kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока:

  1. Знаки химических элементов.
  2. Этимологические начала названий химических элементов.
  3. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
  4. Периодический закон Д.И.Менделеева.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к занятиям)
  2. Введение в урок..

Вступительное слово

  • . Сегодня у нас урок на тему  «Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Цель: ознакомиться со знаками химических элементов и  с их этимологическими  названиями, структурой Периодической таблицы: периодами (малыми и большими), группами и подгруппами (главными и побочными).
  • Основная часть:
  • Знаки химических элементов. Мы с вами будем говорить особым, химическим языком. В нем, как и в нашем родном русском языке, мы выучим вначале буквы – химические символы, затем научимся писать на их основе слова – формулы и далее, с помощью последних, - предложения – уравнения химических реакций.

Русский язык:

 

Химический язык:

 

Буквы

 

Слова

 

Предложения

Учитель:  Ребята, а кто является автором славянской письменности – алфавита? Верно, болгарские просветители Кирилл и Мефодий. А вот отцом химической письменности является шведский ученый Й.Я.Берцелиус, который предложил в качестве символов («букв») химческих элементов использовать начальные буквы их латинского названия, а если с этой буквы начинаются названия нескольких элементов, то добавлять к начальной букве еще одну из последующих букв названий»

Рассматриваем таб.1 стр  31, запишем эти знаки в тетрадь, которые необходимо будет  дома выучить.

Рассмотрим первоначальную классификацию элементов на металлы и неметаллы.

1.Металлы: К и Са, не путать в названии кальция есть буква «цэ»и пишется Са, а в названии калия она отсутствует, Мg(магний) и Мп (марганец) , Na (путают с азотом N), Li ,Al, Ba ,Fe, Cu ,Ag, Zп.

Азбука металлов- выделяем подгруппу  щелочных металлов (эти металлы при взаимодействии с водой образуют едкие щелочи, которые разъедают бумагу и ткани.

2.Неметаллы: H, O, N, Si , S, C, P, Cl ,F, Br.

Азбука неметаллов подгруппа галогенов- «рождающие соли», например NaCI- поваренная соль- продукт взаимодействия галогена хлора со щелочным металлом  натрием.

2. Этимологические начала названий химических элементов.

Происхождения названий химических элементов:

1.Свойства простых веществ, образованных химическими элементами

Водород-рождающий воду;

Кислород- рождающий кислоты;

Фтор- «разрушающий»;

Бром – зловонный и т.д

Фосфор-несущий свет. (немецкий алхимик в поисках философского камня получил фосфор, прокаливая в колбе сухой остаток мочи с песком).

2.Мифы древних греков. (тантал – рассказ ученика стр. 27 учебника последний обзац.

3.Географические начала – названия: государств галлий  (Галлия – старинное название Франции), полоний (в честь Польши), в честь частей света (америций, европий), городов (гафний – в честь Копенгагена, лютеций – в честь Парижа)

4.Астрономические начала: селен- в честь Луны-Селены, теллур – в честь Земли, уран, плутоний.

5. Имена великих ученых: кюрий, фермий, эйнштейний, менделевий.

Обращаем внимание на целые группы элементов:

Щелочные металлы, галогены, благородные  или инертные газы.

3.История открытия периодического закона химических элементов Д. И. Менделеева.

Изучая  периодический закон Д. И. Менделеева, окунемся в мир истории. Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах. К середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов на металлы и неметаллы оказались несостоятельными.
Почему?
Предшественники Д.И.Менделеева (И.В.Деберейнер, Дж.А.Ньюлендс, Л.Ю.Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину. Сегодня вы узнаете, как был открыт периодический закон, с какими трудностями столкнулся Дмитрий Иванович после своего открытия, как он их преодолел и кто, сам того не желая, помог ему в этом. А узнаем все это от ваших же одноклассников. Итак, мысленно переносимся в середину XIX в. (музыкальный фон).

Сообщения учащихся

1-й УЧЕНИК
Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.


Как чудо Природы
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок...
Весь мир большой:
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит.
УЧИТЕЛЬ. Дмитрий Иванович родился в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребенком в семье. Закончив в родном городе гимназию, Дмитрий Иванович поступил в Санкт-Петербурге в Главный педагогический институт, после окончания которого с золотой медалью уехал на два года в научную командировку за границу. После возвращения его пригласили в Петербургский университет. Приступая к чтению лекций по химии, Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И он решил написать новую книгу – «Основы химии».
2-й УЧЕНИК
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета
Писал учебник для студентов...
Задумался невольно он:
«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье,
Но, проходя лишь полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из элементов.
(В то время знали 60.)
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он:
«Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье.
Был труд, надежда и терпенье
И вера в то, что он найдет!
Он так работал целый год.
УЧИТЕЛЬ. Открытию периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. 1 марта 1869 г. Дмитрий Иванович предполагал выехать из Петербурга в губернии по делам.
3-й УЧЕНИК.
Но вот дела отложены,
Расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю


Ученый собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду,
А барин все копается!»
А барин одевается
И к двери направляется.
Он к двери направляется...
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу.
И строчит карандашом.
Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет.
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он,
В чем разгадка, в чем закон!..
Из кабинета не выходит:
«Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит...
Тогда, усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон...
УЧИТЕЛЬ. Но, прежде чем мы услышим, что приснилось Дмитрию Ивановичу, давайте вспомним: на основе какой характеристики атома был открыт периодический закон, как Менделеев расположил элементы и на что обратил внимание?
4-й УЧЕНИК.
То кружились,
То мелькали,
То водили хоровод,
То взрывались,
То пылали,
То шипели,
То сверкали,
То в покое пребывали:
Алюминий, натрий, калий,
Фтор, бериллий, водород...
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды.
Вдруг команда:
– Стройся, войско!
Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье:
Все боятся окисленья.
— Поглядите! — злится литий. —
Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!
5-й УЧЕНИК.
И бериллий мрачно мыслит:

— Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор,
Как несносен этот фтор!
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой!
И азот не лезет в спор.
Но зато взорвался фтор:
– Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород! Поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперед!
– Стойте! – крикнул углерод. —
Я и уголь, и алмаз.
И за них я, и за вас!
Я сражаться не горю,
Я вас лучше помирю!
Встану я посередине!
УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на второй ряд по горизонтали периодической системы. Почему углерод утверждает, что он и за тех, и за других? (Проблемный вопрос)
6-й УЧЕНИК
.
— Третий ряд! Трубите сбор!
Натрий, магний, алюминий,
Кремний, фосфор, сера, хлор!
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонне
Все похожие стоят!
Кремний встал под углеродом.
Сера схожа с кислородом.
Алюминий встал под бором –
Замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду.
А рядов-то восемь кряду.
Металлы – под металлами,
Едкие – под едкими,
Ковкие – под ковкими,
Идут своими клетками.
По порядку все стоит.
Вот Природы алфавит!
УЧИТЕЛЬ. Заметив, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток – период, Дмитрий Иванович расположил их друг под другом. Какую же формулировку периодического закона он предложил?
Но в периодической системе есть исключение из этого правила. Найдите его и объясните. (Расположение аргона и калия.)
К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало, даже среди русских ученых. Противников – много, особенно в Германии и Англии.
Открытие периодического закона – это блестящий образец научного предвидения: в 1870 г. Дмитрий Иванович предсказал существование

трех еще неизвестных тогда элементов, которые назвал экасилицием, экаалюминием и экабором.

Он сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов.
7-й УЧЕНИК.
Был четвертый ряд нарушен.
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен –
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство:
Существует где-то он!
«Я найду сначала свойства,
и поможет мне закон!»
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем растворим...
Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!
Быть может, раз в тысячелетье
Свершить подобное дано.
Но мир открытья не заметил
Иль не поверил, все равно.
И кто-то говорил по-свойски:
«Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства
Веществ, не найденных нигде!»
УЧИТЕЛЬ. И вот через 5 лет, в 1875 г., французский ученый П.Э.Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Дмитрия Ивановича, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и способу открытия галлий совпадал с экаалюминием, предсказанным Менделеевым. Но его вес оказался меньше предсказанного. Несмотря на это, Дмитрий Иванович послал во Францию письмо, настаивая на своем предсказании.
8-й УЧЕНИК.
Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий (в честь
Франции назвали)

УЧИТЕЛЬ. Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии.
В 1879 г. Л.Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Дмитрием Ивановичем экабор.
В 1886 г. К.Винклер в Германии открыл германий, который оказался экасилицием.
9-й УЧЕНИК.
У химиков переполох!
Ведь галлий был одним из трех,
Предсказанных заранее!..
И следом, как из-под земли,
Вдруг скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли
(естественно, в Германии).
УЧИТЕЛЬ
. Но гениальность Дмитрия Ивановича Менделеева и его открытия — не только эти предсказания! После его смерти в 1907 г. было доказано, что атом состоит из элементарных частиц. Каких?
После этого за основу периодического закона стали брать не атомный вес, а другую характеристику атома. Какова новая формулировка периодического закона?
С чем совпадает порядковый номер элемента?
С чем совпадает число протонов?
Какие элементарные частицы определяют химические свойства атомов?
Какие именно электроны отвечают за свойства атомов?
Почему же свойства элементов периодически повторяются?
Это и есть физический смысл периодического закона.
И вот спустя более 130 лет после открытия периодического закона мы можем вернуться к словам Дмитрия Ивановича, взятым в качестве девиза нашего урока: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются». Сколько химических элементов открыто на данный момент? И это далеко не предел.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». »

Знаки химических элементов

Знаки химических элементов

Цель урока:

Цель урока:

  • Познакомиться с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева
  • Познакомиться с понятием «знаки химических элементов»
  • Познакомиться с этимологией их названий
  • Научиться определять местоположение химических элементов в периодической системе
Химический язык Буквы  Слова  Предложения Русский  язык Уравнения химических реакций Химические формулы Знаки химических элементов Химический язык

Химический язык

Буквы

Слова

Предложения

Русский

язык

Уравнения химических реакций

Химические формулы

Знаки химических элементов

Химический

язык

Авторы славянской письменности Кирилл и Мефодий Отец химической письменности Й. Я. Берцелиус

Авторы славянской письменности

Кирилл и Мефодий

Отец химической письменности

Й. Я. Берцелиус

Древнегреческие мудрецы первыми сказали слово  «элемент». Правда, «элементами» считались вода, земля, воздух и огонь

Древнегреческие мудрецы первыми сказали слово

«элемент». Правда, «элементами» считались

вода, земля, воздух и огонь

Алхимические символы элементов Изображение поглощения ртутью золота

Алхимические символы элементов

Изображение поглощения

ртутью золота

Алхимики считали, что элементы связаны со звёздами и планетами Серебро - Луна Золото - Солнце Железо - Марс Медь - Венера

Алхимики считали, что элементы связаны со звёздами и планетами

Серебро - Луна

Золото - Солнце

Железо - Марс

Медь - Венера

В XVIII веке укоренилась система обозначений элементов (которых в то время стало известно уже три десятка) в виде геометрических фигур – кружков, полуокружностей, треугольников, квадратов Джон Дальтон

В XVIII веке укоренилась система обозначений элементов (которых в то время стало известно уже три десятка) в виде геометрических фигур – кружков, полуокружностей, треугольников, квадратов

Джон Дальтон

Водород  Кислород Азот Сера

Водород

Кислород

Азот

Сера

В 1814 году шведский химик Йенс Якоб Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой латинского названия элемента Углерод – Carboneum – C  Золото – Aurum – Au  Водород – Hydrogenium – H  Ртуть - Hidrargirum - Hg

В 1814 году шведский химик Йенс Якоб Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой латинского названия элемента

Углерод – Carboneum – C

Золото – Aurum – Au

Водород – Hydrogenium – H

Ртуть - Hidrargirum - Hg

Обозначения химических элементов Кремний - Si Ртуть – Hg Кислород – О Сера – S Медь – Cu Натрий – Na Железо - Fe Фосфор – Р Калий – K Азот – N  Хлор – Cl Углерод - С Фтор - F

Обозначения химических элементов

Кремний - Si

Ртуть – Hg

Кислород – О

Сера – S

Медь – Cu

Натрий – Na

Железо - Fe

Фосфор – Р

Калий – K

Азот – N

Хлор – Cl

Углерод - С

Фтор - F

Происхождение названий химических элементов

Происхождение названий химических элементов

Свойства простых веществ, образованных химическими элементами

Свойства простых веществ, образованных химическими элементами

  • Водород – H - «рождающий воду»
  • Кислород – O- «рождающий кислоты»
  • Фтор – F - «разрушающий»
Сера – S  (от индийского «сира» - светло-желтый)

Сера – S (от индийского «сира» - светло-желтый)

Золото – Au  (славянское *zolto, рус. золото, санскрит - желтый)

Золото – Au (славянское *zolto, рус. золото, санскрит - желтый)

Хлор – Cl  (от греческого «хлорос» - зеленый)

Хлор – Cl (от греческого «хлорос» - зеленый)

Йод – I  (от греческого «иодес» - фиолетовый)

Йод – I (от греческого «иодес» - фиолетовый)

Хром – Cr - «окрашенный»

Хром – Cr - «окрашенный»

Названия бром и осмий происходят от греческих слов «бромос» и «осме», означающих «зловоние», «запах»

Названия бром и осмий происходят от греческих слов «бромос» и «осме», означающих «зловоние», «запах»

Фосфор – Р  (от латинского «несущий свет»)

Фосфор – Р (от латинского «несущий свет»)

Мифы древних греков Титан – Тi Металл получил своё название в честь титанов, персонажей древнегреческой мифологии, детей Земли - Геи

Мифы древних греков

Титан – Тi

Металл получил своё название в честь титанов, персонажей древнегреческой мифологии, детей Земли - Геи

Прометий – Pm От имени мифического героя Прометея, защитника людей и их создателя, похитившего у Зевса огонь и передавшего его людям. За что был наказан: огромный орел каждый день выклёвывал ему печень.

Прометий – Pm

От имени мифического героя Прометея, защитника людей и их создателя, похитившего у Зевса огонь и передавшего его людям. За что был наказан: огромный орел каждый день выклёвывал ему печень.

Тантал - Та Тантал испытывает в подземном царстве нестерпимые муки голода и жажды. Стоя по горло в воде, он не может достать воды и, видя близ себя роскошные плоды, не может овладеть ими: как только он открывает рот, чтобы зачерпнуть воды, или поднимает руки, чтобы сорвать плод, вода утекает и ветвь с плодами отклоняется

Тантал - Та

Тантал испытывает в подземном царстве нестерпимые муки голода и жажды. Стоя по горло в воде, он не может достать воды и, видя близ себя роскошные плоды, не может овладеть ими: как только он открывает рот, чтобы зачерпнуть воды, или поднимает руки, чтобы сорвать плод, вода утекает и ветвь с плодами отклоняется

Гелий - Не От греческого «Гелиос» – бог Солнца

Гелий - Не

От греческого «Гелиос» – бог Солнца

Ванадий - V Этот элемент образует соединения с красивой окраской, отсюда и название элемента, связанное с именем скандинавской богини любви и красоты Фрейи (др.-исл. Vanadís — дочь Ванов; Ванадис).

Ванадий - V

Этот элемент образует соединения с красивой окраской, отсюда и название элемента, связанное с именем скандинавской богини любви и красоты Фрейи (др.-исл. Vanadís — дочь Ванов; Ванадис).

Астрономические начала в названии Селен – Se Название происходит от греческого названия Луны - Селены

Астрономические начала в названии

Селен – Se

Название происходит от греческого названия Луны - Селены

Теллур – Те (от латинского «Земля»)

Теллур – Те (от латинского «Земля»)

Уран - U В честь самой далёкой из известных тогда планет, назвали его ураном

Уран - U

В честь самой далёкой из известных тогда планет, назвали его ураном

Нептуний - Np Название нептуния образовано от названия планеты Нептун.

Нептуний - Np

Название нептуния образовано от названия планеты Нептун.

Плутоний - Рu В 1930 году была открыта новая планета, которая была названа в честь древнеримского бога подземного царства. Плутоний стоит в ПС за нептунием, как планета Плутон за Нептуном.

Плутоний - Рu

В 1930 году была открыта новая планета, которая была названа в честь древнеримского бога подземного царства. Плутоний стоит в ПС за нептунием, как планета Плутон за Нептуном.

Географические начала – в честь государств Галлий – Ga Поль Эмиль Лекок де Буабодран назвал элемент в честь своей родины Франции, по её латинскому названию — Галлия

Географические начала – в честь государств

Галлий – Ga

Поль Эмиль Лекок де Буабодран назвал элемент в честь своей родины Франции, по её латинскому названию — Галлия

Германий - Ge Назван в честь Германии

Германий - Ge

Назван в честь Германии

Полоний - Ро Элемент открыт в 1898 году супругами Пьером Кюри и Марией Склодовской-Кюри. Элемент был назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри — Польши (лат. Polonia).

Полоний - Ро

Элемент открыт в 1898 году супругами Пьером Кюри и Марией Склодовской-Кюри. Элемент был назван в честь родины Марии Склодовской-Кюри — Польши (лат. Polonia).

Рутений - Ru Первооткрыватель элемента К. К. Клаус назвал рутений в честь России (Ruthenia — латинское название Руси, а в поздней латыни — России)

Рутений - Ru

Первооткрыватель элемента К. К. Клаус назвал рутений в честь России (Ruthenia — латинское название Руси, а в поздней латыни — России)

Географические начала – в честь частей света Европий – Eu Америций - Am

Географические начала – в честь частей света

Европий – Eu

Америций - Am

Географические начала – в честь городов Гафний – Hf Лютеций – Lu  (в честь Копенгагена) (в честь Парижа)

Географические начала – в честь городов

Гафний – Hf

Лютеций – Lu

(в честь Копенгагена)

(в честь Парижа)

Имена великих ученых Кюрий – Сm Фермий – Fm Назван в честь Пьера и Марии Кюри. Назван по имени Энрико Ферми

Имена великих ученых

Кюрий – Сm

Фермий – Fm

Назван в честь Пьера и Марии Кюри.

Назван по имени Энрико Ферми

Эйнштейний - Es Менделевий – Md Элемент назван в честь А. Эйнштейна. Назван в честь  Д.И. Менделеева

Эйнштейний - Es

Менделевий – Md

Элемент назван в честь А. Эйнштейна.

Назван в честь

Д.И. Менделеева

Структура периодической системы  Д.И. Менделеева периодическая система делится на 7 периодов (по горизонтали) 1 период – 2 химических элемента (1 ряд); 2 период – 8 химических элементов (1 ряд); 3 период – 8 химических элементов (1 ряд); 4,5 периоды – 18 химических элементов, (2 ряда); 6 период – 32 химических элемента (2 ряда); 7 период( незаконченный) состоит пока из 1 ряда. Периоды, состоящие из одного ряда, называются – малыми; Периоды, состоящие из двух рядов, называются – большими.  Группы Главная подгруппа Побочная подгруппа

Структура периодической системы Д.И. Менделеева

периодическая система делится на 7 периодов

(по горизонтали)

1 период – 2 химических элемента (1 ряд);

2 период – 8 химических элементов (1 ряд);

3 период – 8 химических элементов (1 ряд);

4,5 периоды – 18 химических элементов, (2 ряда);

6 период – 32 химических элемента (2 ряда);

7 период( незаконченный) состоит пока из 1 ряда.

Периоды, состоящие из одного ряда, называются – малыми;

Периоды, состоящие из двух рядов, называются – большими.

Группы

Главная подгруппа Побочная подгруппа

Игра «Координаты»

Игра «Координаты»

  • 6 период, I группа, главная п/группа –
  • 2 период, VII группа, главная п/группа –
  • 4 период, 5 ряд, II группа –
  • 4 период, V группа, побочная п/группа –
  • 5 период, III группа, , побочная п/группа –
  • 3 период, IV группа, главная п/группа –
Назовите «координаты» элементов

Назовите «координаты» элементов

  • Si
  • Sb
  • Ag
  • Xe
  • Zn
Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов:  Ag, Br, Fe, H, I, O, Sn. О О О О О О О

Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: Ag, Br, Fe, H, I, O, Sn.

О

О

О

О

О

О

О

Домашнее задание § 4, выучить химические элементы  (табл. 1, стр. 31)

Домашнее задание

  • § 4, выучить химические элементы

(табл. 1, стр. 31)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Печеркина Татьяна Сергеевна

Дата: 09.09.2014

Номер свидетельства: 113451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Путешествие в страну химии "
    ["seo_title"] => string(31) "putieshiestviie-v-stranu-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "181459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425358993"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка урока по химии: "Периодическое изменение свойств элементов" "
    ["seo_title"] => string(94) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-khimii-pieriodichieskoie-izmienieniie-svoistv-eliemientov"
    ["file_id"] => string(6) "119128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413340760"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Разработка интегрированного урока, тема урока:  «Общая характеристика металлов.  Строение и свойства металлов»"
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotkaintieghrirovannoghourokatiemaurokaobshchaiakharaktieristikamietallovstroieniieisvoistvamietallov"
    ["file_id"] => string(6) "339379"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471241903"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Водород - урок. "
    ["seo_title"] => string(12) "vodorod-urok"
    ["file_id"] => string(6) "239329"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444756538"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства