kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Щелочные металлы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Щелочные металлы».

Цель  урока:   расширить и углубить   знания по теме металлы, знать положение щелочных металлов в Периодической системе, строение их атомов, общие физические и химические свойства и способы получения металлов, вспомнить из курса 8 класса основные соединения щелочных металлов и их свойства. 

 Задачи:

- обучающие: рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов, изучить  общие физические свойства  металлов, обобщить сведения о металлической химической связи и кристаллической металлической решётке.

- развивающие: развивать навык получения информации из различных источников (ЦОР, учебник, ОК)

- воспитательные: продолжать прививать интерес к предмету химии, воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания.

Тип урока: Открытие нового знания.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа.

 Форма взаимодействия учащихся с ЭОР: знакомство с содержанием презентации, ответы на вопросы, выполнение заданий.

 

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат  принципы развивающего и воспитывающего обучения. 

Урок изучается в теме «Металлы». План урока рассчитан на один  час, учитывая, что часть материала урока знаком учащимся и частично был изучен  ими в 8 классе, поэтому  на данном уроке материал углубляется.  В структуре урока реализуется системно-деятельностный подход, организована индивидуальная работа с презентацией и ОК. Для реализации поставленных задач используются различные типы ЭОР на разных этапах урока. Материал урока определяет базовый уровень содержания подготовки учащихся основной школы.   Данная тема, с одной стороны, способствует формированию основ химических знаний, необходимых в повседневной жизни  школьникам, которые  не собираются  приобретать профессии, связанные с химией.  С другой стороны, данный курс способствует заложению фундамента для дальнейшего совершенствования  химических знаний в старших  классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Щелочные металлы »

Щелочные металлы Урок для учащихся 9 класса. Учитель: Е. А. Гвоздева.    2014г.

Щелочные металлы

Урок для учащихся 9 класса.

Учитель: Е. А. Гвоздева.

2014г.

11/11/16 Периоды Ряды Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева Группы элементов I VI III II VIII IV V VII Щелочные металлы I 1 Li В главной подгруппе:  Число электронов на внешнем слое не изменяется  Радиус атома увеличивается  Электроотрицательность уменьшается  Восстановительные свойства усиливаются  Металлические свойства усиливаются 3 2 II 6,939 Литий Na 11 3 III 22,9898 Натрий K 19 IV 4 39.102 Калий 5 Rb 37 V 6 85.47 Рубидий 7 Cs 55 VI 8 132.905 Цезий 9 Fr 87 10 VII [223] Франций 2

11/11/16

Периоды

Ряды

Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

Группы элементов

I

VI

III

II

VIII

IV

V

VII

Щелочные металлы

I

1

Li

В главной подгруппе:

Число электронов на внешнем слое не изменяется

Радиус атома увеличивается

Электроотрицательность уменьшается

Восстановительные свойства усиливаются

Металлические свойства усиливаются

3

2

II

6,939

Литий

Na

11

3

III

22,9898

Натрий

K

19

IV

4

39.102

Калий

5

Rb

37

V

6

85.47

Рубидий

7

Cs

55

VI

8

132.905

Цезий

9

Fr

87

10

VII

[223]

Франций

2

Физические свойства металлы литий цвет натрий Ради-ус,  нм Сереб-ристо- белый t пл.,С 155 тот же калий 189 t кип., C 179 рубидий   тот же 137 97,8 Плот-ность г/см3 236 цезий   тот же 883 0,53 Твер-дость 63,7 248 франций золотисто - белый 0,97 0,6 В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств. 267 766 38,7 0,4 713 28,5 0,86 1,52 690 0,5 0,3 1,87 0,2

Физические свойства

металлы

литий

цвет

натрий

Ради-ус, нм

Сереб-ристо- белый

t пл.,С

155

тот же

калий

189

t кип., C

179

рубидий

  тот же

137

97,8

Плот-ность г/см3

236

цезий

  тот же

883

0,53

Твер-дость

63,7

248

франций

золотисто - белый

0,97

0,6

В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств.

267

766

38,7

0,4

713

28,5

0,86

1,52

690

0,5

0,3

1,87

0,2

Щелочные металлы  Литий   Натрий Франций История открытия  Цезий   Калий  Рубидий

Щелочные металлы

Литий

Натрий

Франций

История открытия

Цезий

Калий

Рубидий

История открытия лития  Литий был открыт в 1817 г.  А. Арфведсоном в минерале петалите. Берцелиус предложил назвать ее литионом (Lithion), поскольку эта щелочь впервые была найдена в

История открытия лития

Литий был открыт в 1817 г. А. Арфведсоном в минерале петалите. Берцелиус предложил назвать ее литионом (Lithion), поскольку эта щелочь впервые была найдена в "царстве минералов" (камней); название это произведено от греч.- камень. Металлический Литий впервые получен в 1818 г. Г. Дэви путем злектролиза щелочи.

В 1855 г. Бунзен и Маттессен разработали промышленный способ получения металлического лития злектролизом хлорида лития.

Арфведсон Юхан Август

(12 .01.1792 г. – 28 .10.1841 г.)

История открытия натрия  Натрий (Natrium, от англ. и франц. Sodium, нем. Natrium от древнеевр. neter — бурлящее вещество. В 1807 г. Г.Дэви путем электролиза слегка увлажненных твердых щелочей получил свободный металл - натрий, назвав его содий (Sodium).  В следующем году Гильберт предложил именовать новый металл натронием (Natronium); Берцелиус сократил последнее название до

История открытия натрия

Натрий (Natrium, от англ. и франц. Sodium, нем. Natrium от древнеевр. neter — бурлящее вещество. В 1807 г. Г.Дэви путем электролиза слегка увлажненных твердых щелочей получил свободный металл - натрий, назвав его содий (Sodium).

В следующем году Гильберт предложил именовать новый металл натронием (Natronium); Берцелиус сократил последнее название до "натрий" (Natrium).

Гемфри Дэви (17.12.1778 г – 29.05.1829 г)

История открытия калия  Калий (англ. Potassium, франц. Potassium, нем. Kalium) открыл в 1807 г. Г.Дэви , производивший электролиз твердого, слегка увлажненного едкого кали. Дэви именовал новый металл потассием (Potassium), но это название не прижилось. Крестным отцом металла оказался Гильберт, известный издатель журнала

История открытия калия

Калий (англ. Potassium, франц. Potassium, нем. Kalium) открыл в 1807 г. Г.Дэви , производивший электролиз твердого, слегка увлажненного едкого кали. Дэви именовал новый металл потассием (Potassium), но это название не прижилось. Крестным отцом металла оказался Гильберт, известный издатель журнала "Annalen deг Physik", предложивший название "калий"; оно было принято в Германии и России.

Гемфри Дэви (17.12.1778 г – 29.05.1829 г)

История открытия рубидия  При спектроскопическом анализе минерала лепидолит (фторсиликат лития и алюминия) и обнаружились две новые красные линии в красной части спектра. Эти линии Р. Бунзен и Г.Кирхгофф правильно отнесли к новому металлу, который назвали рубидием (лат. rubidus - красный) из-за цвета его спектральных линий. Получить рубидий в виде металла Бунзену удалось в 1863 году. Роберт Вильгельм Бунзен (31.03.1811 - 16.08.1899 ) Густав Роберт Кирхгоф  (12.03.1824 – 17.10.1887)

История открытия рубидия

При спектроскопическом анализе минерала лепидолит (фторсиликат лития и алюминия) и обнаружились две новые красные линии в красной части спектра. Эти линии Р. Бунзен и Г.Кирхгофф правильно отнесли к новому металлу, который назвали рубидием (лат. rubidus - красный) из-за цвета его спектральных линий. Получить рубидий в виде металла Бунзену удалось в 1863 году.

Роберт Вильгельм Бунзен

(31.03.1811 - 16.08.1899 )

Густав Роберт Кирхгоф 

(12.03.1824 – 17.10.1887)

История открытия цезия  Цезий (англ. Cesium, франц. Cesium, нем. Caesium) - первый элемент, открытый с помощью спектрального анализа. Р.Бунзен и Г.Кирхгофф обнаружили спектральные линии нового элемента: одну слабо-голубую и другую ярко-голубую в области фиолетовой части спектра.  Р.Бунзен назвал вновь открытый металл цезием (Casium) от лат. caesius -- голубой, светло-серый; в древности этим словом обозначали голубизну ясного неба. Чистый металлический цезий получен электролитическим путем в 1882 г. Роберт Вильгельм Бунзен (31.03.1811 - 16.08.1899 ) Густав Роберт Кирхгоф  (12.03.1824 – 17.10.1887)

История открытия цезия

Цезий (англ. Cesium, франц. Cesium, нем. Caesium) - первый элемент, открытый с помощью спектрального анализа. Р.Бунзен и Г.Кирхгофф обнаружили спектральные линии нового элемента: одну слабо-голубую и другую ярко-голубую в области фиолетовой части спектра.

Р.Бунзен назвал вновь открытый металл цезием (Casium) от лат. caesius -- голубой, светло-серый; в древности этим словом обозначали голубизну ясного неба. Чистый металлический цезий получен электролитическим путем в 1882 г.

Роберт Вильгельм Бунзен

(31.03.1811 - 16.08.1899 )

Густав Роберт Кирхгоф 

(12.03.1824 – 17.10.1887)

История открытия франция  Этот элемент был предсказан Д.И.Менделеевым (как Эка-цезий), и был открыт (по его радиоактивности) в 1939 г. Маргаритой Пере , сотрудницей Института радия в Париже с порядковым номером Z = 87 и периодом полураспада 21 мин. Она же дала ему в 1964 г. название в честь своей родины – франций . . Микроскопические количества франция-223 и франция-224 могут быть химически выделены из минералов урана и тория. Другие изотопы франция получают искусственным путём с помощью ядерных реакций. ПЕРЕ (Perey) Маргарита ( 19.10.1909  - 13.05.1975 )

История открытия франция

Этот элемент был предсказан Д.И.Менделеевым (как Эка-цезий), и был открыт (по его радиоактивности) в 1939 г. Маргаритой Пере , сотрудницей Института радия в Париже с порядковым номером Z = 87 и периодом полураспада 21 мин. Она же дала ему в 1964 г. название в честь своей родины – франций . . Микроскопические количества франция-223 и франция-224 могут быть химически выделены из минералов урана и тория. Другие изотопы франция получают искусственным путём с помощью ядерных реакций.

ПЕРЕ (Perey) Маргарита ( 19.10.1909  - 13.05.1975 )

Получение щелочных металлов Электролиз расплавов соединений щелочных металлов: 2МеCl = 2Ме + Cl 2 Ванна состоит из стального кожуха с шамотной футеровкой, графитовым анодом А и кольцевым железный катодом К, между которыми расположена сетчатая диафрагма. Электролитом служит более легкоплавкая смесь его с 25% NaF и 12% КСl (что позволяет проводить процесс при 610–650°С). Металлический натрий собирается в верхней части кольцевого катодного пространства, откуда и переходит в сборник. По мере хода электролиза в ванну добавляют NaCl. Схема электролизера для получения натрия

Получение щелочных металлов

Электролиз расплавов соединений щелочных металлов:

2МеCl = 2Ме + Cl 2

Ванна состоит из стального кожуха с шамотной футеровкой, графитовым анодом А и кольцевым железный катодом К, между которыми расположена сетчатая диафрагма. Электролитом служит более легкоплавкая смесь его с 25% NaF и 12% КСl (что позволяет проводить процесс при 610–650°С). Металлический натрий собирается в верхней части кольцевого катодного пространства, откуда и переходит в сборник. По мере хода электролиза в ванну добавляют NaCl.

Схема электролизера для получения натрия

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

  • Из-за высокой химической активности щелочных металлов по отношению к воде, кислороду, и иногда даже и азоту (Li, Cs) их хранят под слоем керосина.
11/11/16  Химические свойства Примеры уравнений MeГ +Г 2 +O 2 Li 2 O, Na 2 O 2 , KO 2 с НеМе +H 2 МеH Me 3 N + N 2 Щелочные металлы МеOH +H 2 +H 2 O (бурно) соль+H 2  + к-ты (бурно) со сложными веществами R-OMe +H 2 R-OH 13

11/11/16

Химические свойства

Примеры уравнений

MeГ

+Г 2

+O 2

Li 2 O, Na 2 O 2 , KO 2

с НеМе

+H 2

МеH

Me 3 N

+ N 2

Щелочные металлы

МеOH +H 2

+H 2 O (бурно)

соль+H 2

+ к-ты (бурно)

со сложными веществами

R-OMe +H 2

R-OH

13

11/11/16  Химические свойства 2Na + Cl 2 = 2NaCl (в атмосфере F 2 и Cl 2 щелочные Me самовоспламеняются) 4Li + O 2 = 2Li 2 O 2Na + O 2 = Na 2 O 2 2K + 2O 2 = K 2 O 4   оксид Li пероксид Na  надпероксид K 3) 2Na + Н 2 = 2NaН  (при нагревании 200-400 o C) 4) 6Li + N 2 = 2Li 3 N (Li - при комнатной T, остальные щелочные Me -при нагревании)  5) 2Na + S = Na 2 S 6) 2Na + CL 2 = 2NaCL  7) 2Na + 2Н 2 О = 2NaОН + Н 2 с серой с хлором  ( Li - спокойно, Na - энергично,  остальные – со взрывом –  воспламеняется выделяющийся Н 2  Rb и Cs реагируют не только  с жидкой Н 2 О , но и со льдом. .  8) 2Na+ Н 2 SО 4 = Na 2 SО 4 + Н 2 Щелочные металлы с водой (протекают очень бурно)   13

11/11/16

Химические свойства

  • 2Na + Cl 2 = 2NaCl (в атмосфере F 2 и Cl 2 щелочные Me самовоспламеняются)
  • 4Li + O 2 = 2Li 2 O 2Na + O 2 = Na 2 O 2 2K + 2O 2 = K 2 O 4

оксид Li пероксид Na надпероксид K

3) 2Na + Н 2 = 2NaН (при нагревании 200-400 o C)

4) 6Li + N 2 = 2Li 3 N (Li - при комнатной T, остальные щелочные Me -при нагревании)

5) 2Na + S = Na 2 S

6) 2Na + CL 2 = 2NaCL

7) 2Na + 2Н 2 О = 2NaОН + Н 2 с серой с хлором

( Li - спокойно, Na - энергично,

остальные – со взрывом –

воспламеняется выделяющийся Н 2

Rb и Cs реагируют не только

с жидкой Н 2 О , но и со льдом. .

8) 2Na+ Н 2 4 = Na 2 4 + Н 2 Щелочные металлы с водой

(протекают очень бурно)

13

11/11/16 Качественное определение щелочных металлов  Для распознавания соединений щелочных металлов по окраске пламени исследуемое вещество вносится в пламя горелки на кончике железной проволоки.  Li+ - карминово-красный K+ - фиолетовый Cs+ - фиолетово-синий Na+ - желтый Rb + - красный  Li+ Na+ K+ 13

11/11/16

Качественное определение щелочных металлов

Для распознавания соединений щелочных металлов по окраске пламени исследуемое вещество вносится в пламя горелки на кончике железной проволоки.

Li+ - карминово-красный K+ - фиолетовый Cs+ - фиолетово-синий

Na+ - желтый Rb + - красный

Li+ Na+ K+

13

Теплоноситель в ядерных  реакторах Д ля получения перекиси калия   Калийные удобрения Калий Применение В  гальванотехнике К атализатор Термическое  получение металлов Восстановитель  в органическом  синтезе Для получения трития Химические источники  тока Термическое получение металлов Теплоноситель в ядерных реакторах Литий Натрий  Получение сплавов для подшипников Производство натриево-серных аккумуляторов Восстановитель в органическом синтезе Качественный  анализ органических веществ Пиротех- ника  Газоразрядные лампы

Теплоноситель

в ядерных

реакторах

Д ля получения

перекиси калия

Калийные

удобрения

Калий

Применение

В

гальванотехнике

К атализатор

Термическое

получение

металлов

Восстановитель

в органическом

синтезе

Для получения трития

Химические источники

тока

Термическое

получение

металлов

Теплоноситель

в ядерных

реакторах

Литий

Натрий

Получение сплавов для подшипников

Производство натриево-серных аккумуляторов

Восстановитель

в органическом синтезе

Качественный

анализ

органических веществ

Пиротех-

ника

Газоразрядные

лампы

Соединения щелочных металлов

Соединения щелочных металлов

Соединения щелочных металлов

Соединения щелочных металлов

Физические свойства щелочных металлов Заполни пропуски  Щелочные металлы - серебристо–белые вещества, за исключением цезия - серебристо-желтого цвета, с металлическим блеском. Все щелочные металлы характеризуются малой плотностью, малой твердостью, низкими температурами плавления и кипения и хорошей электропроводностью. Благодаря малой плотности Li, Na и К всплывают на воде (Li–даже на керосине). Щелочные металлы легко режутся ножом. Несветящееся пламя газовой горелки щелочные металлы и их летучие соединения окрашивают в характерные цвета: Li – в карминово–красный, Na – в желтый, К – фиолетовый , Rb - красный и Cs – в фиолетово-синий.                   18

Физические свойства щелочных металлов

Заполни пропуски

Щелочные металлы - серебристо–белые вещества, за исключением цезия - серебристо-желтого цвета, с металлическим блеском. Все щелочные металлы характеризуются малой плотностью, малой твердостью, низкими температурами плавления и кипения и хорошей электропроводностью. Благодаря малой плотности Li, Na и К всплывают на воде (Li–даже на керосине). Щелочные металлы легко режутся ножом. Несветящееся пламя газовой горелки щелочные металлы и их летучие соединения окрашивают в характерные цвета: Li – в карминово–красный, Na – в желтый, К – фиолетовый , Rb - красный и Cs – в фиолетово-синий.

18

11/11/16 Тест «Щелочные металлы» 1. Предложил назвать калий от арабского « алкали» - щелочь   И. Арфведсон Г.Деви Й. Берцеллиус  2 . В ряду от лития к францию атомный радиус:   уменьшается не изменяется увеличивается Степень окисления щелочных металлов равна:   +1 -1 +2   4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы натрия   фиолетовый красный желтый  5. Соединение NaOH называется.   каустическая сода поташ кристаллическая сода проверить 20

11/11/16

Тест «Щелочные металлы»

1. Предложил назвать калий от арабского « алкали» - щелочь

И. Арфведсон Г.Деви Й. Берцеллиус

2 . В ряду от лития к францию атомный радиус:

уменьшается не изменяется увеличивается

  • Степень окисления щелочных металлов равна:

+1 -1 +2

4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы натрия

фиолетовый красный желтый

5. Соединение NaOH называется.

каустическая сода поташ кристаллическая сода

проверить

20

11/11/16 Д/З: §11, №1-2 стр. 48-49. Спасибо за урок! Благодарю за сотрудничество. 20

11/11/16

Д/З: §11, №1-2 стр. 48-49.

Спасибо за урок!

Благодарю за сотрудничество.

20


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Щелочные металлы

Автор: Гвоздева Елена Александровна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Разработка урока "Щелочные металлы. Натрий" "
    ["seo_title"] => string(47) "razrabotka-uroka-shchielochnyie-mietally-natrii"
    ["file_id"] => string(6) "199224"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548110"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "урок - обобщение по теме: "Щелочные металлы. Галогены""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-shchielochnyie-mietally-galoghieny"
    ["file_id"] => string(6) "292246"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455256151"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Характеристика щелочных металлов"
    ["seo_title"] => string(41) "kharaktieristika-shchielochnykh-mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "248450"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446728058"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Разработка урока "Щелочные металлы" "
    ["seo_title"] => string(40) "razrabotka-uroka-shchielochnyie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "101844"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402460396"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Урок "Щелочные металлы" "
    ["seo_title"] => string(28) "urok-shchielochnyie-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "101869"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402462293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1690 руб.
2110 руб.
2100 руб.
2620 руб.
1880 руб.
2350 руб.
1900 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства