kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Сера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Сера. Положение в ПС. Важнейшие соединения серы»

Цель урока: Познакомить учащихся с несколькими видами простых веществ, образующихся из серы, и дать представление о явлении аллотропии. Ознакомить учащихся со свойствами водородного соединения серы и его солями, рассказать о свойствах сероводорода; раскрыть сущность характерных для сульфидов реакций. Дать представление о химических свойствах, получении, значении и применении оксидов серы. (Слайд 2)

Задачи урока:

Образовательная: обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала. Стимулировать познавательную деятельность у учащихся.

Воспитательная: 1. Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии через ее значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний. 2. Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.

Развивающая: Развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умение участвовать в общем диалоге и коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение новой темы

Методы урока: словесный, наглядный, составление опорного конспекта

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята садитесь. Сегодня на уроке мы изучим первый из неметаллов элемент «Сера».

  2. Опрос домашнего задания:

  1. Как изменяются неметаллические свойства элементов в периодах и группах?

  2. Какие из приведенных элементов относятся к неметаллам: Li, Na, He, N,Pb, Si, Xe, As, Fe, Zn, At, I, C?

  3. Почему неметаллы главной подгруппы VIII группы называются благородными газами?

  1. Изучение новой темы:

Химический символ – S

Порядковый номер – 16

Относительная атомная масса – 32

Электронная формула строения атома – 1s22s22p63s23p4. (Слайд 3)

Сера расположена в главной подгруппе VI группе, в 3 – м периоде. Сера образует два аллотропных видоизменения: хрупкую кристаллическую серу желтого цвета и мягкая резиноподобная коричневая пластическая сера. (Слайд 4)

Физические свойства. Сера- твердое кристаллическое вещество желтого цвета. Плохо проводит теплоту и не проводит электрический ток. Кусочки серы тонут в воде – ее плотность близка к 2, а порошок серы всплывает, так как не смачивается водой. При t= 112,8 C сера плавится, превращаясь в легкоподвижную жидкость желтого цвета. При дальнейшем нагревании она темнеет и густеет. При t= 444,6 C она закипает. (Слайд 5-6)

Химические свойства.(Слайд 7) Сера реагирует со щелочными металлами без нагревания:

2Na + SNa2S

c остальными металлами (кроме Au, Pt) - при повышенной t:

2Al + 3S –t Al2S3

Zn + S –tZnS

При нагревании сера реагирует с неметаллами:

H2 + S  H2S

2P + 3S  P2S3

C + 2S  CS2

При сжигании сера на воздухе или в кислороде образуется оксид серы (IV) – газ с резким запахом:

О2 + SSO2

Сера в природе (слайд 8)

халькопирит CuFeSБелки Мирабилит MgSO4 · 7H2O

пирит FeSГорькая соль CaSO4 · 2H2O

галенит PbS Глауберова соль Na2SO4 · 10H2O

киноварь HgS Гипс СаSO4.2H2O

самородная сера S

Применение серы:

  1. В борьбе с вредителями и заболеваниями растений

  2. Для вулканизации каучука

  3. В производстве спичек

  4. В производстве серной кислоты

  5. В производстве сероуглерода

  6. В медицине для приготовления мазей. (Слайд 9)

Важнейшие соединения серы.

Сероводород. Сера, взаимодействует с водородом, образует газообразное соединение – сероводород H2S. Степень окисления серы в сероводороде равна -2.

Физические свойства. Сероводород – ядовитый, бесцветный газ с характерным запахом гниющего белка, плохо растворяется в воде.

Получение. В лаборатории сероводород получают при взаимодействии сульфида железа с разбавленной соляной кислотой:

FeS + 2HCl = H2S +FeCl2 (Слайд 10)

Химические свойства. Сероводород – горючий газ. Он горит на воздухе голубоватым пламенем. При полном сгорании образуется сернистый газ SO2:

2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2

При неполном горение образуется элементарная сера:

2H2S + O2 = 2H2O + 2S

Раствор сероводорода взаимодействует с растворимыми основаниями и солями:

Неполное взаимодействие:

H2S + NaOH = H2O + NaHS

гидросульфид натрия

Полное взаимодействие:

H2S + 2NaOH = 2H2O + Na2S

сульфид натрия

(Слайд 11)

Для распознавания сероводорода и его солей служит реактив нитрат свинца:


H2S + Pb(NO3)2 = 2HNO2 + PbS
Na2S + Pb(NO3)2 = 2NaNO2 + PbS

в результате реакции выпадает черный осадок – сульфида свинца. (Слайд 12)

Оксиды серы.SO2 - оксид серы (IV)(сернистый газ), бесцветный газ с резким запахом. Водный раствор сернистого газа меняет цвет синей лакмусовой бумаги в красный, так как раствор представляет собой сернистую кислоту:

H2O + SO2 = H2SO3

Раствор сернистой кислоты издает запах сернистого газа. Если хранить сернистую кислоту в открытой посуде, весь сернистый газ может улетучиться:

H2SO3 = H2O + SO2

SO3 - оксид серы (VI) (серный ангидрид). Он образуется в виде белого дыма, при нагревании переходит в жидкость.

Для получения этого оксида серы сернистый газ при высокой температуре окисляют в присутствии катализатора:

2S + 3O2 = 2SO3

Оксид серы (VI) используется для получения серной кислоты:

H2O + SO3 = H2SO4 + Q

Оба оксида серы относятся к кислотным оксидам. Они взаимодействуют с основными оксидами и с растворами щелочей:

SO2 + 2NaOH  Na2SO3 + H2O

SO2 + CaO = CaSO3

Соли сернистой кислоты называются сульфитами.

SO3 + 2NaOH  Na2SO4 + H2O

SO3 + MgO = MgSO4

Соли серной кислоты называются сульфитами.(Слайд 13)


 

  1. Закрепление изученного материала: (Слайд 14)

1. Вычислите массу и количества вещества, образующегося при взаимодействии 150 г 5% раствора сульфида калия с 170 г 5% раствора нитрата свинца(II).

Дано: Решение

m(K2S) = 150г -5% m(K2S)=  = 7,5г

m(Pb(NO3)2) = 170г -5% m(Pb(NO3)2) =  = 8,5г

m, ν (PbS)=? K2S + Pb(NO3)2 = PbS + 2KNO3

8,5г х

331г/моль 239г/моль

х =  = 6,13г

m(PbS) = 6,13г

M= ; ν = ν =  = 0,025моль

ν (PbS) = 0,025моль

Ответ: m, ν (PbS) = 6,13г, 0,025моль;


 

2. Какая масса сульфида цинка образуется при взаимодействии 6 г серы с 6,5 г цинка.

Дано: Решение

m(S) = 6г Zn + S= ZnS

m(Zn) = 6,5г 6,5г х

65г/моль 97г/моль

m(ZnS) = ? х =  = 9,7г

Ответ: m(ZnS) = 9,7г

3. Напишите уравнения реакций

S → SO2 → SO3 → H2SO4 → CaSO4


 

MgS

S + O2 = SO2

2SO2 + O2 = 2SO3

SO3 + H2O = H2SO4

H2SO4 + Ca(OH)2 = CaSO4 + 2H2O

S + Mg = MgS


 


 

  1. Домашнее задание (Слайд 15)

§12 – 13, упр. 8, 9.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Сера"»

Тема урока: «Сера. Положение в ПС. Важнейшие соединения серы»

Цель урока: Познакомить учащихся с несколькими видами простых веществ, образующихся из серы, и дать представление о явлении аллотропии. Ознакомить учащихся со свойствами водородного соединения серы и его солями, рассказать о свойствах сероводорода; раскрыть сущность характерных для сульфидов реакций. Дать представление о химических свойствах, получении, значении и применении оксидов серы. (Слайд 2)

Задачи урока:

Образовательная: обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала. Стимулировать познавательную деятельность у учащихся.

Воспитательная: 1. Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии через ее значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний. 2. Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.

Развивающая: Развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умение участвовать в общем диалоге и коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение новой темы

Методы урока: словесный, наглядный, составление опорного конспекта

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята садитесь. Сегодня на уроке мы изучим первый из неметаллов элемент «Сера».

  2. Опрос домашнего задания:

  1. Как изменяются неметаллические свойства элементов в периодах и группах?

  2. Какие из приведенных элементов относятся к неметаллам: Li, Na, He, N,Pb, Si, Xe, As, Fe, Zn, At, I, C?

  3. Почему неметаллы главной подгруппы VIII группы называются благородными газами?

  1. Изучение новой темы:

Химический символ – S

Порядковый номер – 16

Относительная атомная масса – 32

Электронная формула строения атома – 1s22s22p63s23p4. (Слайд 3)

Сера расположена в главной подгруппе VI группе, в 3 – м периоде. Сера образует два аллотропных видоизменения: хрупкую кристаллическую серу желтого цвета и мягкая резиноподобная коричневая пластическая сера. (Слайд 4)



Физические свойства. Сера- твердое кристаллическое вещество желтого цвета. Плохо проводит теплоту и не проводит электрический ток. Кусочки серы тонут в воде – ее плотность близка к 2, а порошок серы всплывает, так как не смачивается водой. При t= 112,8 C сера плавится, превращаясь в легкоподвижную жидкость желтого цвета. При дальнейшем нагревании она темнеет и густеет. При t= 444,6 C она закипает. (Слайд 5-6)

Химические свойства.(Слайд 7) Сера реагирует со щелочными металлами без нагревания:

2Na + NaS2S

c остальными металлами (кроме Au, Pt) - при повышенной t:

2Al + 3S –t Al2S3

Zn + S –tZnS

При нагревании сера реагирует с неметаллами:

H2  H+ S 2S

P2P + 3S 2S3

CSC + 2S 2

При сжигании сера на воздухе или в кислороде образуется оксид серы (IV) – газ с резким запахом:

О2 + SOS2



Сера в природе (слайд 8)



халькопирит CuFeS2 Белки Мирабилит MgSO4 · 7H2O

пирит FeS2 Горькая соль CaSO4 · 2H2O

галенит PbS Глауберова соль Na2SO4 · 10H2O

киноварь HgS Гипс СаSO4.2H2O

самородная сера S



Применение серы:

  1. В борьбе с вредителями и заболеваниями растений

  2. Для вулканизации каучука

  3. В производстве спичек

  4. В производстве серной кислоты

  5. В производстве сероуглерода

  6. В медицине для приготовления мазей. (Слайд 9)

Важнейшие соединения серы.

Сероводород. Сера, взаимодействует с водородом, образует газообразное соединение – сероводород H2S. Степень окисления серы в сероводороде равна -2.

Физические свойства. Сероводород – ядовитый, бесцветный газ с характерным запахом гниющего белка, плохо растворяется в воде.

Получение. В лаборатории сероводород получают при взаимодействии сульфида железа с разбавленной соляной кислотой:

FeS + 2HCl = H2S +FeCl2 (Слайд 10)

Химические свойства. Сероводород – горючий газ. Он горит на воздухе голубоватым пламенем. При полном сгорании образуется сернистый газ SO2:

2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2

При неполном горение образуется элементарная сера:

2H2S + O2 = 2H2O + 2S

Раствор сероводорода взаимодействует с растворимыми основаниями и солями:

Неполное взаимодействие:

H2S + NaOH = H2O + NaHS

гидросульфид натрия

Полное взаимодействие:

H2S + 2NaOH = 2H2O + Na2S

сульфид натрия

(Слайд 11)

Для распознавания сероводорода и его солей служит реактив нитрат свинца:


H2S + Pb(NO3)2 = 2HNO2 + PbS
Na2S + Pb(NO3)2 = 2NaNO2 + PbS

в результате реакции выпадает черный осадок – сульфида свинца. (Слайд 12)

Оксиды серы.SO2 - оксид серы (IV)(сернистый газ), бесцветный газ с резким запахом. Водный раствор сернистого газа меняет цвет синей лакмусовой бумаги в красный, так как раствор представляет собой сернистую кислоту:

H2O + SO2 = H2SO3

Раствор сернистой кислоты издает запах сернистого газа. Если хранить сернистую кислоту в открытой посуде, весь сернистый газ может улетучиться:

H2SO3 = H2O + SO2

SO3 - оксид серы (VI) (серный ангидрид). Он образуется в виде белого дыма, при нагревании переходит в жидкость.

Для получения этого оксида серы сернистый газ при высокой температуре окисляют в присутствии катализатора:

2S + 3O2 = 2SO3

Оксид серы (VI) используется для получения серной кислоты:

H2O + SO3 = H2SO4 + Q

Оба оксида серы относятся к кислотным оксидам. Они взаимодействуют с основными оксидами и с растворами щелочей:

SO2  Na+ 2NaOH 2SO3 + H2O

SO2 + CaO = CaSO3

Соли сернистой кислоты называются сульфитами.

SO3  Na+ 2NaOH 2SO4 + H2O

SO3 + MgO = MgSO4

Соли серной кислоты называются сульфитами.(Слайд 13)




  1. Закрепление изученного материала: (Слайд 14)

1. Вычислите массу и количества вещества, образующегося при взаимодействии 150 г 5% раствора сульфида калия с 170 г 5% раствора нитрата свинца(II).

Дано: Решение

m(K2S) = 150г -5% m(K2S)=  = 7,5г

m(Pb(NO3)2) = 170г -5% m(Pb(NO3)2) =  = 8,5г

m, ν (PbS)=? K2S + Pb(NO3)2 = PbS + 2KNO3

8,5г х

331г/моль 239г/моль

х =  = 6,13г

m(PbS) = 6,13г

M= ; ν = ν =  = 0,025моль

ν (PbS) = 0,025моль

Ответ: m, ν (PbS) = 6,13г, 0,025моль;




2. Какая масса сульфида цинка образуется при взаимодействии 6 г серы с 6,5 г цинка.

Дано: Решение

m(S) = 6г Zn + S= ZnS

m(Zn) = 6,5г 6,5г х

65г/моль 97г/моль

m(ZnS) = ? х =  = 9,7г

Ответ: m(ZnS) = 9,7г

3. Напишите уравнения реакций

S  SO2  SO3  H2SO4  CaSO4




MgS

S + O2 = SO2

2SO2 + O2 = 2SO3

SO3 + H2O = H2SO4

H2SO4 + Ca(OH)2 = CaSO4 + 2H2O

S + Mg = MgS







  1. Домашнее задание (Слайд 15)

§12 – 13 , упр. 8, 9.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Сера"

Автор: Вергизова Мария Геннадьевна

Дата: 24.01.2017

Номер свидетельства: 383114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока по физической культуре на тему "Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа 9х2-серии"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_fizichieskoi_kul_turie_na_tiemu_sghibaniie_i_razghibaniie_ruk"
    ["file_id"] => string(6) "359643"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479335270"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "конспект урока на тему "Be healthy" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-na-tiemu-be-healthy"
    ["file_id"] => string(6) "134159"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416675405"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по математике по теме6 "Числа от 0 до 20". 1 класс."
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokapomatiematikiepotiemie6chislaot0do201klass"
    ["file_id"] => string(6) "267905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450494937"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План-конспект урока по русс. языку 8 вид Р.Р. Составление рассказа по картинкаr"
    ["seo_title"] => string(68) "plankonspiekturokaporussiazyku8vidrrsostavlieniierasskazapokartinkar"
    ["file_id"] => string(6) "262659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449399791"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему "Дикие животные. Заяц" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dikiie-zhivotnyie-zaiats-1"
    ["file_id"] => string(6) "134202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416681891"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства