kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме "Щелочные металлы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Дать общую характеристику щелочных металлов по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Щелочные металлы"»

Разработка урока по теме: Щелочные металлы

9класс

Учиетель химии ГБОУ СОШ №1, с.Обшаровка Т.А.Максимова




Тема урока: Щелочные металлы

Цели урока:

1. Дать общую характеристику щелочных металлов по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.

2. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.

3. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.

Оборудование и реактивы: ЩМ(литий металлический, натрий, калий) стакан, вода, раствор фенолфталеина, растворы кислот, стеклянная посуда(колбы, чашки Петри), нихромовая проволока с ушком для прокаливания веществ впламени.



Ход урока:

I. Организационный момент.. Проверка домашнего задания.

К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить сплавы металлов и их основные свойства.

- Даны сплавы мельхиор (Cu+Ni+Fe+Mn) и нихром(Ni,Cr,Al) В случае обработки сплавов раствором соляной кислоты, какой из сплавов полностью перейдет в раствор?

- В каком случае алюминий лучше защищен от коррозии, при покрытии его: а)магнием б)хромом?

- В каком случае железо лучше защищено от коррозии, при покрытии его :а)медью; б)хромом

Ответы:1) нихром; 2)магний ; 3) хром

II. Объяснение нового материала

.

Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице

Щелочны́е мета́ллы — это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов.

Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов, называют эти элементы, составляют электронные формулы их атомов.

- Что общего в атомном строении ЩМ?

  • Общим является одинаковое строение внешнего электронного слоя, у всех ЩМ на последнем уровне находится 1 электрон. ЩМ проявляют постоянную с.о.+1

Нахождение в природе

Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие. Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это:

- NaCl – поваренная соль

- Na2SO4 ∙ 10H2O - десятиводный кристаллогидрат (декагидрат) сульфата натрия.

- KCl · NaCl - осадочная горная порода, состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина.

- KCl·MgCl2·6H2O - минерал, представляющий собой двойную соль хлорида калия и хлорида магния


Получение щелочных металлов

Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида.

В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные хлорид-ионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлорид-ионы, анионы, в электрическом поле передвигаются в сторону положительного электрода – анода, на котором они отдают электроны и превращаются далее в молекулярный хлор, который и выделяется из электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному электроду – катоду, на котором происходит разряжение ионов и образование жидкого металлического натрия:

Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов.

Физические свойства щелочных металлов

Для щелочных металлов, как и для других металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.

Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства.

Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом.

Демонстрация: разрезание кусочка лития ножом.

- Исходя из электронного строения атомов, охарактеризуйте химические свойства ЩМ.

  • У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей.

- Как изменяются химические свойства ЩМ в подгруппе при увеличении порядкового номера?

  • С увеличением № ЩМ увеличивается атомный радиус элемента, увеличивается число атомных слоев, следовательно, легкость отдачи электронов возрастает. Поэтому, восстановительные свойства ЩМ в подгруппе сверху вниз увеличиваются.

  • Химические свойства щелочныхя металл,ов

Щелочные металлы очень активны и вследствие высокой активности хранят их в толстостенных сосудах из темного стекла под слоем керосина. Литий из-за его малой плотности хранят под слоем вазелинового масла.

1. Взаимодействие с простыми веществами:

4 Li + O2 → 2 Li2O (остальные ЩМ образуют пероксиды)

6 Li + N2→ 2 Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха.)

2. Взаимодействие со сложными веществами

Демонстрация: Взаимодействие лития с водой.

2Li + 2H2O → 2LiOH + H2

LiOH + ф. фт. → малиновый раствор

Литий реагирует с водой спокойно, другие же щелочные металлы реагируют более бурно, натрий – воспламеняется, а калий взрывается.

ЩМ взаимодействуют с:

    1. Неметаллами

    2. Водой

    3. кислотами


Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени

Li+- ярко-малиновая;

Na+- желтая;

K+ - сине-фиолетовая.

Биологическая роль и применение соединений калия

Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор кислотности).

Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель

Глауберова соль - используют в стекольном производстве, в стиральных порошках, зарегистрирован, как пищевая дабавка Е 514 – регулятор кислотности

Учащиеся самостоятельно рассматривают важнейшие соединения щелочных металлов.

Закрепление изученного материала: Учащиеся выполняют задание 1,2(с.118), решают задачу1(с.119)

Домашнее задание: параграф39 упр3-9

Подведение итогов урока.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме "Щелочные металлы"

Автор: Максимова Татьяна Александровна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Презентация по теме: "Щелочные металлы" "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-po-tiemie-shchielochnyie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "131206"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416116990"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий" "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-shchielochnyie-mietally-natrii"
    ["file_id"] => string(6) "199224"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548110"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Щелочные металлы "
    ["seo_title"] => string(23) "shchielochnyie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "133929"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416601163"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока на тему "Сера""
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt_uroka_na_tiemu_siera"
    ["file_id"] => string(6) "383114"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485241769"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». "
    ["seo_title"] => string(113) "znaki-simvoly-khimichieskikh-eliemientov-pieriodichieskaia-sistiema-khimichieskikh-eliemientov-d-i-miendielieieva"
    ["file_id"] => string(6) "113451"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254383"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства