Открытый урок на тему: "Общая характеристика металлов"
Открытый урок на тему: "Общая характеристика металлов"
Занятие позволит обобщить и систематизировать знания студентов о физических и химических свойствах металлов с помощью разноплановых заданий (традиционных, игровых, логических), основных способах их получения и областях применения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Общая характеристика металлов"»
Тема урока: Общая характеристика металла
Дата: 28.10.15 г.
Группа: ОП-15-9
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель занятия: Обобщить и систематизировать знания студентов о физических и химических свойствах металлов с помощью разноплановых заданий (традиционных, игровых, логических), основных способах их получения и областях применения.
Задачи:
1. Учебно-образовательные: способствовать обобщению знаний студентов об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ, способах получения металлов.
2.Учебно-развивающие: способствовать совершенствованию у обучающихся умения экспериментально подтверждать химические свойства веществ на основе теоретических знаний, выполнять практические задания, выявлять существенное, делать выводы, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
3. Учебно-воспитательные: способствовать развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формировать умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.
Ожидаемый результат:
- знать общие химические свойства металлов
- знать особенности протекания химических реакций металлов с другими веществами.
- уметь предсказывать свойства металлов и составлять уравнения химических реакций. - готовность к практической работе "Решение экспериментальных задач по теме металлы "
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Оборудование: ПС химических элементов Д.И.Менделеева, слайд, видеофрагменты, конспекты
Ход урока:
I.Организационный момент:
Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
II.Актуализация знаний:
1. «Химическая разминка»
Объект – домик с тремя окошками. Какой жизнью живут стражи порядка, охраняющие подходы к континенту Химия вы узнаете, если ответите на предлагаемые вопросы.
За правильно выполненное задание получает химические знаки.
Задание 1: В каких окошках погаснет свет? Имеется подсказка: это элементы одного периода. Если учащиеся не смогут ответить, то у них есть кнопка «ответ»: элементы Cl, Mg, P отправляются спать, в окошках гасится свет, и они закрываются шторкой.
Задание 2: В каких окошках погаснет свет? Имеется подсказка: это элементы одной подгруппы. Ответ: элементы Be, Mg, Ca. В их окошках гаснет свет, и они закрываются шторкой.
Задание 3: В каких окошках погаснет свет? Подсказка: это элементы, находящиеся рядом в периодической системе по вертикали. Ответ: элементы Na, K Li исчезнут, а в их окошках погаснет свет, и они закроются шторкой.
Задание 4: В каких окошках погаснет свет? Подсказка: это элементы, находящиеся рядом в периодической системе по горизонтали. Ответ: элементы Si, P, S исчезнут, а в их окошках погаснет свет, и они закроются шторкой.
2. «Решаем головоломки»
ЗАДАНИЕ 1: Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз) пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв приведенных в клетках получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Каждая клетка может быть использована только один раз.
Х
И
Р
Е
А
К
П
Р
О
Б
О
У
С
И
М
Е
И
И
Т
Я
З
Ь
А
В
К
В
Ч
Е
С
К
В
Ы
Н
Е
Л
Т
Ь
Н
А
ЗАДАНИЕ 2: Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикали (вверх или вниз) пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв приведенных в клетках получилось одно правило техники безопасности при разбавлении концентрированной серной кислоты в воде. Каждая клетка может быть использована только один раз.
Р
Б
А
В
К
О
Й
А
З
Я
Л
Н
О
С
И
К
Я
Е
Е
Т
Т
С
Л
Т
Ь
Е
У
Р
Т
О
А
В
Й
У
Д
У
В
Л
И
В
В
О
3.Заполните пропуски
Атом, который отдает электроны называется восстановителем.
Атом, который принимает электроны, называется окислителем.
Степень окисления - условный заряд атома в соединении.
Максимальная степень окисления равна номеру группы.
Минимальная степень окисления равна: номер группы минус 8.
Окислитель в реакциях восстанавливается.
Восстановитель – окисляется.
Кислорода равна -2.
Водорода чаще +1.
Водорода в соединении с металлами равна -1.
Кислорода в соединении OF2 равна +2.
Простых веществ равна «0».
Металлов главных подгрупп равна номеру группы с «+».
Молекула - нейтральна, число «+» равно числу «-».
4. «Химический лабиринт»
Найдите путь, который приведет вас к финишу. Выиграет тот, кто правильно и быстрее придет к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить сове согласие - несогласие с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник.
III.Новая тема:
Сегодня мы с вами продолжим путешествие в мир металлов. Но для начала давайте узнаем тему сегодняшнего урока. А в этом мне поможете вы. Ваша задача внимательно прослушать загадки о металлах и, используя полученные ранее знания, отгадать металл. Правильный ответ является ключом к раскрытию темы урока.
Общая характеристика
МЕТАЛЛОВ
1. Я – очень, очень драгоценно. Я по сравнению со всем другим бесценно. Меня ты можешь плавить, Гнуть в дугу, Раскатывать в тончайшую фольгу. Я не боюсь кислот, но по наводке, Я растворяюсь в ’’царской водке’’
(Золото)
2. Я, поверьте, не пустяк: Образую известняк, Без меня ни мел, ни мрамор Не обходятся никак я построю вам скелет Без меня опоры нет.
(Кальций)
3. По виду я на платину похоже, Без примесей устойчивое тоже К коррозии и действию кислот. Но с примесью совсем на оборот! А также даже маленький магнит Меня к себе и тянет и манит!
(Железо)
4. Всем металл этот знаком! Смело входит в каждый дом: Провода висят у вас? Это раз! Если есть сковорода - это два!
Самолет и теплоход,
Трактор или вездеход - Для любых таких конструкций Непременно подойдет!
(Алюминий)
5. Металл я легкий, серебристый. Сгораю даже очень быстро, Сверкая вспышкою огня. (Фотограф раньше знал меня). Белок сшиваю я в клубок, Работать мозгу я помог, Чтоб лист зеленый не был хилым - Вхожу в состав я хлорофилла.
(Магний)
6. По цвету я на золото похожа, Тягучая и вязкая. И что же? Хороший тепло- и электропроводник Об этом знает каждый ученик. Ты догадался, так скорей ответь, что я не золото, я - ...
(Медь)
7. Всегда вредны мои пары Для взрослых и для детворы. Чтоб пользу людям приносить - Должна в термометрах я быть.
Ты про меня не позабудь. Металл я жидкий, я ведь - …!
(Ртуть)
8. Живет обычно в керосине И бегает он по воде, В природе, в комнате – отныне Свободным нет его нигде. В солях открыть его возможно: Желтеет пламя от него. И получить из соли можно, Как Дэви получил его. (Натрий)
1 Мотивация учебной деятельности.
Неслучайно великий русский ученый М.В. Ломоносов сказал: «Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребления металлов миновать не может».
Согласны ли вы с данным высказыванием? Какие металлы вы знаете?
2.История металла
1.Каменный век
2.Медный век IV-III тысячелетие до н.э.
3.Бронзовый век конец IV- начало I тысячелетия до н.э.
4.Железный век I тысячелетие до н.э.
Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Из этих металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь. Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.
Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и их сплавы. Век каменный сменился веком медным, потом - бронзовым, а затем веком железным.
2. Положение в периодической системе химических элементов
Металлы расположены верхнем левом углу периодической системы химических элементов и все d - элементы
2.Игра «Самый, самый, самаый……»
Самый легкий металл …….. литий
Самый тяжелый металл………осмий
Самый твердый металл……. хром
Самый пластичный металл…….золото
Самый тугоплавкий металл……..вольфрам
Самый легкоплавкий металл……цезий
Самый электропроводный металл…….серебро
3.Что вы можете сказать о роли металлов в живой природе, в том числе для человека?
Какие металлы содержатся в различных частях тела, какие функции они выполняют?
Работа с конспектами
Металл
Содержание в организме
Функции
Пищевые источники
Железо
гемоглобине крови, печени и селезенке
обеспечивает транспорт кислорода
красное мясо, чечевица, фасоль, птица, рыба, листовые овощи, сыр тофу,
Кальций
в зубах и костях скелета, и только около 1% - во всех остальных органах, тканях и биологических жидкостях.
дифференцировку клетки, регулирует активность многих ферментов, эндокринных желез, регулирует сердечную деятельность
участвует в свертывании крови
является молоко (120мг/100г) и молочные продукты (особенно следует выделить сыр – содержит около 1000мг/100г
Натрий
содержание в организме взрослого человека составляет около 150-200 граммов.
Поддерживает
осмотическое
давление и рН среды
участвует в образовании желудочного сока
Натрий содержится практически во всех продуктах питания в количестве 15-80 мг на 100 г, однако наибольшее количество натрия человек получает с поваренной солью
Медь
содержание меди составляет примерно 100-200 мг, при этом около 50% всей меди находится в мышцах, а еще 10% в печени.
морепродукты (особенно моллюски), субпродукты (печень), цельное зерно, бобовые (фасоль и чечевица), шоколад, орехи. Также медь содержится в крупах, картофеле, мясе, грибах, капусте, фруктах. Источником меди служит и питьевая вода.
Золото
Около 10 мг золота содержится в организме человека, примерно половина которого сконцентрирована в костях. Растворимые соединения золота чаще всего содержатся в почках, а коллоидные соединения в печени.
участвует в иммунных процессах организма;
участвует в процессах связывания гормонов в тканях
Золото присутствует в листьях и зернах кукурузы.
Серебро
Наибольшая концентрация находится в нервной системе и в мозге. Так же серебро содержится в костях и радужной оболочке
серебро эффективно борется с вирусными и грибковыми инфекциями;
ионы серебра обладают омолаживающими свойствами;
серебро увеличивает количество красных кровяных телец;
Источники поступления серебра в организм – продукты питания (овощи, фрукты, мясо). Но больше всего этого элемента содержится в обогащенной воде
4.Химические свойства металлов.
89 элементов в периодической системе – металлы
Металлы находятся в I-IIIгруппах и В-подгруппах остальных групп
Как правило, на внешнем слое Ме 1-3 ē
Атомы металлов легко отдают внешние ē, проявляя свойства восстановителей
Восстановительные свойства-это главные химические свойства, характерные для всех металлов.Они проявляются во взаимодействии с самыми разнообразными окислителями, в том числе с окислителями из окружающей среды
Восстановительные свойства металлов отличаются друг от друга.
В качестве количественной характеристики восстановительных свойств металлов используют электродные потенциалы Е.
Чем активнее металл, тем отрицательнее его стандартный электродный потенциал Ео.
Учитывая восстановительные способности металлов русский физикохимик Николай Николаевич Бекетов сформировал ряд активности металлов.
Металлы здесь расположены по значению стандартных электродных потенциалов.
5.Запись в тетради:
Металлы взаимодействует
С неметаллами с образованием бинарных соединений (оксидов, гидридов, сульфидов, галогенидов и др.)
С водой с образованием щелочей или оксидов и выделением водорода
С растворами кислот с образованием солей и выделением водорода
С растворами солей с образованием новой соли и нового металла
6.Просмотр видеофрагментов «Взаимодействие железа с хлором», «Горение железа в кислороде», «Взаимодействие натрия с серой», (записать химическую реакцию)
7. Работа у доски (написать химические реакций)
1. Взаимодействие Ме с О2.
2. Взаимодействие Ме с водой.
3. Взаимодействие Ме с кислотами
5. Взаимодействие Ме с солями.
8.Диогностика
Напишите реакции взаимодействия магния с кислородом, хлором, азотом, водой, соляной кислотой, хлоридом меди(II)
Напишите реакцию взаимодействия цинка с концентрированной серной кислотой при нагревании.
Определите с какими из перечисленных веществ (H2SO4(p), H2SO4(к), MgCl2, CuSO4) при обычных условиях взаимодействует железо.
Составьте уравнения возможных реакций.
9.Осуществить цепочку превращений.
1)Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
2) Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → CaCl2
IV.Закрепление:
1.Отгадайте фамилию русского ученого, который сказал: «Металлом называется светлое тело, которое ковать можно».
Самый тугоплавкий.
Самый распространенный на земле.
Самый легкий.
Самый электропроводный.
Самый активный.
Самый пластичный.
Самый космический.
Самый легкоплавкий.
Самый тяжелый.
2.Кроссворд по теме «Металлы»
3.Тренажёр «Химические свойства металлов»
V.Рефлекция
Сегодня я узнал (а)______________________________________
Я удивился (лась)_______________________________________
Теперь я умею _________________________________________
Я хотел (а) бы __________________________________________
Сегодня на уроке:
1. Мне было интересно
2. Не очень интересно
3. Не интересно
VI. Выставление оценок
VII. Домашнее задания
Пожелания: Спасибо за урок! Я закончу его словами величайшего русского гения Д.И.Менделеева «Жить – это значит узнавать». Стремитесь к новым знаниям, открытиям, победам.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Балхашский гуманитарно-технический колледжим. А. Мусина
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(257) "Конспект урока на тему "Страны Европы. Общая характеристика региона, его состав. Населения. Характеристика хозяйства стран Западной Европы""
["seo_title"] => string(138) "konspiekturokanatiemustranyievropyobshchaiakharaktieristikarieghionaieghosostavnasielieniiakharaktieristikakhoziaistvastranzapadnoiievropy"
["file_id"] => string(6) "303199"
["category_seo"] => string(10) "geografiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1457455282"
}
}