Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии на тему: «Азотная кислота»»
КОММУНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 31 ГОРОДА ЕНАКИЕВО»
Открытый урок по химии
на тему:
«Азотная кислота»
Подготовила
Н.В. Колесниченко
2016 - 2017
Цель: : изучить строение и свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами, рассмотреть способы получения и применение азотной кислоты
Задачи: сформировать умение записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты, сформировать умение применять полученные знания на практике и оценивать результат выполненных действий.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный; словесный (рассказ, эвристическая беседа); наглядные (презентация,); работа с книгой.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Содержание и ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний, умений, навыков.
Фронтальный опрос.
Блиц – опрос.
1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 –
2.Общее число электронов у атома азота –
3. Число протонов в атоме азота –
4.Атомная масса атома азота -
5.колличество электронов на внешнем уровне у атома азота –
6. степень окисления у азота в оксиде азота двухвалентного -
7. Степень окисления азота в аммиаке –
6. количество энергетических уровней у атома азота –
7.степень окисления у азота в оксиде азота трехвалентного –
8.продукт взаимодействия аммиака и воды –
9. степень окисления азота в оксиде азота пятивалентного –
10.степень окисления азота в азотной кислоте –
Проверка Д\З, взаимопроверка
Тест на тему Азот и ее соединения.
I вариант
1.В каком году был открыт азот
А) 1777 В) 1772 С) 1672 Д) 1767
2. В воздухе содержится азота
А)20% В) 78% С)21% Д) 87%
3. Нитраты натрия, калия, кальция и аммония называют
– Мы продолжаем изучать соединения азота. И сегодня объектом нашего внимания будет необыкновенная особа (показать в колбе раствор азотной кислоты), которая появилась в поглотительной башне. Её папа Оксид азота (IY) был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её Вода. Союз газа и воды привёл к появлению нашей незнакомки, которую назвали (ответ учащихся).
Вот с этой кислотой, которую во времена Петра I называли «крепкой водкой» мы и познакомимся. Для этого нам понадобится лист ответов. Внимательно рассмотрите его и скажите, что мы узнаем на уроке?
-Скажите, о чём мы сегодня будем говорить, рассматривая данную тему?
- О чём бы вы хотели узнать?
Учащиеся формулируют цель урока:
- Изучить характеристику азотной кислоты.
- Какие физические и химические свойства характерны для азотной кислоты.
- Какую цель можно поставить?
Цель:
- Изучить характеристику, свойства азотной кислоты
Шкала: Что я знаю о азотной кислоте? Учащиеся стикерами отмечают на шкале уровень свих знаний по теме урока.
Работая в паре, дайте характеристику азотной кислоты по предложенному плану “Характеристика азотной кислоты”: работа с текстом учебника
химическая формула:
по наличию кислорода:
по основности (по количеству атомов водорода):
по растворимости в воде:
по степени электролитической диссоциации:
Давайте обсудим полученные результаты.
Чтобы иметь более полное представление об азотной кислоте, мы изучим “Физические свойства HNO3”.
Прослушайте отрывок из сказки, которую написала ваша одноклассница, и сделайте записи в листах ответов по плану:
* агрегатное состояние:
* цвет:
* плотность:
* температура кипения:
* особенные свойства.
Будьте внимательны.
“Что-то в ней было таинственное, магическое. Все утверждали, что она горячая,сильная, властная, бесцветная жидкостьс плотностью 1,5г/см3. Она легко выходит из себя и закипает всего лишь при 860 С. Если её массовая доля в растворе была близка к единице, то она дымилась на воздухе, купаясь в “лисьих хвостах”. Но это было редко, так как чистая 100%-ная HNO3малоустойчива и родители выпускали её из дома только 56%-ную, называя при этом концентрированной. При желании она может исчезать, растворившись в воде, оставив изумленного собеседника по поводу такого окончания разговора. Вот что мне удалось узнать о характере этой незнакомки”. А вам? (Сказку читает Скомкина Дарья)
Учащиеся фиксируют услышанное в листах ответов по плану.
Проверяем ответы по слайду. Если все верно, в листе ответа 1 балл.
агрегатное состояние:горячая,сильная, жидкость
цвет:бесцветная
плотность:плотностью 1,5г/см3
температура кипения: 860 С
особенные свойства: малоустойчива, 56% - концентрированная, растворяется в воде
Физические свойства.
Азотная кислота – одноосновная сильная кислота, бесцветная жидкость с резким раздражающим запахом. Азотную кислоту с концентрацией 97 -99% называют дымящей, с концентрацией 58 – 60% - концентрированной. Плотность азотной кислоты 1,4 г/см3. Азотная кислота – сильный окислитель. Дымящая азотная кислота способна поджечь скипидар, другие органические вещества.
Азо́тная кислота́ (HNO3), — сильная одноосновная кислота. Твёрдая азотная кислота образует две кристаллические модификации с моноклинной и ромбической решётками.
Азотная кислота смешивается с водой в любых соотношениях. В водных растворах она практически полностью диссоциирует на ионы.
Производство азотной кислоты в промышленности
Современный способ её производства основан на каталитическом окислении синтетического аммиака на платинородиевых катализаторах (процесс Оствальда) до смеси оксидов азота (нитрозных газов), с дальнейшим поглощением их водой
4NH3 + 5O2 (Pt) → 4NO + 6H2O
2NO + O2 → 2NO2
4NO2 + O2 + 2H2O → 4HNO3.
В лаборатории :
NaNO3(ТВ.)+H2SO4(КОНЦ)=NaHSO4 + HNO3↑
Химические свойства.
а) Общие свойства
1. Диссоциация
HNO3 = H+ + NO3-
2. Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами
2HNO3 + BaO = Ba(NO3)3 + H2O
3. Взаимодействие с основаниями
HNO3 + NaOH = NaNO3+ H2O
4. Взаимодействие с солями
2HNO3 + K2CO3= 2KNO3 + H2O + CO2
б) Специфические свойства
1. Взаимодействие с металлами:
2. Разложение на свету или при нагревании
4HNO3 = 4NO2+ O2 + 2H2O
Деление на группы: по цветам – красный, зеленый, синий, желтый.
Работа в группах
группа – взаимодействие металлов с азотной кислотой
группа – взаимодействие оксида металлов с азотной кислотой
группа - взаимодействие гидроксидов металлов с азотной кислотой
группа - специфические свойства азотной кислоты (реакция концентрированной азотной кислоты с медью)
Записывают на листах ответов уравнения реакций, расчет на 1-4, защита работы в группе метод «Джексо»
каждый выступающий ставит себе в лист ответа 1 балл за проделанную работу
если ответ «ДА» 1 хлопок, если «НЕТ» нет хлопка
азотная кислота находится в жидком агрегатном состоянии
степень окисления азота в азотной кислоте +4
азотная кислота хорошо растворяется в воде
разбавленная азотная кислота реагирует с золотом
при взаимодействии концентрированной азотной с медью выделяется оксид азота 4
азотная кислота по степени диссоциации сильная кислота
проверяем ответы по слайду (самопроверка)
если учащиеся все ответили верно, в лист ответа 7 баллов
1-да
2-нет
3-да
4-нет
5-да
6-да
7-да
Работа в паре: решить задачу - решите задачу:
В столовой свекле содержится в среднем 1200 мг нитрат-ионов на 1 кг. При очистке свеклы теряется 10% нитратов, а при варке – еще 40%. Будет ли превышена суточная норма потребления нитратов (325 мг), если ежедневно съедать по 200 г вареной свеклы?
Ответ: нет, в 200 граммах содержится 120 мг нитрат – ионов.
За правильный ответ 1 балл
самостоятельная работа: тест
*Азотная кислота по количеству атомов водорода является…
А)одноосновной
В)двухосновной
С)трёхосновной
Д)четырёхосновной.
2. *Концентрированная азотная кислота содержит в растворе…
А)100%
В)88%
С)56%
Д)36%.
3. *Азотная кислота представляет собой жидкость…
А)бесцветную
В)мутную
С)прозрачную
Д)никакую.
4. *По степени электролитической диссоциации азотная кислота…
А)сильная
В)слабая
С)очень слабая
В)средняя.
5. *Химическая формула азотной кислоты…
А) HNO2
В) H2NO
С) HNO3
Д) H2NO3
6.* С каким металлом концентрированная азотная кислота восстанавливается до оксида азота (IV)?
А) Fe
В) Ca
С) Cu
Д) K
7.** Среда в растворе соли КNO3
А) кислая
В) нейтральная;
С) щелочная.
Д)слабокислая
8. **Взаимодействию концентрированной азотной кислоты с медью отвечает реакция
А) Cu + HNO3 ……..Cu(NO3)2 + NO + H2O;
В) Cu + HNO3………Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
С) Cu + HNO3 ……..Cu (NO3)2 + H2;
Д) Cu + HNO3 ……Cu(NO3)2 + N2 + H2O.
9. **Укажите число ионов в сокращенном ионном уравнении взаимодействия сульфата натрия и нитрата серебра:
А) 1
В) 2
С) 3
Д) 4
10. ***Масса соли, полученной при взаимодействии 6,4 г меди и концентрированной азотной кислотой