kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Сера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Сера. Положение в ПС. Важнейшие соединения серы»

Цель урока: Познакомить учащихся с несколькими видами простых веществ, образующихся из серы, и дать представление о явлении аллотропии. Ознакомить учащихся со свойствами водородного соединения серы и его солями, рассказать о свойствах сероводорода; раскрыть сущность характерных для сульфидов реакций. Дать представление о химических свойствах, получении, значении и применении оксидов серы. (Слайд 2)

Задачи урока:

Образовательная: обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала. Стимулировать познавательную деятельность у учащихся.

Воспитательная: 1. Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии через ее значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний. 2. Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.

Развивающая: Развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умение участвовать в общем диалоге и коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение новой темы

Методы урока: словесный, наглядный, составление опорного конспекта

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята садитесь. Сегодня на уроке мы изучим первый из неметаллов элемент «Сера».

  2. Опрос домашнего задания:

  1. Как изменяются неметаллические свойства элементов в периодах и группах?

  2. Какие из приведенных элементов относятся к неметаллам: Li, Na, He, N,Pb, Si, Xe, As, Fe, Zn, At, I, C?

  3. Почему неметаллы главной подгруппы VIII группы называются благородными газами?

  1. Изучение новой темы:

Химический символ – S

Порядковый номер – 16

Относительная атомная масса – 32

Электронная формула строения атома – 1s22s22p63s23p4. (Слайд 3)

Сера расположена в главной подгруппе VI группе, в 3 – м периоде. Сера образует два аллотропных видоизменения: хрупкую кристаллическую серу желтого цвета и мягкая резиноподобная коричневая пластическая сера. (Слайд 4)

Физические свойства. Сера- твердое кристаллическое вещество желтого цвета. Плохо проводит теплоту и не проводит электрический ток. Кусочки серы тонут в воде – ее плотность близка к 2, а порошок серы всплывает, так как не смачивается водой. При t= 112,8 C сера плавится, превращаясь в легкоподвижную жидкость желтого цвета. При дальнейшем нагревании она темнеет и густеет. При t= 444,6 C она закипает. (Слайд 5-6)

Химические свойства.(Слайд 7) Сера реагирует со щелочными металлами без нагревания:

2Na + SNa2S

c остальными металлами (кроме Au, Pt) - при повышенной t:

2Al + 3S –t Al2S3

Zn + S –tZnS

При нагревании сера реагирует с неметаллами:

H2 + S  H2S

2P + 3S  P2S3

C + 2S  CS2

При сжигании сера на воздухе или в кислороде образуется оксид серы (IV) – газ с резким запахом:

О2 + SSO2

Сера в природе (слайд 8)

халькопирит CuFeSБелки Мирабилит MgSO4 · 7H2O

пирит FeSГорькая соль CaSO4 · 2H2O

галенит PbS Глауберова соль Na2SO4 · 10H2O

киноварь HgS Гипс СаSO4.2H2O

самородная сера S

Применение серы:

  1. В борьбе с вредителями и заболеваниями растений

  2. Для вулканизации каучука

  3. В производстве спичек

  4. В производстве серной кислоты

  5. В производстве сероуглерода

  6. В медицине для приготовления мазей. (Слайд 9)

Важнейшие соединения серы.

Сероводород. Сера, взаимодействует с водородом, образует газообразное соединение – сероводород H2S. Степень окисления серы в сероводороде равна -2.

Физические свойства. Сероводород – ядовитый, бесцветный газ с характерным запахом гниющего белка, плохо растворяется в воде.

Получение. В лаборатории сероводород получают при взаимодействии сульфида железа с разбавленной соляной кислотой:

FeS + 2HCl = H2S +FeCl2 (Слайд 10)

Химические свойства. Сероводород – горючий газ. Он горит на воздухе голубоватым пламенем. При полном сгорании образуется сернистый газ SO2:

2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2

При неполном горение образуется элементарная сера:

2H2S + O2 = 2H2O + 2S

Раствор сероводорода взаимодействует с растворимыми основаниями и солями:

Неполное взаимодействие:

H2S + NaOH = H2O + NaHS

гидросульфид натрия

Полное взаимодействие:

H2S + 2NaOH = 2H2O + Na2S

сульфид натрия

(Слайд 11)

Для распознавания сероводорода и его солей служит реактив нитрат свинца:


H2S + Pb(NO3)2 = 2HNO2 + PbS
Na2S + Pb(NO3)2 = 2NaNO2 + PbS

в результате реакции выпадает черный осадок – сульфида свинца. (Слайд 12)

Оксиды серы.SO2 - оксид серы (IV)(сернистый газ), бесцветный газ с резким запахом. Водный раствор сернистого газа меняет цвет синей лакмусовой бумаги в красный, так как раствор представляет собой сернистую кислоту:

H2O + SO2 = H2SO3

Раствор сернистой кислоты издает запах сернистого газа. Если хранить сернистую кислоту в открытой посуде, весь сернистый газ может улетучиться:

H2SO3 = H2O + SO2

SO3 - оксид серы (VI) (серный ангидрид). Он образуется в виде белого дыма, при нагревании переходит в жидкость.

Для получения этого оксида серы сернистый газ при высокой температуре окисляют в присутствии катализатора:

2S + 3O2 = 2SO3

Оксид серы (VI) используется для получения серной кислоты:

H2O + SO3 = H2SO4 + Q

Оба оксида серы относятся к кислотным оксидам. Они взаимодействуют с основными оксидами и с растворами щелочей:

SO2 + 2NaOH  Na2SO3 + H2O

SO2 + CaO = CaSO3

Соли сернистой кислоты называются сульфитами.

SO3 + 2NaOH  Na2SO4 + H2O

SO3 + MgO = MgSO4

Соли серной кислоты называются сульфитами.(Слайд 13)


 

  1. Закрепление изученного материала: (Слайд 14)

1. Вычислите массу и количества вещества, образующегося при взаимодействии 150 г 5% раствора сульфида калия с 170 г 5% раствора нитрата свинца(II).

Дано: Решение

m(K2S) = 150г -5% m(K2S)=  = 7,5г

m(Pb(NO3)2) = 170г -5% m(Pb(NO3)2) =  = 8,5г

m, ν (PbS)=? K2S + Pb(NO3)2 = PbS + 2KNO3

8,5г х

331г/моль 239г/моль

х =  = 6,13г

m(PbS) = 6,13г

M= ; ν = ν =  = 0,025моль

ν (PbS) = 0,025моль

Ответ: m, ν (PbS) = 6,13г, 0,025моль;


 

2. Какая масса сульфида цинка образуется при взаимодействии 6 г серы с 6,5 г цинка.

Дано: Решение

m(S) = 6г Zn + S= ZnS

m(Zn) = 6,5г 6,5г х

65г/моль 97г/моль

m(ZnS) = ? х =  = 9,7г

Ответ: m(ZnS) = 9,7г

3. Напишите уравнения реакций

S → SO2 → SO3 → H2SO4 → CaSO4


 

MgS

S + O2 = SO2

2SO2 + O2 = 2SO3

SO3 + H2O = H2SO4

H2SO4 + Ca(OH)2 = CaSO4 + 2H2O

S + Mg = MgS


 


 

  1. Домашнее задание (Слайд 15)

§12 – 13, упр. 8, 9.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Сера"»

Тема урока: «Сера. Положение в ПС. Важнейшие соединения серы»

Цель урока: Познакомить учащихся с несколькими видами простых веществ, образующихся из серы, и дать представление о явлении аллотропии. Ознакомить учащихся со свойствами водородного соединения серы и его солями, рассказать о свойствах сероводорода; раскрыть сущность характерных для сульфидов реакций. Дать представление о химических свойствах, получении, значении и применении оксидов серы. (Слайд 2)

Задачи урока:

Образовательная: обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала. Стимулировать познавательную деятельность у учащихся.

Воспитательная: 1. Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии через ее значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний. 2. Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.

Развивающая: Развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умение участвовать в общем диалоге и коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение новой темы

Методы урока: словесный, наглядный, составление опорного конспекта

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята садитесь. Сегодня на уроке мы изучим первый из неметаллов элемент «Сера».

  2. Опрос домашнего задания:

  1. Как изменяются неметаллические свойства элементов в периодах и группах?

  2. Какие из приведенных элементов относятся к неметаллам: Li, Na, He, N,Pb, Si, Xe, As, Fe, Zn, At, I, C?

  3. Почему неметаллы главной подгруппы VIII группы называются благородными газами?

  1. Изучение новой темы:

Химический символ – S

Порядковый номер – 16

Относительная атомная масса – 32

Электронная формула строения атома – 1s22s22p63s23p4. (Слайд 3)

Сера расположена в главной подгруппе VI группе, в 3 – м периоде. Сера образует два аллотропных видоизменения: хрупкую кристаллическую серу желтого цвета и мягкая резиноподобная коричневая пластическая сера. (Слайд 4)



Физические свойства. Сера- твердое кристаллическое вещество желтого цвета. Плохо проводит теплоту и не проводит электрический ток. Кусочки серы тонут в воде – ее плотность близка к 2, а порошок серы всплывает, так как не смачивается водой. При t= 112,8 C сера плавится, превращаясь в легкоподвижную жидкость желтого цвета. При дальнейшем нагревании она темнеет и густеет. При t= 444,6 C она закипает. (Слайд 5-6)

Химические свойства.(Слайд 7) Сера реагирует со щелочными металлами без нагревания:

2Na + NaS2S

c остальными металлами (кроме Au, Pt) - при повышенной t:

2Al + 3S –t Al2S3

Zn + S –tZnS

При нагревании сера реагирует с неметаллами:

H2  H+ S 2S

P2P + 3S 2S3

CSC + 2S 2

При сжигании сера на воздухе или в кислороде образуется оксид серы (IV) – газ с резким запахом:

О2 + SOS2



Сера в природе (слайд 8)



халькопирит CuFeS2 Белки Мирабилит MgSO4 · 7H2O

пирит FeS2 Горькая соль CaSO4 · 2H2O

галенит PbS Глауберова соль Na2SO4 · 10H2O

киноварь HgS Гипс СаSO4.2H2O

самородная сера S



Применение серы:

  1. В борьбе с вредителями и заболеваниями растений

  2. Для вулканизации каучука

  3. В производстве спичек

  4. В производстве серной кислоты

  5. В производстве сероуглерода

  6. В медицине для приготовления мазей. (Слайд 9)

Важнейшие соединения серы.

Сероводород. Сера, взаимодействует с водородом, образует газообразное соединение – сероводород H2S. Степень окисления серы в сероводороде равна -2.

Физические свойства. Сероводород – ядовитый, бесцветный газ с характерным запахом гниющего белка, плохо растворяется в воде.

Получение. В лаборатории сероводород получают при взаимодействии сульфида железа с разбавленной соляной кислотой:

FeS + 2HCl = H2S +FeCl2 (Слайд 10)

Химические свойства. Сероводород – горючий газ. Он горит на воздухе голубоватым пламенем. При полном сгорании образуется сернистый газ SO2:

2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2

При неполном горение образуется элементарная сера:

2H2S + O2 = 2H2O + 2S

Раствор сероводорода взаимодействует с растворимыми основаниями и солями:

Неполное взаимодействие:

H2S + NaOH = H2O + NaHS

гидросульфид натрия

Полное взаимодействие:

H2S + 2NaOH = 2H2O + Na2S

сульфид натрия

(Слайд 11)

Для распознавания сероводорода и его солей служит реактив нитрат свинца:


H2S + Pb(NO3)2 = 2HNO2 + PbS
Na2S + Pb(NO3)2 = 2NaNO2 + PbS

в результате реакции выпадает черный осадок – сульфида свинца. (Слайд 12)

Оксиды серы.SO2 - оксид серы (IV)(сернистый газ), бесцветный газ с резким запахом. Водный раствор сернистого газа меняет цвет синей лакмусовой бумаги в красный, так как раствор представляет собой сернистую кислоту:

H2O + SO2 = H2SO3

Раствор сернистой кислоты издает запах сернистого газа. Если хранить сернистую кислоту в открытой посуде, весь сернистый газ может улетучиться:

H2SO3 = H2O + SO2

SO3 - оксид серы (VI) (серный ангидрид). Он образуется в виде белого дыма, при нагревании переходит в жидкость.

Для получения этого оксида серы сернистый газ при высокой температуре окисляют в присутствии катализатора:

2S + 3O2 = 2SO3

Оксид серы (VI) используется для получения серной кислоты:

H2O + SO3 = H2SO4 + Q

Оба оксида серы относятся к кислотным оксидам. Они взаимодействуют с основными оксидами и с растворами щелочей:

SO2  Na+ 2NaOH 2SO3 + H2O

SO2 + CaO = CaSO3

Соли сернистой кислоты называются сульфитами.

SO3  Na+ 2NaOH 2SO4 + H2O

SO3 + MgO = MgSO4

Соли серной кислоты называются сульфитами.(Слайд 13)




  1. Закрепление изученного материала: (Слайд 14)

1. Вычислите массу и количества вещества, образующегося при взаимодействии 150 г 5% раствора сульфида калия с 170 г 5% раствора нитрата свинца(II).

Дано: Решение

m(K2S) = 150г -5% m(K2S)=  = 7,5г

m(Pb(NO3)2) = 170г -5% m(Pb(NO3)2) =  = 8,5г

m, ν (PbS)=? K2S + Pb(NO3)2 = PbS + 2KNO3

8,5г х

331г/моль 239г/моль

х =  = 6,13г

m(PbS) = 6,13г

M= ; ν = ν =  = 0,025моль

ν (PbS) = 0,025моль

Ответ: m, ν (PbS) = 6,13г, 0,025моль;




2. Какая масса сульфида цинка образуется при взаимодействии 6 г серы с 6,5 г цинка.

Дано: Решение

m(S) = 6г Zn + S= ZnS

m(Zn) = 6,5г 6,5г х

65г/моль 97г/моль

m(ZnS) = ? х =  = 9,7г

Ответ: m(ZnS) = 9,7г

3. Напишите уравнения реакций

S  SO2  SO3  H2SO4  CaSO4




MgS

S + O2 = SO2

2SO2 + O2 = 2SO3

SO3 + H2O = H2SO4

H2SO4 + Ca(OH)2 = CaSO4 + 2H2O

S + Mg = MgS







  1. Домашнее задание (Слайд 15)

§12 – 13 , упр. 8, 9.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Сера"

Автор: Вергизова Мария Геннадьевна

Дата: 24.01.2017

Номер свидетельства: 383114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока по физической культуре на тему "Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа 9х2-серии"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_fizichieskoi_kul_turie_na_tiemu_sghibaniie_i_razghibaniie_ruk"
    ["file_id"] => string(6) "359643"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479335270"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "конспект урока на тему "Be healthy" "
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-na-tiemu-be-healthy"
    ["file_id"] => string(6) "134159"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416675405"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по математике по теме6 "Числа от 0 до 20". 1 класс."
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokapomatiematikiepotiemie6chislaot0do201klass"
    ["file_id"] => string(6) "267905"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450494937"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План-конспект урока по русс. языку 8 вид Р.Р. Составление рассказа по картинкаr"
    ["seo_title"] => string(68) "plankonspiekturokaporussiazyku8vidrrsostavlieniierasskazapokartinkar"
    ["file_id"] => string(6) "262659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449399791"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему "Дикие животные. Заяц" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dikiie-zhivotnyie-zaiats-1"
    ["file_id"] => string(6) "134202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416681891"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1540 руб.
2370 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства