=v
Тема: КИСЛОТЫ
(химия 8 класс, учебник О.С.Габриелян)
Цели: 1)Сформировать понятия о кислотах.
2)Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот.
3) Познакомить учащихся с важнейшими неорганическими кислотами.
Задачи: Образовательные - формирование новых понятий «кислота», «кислотный остаток»; одноосновные, двухосновные и многоосновные кислоты; кислородосодержащие и бескислородные кислоты.
Воспитательные - воспитание собранности, сосредоточенности,
Развивающие - развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать; составлять формулы оксидов, соответствующих кислотам; определять заряд иона кислотного остатка.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично- поисковый, словесный, проблемный.
Оборудование и вещества: пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, индикаторы ( лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый). Аскорбиновая кислота. Таблица «Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды», инструкция «Техника безопасности при работе с кислотами». Учебник О.С. Габриелян Химия 8 класс.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Актуализация знаний учащихся
Фронтальный опрос.
1. Что называется оксидами?
Какие вещества называют основаниями?
С какими летучими водородными соединениями вы знакомы?
2.Составить формулы оксидов натрия, магния, железа(III), азота(V).
3.Составить химические формулы оснований для железа(II), натрия, алюминия, кальция и назовите их.
4.Остальным ребятам, я предлагаю выполнить следующее задание: выписать в два столбика формулы следующих оксидов и оснований:
Отвечают на вопросы учителя
Учащиеся работают у доски, составляют формулы веществ.
Учащиеся выполняют задание, проверяют правильность выполнения задания.
Изучение новой темы.
Предлагаю вам лимон,
Кто-то скажет: «Кислый он».
Так ведь это неспроста
В нем содержится Кислота.
Итак, вы, наверное, уже догадались тема нашего урока «Кислоты», запишем в тетрадях тему урока.
Знакомит учащихся с основными задачами урока.
Для того,
чтобы найти ответы на все эти вопросы, я предлагаю вам, отправится в путешествие по стране кислот. Итак, в путь!
Первая остановка - «Историческая»
Вторая остановка «Дегустационная».
В химической лаборатории ничего нельзя пробовать на вкус.
Это грубейшее нарушение правила техники безопасности. Но сегодня перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, ее (в виде исключения) можно попробовать. Кроме того, вспомните вкус лимона, кефира, уксуса. Все кислоты кислые на вкус. Исключение салициловая кислота - сладкая, никотиновая - горькая.
Третья остановка - »Правила техники безопасности».
Запомни:
Сначала - вода,
Затем – кислота-
Иначе случится беда!
Записывают тему урока
Дежурный по станции рассказывает историю открытия важнейших кислот
Учащиеся слушают, обсуждают, записывают общий вывод.
Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами».
Четвертая станция - «Индикаторная»
не следует пробовать все вещества на вкус. Для определения кислот существуют специальные вещества указатели- индикаторы. Слово дежурному по станции.
Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменения окраски индикаторов в кислотах. При работе с кислотами надо соблюдать осторожность, при попадании кислоты на кожу ее необходимо смыть большим количеством воды. Итак, приступаем.
? Как можно определить растворы кислот среди других веществ?
?Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?
?Как изменили метиловый оранжевый и лакмус в лимонной кислоте и соляной кислоте свою окраску?
На основании опытов сделаем вывод: независимо от кислоты индикаторы одинаково изменяют свой цвет. Отсюда следует, что все кислоты обладают одинаковыми свойствами. От чего это зависит? Для этого нам необходимо изучить их состав.
Для этого мы отправляемся дальше в путь, следующая станция -»Информационная».Прочитайте формулы кислот(слайд № ).
?Какой элемент входит в состав всех кислот?
? На каком месте стоит атом водорода?
- Прочитайте кислотные остатки.
? Отличаются ли кислотные остатки разных кислот? Следовательно, специфические свойства кислот связаны с разными кислотными остатками.
Классификация кислот (слайд № )
?Какие бывают кислоты по основности?
?Какие бывают кислоты по наличию и отсутствию кислорода?
Определение степени окисления х.э. и заряда ионов в кислотах.
Объясняет определение заряда ионов кислотных остатков.
Номенклатура кислот. Бескислородные кислоты называют с конца молекулы, соединяя название последнего элемента через соединительную гласную О со словом водородная, и добавляем название класса соединения - кислота.
Название кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы.
Краткая информация (учащегося) об истории открытия индикаторов
Учащиеся проводят лабораторный опыт по инструкции. Обсуждение результатов опыта, формулирование выводов.
Ответы учащихся.
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы.
Учащиеся записывают в тетрадь определение кислот.
Кислоты -это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатк
Учебник стр.104, 1-ый абзац (находят название признака «основность»
Учебник стр.102, 2-ой абзац (находят определение «кислородосодержащих» и «бескислородных «кислот
Записывают схему классификации в тетрадь.
Определяют с.о. химических элементов в серной и азотной кислотах.
Учащиеся делают записи в тетради.
Учащиеся называют кислоты (слайд № )
Учащиеся называют кислоты (слайд №)
Следующая станция »Интересная информация»
Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу, и нам нужно возвращаться.
Краткие сообщения учащихся о кислотах. (слайд № )
Закрепление знаний и умений
Итак, мы познакомились еще с одним классом соединений кислотами. Давайте запишем домашнее задание и проверим, как мы усвоили новый материала
Учащиеся записывают домашнее задание и выполняют тестовые задания.
Приложение Сообщения учащихся.
Кислоты в пище и лекарствах.
Немало кислот содержится в нашей пище и лекарствах. Фрукты, овощи, молочные продукты, соусы, приправы ежедневно поставляют нам целый «букет» кислот: яблочную, масляную, щавелевую, лимонную, миндальную, молочную, винную, кофейную, уксусную, аскорбиновую, камфорную, валериановую и др. даже синильная кислота, которая считается сильнейшим ядом, знакома каждому, кто разбивал косточки слив, вишен или миндаля и лакомился их ядрышками. Нитрил миндальной кислоты, содержащийся в ядрышках, взаимодействует со слюной при длительном жевании и образует синильную кислоту. Количество ее мизерно, но ощутить вкус и запах (запах горького миндаля) можно. Так что ядрышками не следует увлекаться, особенно если они взяты из недозрелых плодов или прошлогодних компотов.
Кислоты в природе.
Но не только дома мы сталкиваемся с кислотами. Если летом в лесу присесть вблизи муравейника, то надолго запомнятся укусы его обитателей. Муравей не просто кусает, он впрыскивает в ранку яд, содержащий изрядное количество муравьиной кислоты. Ядовитая железа, например, рыжего муравья содержит до 70% этой кислоты. Из-за муравьиной кислоты происходит жжение кожи от крапивы, некоторых гусениц. Тропический паук педипальпида, спасаясь от своих врагов, стреляет в них струйкой жидкости, состоящей на 84% из уксусной кислоты. Некоторые жуки для самообороны выстреливают парами серной кислоты.
Ботаникам известно более 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие в межвидовой борьбе.
Роль кислот в организме человека.
Очень важна и разнообразна роль кислот в человеческом организме. Аскорбиновая, фолиевая, оротовая, пангамовая, никотиновая и другие кислоты являются витаминами. Фосфорная кислота в виде своих кальциевых, магниевых, стронциевых солей - основной конструкционный материал костей, зубов, ногтей. Аминокислоты, соединяясь друг с другом в самых причудливых сочетаниях, образуют великое множество белков. А из них, в свою очередь, строятся почти все ткани нашего организма. В продуктах обмена у человека обнаруживается молочная, лимонная, яблочная, янтарная, уксусная и многие другие кислоты.
В желудке соляная кислота активирует фермент, разлагающий чужие белки, попавшие с пищей, на составные части. Из этих частей наши клетки потом конструируют свои белки, нужные именно нашему организму.
Соляная кислота оказывает сильное бактерицидное действие: большинство бактерий, попавших в желудок с пищей, погибают под действием соляной кислоты.
Открытие индикаторов. Постепенно химики научились распознавать кислоты. Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И.Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р.Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветками разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей - синим. После некоторых раздумий эти вещеста Р.Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели».эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот и оснований.
Лабораторный опыт.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:
Форма работы: парная.
Время работы –3-5 минут.
Задание:
Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах.
Оборудование и реактивы:
3пробирки с соляной и 3пробирки с лимонной кислотами, лакмус, жидкие фенолфталеин и метилоранж.
Проведение опыта и оформление результатов:
1)В пробирки с соляной кислотой добавьте по1 –2 капли (в 1-ую-лакмуса,во 2- ую фенолфталеина, в 3-ю метилоранжа).Перемешайте стеклянной палочкой.
Результаты наблюдений запишите в таблицу.
2) Повторите опыты, описанные выше в с лимонной кислотой. Результаты наблюдений запишите в таблицу.
ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ
Индикатор
Окраска индикатора в воде
Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl)
Окраска индикатора в лимонной кислоте
Лакмус
Фиолетовая
Фенолфталеин
Бесцветная
Метилоранж
Оранжевая