Практические работы исследовательского характера по химии для 8 класса. Практическая работа - вид самостоятельной работы, когда ученики выполняют химические опыты на определенном уроке после изучения темы или раздела курса химии. Она способствует закреплению полученных знаний и развитию умения применять эти знания, а также формированию и усовершенствованию экспериментальных умений и навыков. Выполнение предложенных работ направлено на совершенствование знаний учащихся по неорганической химии, формирование у них исследовательских навыков и накопление опыта химического творчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Вспомните правила поведения и техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.
2. Внимательно слушай указания учителя.
1. Явления, происходящие при горении свечи.
Опыт №1. Физические явления при горении свечи.
Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?
Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
А) Обнаружение углерода Закрепите предметное стекло в держателе и внесите в темную зону пламени, подержите 3 – 5 с. Объясните что там появилось.
Б) Обнаружение водорода Зафиксируйте перевернутую вверх дном сухую пробирку и подержите над пламенем свечи до запотевания, объясните наблюдаемое явление.
Запишите в виде таблицы, какие физические и химические процессы происходят при горении свечи.
Явления, происходящие при горении свечи
Физические явления
Химические явления
2. Изучение скорости горения свечи
1. Подготовить таблицу для записи данных опыта.
Результаты изучения скорости горения свечи
V (банки) , л
Время (t) , с
2. Зажечь свечу и накрыть банкой объемом 0,5л.
3. Определить время (t), в течение которого горит свеча.
4. Провести подобные действия, используя банки других объемов.
5. Выразить зависимость продолжительности горения свечи от объема банки в виде графика (построение произвести на миллиметровой бумаге или компьютере).
6. Определить объем классной комнаты.
7. Рассчитать, сколько времени будет гореть свеча, если в комнату не поступает воздух и весь кислород расходуется на горение свечи. Скорость расходования кислорода определить по графику из пункта 5.
8. Вывод: (Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока)
Практическая работа №3.
«Анализ качества питьевой воды»
Цель: научиться простым способам определения качества питьевой воды.
Оборудование: образцы воды: водопроводная вода (из разных скважин), химические стаканы, кольцо из проволоки, индикаторная бумага, цилиндр, белый лист бумаги.
Ход работы:
1. Вспомните правила поведения и техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.
2. Внимательно слушай указания учителя.
Задание1. Исследование органолептических показателей воды.
Налейте в стаканы воду из различных источников и проведите
органолептические исследования на окраску, прозрачность, запах:
Цвет (окраска). Для определения цветности воды возьмите стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд наберите воду и на белом фоне бумаги определите цвет воды (голубой, зеленый, желтый, серый, коричневый) – показатель определенного вида загрязнения.
Прозрачность зависит от количества взвешенных частиц органического и неорганического происхождения. Для определения прозрачности воды используйте прозрачный мерный цилиндр с плоским дном, в который наливаем воду, подкладываем под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм, а толщина линий букв – 0.5мм, и сливаем воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Измерим высоту столба воды в цилиндре линейкой и выразим степень прозрачности в см. При прозрачности воды менее 3 см водопотребление ограничивается. Уменьшение прозрачности природных вод свидетельствует об их загрязненности.
Запах зависит от биологических и химических загрязнителей. его оценивают по шкале
Оценка запаха воды
Интенсивность запаха
Описательное определение
Балл
Нет
Отсутствие ощутимого запаха
0
Очень слабый
Запах ощущается опытным наблюдателем, не ощущается потребителем
1
Слабый
Обнаруживается, если обратить внимание
2
Заметный
Ощущается легко
3
Отчетливый
Запах обращает на себя внимание, делает воду неприятной для питья
4
Очень сильный
Настолько сильный, что вода совершенно непригодна для питья
5
Характер и род запаха воды естественного происхождения
Характер запаха
Примерочный род запаха
Ароматический
Огуречный, цветочный
Болотный
Илистый, тинистый
Гнилостный
Фекальный, сточной воды
Древесный
Мокрой щепы, древесной коры
Землистый
Прелый, свежевспаханой земли
Плесневый
Затхлый, застойный
Сероводородный
Тухлых яйц
Травянистый
Скошенной травы
Неопределенный
Не подходящий под предыдущие определения
По результатам исследования заполните таблицу:
№ пробы
Природа исследуемого вещества
Цвет
Прозрачность
Запах
1.
Вода из колодца
2.
Водопроводная вода (с. Большая Арать)
3.
Водопроводная вода (с. Сыченки)
Задание 2. Водородный показатель воды (pH)
Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (pH около 7). Значение pH воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно-бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5.
Определить значение рН можно с помощью универсальной индикаторной бумаги, сравнивая ее окраску со шкалой.
№ пробирки
Природа исследуемого вещества
Окраска индикатора
рН среда
Задание 3.Сравнение жесткости различных образцов воды
В жесткой воде мыло образует хлопья (нерастворимые соединения кальция).
Повышенная концентрация солей в воде ухудшает вкус питьевой воды.
Для хозяйственно-бытовых нужд требуется мягкая вода или вода с очень незначительной жесткостью, т.к. при кипячении жесткой воды образуется накипь. При стирке тканей в жесткой воде образуются нерастворимые соединения (стеараты кальция), которые осаждаются на поверхности тканей и постепенно разрушают волокна. В жесткой воде плохо развариваются продукты. Употребление жесткой воды увеличивает опасность мочекаменной болезни, неблагоприятно влияет на состояние сосудов, приводит к отложению солей.
В три пробирки наливают воду из различных источников по 10-15 мл:
В каждую пробирку бросают кусочек мыла и сильно встряхивают пробирку (около 5 минут). Дают, отстоятся и описывают внешний вид полученных растворов: есть ли осадок в виде хлопьев, много осадка или мало, раствор почти прозрачный и т. д. результаты заносят в таблицу.
Образец воды
Характеристика полученного раствора
Вывод: (Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока)
Практическая работа № 4.
Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.
Цель работы: научиться готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.
1. Вспомните правила поведения и техники безопасности при работе с веществами и оборудованием.
2. Внимательно слушай указания учителя.
Ход работы:
1. этап работы: Расчетная часть.
1. Получив задание от учителя, произведи расчет для выполнения практической работы.
1 вариант. Для проведения лабораторных и практических работ приготовьте 30 г раствора медного купороса (сульфат меди 2) с массовой долей соли 3%.
2 вариант. Для школьной аптечки приготовьте 100 г 2%-го водного раствора питьевой соды (гидрокарбонат натрия), который используют для обработки кожи после ожога кислотой.
3 вариант. Для школьной аптечки приготовьте 100 г 2%-го водного раствора борной кислоты для обработки глаз и кожи после попадания щелочи.
4 вариант. Для проведения лабораторных и практических работ приготовьте 25 г раствора хлорида бария с массовой долей соли 2%.
2. этап работы: Взвешивание навески вещества.
1. На весах взвесьте требуемую навеску вещества, и высыпьте ее в стаканчик.
3. этап работы: Измерение объема воды.
1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с сахаром.
4. этап работы: Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества.
1. Перемешайте стеклянной палочкой вещество с водой до полного его растворения.
5. Приготовьте этикетку с указанием формулы вещества, его массовой доли и кто приготовил.
Вывод: (Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока)
Литература:
-Габриелян О.С. химия. 8 класс.-М.: Дрофа, 2008
-Исаев Д.С. Практические работы исследовательского характера по неорганической химии: Учебное пособие для учащихся 8-х классов. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.- 56 с.: ил.