Цель урока: расширить и углубить знания по теме металлы, знать положение щелочных металлов в Периодической системе, строение их атомов, общие физические и химические свойства и способы получения металлов, вспомнить из курса 8 класса основные соединения щелочных металлов и их свойства.
Задачи:
- обучающие: рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов, изучить общие физические свойства металлов, обобщить сведения о металлической химической связи и кристаллической металлической решётке.
- развивающие: развивать навык получения информации из различных источников (ЦОР, учебник, ОК)
- воспитательные: продолжать прививать интерес к предмету химии, воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания.
Тип урока: Открытие нового знания.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа.
Форма взаимодействия учащихся с ЭОР: знакомство с содержанием презентации, ответы на вопросы, выполнение заданий.
План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения.
Урок изучается в теме «Металлы». План урока рассчитан на один час, учитывая, что часть материала урока знаком учащимся и частично был изучен ими в 8 классе, поэтому на данном уроке материал углубляется. В структуре урока реализуется системно-деятельностный подход, организована индивидуальная работа с презентацией и ОК. Для реализации поставленных задач используются различные типы ЭОР на разных этапах урока. Материал урока определяет базовый уровень содержания подготовки учащихся основной школы. Данная тема, с одной стороны, способствует формированию основ химических знаний, необходимых в повседневной жизни школьникам, которые не собираются приобретать профессии, связанные с химией. С другой стороны, данный курс способствует заложению фундамента для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Щелочные металлы »
Щелочные металлы
Урок для учащихся 9 класса.
Учитель: Е. А. Гвоздева.
2014г.
11/11/16
Периоды
Ряды
Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева
Группы элементов
I
VI
III
II
VIII
IV
V
VII
Щелочные металлы
I
1
Li
В главной подгруппе:
Число электронов на внешнем слое не изменяется
Радиус атома увеличивается
Электроотрицательность уменьшается
Восстановительные свойства усиливаются
Металлические свойства усиливаются
3
2
II
6,939
Литий
Na
11
3
III
22,9898
Натрий
K
19
IV
4
39.102
Калий
5
Rb
37
V
6
85.47
Рубидий
7
Cs
55
VI
8
132.905
Цезий
9
Fr
87
10
VII
[223]
Франций
2
Физические свойства
металлы
литий
цвет
натрий
Ради-ус,нм
Сереб-ристо- белый
t пл.,С
155
тот же
калий
189
t кип., C
179
рубидий
тот же
137
97,8
Плот-ность г/см3
236
цезий
тот же
883
0,53
Твер-дость
63,7
248
франций
золотисто - белый
0,97
0,6
В природе не существует в таких количествах, которые достаточны для изучения его свойств.
267
766
38,7
0,4
713
28,5
0,86
1,52
690
0,5
0,3
1,87
0,2
Щелочные металлы
Литий
Натрий
Франций
История открытия
Цезий
Калий
Рубидий
История открытия лития
Литийбыл открыт в1817 г.А. Арфведсономв минерале петалите. Берцелиус предложил назвать ее литионом (Lithion), поскольку эта щелочь впервые была найдена в "царстве минералов" (камней); название это произведено от греч.- камень. Металлический Литий впервые получен в 1818 г. Г. Дэви путем злектролиза щелочи.
В 1855 г. Бунзен и Маттессен разработали промышленный способ получения металлического лития злектролизом хлорида лития.
Арфведсон Юхан Август
(12 .01.1792 г. – 28 .10.1841 г.)
История открытия натрия
Натрий(Natrium, от англ. и франц. Sodium, нем. Natrium от древнеевр. neter — бурлящее вещество. В1807 г. Г.Дэвипутем электролиза слегка увлажненных твердых щелочей получил свободный металл - натрий, назвав его содий (Sodium).
В следующем году Гильберт предложил именовать новый металл натронием (Natronium); Берцелиус сократил последнее название до "натрий" (Natrium).
Гемфри Дэви (17.12.1778 г – 29.05.1829 г)
История открытия калия
Калий(англ. Potassium, франц. Potassium, нем. Kalium) открыл в1807 г. Г.Дэви, производивший электролиз твердого, слегка увлажненного едкого кали. Дэви именовал новый металл потассием (Potassium), но это название не прижилось. Крестным отцом металла оказался Гильберт, известный издатель журнала "Annalen deг Physik", предложивший название "калий"; оно было принято в Германии и России.
Гемфри Дэви (17.12.1778 г – 29.05.1829 г)
История открытия рубидия
При спектроскопическом анализе минерала лепидолит (фторсиликат лития и алюминия) и обнаружились две новые красные линии в красной части спектра. Эти линииР. БунзениГ.Кирхгоффправильно отнесли к новому металлу, который назвалирубидием(лат. rubidus - красный) из-за цвета его спектральных линий. Получить рубидий в виде металла Бунзену удалось в1863 году.
Роберт Вильгельм Бунзен
(31.03.1811 - 16.08.1899 )
Густав Роберт Кирхгоф
(12.03.1824 – 17.10.1887)
История открытия цезия
Цезий(англ. Cesium, франц. Cesium, нем. Caesium) - первый элемент, открытый с помощью спектрального анализа.Р.БунзениГ.Кирхгоффобнаружили спектральные линии нового элемента: одну слабо-голубую и другую ярко-голубую в области фиолетовой части спектра.
Р.Бунзен назвал вновь открытый металл цезием (Casium) от лат. caesius -- голубой, светло-серый; в древности этим словом обозначали голубизну ясного неба. Чистый металлический цезий получен электролитическим путемв 1882 г.
Роберт Вильгельм Бунзен
(31.03.1811 - 16.08.1899 )
Густав Роберт Кирхгоф
(12.03.1824 – 17.10.1887)
История открытия франция
Этот элемент был предсказан Д.И.Менделеевым (как Эка-цезий), и был открыт (по его радиоактивности) в1939 г. Маргаритой Пере, сотрудницей Института радия в Париже с порядковым номером Z = 87 и периодом полураспада 21 мин. Она же дала ему в 1964 г. название в честь своей родины –франций. . Микроскопические количества франция-223 и франция-224 могут быть химически выделены из минералов урана и тория. Другие изотопы франция получают искусственным путём с помощью ядерных реакций.
Ванна состоит из стального кожуха с шамотной футеровкой, графитовым анодом А и кольцевым железный катодом К, между которыми расположена сетчатая диафрагма. Электролитом служит более легкоплавкая смесь его с 25% NaF и 12% КСl (что позволяет проводить процесс при 610–650°С). Металлический натрий собирается в верхней части кольцевого катодного пространства, откуда и переходит в сборник. По мере хода электролиза в ванну добавляют NaCl.
Схема электролизера для получения натрия
ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Из-за высокой химической активности щелочных металлов по отношению к воде, кислороду, и иногда даже и азоту (Li, Cs) их хранят под слоем керосина.
Щелочные металлы - серебристо–белые вещества, за исключением цезия - серебристо-желтого цвета, с металлическим блеском. Все щелочные металлы характеризуются малой плотностью, малой твердостью, низкими температурами плавления и кипения и хорошей электропроводностью. Благодаря малой плотности Li, Na и К всплывают на воде (Li–даже на керосине). Щелочные металлы легко режутся ножом. Несветящееся пламя газовой горелки щелочные металлы и их летучие соединения окрашивают в характерные цвета: Li – в карминово–красный, Na – в желтый, К – фиолетовый , Rb - красный и Cs – в фиолетово-синий.
18
11/11/16
Тест «Щелочные металлы»
1. Предложил назвать калий от арабского «алкали»- щелочь
И. Арфведсон Г.Деви Й. Берцеллиус
2. В ряду от лития к францию атомный радиус:
уменьшается не изменяется увеличивается
Степень окисления щелочных металлов равна:
+1 -1 +2
4. Цвет пламени, в который его окрашивают ионы натрия