Цели урока: Дать общую характеристику щелочных металлов по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Щелочные металлы"»
Разработка урока по теме: Щелочные металлы
9класс
Учиетель химии ГБОУ СОШ №1, с.Обшаровка Т.А.Максимова
Тема урока: Щелочные металлы
Цели урока:
1. Дать общую характеристику щелочных металлов по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.
2. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.
3. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений, с применением соединений щелочных металлов.
Оборудование и реактивы: ЩМ(литий металлический, натрий, калий) стакан, вода, раствор фенолфталеина, растворы кислот, стеклянная посуда(колбы, чашки Петри), нихромовая проволока с ушком для прокаливания веществ впламени.
Ход урока:
I. Организационный момент.. Проверка домашнего задания.
К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить сплавы металлов и их основные свойства.
- Даны сплавы мельхиор (Cu+Ni+Fe+Mn) и нихром(Ni,Cr,Al) В случае обработки сплавов раствором соляной кислоты, какой из сплавов полностью перейдет в раствор?
- В каком случае алюминий лучше защищен от коррозии, при покрытии его: а)магнием б)хромом?
- В каком случае железо лучше защищено от коррозии, при покрытии его :а)медью; б)хромом
Ответы:1) нихром; 2)магний ; 3) хром
II.Объяснение нового материала
.
▪ Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице
Щелочны́е мета́ллы — это элементы I группы главной подгруппы. Эти металлы получили название щелочных, потому что большинство их соединений растворимо в воде. По-славянски «выщелачивать» означает «растворять», это и определило название данной группы металлов.
Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов, называют эти элементы, составляют электронные формулы их атомов.
- Что общего в атомном строении ЩМ?
Общим является одинаковое строение внешнего электронного слоя, у всех ЩМ на последнем уровне находится 1 электрон. ЩМ проявляют постоянную с.о.+1
▪ Нахождение в природе
Если посмотреть на ряд активности металлов, то можно увидеть, что щелочные металлы находятся в самом начале, т.е. эти металлы очень активные. В связи с этим в природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений. Соединения натрия и калия очень распространены в природе, соединения лития, рубидия и цезия – редкие. Наиболее распространенные и важные соединения натрия и калия это:
- KCl · NaCl - осадочная горная порода, состоящая из чередующихся слоев галита и сильвина.
- KCl·MgCl2·6H2O - минерал, представляющий собой двойную соль хлорида калия и хлорида магния
▪Получение щелочных металлов
Итак, в самородном виде щелочные металлы в природе не встречаются, как же их получают? Щелочные металлы получают методом электролиза расплавов их солей. Например, натрий получают электролизом расплава его хлорида.
В расплавленном состоянии хлорид натрия представляет собой отрицательно заряженные хлорид-ионы и положительно заряженные ионы натрия. Хлорид-ионы, анионы, в электрическом поле передвигаются в сторону положительного электрода – анода, на котором они отдают электроны и превращаются далее в молекулярный хлор, который и выделяется из электролизера: В электрическом поле ионы натрия, катионы, передвигаются к отрицательному электроду – катоду, на котором происходит разряжение ионов и образование жидкого металлического натрия:
Таким образом получают щелочные металлы, а как же они выглядят. Рассмотрим физические свойства щелочных металлов.
▪ Физические свойства щелочных металлов
Для щелочных металлов, как и для других металлов характерна металлическая кристаллическая решетка. В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.
Такое внутреннее строение металлов и определяет их физические свойства.
Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом.
Демонстрация:разрезание кусочка лития ножом.
- Исходя из электронного строения атомов, охарактеризуйте химические свойства ЩМ.
У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей.
- Как изменяются химические свойства ЩМ в подгруппе при увеличении порядкового номера?
С увеличением № ЩМ увеличивается атомный радиус элемента, увеличивается число атомных слоев, следовательно, легкость отдачи электронов возрастает. Поэтому, восстановительные свойства ЩМ в подгруппе сверху вниз увеличиваются.
Химические свойства щелочныхя металл,ов
Щелочные металлы очень активны и вследствие высокой активности хранят их в толстостенных сосудах из темного стекла под слоем керосина. Литий из-за его малой плотности хранят под слоем вазелинового масла.
1. Взаимодействие с простыми веществами:
4 Li + O2 → 2 Li2O (остальные ЩМ образуют пероксиды)
6 Li + N2→ 2 Li3N (литий в присутствии влаги реагирует при комнатной температуре с азотом воздуха.)
2. Взаимодействие со сложными веществами
Демонстрация:Взаимодействие лития с водой.
2Li + 2H2O → 2LiOH + H2
LiOH + ф. фт. → малиновый раствор
Литий реагирует с водой спокойно, другие же щелочные металлы реагируют более бурно, натрий – воспламеняется, а калий взрывается.
ЩМ взаимодействуют с:
Неметаллами
Водой
кислотами
Качественная реакция на ионы щелочных металлов: окраска пламени
Li+- ярко-малиновая;
Na+- желтая;
K+ - сине-фиолетовая.
▪ Биологическая роль и применение соединений калия
Поташ (К2СО3) – используют для получения жидкого мыла, в с/х в качестве хорошего удобрения. В настоящее время – зарегистрирован как добавка к пище Е 501 (регулятор кислотности).
Калийная селитра (КNO3) – используют в пиротехнике как окислитель
Глауберова соль - используют в стекольном производстве, в стиральных порошках, зарегистрирован, как пищевая дабавка Е 514 – регулятор кислотности
Учащиеся самостоятельно рассматривают важнейшие соединения щелочных металлов.