко
  • Сплавы металлов
  • Растворы
  • Дым
  • Туман
  • Бетон

Смеси Однородные Неоднородные суспензии жидкие эмульсии Газообразные твердые

Смеси

Однородные

Неоднородные

суспензии

жидкие

эмульсии

Газообразные

твердые

Сравнительная характеристика температур кипения дистиллированной и морской воды

Сравнительная характеристика температур кипения дистиллированной и морской воды

Выводы:

Выводы:

  • Чистое вещество имеет постоянный состав.
  • Чистое вещество обладает постоянными физическими свойствами (плотность , твердость, электропроводность, t кип , t плав )
Способы разделения смесей Неоднородные смеси Фильтрование Действие магнитом Отстаивание

Способы разделения смесей

Неоднородные смеси

Фильтрование

Действие магнитом

Отстаивание

Фильтрование

Фильтрование

Применение фильтрования  и отстаивания

Применение фильтрования и отстаивания

Действие магнитом

Действие магнитом

Способы разделения смесей Однородные  смеси Выпаривание Кристаллизация Дистилляция (или перегонка) Хроматография

Способы разделения смесей

Однородные смеси

Выпаривание

Кристаллизация

Дистилляция (или перегонка)

Хроматография

Применение выпаривания

Применение выпаривания

Применение  перегонки

Применение перегонки

Кристаллизация

Кристаллизация

Хроматография

Хроматография

1. Определите смеси и чистые вещества

1. Определите смеси и чистые вещества

  • Водопроводная вода
  • Углекислый газ
  • Медь
  • Морская вода
  • Молоко
  • Кислород
2. Смесью является: A. Дистиллированная вода B. Воздух C. Почва D. Алюминий E. Азот

2. Смесью является:

A. Дистиллированная вода

B. Воздух

C. Почва

D. Алюминий

E. Азот

3. Из предложенных веществ назовите чистые :

3. Из предложенных веществ назовите чистые :

  • Воздух
  • Вода в реке
  • Вода в облаке
  • Сахар
  • Бензин
  • Поваренная соль
Домашнее задание : § 23, упр. 1,2,4 Творческое задание.  1. Составьте задачи на разделение смеси различных веществ. 2. Вам выдали смесь, состоящую из железных опилок, соли и мела. Составьте план разделения этой смеси.

Домашнее задание :

§ 23, упр. 1,2,4

Творческое задание.

1. Составьте задачи на разделение смеси различных веществ.

2. Вам выдали смесь, состоящую из железных опилок, соли и мела. Составьте план разделения этой смеси.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
презентация к уроку "Чистые вещества и смеси"

Автор: Некрасова Тамара Николаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси веществ""
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia_k_uroku_chistyie_vieshchiestva_i_smiesi_vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "446613"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514226804"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация: "Чистые вещества и смеси". "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-chistyie-vieshchiestva-i-smiesi"
    ["file_id"] => string(6) "157656"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421617155"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) ""Чистые вещества и смеси""
    ["seo_title"] => string(27) "chistye_veshchestva_i_smesi"
    ["file_id"] => string(6) "546711"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1586930536"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(57) "prezentatsiia_k_uroku_chistye_veshchestva_i_smesi_8_klass"
    ["file_id"] => string(6) "569943"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1610523376"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Среднесрочное планирование серии уроков по химии 8класс "
    ["seo_title"] => string(62) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-sierii-urokov-po-khimii-8klass"
    ["file_id"] => string(6) "105103"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402818823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства